Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Дорониной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Фролова Олега Анатольевича на решение Черемушкинского районного суда адрес от 31 мая 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований Фролова Олега Анатольевича к Черемушкинской межрайонной прокуратуре адрес, прокуратуре адрес, прокуратуре адрес об оспаривании действий (бездействия), обязании осуществить действия, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, отказать",
УСТАНОВИЛА:
Фролов О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Черемушкинской межрайонной прокуратуре адрес, Прокуратуре адрес, Прокуратуре адрес, в котором просил признать незаконным уклонение Черемушкинской межрайонной прокуратуры адрес от проведения проверки по заявлению фио о незаконных действиях должностных лиц ГБУЗ "ДГП N81 адрес Москвы, незаконном медицинском вмешательстве, осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), признать незаконными действия Черемушкинской межрайонной прокуратуры адрес по умышленному сокрытию незаконных действий (бездействия) сотрудников ГБУЗ "ДТП N81 адрес Москвы, выразившихся в официальных ответах, содержащих незаконные, необоснованные и немотивированные отписки и пересылке заявления в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются, признать факт нарушения Черемушкинской межрайонной прокуратурой адрес порядка и сроков рассмотрения обращения в соответствии с требованиями УПК РФ о сообщении о преступлениях, обязать Черемушкинскую межрайонную прокуратуру адрес устранить допущенные нарушения и принять меры по проведению проверки и привлечению к административной и уголовной ответственности должностных лиц ГБУЗ "ДГП N81 адрес Москвы по фактам нарушений и преступлений, изложенных в жалобах и заявлениях фио, взыскать с прокуратуры адрес расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма, а также компенсацию в размере сумма, мотивируя свои требования тем, что 18 января 2022 года Фроловым О.А. поданы заявления N 126 и N 127 о незаконных действиях должностных лиц ГБУЗ "ДГП N81 адрес Москвы. 20 января 2022 года административным истцом подано заявление N 131 о незаконных действиях должностных лиц ГБУЗ "ДГП N81 ДЗМ" адрес, незаконном медицинском вмешательстве в отношении его несовершеннолетних детей, осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и
условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В связи с отсутствием ответов на обращения истца, а также ввиду повторных незаконных действий должностных лиц ГБУЗ "ДТП N81 ДЗМ" адрес, 14 марта 2022 года истцом подано заявление о преступлении N156, а также жалоба N157 на бездействие должностных лиц прокуратуры РФ. 01 апреля 2022 года на адрес электронной почты административного истца поступили однотипные ответы, согласно которым обращение фио направлено для рассмотрения в Департамент здравоохранения адрес. С полученными ответами административный истец не согласен, поскольку полагает, что действия межрайонного прокурора являются незаконными, противоречащими Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", должностные лица Черемушкинской межрайонной прокуратуры адрес уклонились от выполнения своих функциональных обязанностей возложенных на них законодательством Российской Федерации по защите прав и законных интересов граждан Российской Федерации, проведения проверки и надзора за исполнения законов, направив заявление истца о преступлении, а также жалобы в адрес организации и должностного лица, действия которой обжалуются, а именно в Департамент здравоохранения адрес, структурным подразделением которого является ГБУЗ "ДТП N81 адрес Москвы, при этом, как указывает Фролов О.А. Черемушкинской межрайонной прокуратурой адрес по его обращениям проверка не проводилась, никаких процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, не принималось, что является нарушением ст. 144 УПК РФ, кроме того, не соблюден срок рассмотрения его обращений, что в свою очередь привело к нарушению прав и законных интересов фио, гарантированных действующим законодательством Российской Федерации.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административных ответчиков - прокурора фио, представителя заинтересованного лица ГБУЗ "ДГП N81 ДЗМ адрес" - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Черемушкинского районного суда адрес от 31 мая 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции, Фроловым О.А. поданы заявления N126, 127 в Генеральную прокуратуру РФ, Председателю Следственного комитета РФ на незаконные действия должностных лиц ГБУЗ "ДГП N81 ДЗМ" адрес, незаконном медицинском вмешательстве в отношении несовершеннолетних детей фио - фио и фио, осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Фроловым О.А. подано заявление N 131 в Генеральную прокуратуру РФ, Председателю Следственного комитета РФ на незаконные действия должностных лиц ГБУЗ "ДГП N81 ДЗМ" адрес, незаконном медицинском вмешательстве в отношении несовершеннолетних детей фио - фио и фио, осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Фроловым О.А. подана жалоба N 157 в Генеральную прокуратуру РФ, Председателю Следственного комитета РФ на действия (бездействия) должностных лиц органа.
