Судья Московского городского суда фио, с участием защитников фио, фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "АПФ "Кутузово" Новикова Д.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 330/7 от 29.07.2020 г. и решение судьи Симоновского районного суда адрес от 29.08.2022 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении ООО "АПФ "Кутузово",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 330/7 от 29.07.2020 г. ООО "АПФ "Кутузово" (далее так же - Общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица защитник ООО "АПФ "Кутузово" фио обратилась с жалобой в Солнечногорский городской суд адрес, решением судьи которого 30.06.2021 г. данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, защитник ООО "АПФ "Кутузово" фио обратилась с жалобой в Московский областной суд, решением судьи которого от 08.02.2021 г. решение судьи Солнечногорского городского суда адрес отменено, дело направлено по подведомственности в Симоновский районный суд адрес.
Решением судьи Симоновского районного суда адрес от 29.08.2022 г. постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 330/7 от 29.07.2020 г. изменено в части наложения административного штрафа, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "АПФ "Кутузово" Новиков Д.В. просит отменить решение судьи Симоновского районного суда адрес и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что при составлении плановых (рейдовых) заданий были допущены нарушения, поскольку в них отсутствует информация об основаниях проведения планового (рейдового) осмотра, о наличии полномочий на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования, а так же сведения об удостоверении должностных лиц; в плановых (рейдовых) заданиях указано, что мероприятия по контролю проводились исключительно в городском адрес без указания конкретных координат, опорных точек и иных указателей; в деле отсутствует отчет о выполнении планового (рейдового) задания; допущены нарушения при оформлении результатов плановых (рейдовых) осмотров, в актах осмотра отсутствует дата, номер приказа руководителя органа государственного экологического надзора, учреждения об утверждении планового (рейдового) задания, основания проведения планового (рейдового) осмотра, обследования, время составления акта; в актах отсутствуют сведения о средствах измерения и о результатах их проверки; обследование земельных участков проводилось неуполномоченными лицами; акты обследования от 6.02.2020 г..и от 28.02.2020 г..являются ненадлежащими доказательствами виновности Общества; ООО "АПФ "Кутузово" производило земляные работы по благоустройству и вертикальной планировке земельного участка на основании Ордера от 26.12.2019 г, указанные работы не привели к тяжким последствиям, что свидетельствует о малозначительности деяния; ущерб водным биологическим ресурсам является незначительным, что характеризует деяние в виде земляных работ при благоустройстве и вертикальной планировке земельного участка, как малозначительное; ООО "АПФ "Кутузово" дважды привлекается к ответственности за одно и то же административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, в связи с чем, производство
по делу подлежит прекращению.
Защитники ООО "АПФ "Кутузово" фио и фио в судебном заседании поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, наступает за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Порядок согласования деятельности, оказывающей влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания, определен Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N52-ФЗ "О животном мире" предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Согласно ч. 2 ст. 55 адрес Кодекса Российской Федерации, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 60 адрес Кодекса Российской Федерации, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно ч. 1 и ч.2 ст. 65 адрес кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу ч. 4 ст. 65 адрес Кодекса Российской Федерации, ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров, от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров, от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, ООО "АПФ "Кутузово" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070603:2175, 50:09:0070603:2177, 50:09:0070603:770.
ООО "АПФ "Кутузово" выдан ордер на право производства земляных работ на земельных участках с вышеуказанными кадастровыми номерами.
06 февраля 2020 г, с 10 часов 40 минут по 11 часов 40 минут, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, на участке водотока реки Горетовка, протекающего вблизи земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070603:2175, 50:09:0070603:2177, 50:09:0070603:770, расположенных вблизи адрес г. адрес, установлено, что собственником указанных земельных адрес "АПФ "Кутузово", без согласования (когда такое согласование является обязательным) с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, осуществило вертикальную планировку указанных земельных участков.
Река Горетовка имеет протяженность около 27 км, следовательно, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 65 адрес Кодекса РФ, водоохранная зона реки Горетовка устанавливается в размере 100 метров.
Указанные действия ООО "АПФ "Кутузово" квалифицированы по ч.ч. 1, 2 ст. 8.42 КоАП РФ.
