24 ноября 2008 г.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и распоряжением Администрации Ненецкого автономного округа от 16.09.2008 N 230-р "О разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств окружного бюджета" Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2009-2022 годы".
2. Управлению по связям с общественностью, международным и межрегиональным связям аппарата Администрации Ненецкого автономного округа направить настоящее постановление для официального опубликования.
Глава Администрации |
В.Н. Потапенко |
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2008 г. N 211 в программу настоящего постановления внесены изменения
Долгосрочная целевая программа
"Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа
при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2009-2022 годы"
(утв. постановлением Администрации Ненецкого автономного округа
от 1 октября 2008 г. N 159-п)
24 ноября 2008 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа
при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2009-2022 годы"
Наименование Программы |
долгосрочная целевая программа "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2009-2022 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Администрации Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2008 г. N 230-р |
Государственный заказчик Программы |
Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа |
Цель Программы |
государственная поддержка решения жилищной проблемы населения Ненецкого автономного округа |
Задачи Программы |
- предоставление участникам Программы социальных выплат при кредитовании на приобретение (строительство) жилья; - создание условий для привлечения дополнительных финансовых средств банков, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения (строительства) жилья и собственных средств участников Программы |
Целевые показатели Программы |
- количество семей, улучшивших жилищные условия, путем кредитования на приобретение (строительство) жилья с помощью государственный поддержки; - доля "молодых семей", улучшивших жилищные условия; - снижение затрат участников Программы по выплате процентной ставки, начисленной банком за пользование участниками Программы кредитными средствами |
Сроки реализации Программы |
2009-2022 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- предоставление социальных выплат участникам Программы на полную или частичную оплату первоначального взноса при кредитовании на приобретение (строительство) жилья; - предоставление социальных выплат участникам Программы на компенсацию части процентов, начисленных банком за пользование кредитом; - предоставление единовременных социальных выплат участникам программы на погашение части основного долга по кредиту в связи с рождением (усыновлением) ребенка |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования - 2423606,6 тыс. руб., в том числе средства окружного бюджета - 2423606,6 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы |
количество семей, улучшивших жилищные условия, путем кредитования на приобретение (строительство) жилья с помощью государственный поддержки - 1460 семей, в т. ч.: - доля "молодых семей" - 72,5% (1058 семей); - снижение затрат участников Программы по выплате процентной ставки, начисленной банком за пользование участниками Программы кредитными средствами с 12% до 7% |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа, Администрацией Ненецкого автономного округа |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Формирование системы жилищного кредитования, в том числе ипотечного, является одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики. Кредитование приобретения (строительства) жилья является механизмом, способным решить задачи огромной социальной важности: жилищную проблему, проблему финансирования капитального строительства, развития индивидуального жилищного строительства.
Жилье является дорогостоящим товаром длительного пользования. Его приобретение, как правило, не может производиться за счет текущих доходов потребителей или накоплений. Финансовые ресурсы кредитных организаций в настоящее время позволяют выдавать долгосрочные кредиты (сроком на 20 лет). Кредитование населения имеет высокую степень риска, что в свою очередь требует от кредитора или повышения процентной ставки за пользование кредитом, или введения дополнительных гарантий по возврату кредита. В настоящее время кредитные организации, осуществляющие свою деятельность на территории округа, предоставляют ипотечные жилищные кредиты с процентной ставкой не менее 12,5 процентов годовых. Приемлемой же для основной части населения процентной ставкой является процентная ставка не выше 7 процентов годовых.
Соотношение среднедушевых доходов населения Ненецкого автономного округа и средней рыночной стоимости жилья свидетельствует о невозможности единовременной оплаты не только полной, но и даже части стоимости приобретаемого жилья для подавляющей части населения. Следовательно, необходимо обеспечить долгосрочное кредитование населения для покупки жилья с одновременным оказанием различных видов социальной поддержки гражданам со средним уровнем доходов.
Данная Программа направлена на поддержку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, платежеспособных, имеющих постоянный источник доходов, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Действие Программы направлено также на оказание государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях закрепления положительных тенденций в развитии демографической ситуации, укрепления института семьи в Ненецком автономном округе.
Для целей Программы под молодой семьей понимается семья гражданина - участника Программы, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей. Возраст супругов, и одного молодого родителя, имеющего одного и более детей, исчисляется на момент подачи заявления.
Действие настоящей Программы распространяется на граждан, признанных участниками окружной целевой программы "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2004-2022 годы", а также граждан, подавших до 1 января 2009 года заявления об участии в окружной целевой программе.
