Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Богряковой Анны Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района города Оренбурга от 30 марта 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 7 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Богряковой Анны Владимировны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района города Оренбурга от 30 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 7 июня 2023 года, исполняющей обязанности директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Чкаловская" (далее - ООО "УК "Чкаловская", общество) Богрякова Анна Владимировна (далее - Богрякова А.В.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Богрякова А.В. ставит вопрос об отмене указанных постановления и решения, приводя доводы об их незаконности, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе осуществления помощником прокурора Ленинского района г..Оренбурга проверки соблюдения ООО "УК "Чкаловская" требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проведённой на основании решения заместителя прокурора Ленинского района г..Оренбурга о проведении проверки от 8 февраля 2023 года в период с 9 февраля 2023 года по 7 марта 2023 года, установлено, что Богрякова А.В, исполняя в период времени с 6 февраля 2023 года по 19 февраля 2023 года обязанности директора ООО "УК "Чкаловская", осуществляющего на основании лицензии N N и договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ года предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом "адрес", в нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов "б, г" пункта 10, подпунктов "а, г" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, допустила невыполнение нормативов по его содержанию, предусмотренных пунктами 2, 3, 9, 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, а также пунктов 3.4.1, 3.6.21, 3.6.22, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.3.1, 4.2.3.4, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, а именно не выполнена очистка от наледи входной группы в подъезде "адрес", по периметру многоквартирного дома не очищена отмостка от снега и наледи; допущено частичное разрушение облицовочного
и окрасочного слоя цоколя (главный фасад здания), ненадлежащее содержание стен многоквартирного дома, а именно: неисправность заполнения (разрушение заделки) вертикального деформационного шва наружной стены (дворовой фасад), допущено наличие трещины в кирпичной кладке наружной стены (подъезд N 3, дворовой фасад, 1-этаж); захламление подвального помещения строительным и бытовым мусором.
Согласно приказу N 3 от 20 января 2023 года на Богрякову А.В. возложено исполнение обязанностей директора ООО "УК "Чкаловская" на период с 6 февраля 2023 года по 19 февраля 2023 года.
Указанные нарушения отражены в справке N 19, составленной должностным лицом государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, принимавшим участие в проверке на основании письма прокуратуры Оренбургской области от 2 февраля 2023 года о направлении специалиста для участия в проверке, а также в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 3 марта 2023 года и послужили основанием для привлечения постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1-8); решением о проведении проверки (л.д. 12); справкой N 9пр (л.д. 14-15); фотоматериалом (л.д. 16-23); уставом (л.д. 25-39); и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии Богряковой А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Этот вывод соответствует положениям указанного Кодекса, Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Рассмотрение жалобы на постановление осуществлено в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку нормативно обязанность по очистке отмостки многоквартирного жилого дома от снега и наледи не предусмотрена.
Данный довод жалобы подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании нормы законы.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства;
В соответствии с пунктом 3.6.21 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170) участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотнённого снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленного после него и складироваться вместе со снегом.
Наличие снега на отмостке препятствует выполнению требований пункта 11 Правил N 491 которым определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Наличие решения государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 19 мая 2023 года, в котором указано, что очистка отмостки подлежит исключению из перечня нарушений обязательных требований, на что указывает заявитель, правового значения по настоящему делу не имеет, данное решение при проверки деятельности общества по управлению многоквартирным "адрес" не принималось, оно вынесено должностным лицом по иным обстоятельствам ("адрес").
Захламление подвального помещения строительным мусором по вине жителя данного многоквартирного жилого дома, на что обращает внимание податель жалобы, не свидетельствует об отсутствии в действиях Богряковой А.В. состава административного правонарушения, так как благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должны быть обеспечены именно управлением многоквартирным домом.
Заявитель в жалобе указывает на то, что эксплуатационные недостатки (трещины в облицовочном и окрасочном слое цоколя) были выявлены управляющей организацией самостоятельно при сезонных осмотрах, но поскольку по своему характеру они не несли угрозы условиям проживания граждан, было принято решение об их устранении в ходе капитального ремонта фасада, намеченного на 2023 год с контролем состояния, ООО "УК "Чкаловская" разработан план мероприятий по устранению недостатков и его выполнение.
Пунктом 2.3.7 Правил N 170 предусмотрено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Между тем необходимость проведения работ капитального характера само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию общего имущества дома в надлежащем состоянии.
Выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о том, что качеством услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома не соответствует требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, что является нарушением части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исполняющая обязанности директора ООО "УК "Чкаловская" Богрякова А.В. обоснованно, с учётом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы заявителя, собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что Богряковой А.В. предпринимательская деятельность по управлению многоквартирным домом осуществлялась с нарушением лицензионных требований.
Оснований для замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется. С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку нарушения не были выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора). Нарушения выявлены в ходе осуществления прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга надзора за соблюдением требований жилищного законодательства. В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 гола N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора.
Несогласие Богряковой А.В. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Богряковой А.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Богряковой А.В. с учётом положений статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок привлечения Богряковой А.В. к административной ответственности нарушен не был. Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района города Оренбурга от 30 марта 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 7 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Богряковой Анны Владимировны оставить без изменения, а жалобу Богряковой Анны Владимировны - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.