Также Фроловым О.А. подано заявление N 156 в Генеральную прокуратуру РФ, Председателю Следственного комитета РФ о преступлении совершенном должностными лицами ГБУЗ "ДГП N 81 ДЗМ".
В дальнейшем данные заявления (жалобы) перенаправлены в Черемушкинскую межрайонную прокуратуру адрес:
Обращение Фролова О.А, которое обозначено им за N 126, поступило в Черемушкинскую межрайонную прокуратуру 09 марта 2022 года. На данное обращение административному истцу предоставлен и направлен ответ от 18 марта 2022 года.
Обращение Фролова О.А. N127 поступило в Черемушкинскую межрайонную прокуратуру 09 марта 2022 года. На данное обращение административному истцу предоставлен и направлен ответ от 18 марта 2022 года.
Обращение Фролова О.А. N131 поступило в Черемушкинскую межрайонную прокуратуру 04 марта 2022 года. На данное обращение административному истцу предоставлен и направлен ответ от 09 марта 2022 года.
Обращение Фролова О.А. N156 поступило в Черемушкинскую межрайонную прокуратуру 15 апреля 2022 года. На данное обращение административному истцу предоставлен и направлен ответ от 18 апреля 2022 года.
Обращение Фролова О.А. за N 157 поступило в Черемушкинскую межрайонную прокуратуру 25 апреля 2022 года. На данное обращение истцу предоставлен и направлен ответ от 27 апреля 2022 года.
Разрешая заявленные административным истцом требования по существу, суд первой инстанции, учитывая, что Черемушкинской межрайонной прокуратурой адрес Фролову О.А. были предоставлены ответы на неоднократные заявления (жалобы), заявления, в которых административный истец оспаривал действия должностных лиц ГБУЗ "ДГП N 81 ДЗМ", и исходя из того, что данные заявления правомерно были направлены по принадлежности в Департамент здравоохранения адрес, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований фио не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует, оснований полагать оспариваемые действия (бездействия) незаконными и нарушающими права административного истца не имеется.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона, гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьей 10 которого предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.
Согласно статье 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.
Порядок рассмотрения обращений граждан в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и ее структурные подразделения регламентирован Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция от 30 января 2013 года N 45.
Согласно пункту 3.1 Инструкции от 30 января 2013 года N 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно пункту 3.5 Инструкции N 45 обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Принимая во внимание, что обращения административного истца рассмотрены Черемушкинской межрайонной прокуратурой адрес в рамках компетенции государственного органа в установленный законом срок, достоверно установив, что после изучения доводов обращений они были перенаправлены для рассмотрения в Департамент здравоохранения адрес, поскольку указанная необходимость следовала из содержания обращений фио, при этом административный истец был уведомлен о перенаправлении его обращений в указанную организацию, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований фио к Черемушкинской межрайонной прокуратуре адрес, Прокуратуре адрес, Прокуратуре адрес не имеется, поскольку права и законные интересы административного истца действиями (бездействием), решениями административных ответчиков не нарушены.
Несогласие административного истца с содержанием полученных ответов на обращения и непринятием мер прокурорского реагирования само по себе об их незаконности и необоснованности не свидетельствует, на ненадлежащее и необъективное рассмотрение обращения не указывает, поскольку обращение считается рассмотренным надлежащим образом не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы. Органы прокуратуры самостоятельно определяют способ изложения ответа на поступившие обращения. В свою очередь суд не вправе вмешиваться в их полномочия, обязывая принять по итогам рассмотрения обращения то или иное конкретное по содержанию решение, которое, по мнению заявителей, представляется им соответствующим положениям Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда адрес от 31 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 27 сентября 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.