Применительно к условиям Программы членами семьи гражданина признаются независимо от их места регистрации супруг (супруга), дети (несовершеннолетние, воспитанники учебных заведений, студенты и учащиеся дневных отделений учебных заведений в возрасте до 23 лет), лица, находящиеся под опекой (попечительством). Иные лица могут быть признаны членами семьи гражданина в судебном порядке.
II. Цели, задачи, сроки реализации Программы
Главной целью Программы является государственная поддержка решения жилищной проблемы населения Ненецкого автономного округа.
Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
- предоставление участникам Программы социальных выплат при кредитовании на приобретение (строительство) жилья
- создание условий для привлечения дополнительных финансовых средств банков, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения (строительства) жилья и собственных средств участников Программы Реализация
Срок реализации Программы 2009-2022 годы.
III. Перечень программных мероприятий
Государственным заказчиком Программы является Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа (далее - Государственный заказчик). В таблице 1 представлен перечень программных мероприятий, с указанием необходимого объема средств окружного бюджета для их реализации.
Таблица 1
Год реализации Программы |
Средства окружного бюджета на реализацию долгосрочной целевой программы Ненецкого автономного округа "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа на приобретение (строительство) жилья на 2009-2022 годы", тыс. руб. |
|||
Социальные выплаты |
Информирование населения, в т.ч. через СМИ |
Создание маневренного фонда |
Итого |
|
2009 |
287 553,8 |
5,0 |
3 000,0 |
290 558,8 |
2010 |
442 640,2 |
4,0 |
|
442 644,2 |
2011 |
518 168,9 |
4,0 |
|
518 172,9 |
2012 |
376 184,2 |
3,0 |
|
376 187,2 |
2013 |
164 060,0 |
1,2 |
|
164 061,2 |
2014 |
147 707,0 |
1,2 |
|
147 708,2 |
2015 |
129 745,5 |
1,2 |
|
129 746,7 |
2016 |
108 881,5 |
1,2 |
|
108 882,7 |
2017 |
86 233,0 |
1,2 |
|
86 234,2 |
2018 |
63 855,2 |
1,2 |
|
63 856,4 |
2019 |
43 218,8 |
1,2 |
|
43 220,0 |
2020 |
28 094,5 |
1,2 |
|
28 095,7 |
2021 |
15 903,2 |
4,2 |
|
15 907,4 |
2022 |
8 326,8 |
4,2 |
|
8 331,0 |
Всего за 2009-2022 годы |
2 420 572,6 |
34,0 |
3 000,0 |
2 423 606,6 |
IV. Механизм реализации Программы
Государственный заказчик Программы в целях реализации Программы осуществляет следующие функции:
- ведет учет граждан - участников Программы в соответствие с порядком, утвержденным Администрацией Ненецкого автономного округа;
- принимает в соответствие с порядком, утвержденным Администрацией Ненецкого автономного округа, решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) социальных выплат гражданам - участникам Программы;
- осуществляет финансирование Программы за счет средств окружного бюджета;
- обеспечивает целевое использование бюджетных средств;
- информирует население округа, в том числе через средства массовой информации, об условиях и порядке реализации Программы, проводит разъяснительную работу, информирует о ходе и итогах реализации Программы;
- обеспечивает создание маневренного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений гражданам - участникам Программы, у которых в случае взыскания задолженности по договорам ипотечного кредитования, изъято жилое помещение;
- представляет отчетность о ходе реализации Программы.
Меры социальной поддержки участникам Программы осуществляется за счет средств окружного бюджета в виде предоставления социальных выплат:
- на полную или частичную оплату первоначального взноса при кредитовании на приобретение у физических или юридических лиц жилых помещений, на долевое участие в строительстве жилых помещений или создание объектов индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для места постоянного проживания;
- на компенсацию части процентов, начисленных банком за пользование кредитом;
- на предоставление единовременной социальной выплаты для погашения части кредита в размере 250 тыс. рублей на каждого ребенка, родившегося (усыновленного) у гражданина - участника Программы в течение 10 лет с начала гашения кредита на приобретение (строительство) жилья, но не более суммы остатка по кредиту.
Участнику Программы и проживающим совместно с ним членам его семьи при неисполнении ими своих обязательств по договору ипотечного кредитования и обращении взыскания на заложенное жилье предоставляется для временного проживания другое жилое помещение из маневренного фонда.
Социальная поддержка граждан при кредитовании на приобретение (строительство) жилья осуществляется при соблюдении следующих условий.
