Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Сергеева С.С. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бунина В.В. на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 21 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 25 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N 11 по Волгоградской области о взыскании с Бунина В.В. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
начальник МИФНС России N 11 по Волгоградской области Конева Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Бунина В.В. пени, начисленной за неуплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, и пени, начисленной в связи с неуплатой налога на добавленную стоимость на товары(работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации на общую сумму 268 352 рубля 02 копейки.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 21 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 25 мая 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной Буниным В.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 30 июня 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 31 июля 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
По смыслу пунктов 1, 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и гл. 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Бунин В.В. в период с 11 июля 2012 года по 1 февраля 2017 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
МИФНС России N 11 по Волгоградской области проведена выездная налоговая проверка в отношении индивидуального предпринимателя Бунина В.В. по всем налогам и сборам за период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года, по результатам которой принято решение от 30 июня 2016 года о привлечении индивидуального предпринимателя Бунина В.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогам на общую сумму 7 288 638 рублей, в том числе: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, а также пени в связи с неисполнением обязательств по уплате названных налогов.
Буниным В.В. указанное решение обжаловано в УФНС по Волгоградской области. Решением УФНС по Волгоградской области от 25 августа 2016 года апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение вступило в законную силу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2017 года, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого апелляционного арбитражного суда от 14 апреля 2017 года, в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Бунина В.В. о признании недействительным решения МИФНС России N 11 по Волгоградской области от 30 июня 2016 года также отказано.
В связи с отсутствием добровольной оплаты задолженности в установленный налоговым законодательством срок в адрес должника направлялись требования об уплате сумм, доначисленных по результатам проведенной выездной налоговой проверки по решению от 30 июня 2016 года, а также применены меры принудительного взыскания задолженности по налоговым платежам, Красноармейским РОСП ГУФССП России по Волгоградской области в отношении Бунина В.В. возбуждены исполнительные производства.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 6 июля 2020 года в отношении Бунина В.В. вводилась процедура реструктуризации долгов, а требования МИФНС России N11 по Волгоградской области в размере 12 591 197 рублей 68 копеек включены в реестр кредиторов.
Определением суда от 25 сентября 2020 года производство по названному делу прекращено в связи с отсутствием у Бунина В.В. имущества, достаточного для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе и для выплаты вознаграждения арбитражному управляющему.
Таким образом, налоговым органом в установленный законодательством срок и в полном объеме приняты меры принудительного взыскания сумм недоимки, доначисленной по решению от 30 июня 2016 года.
В связи с неисполнением указанных обязательств инспекцией исчислены пени и налогоплательщику выставлено требование от 25 декабря 2021 года об уплате пени за период с 25 января 2019 года по 24 декабря 2021 года по НДФЛ и НДС в срок до 17 февраля 2022 года уплатить пени
Поскольку Буниным В.В. обязанность по уплате пени не исполнена, инспекция обратился к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 96 Красноармейского судебного района г. Волгограда 22 июня 2022 года вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по приведённым выше обязательным платежам и санкциям.
Определением мирового судьи от 8 августа 2022 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговым органом соблюдены сроки взыскания с административного ответчика пени. Право на начисление и взыскание пени по НДФЛ и НДС подтверждено материалами дела, в связи с чем положения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации соблюдены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 21 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 25 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 августа 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи С.С. Сергеев
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.