Факт указанных административных правонарушений и вина ООО "АПФ "Кутузово" в его совершении подтверждаются добытыми по делу и исследованными судьей районного суда доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: плановым (рейдовым) заданием N 47 от 3.02.2020 г.; актом обследования акватории водного объекта рыбохозяйственного значения и планового (рейдового) осмотра его водоохранной зоны от 6.02.2020 г.; картой-схемой к акту обследования реки Горетовка, вблизи д. адрес адрес фото-материалами; ордером на право производства земляных работ; уведомлениями об отказе в выдаче ордеров на земляные работы, об отказе в продлении ордера на земляные работы; заявлением о выдаче ордера на земляные работы; рыбохозяйственной характеристикой реки Горетовка вблизи адрес г. адрес выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "АПФ "Кутузово"; протоколом об административном правонарушении от 19.03.2020 г, содержащим обстоятельства правонарушения, и иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, полно, объективно и всесторонне исследовали все имеющиеся по делу доказательства и, дав им надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "АПФ "Кутузово" составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии событий административных правонарушений и доказанности вины общества в их совершении.
Доводы жалобы о нарушениях, допущенных при составлении плановых (рейдовых) заданий и при оформлении результатов плановых (рейдовых) осмотров, проверены судьей районного суда и обоснованно отклонены, как несостоятельные по основаниям, подробно приведенным в обжалуемом решении.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
С татьей 13.2 того же Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической адрес, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической адрес, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий; порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
Таким образом, плановые (рейдовые) осмотры не являются проверкой юридического лица по смыслу Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из материалов настоящего дела усматривается, что в отношении ООО "АПФ "Кутузово" на основании планового (рейдового) задания руководителя отдела проводилось плановое рейдовое мероприятие по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами законодательства РФ в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, не являющееся проверкой, при его проведении взаимодействие с ООО "АПФ "Кутузово" не осуществлялось, на юридическое лицо не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что в отношении Общества проверка, порядок проведения которых регулируется Федеральным закон ом от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не проводилась, указанный Федеральный закон в данном случае применению не подлежит, о проведении такого планового (рейдового) мероприятия должностные лица административного органа юридическое лицо не уведомляют, акт по результатам проверки не составляется.
Из совокупности имеющихся в деле доказательств следует, что на момент обследования акватории водного объекта рыбохозяйственного значения и планового (рейдового) осмотра его водоохранной зоны, проведенного на основании планового (рейдового) задания, факт правонарушений, допущенных ООО "АПФ "Кутузово", имел место, он был выявлен и зафиксирован в установленном порядке. Каких-либо нарушений требований закона при проведении обследования и оформлении его результатов не допущено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении N 1743-О-О от 21 ноября 2011 года, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Проявление последствий причинения вреда окружающей среде в силу своей природы не может иметь четко определенных ни временных, ни пространственных границ. Так, последствия причиненного окружающей среде вреда могут быть отдалены на несколько лет и распространяться на значительное географическое пространство.
Поскольку состав вменяемых Обществу административных правонарушений является формальным, вредом признается осуществление деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения предусмотренных законом мер по их сохранению, а так же без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, доводы жалобы о том, что ущерб водным биологическим ресурсам является незначительным, проводимые ООО "АПФ "Кутузово" земляные работы не привели к тяжким последствиям, являются несостоятельными.
Доводы жалобы о том, что ООО "АПФ "Кутузово" дважды привлекается к ответственности за одно и то же административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, своего объективного подтверждения не нашли и опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. Как следует из решения Симоновского районного суда адрес от 29.08.2022 г. по делу N 12-2242/2022 об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении ООО "АПФ "Кутузово", предметом проверки суда являлось постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 426/7 от 12.08.2020 г, вынесенное в отношении ООО "АПФ "Кутузово" по факту административных правонарушений, выявленных в ходе иного обследования, проведенного 28.02.2020 г. на иных земельных участках.
Предусмотренных законом оснований для прекращения производства по делу не имеется.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, ссылок на такие доказательств также не содержат доводы поданной жалобы, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у Общества имелась.
ООО "АПФ "Кутузово", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае Обществом сделано не было.
Доводы жалобы о малозначительности деяния несостоятельны.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью рассматривающего дело должностного лица, суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.48 ч.ч. 1, 2 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере общественных отношений, устанавливаемых в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания. Нарушение требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов создает непосредственную угрозу причинения вреда окружающей природной среде, в связи с чем, невыполнение данных требований указывает на высокую степень общественной опасности совершённых правонарушений. Таким образом, с учетом признаков объективной стороны данных административных правонарушений, существенно нарушающих охраняемые общественные отношения, оснований для признания правонарушений малозначительными не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, назначено Обществу в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 и ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 330/7 от 29.07.2020 г. и решение судьи Симоновского районного суда адрес от 29.08.2022 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении ООО "АПФ "Кутузово" оставить без изменения, жалобу защитника фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.