Право на социальную поддержку в соответствии с настоящей Программой имеют граждане, постоянно проживающие в Ненецком автономном округе не менее 10 лет, платежеспособные и имеющие постоянный источник дохода. При этом граждане, ранее получившие жилищные субсидии для строительства (приобретения) жилья в климатически благоприятных регионах России или другие виды финансовой помощи, предоставленной за счет средств федерального, окружного и муниципальных бюджетов для приобретения (строительства) жилья, не могут быть участниками данной Программы.
Право на социальную поддержку в виде предоставления социальной выплаты за счет средств окружного бюджета на оплату первоначального взноса или его части и на частичную оплату процентов за пользование кредитом имеют граждане, относящиеся к одной из перечисленных категорий:
- обеспеченные площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;
- не имеющие жилья, в том числе проживающие на условиях поднайма или аренды;
- проживающие в жилом помещении, не соответствующем установленным санитарным или техническим требованиям, подтвержденным заключением соответствующих служб и комиссий и постановлением органов местного самоуправления;
- проживающие в квартирах (индивидуальных домах), занятых несколькими семьями;
- проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
- проживающие в служебном жилом помещении, независимо от его площади и благоустроенности;
- проживающие в однокомнатной квартире лица разного пола, кроме супругов, а также одинокие родители, воспитывающие детей, независимо от пола и возраста.
Граждане, самостоятельно ухудшившие свои жилищные условия, могут претендовать на участие в Программе только по истечении пяти лет с даты ухудшения жилищных условий.
Приобретение (строительство) жилья осуществляется участниками Программы на территории Ненецкого автономного округа.
Оказание поддержки из окружного бюджета и ее размер основываются и рассчитываются исходя из нормы общей площади жилого помещения, фактической стоимости одного квадратного метра общей площади жилья и размера среднедушевого дохода семьи. При этом фактическая стоимость одного квадратного метра не может превышать среднюю стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в городских и сельских поселениях Ненецкого автономного округа.
Норма общей площади жилого помещения составляет:
для одиноко проживающего - 33 кв. м;
для семьи численностью 2 человека - 42 кв. м;
для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Общая площадь приобретаемого (строящегося) жилого помещения не должна быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной по месту приобретения (строительства) жилья органом местного самоуправления.
Средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в городских и сельских поселениях определяется в соответствии с утвержденной Администрацией Ненецкого автономного округа методикой и утверждается постановлением Администрации Ненецкого автономного округа не позднее второго месяца полугодия.
Если фактическая стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемого (строящегося) жилья выше утвержденной средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, разница стоимостей оплачивается гражданином самостоятельно.
Если фактическая стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемого (строящегося) жилья менее утвержденной средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, размер социальных выплат определяется исходя из размера фактически приобретаемого жилья.
Размер среднедушевого дохода семьи, за исключением молодой семьи, желающей стать участником настоящей Программы, не может превышать четырехкратной величины прожиточного минимума, установленной по Ненецкому автономному округу в расчете на душу населения. Среднедушевой доход семьи рассчитывается за 12 полных календарных месяцев, предшествующих дате подачи заявления. Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи утверждается постановлением Администрации Ненецкого автономного округа.
Размер предоставляемых социальных выплат на полную или частичную оплату первоначального взноса и на компенсацию части процентов, начисленных банком за пользование кредитом, зависит от размера среднедушевого дохода семьи и срока пользования кредитом в следующем соотношении (таблица 2).
Таблица 2
Отношение размера среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму на душу населения, установленному по НАО |
Размер социальной выплаты на оплату первоначального взноса (в % от стоимости жилья) |
Размер социальных выплат на компенсацию части процентов, начисленных банком за пользование кредитом (в % от размера процентов) |
|||||
с 1-го по 5-й год |
6-й год |
7-й год |
8-й год |
9-й год |
10-й год |
||
до 2 |
30 |
90 |
80 |
70 |
60 |
50 |
40 |
от 2 до 2,5 |
25 |
75 |
65 |
55 |
45 |
35 |
25 |
от 2,5 до 3 |
20 |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
10 |
от 3 до 3,5 |
15 |
45 |
35 |
25 |
15 |
5 |
- |
от 3,5 по 4 |
10 |
30 |
20 |
10 |
- |
- |
- |
Социальные выплаты на полную или частичную оплату первоначального взноса предоставляются молодым семьям вне зависимости от размера среднедушевого дохода семьи в процентах от общей стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящей Программой, и составляют:
- 35% - для молодых семей, не имеющих детей;
- 40% - для молодых семей, имеющих одного ребенка;
- 45% - для молодых семей, имеющих двух детей;
- 50% - для молодых семей, имеющих трех и более детей.
