Московский городской суд
в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-6117/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новое созидание" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков",
УСТАНОВИЛ:
11 декабря 2013 года Правительством Москвы принято постановление N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", которое опубликовано 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N69, а также размещено 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее - Перечень).
Пунктами 1723, 1724, 1725, 1726, 1727, 1728 (введены Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2019 года N 500-ПП) в Перечень включены, соответственно, строения по адресу: город Москва, САО, ул. Смольная, д. 24г, стр. 6, 5, 4, 3, 2, и здание по адресу: город Москва, САО, ул. Смольная, д. 24г, стр. 1.
ООО "Новое созидание" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечня. Требования мотивированы тем, что организация является собственником спорных строений и здания, в судебном порядке в признании их самовольными постройками, освобождении от них земельного участка отказано.
Административный истец полагает, что в оспариваемой части Перечень противоречит гражданскому законодательству и нарушает законные интересы организации, препятствует реализации правомочий собственника.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, представитель административного ответчика просил в удовлетворении административного иска отказать по доводам письменного отзыва.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, извещено.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей административного истца и ответчика, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП принято в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На основании данных законоположений, а также с учетом пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", пунктов 2, 13 статьи 11, пункта 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" суд находит, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Как того требует статья 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы; последнее, в свою очередь, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, что свидетельствует о соблюдении процедуры принятия, введения в действие, опубликования и вступления нормативного правового акта в силу.
Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП регулирует отношения, связанные с самовольным строительством, которое представляет собой правонарушение земельного законодательства и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
В силу положений пункта 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Признаки самовольной постройки, то есть постройки, совершённой с нарушением установленных правовых норм, и последствия возведения такой постройки, включая обязанность по её сносу, закреплены в статье 222 ГК РФ.
При этом, из разъяснений, содержащихся в пунктах 23 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может являться единственным и достаточным основанием для сноса самовольной постройки в тех случаях, когда право собственности на такую постройку уже признано в установленном законом порядке. Наличие регистрации права собственности на строение не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Однако в таком случае следует установить обстоятельства, на основании которых постройка, право на которую признано в установленном законом порядке, не может быть сохранена, а ранее признанное право подлежит прекращению.
Основаниями для включения объекта в Перечень являются:
- создание объектов недвижимого имущества на земельных участках, не предоставленных (не отведённых) для целей строительства (реконструкции);
- создание объектов недвижимого имущества при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 2.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (приложение 1), утверждённого постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП, под незаконно размещённым объектом недвижимости понимается - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (пункт 1); самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (пункт 2); решение о сносе принимается судом (при наличии зарегистрированного права в отношении объекта недвижимого имущества) (пункт 3.1); иные органы в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки (пункт 4).
При рассмотрении административного дела установлено, что полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:92, осуществляет Правительство Москвы; указанный земельный участок предоставлен во временное владение и пользование (на срок до 1 октября 2047 года) административному истцу в соответствии с договором от 1 октября 1998 года N М-09-012693 - для целей эксплуатации здания, торгового комплекса и эксплуатации гостевой автостоянки.
ООО "Новое созидание" в свою очередь является собственником расположенных на указанном земельном участке нежилых зданий с кадастровыми номерами:
77:09:0001010:1056, площадью 180, 8 кв.м. (по адресу: г.Москва, ул.Смольная, д.24г, стр. 3), 77:09:0001010:1055, площадью 90, 4 кв.м. (по адресу: г.Москва, ул.Смольная, д.24г, стр. 2), 77:09:0001010:1062, площадью 116, 2 кв.м. (по адресу: г.Москва, ул.Смольная, д.24г, стр. 5), 77:09:0001010:1063, площадью 680, 4 кв.м. (по адресу: г.Москва, ул.Смольная, д.24г, стр. 6), 77:09:0001010:1054, площадью 755, 4 кв.м. (по адресу: г.Москва, ул.Смольная, д.24г, стр. 1), 77:09:0001010:1057, площадью 129 кв.м. (по адресу: г.Москва, ул.Смольная, д.24г, стр. 4).
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:92 по адресу: г. Москва, ул. Смольная, вл. 24г, по результатам которого (с учетом анализа разрешительной документации от 2003 года на производство строительно-монтажных работ по возведению временного крытого торгового комплекса") составлены рапорт и акт N 9092329 от 13 марта 2019 года о подтверждении факта наличия 6 незаконно размещенных объектов недвижимости, обладающих признаками самовольного строительства.
В акте указано на отсутствие у административного истца разрешений на строительство капитальных объектов на этом земельном участке.
Принимая во внимание, что государственное управление земельными участками предполагает проведение, в том числе и контрольных мероприятий за их целевым использованием, суд приходит к выводу о том, что у Правительства Москвы с учетом вышеозначенного акта имелись достаточные основания для включения оспариваемых пунктов в Перечень; указанная форма государственного контроля сама по себе не снижает уровень правовых гарантий лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по их законному владению и пользованию.
При этом, пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП установлено, что Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, заявляет в суд требования о признании постройки самовольной и сносе (освобождении земельных участков), то есть правомочность расположения объектов подлежит проверке в судебном порядке в соответствии с положениями раздела II ГК РФ.
Материалами административного дела подтверждается, что Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обращались в Арбитражный суд города Москвы с такого рода иском к ООО "Новое созидание" (касательно спорных строений и здания); при его разрешении, в том числе по результатам судебной строительно-технической экспертизы, установлено, что здания являются объектами капитального строительства, соответствуют санитарным нормам, требованиям нормативных документов по противопожарной безопасности; при их строительстве не допущено существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил; Здания не угрожают жизни и здоровью граждан; Департаменту городского имущества г.Москвы с 2005 года известно о наличии спорных объектов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2020 года (в апелляционном и кассационном порядках указанный судебный акт оставлен без изменения) в удовлетворении иска Правительства Москвы, Департамента городского имущества г.Москвы о признании спорных Зданий самовольными постройками и их сносе (освобождении земельного участка) отказано.
Исходя из изложенного, поскольку административным ответчиком и Департаментом городского имущества г.Москвы реализовано право на защиту находящегося в государственной собственности земельного участка и в удовлетворении требований о сносе самовольных построек отказано, суд приходит к выводу о противоречии оспариваемых пунктов Перечня положениям статьи 222 ГК РФ.
Доводами Правительства Москвы, в том числе о том, что в удовлетворении иска о признании объектов самовольными постройками отказано ввиду пропуска срока исковой давности, установленное несоответствие оспариваемых пунктов Перечня законодательству, имеющему большую юридическую силу, не опровергается.
При таких данных, требования ООО "Новое созидание" подлежат удовлетворению. Так как постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в оспариваемой части применялось и на его основании были реализованы права лиц, участвующих в деле, пункты 1723-1728 Перечня признаются недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца 4 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО "Новое созидание" уд овлетворить.
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункты 1728, 1727, 1726, 1725, 1724, 1723 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Новое созидание" в счёт возмещения расходов на оплату государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 октября 2023 года
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.