Участникам Программы, начиная с 11-го года пользования кредитом, социальные выплаты на частичную оплату процентов за пользование кредитом и единовременные социальные выплаты на погашение части кредита в случае рождения (усыновления) ребенка у гражданина - участника Программы не предоставляются.
Участники Программы ежегодно проходят переаттестацию, при этом они предоставляют сведения о доходах всех членов семьи за 12 календарных месяцев, предшествующих переаттестации, для определения размера социальной выплаты на компенсацию части процентов, начисленных банком за пользование кредитом, на очередной год и справку о составе семьи. Первая переаттестация назначается на следующий год в месяц заключения кредитного договора, в последующие годы - в тот же календарный месяц.
Социальные выплаты на полную или частичную оплату первоначального взноса при кредитовании на приобретение у физических или юридических лиц жилых помещений, на долевое участие в строительстве жилых помещений или создание объектов индивидуального жилищного строительства, предоставляются участникам Программы по 2012 год включительно.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства окружного бюджета.
Объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета на период реализации с 2009 года по 2022 год составит 2 498 448 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета носит прогнозный характер, и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов окружного бюджета на очередной финансовый год.
Общий объем финансирования Программы с разбивкой по годам приведен в таблице 3.
Таблица 3
Год реализации Программы |
Общий объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета, тыс. руб. |
2009 |
290 558,8 |
2010 |
442 644,2 |
2011 |
518 172,9 |
2012 |
376 187,2 |
2013 |
164 061,2 |
2014 |
147 708,2 |
2015 |
129 746,7 |
2016 |
108 882,7 |
2017 |
86 234,2 |
2018 |
63 856,4 |
2019 |
43 220,0 |
2020 |
28 095,7 |
2021 |
15 907,4 |
2022 |
8 331,0 |
Итого за 2009-2022 г.г. |
2 423 606,6 |
VI. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы
Реализация Программы позволит улучшить жилищные условия не менее 1560 семьям, в том числе 1130 семьям, относящимся к категории "молодые семьи". Социальная поддержка участников Программы в виде предоставления социальных выплат на компенсацию части процентов, начисленных банком за пользование кредитными средствами, снизит затраты участников Программы по выплате процентной ставки с 12 до 7 процентов.
Меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам в рамках Программы, окажут существенное влияние на снижение социальной напряженности в сфере обеспечения населения округа жильем, на развитие рынков жилья. Реализация Программы придаст дополнительный импульс развитию индивидуального жилищного строительства, строительства многоквартирных домов, что в свою очередь скажется на улучшении финансового состояния строительных организаций в округе, а также привлечет на строительный рынок других застройщиков.
Оказываемая в рамках Программы поддержка в виде предоставления участникам Программы единовременных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка скажется положительно на улучшение демографической ситуации в округе. За период действия Программы предполагается рождение детей у 360 семей, участвующих в программе.
Целевые показатели реализации Программы приведены в таблице 4.
Таблица 4
Наименование целевых показателей Программы |
Значение показателей на начало действия Программы |
Значения показателей по окончанию каждого года реализации Программы |
Значения показателей по окончанию действия Программы |
|
1. Количество семей, улучшивших жилищные условия, путем кредитования на приобретение (строительство) жилья с помощью государственной поддержки |
477 |
В 2009 году не менее 220 семей, в 2010-2011 годах - не менее 310 семей ежегодно, в 2012 году не менее 150 семей |
1460 |
|
в том числе: | ||||
доля молодых семей, % |
69% |
с 2009 года по 2012 год 73% ежегодно |
72,5 |
|
2. Снижение затрат участников Программы по выплате процентной ставки за пользование кредитными средствами |
с 12% |
Среднее снижение - 5% |
до 7% |
VII. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Администрацией Ненецкого автономного округа в порядке, установленном законодательством, иными уполномоченными органами в пределах их компетенции.
Государственный заказчик Программы представляет в Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа отчет об использовании средств окружного бюджета по формам и в сроки установленные Администрацией Ненецкого автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 1 октября 2008 г. N 159-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2009-2022 годы"
Текст постановления опубликован в издании "Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа" от 2 октября 2008 г. N 37
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 9 сентября 2010 г. N 172-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 27 октября 2010 г. N 214-п
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2010 г. N 30-п
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2009 г. N 170-п
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 24 июня 2009 г. N 97-п
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2009 г. N 61-п
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 24 марта 2009 г. N 36-п
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2008 г. N 260-п
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2008 г. N 211-п