Постановление Нарьян-Марского городского Совета
от 11 марта 1999 г. N 125
"Об утверждении правил работы предприятий розничной торговли города Нарьян-Мара"
15 июня, 30 сентября 1999 г.
Постановлением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 24 мая 2006 г. N 71 настоящее постановление признано утратившим силу
С целью упорядочения торговли на территории г. Нарьян-Мара сессия Нарьян-Марского городского Совета постановляет:
1. Утвердить Правила работы предприятий розничной торговли.
2. Правила вступают в силу с момента их официального опубликования.
Председатель Нарьян-Марского
городского Совета |
Г. Коваленко |
Правила
работы предприятий розничной торговли города Нарьян-Мара
(утв. постановлением Нарьян-Марского городского Совета от 11 марта 1999 г. N 125)
15 июня, 30 сентября 1999 г.
Правила вступают в силу с момента их официального опубликования
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятий розничной торговли (в дальнейшем предприятия*) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.
1.2. Основной задачей предприятий является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
1.3. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется собственником. Торговые предприятия обязаны иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров, действующие санитарные и ветеринарные правила и другую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.
1.4. Предприятия должны иметь вывеску с указанием наименования, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридического адреса, а физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, указывают номер свидетельства о государственной регистрации предпринимателя. Торговые предприятия обязаны неукоснительно соблюдать права покупателей, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей".
1.5. Режим работы предприятий определяется собственником.
1.6. Место и часы торговли алкогольными напитками устанавливаются администрацией г. Нарьян-Мара в соответствии с Положением "О порядке продажи алкогольной продукции на территории г. Нарьян-Мара".
1.7. При закрытии предприятий на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятий. За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются. При закрытии предприятий для проведения ремонта, переоборудования руководитель предприятия заблаговременно, но не менее чем за 3 дня уведомляет об этом администрацию города Нарьян-Мара. Покупатели извещаются о закрытии предприятий специальным объявлением за 2 дня до его закрытия.
1.8. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятий и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии. Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной проверке Государственной метрологической службой. Положительные результаты проверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о проверке.
1.9. Для рекламы используются оконные и внутримагазинные витрины. Выставленные товары подлежат продаже при требовании покупателя. Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
1.10. В предприятиях на доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная подписью председателя КУМИиЭ.
2. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
2.1. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами.
2.2. Не подлежат приемке предприятиями товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству и стандартам.
2.3. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах работники предприятий обязаны строго соблюдать принцип товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Условия хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должны отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.
2.4. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже: освобожден от тары, одежда отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть защищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.
3. Продажа товаров
3.1. К моменту открытия предприятия должны быть подготовлены к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
3.2. Продажа товаров в предприятиях торговли производится всем гражданам на общих основаниях. Запрещается обуславливать продажу одних обязательным приобретением иных.
3.3. Льготы в торговом обслуживании отдельных групп населения устанавливаются законодательными актами РФ, НАО, г. Нарьян-Мара.
3.4. Для реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, в том числе импортных, продавец должен иметь в подтверждение факта сертификации один из следующих документов:
- подлинник сертификата;
- копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, или нотариусом, или территориальным органом Госстандарта России;
- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его копии, заверенной держателем подлинника, или органом по сертификации, или территориальным органом Госстандарта России, содержащие по каждому наименованию продукции сведения о наличии сертификата с указанием учетного номера сертификата, срока его действия, органа, выдавшего сертификат. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены изготовителем или поставщиком (продавцом) подписью и печатью с указанием адреса и телефона.
3.5. Сертификационная продукция маркируется знаком соответствия в установленном порядке.
3.6. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой, соответствующей свойствам товара, упаковке. По просьбе покупателя продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.
3.7. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются по весу или объему с применением стандартной мерной емкости.
3.8. Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар. В торговых залах должны быть установлены на доступном месте контрольные весы и другие измерительные приборы.
Постановлением Нарьян-Марского городского Совета от 30 сентября 1999 г. N 160 пункт 3.9 настоящих правил изложен в новой редакции
3.9. Розничная торговля на территории города Нарьян-Мара осуществляется при наличии свидетельства на право торговли или талона на право торговли, выдаваемых в соответствии с "Положением об организации контроля за торговлей на территории города Нарьян-Мара".
3.10. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля и другие), осуществляется с соблюдением этих правил.
3.11. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар.
Постановлением Нарьян-Марского городского Совета от 15 июня 1999 г. N 155 пункт 3.12 настоящих правил изложен в новой редакции
3.12. Запрещается:
- продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, горючих жидкостей, пиротехнических средств, ядохимикатов;
- допускать к реализации алкогольных напитков лиц моложе 18 лет.
3.13. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговых предприятиях, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
3.14. Торговые предприятия обязаны обеспечить наличие правильно оформленных ценников на реализуемые товары и по требованию покупателя дать полную информацию об изготовителе и товаре. Предприятия обязаны выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием.
3.15. При продаже технических сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
3.16. Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества на аналогичный товар производится в случаях, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам и не может быть использован потребителем по назначению.
Обмен может иметь место в течение 14 дней, не считая дня покупки, и при условии, что он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также кассовый и товарный чек. При отсутствии аналогичного товара потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи.
В случае продажи непродовольственных товаров ненадлежащего качества, по выбору потребителя:
продавец безвозмездно устраняет недостатки товара или возмещает расходы на их исправление потребителем или третьим лицом с соизмеренным уменьшением покупной цены; заменяет на товар аналогичной марки (модели, артикула); заменяет на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены;
расторгает договор купли-продажи с обязательным возвратом товара с недостатком.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которому они были проданы.
3.17. Неоплаченный товар может хранится на контроле до одного часа, в отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесовые товары на срок по согласованию с администрацией предприятия. Эти товары с табличкой "Продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за хранение.
3.18. В зависимости от типа и специализации магазина могут оказываться услуги (доставка товаров на дом, продажа товаров в кредит, вызов такси, раскрой тканей, подгонка одежды по фигуре, гравировка изделий, пользование телефоном и т.д.), о чем должна быть соответствующая информация в торговом зале и прейскурант, если услуга платная.
4. Расчеты с покупателями
4.1. Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг производятся всеми предприятиями (в т.ч. физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин, которые должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий.
4.2. На предприятиях разрешается эксплуатация только тех типов контрольно-кассовых машин, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке и внесены в реестр.
4.3. К работе на контрольно-кассовой машине допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации кассовых машин в объеме технического минимума и изучившие "Типовые правила". С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности.
4.4. Деньги за товары получают кассиры, продавцы и другие материально ответственные лица, допущенные к работе на контрольно-кассовой машине.
4.5. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
- кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
- объявляет покупателю общую сумму покупки;
- печатает чек при расчетах с использованием контрольно-кассовой машины;
- называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдает одновременно);
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик;
- при расчете продавца с покупателями выдаются одновременно - товар, чек и сдача.
4.6. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или потребовать от него самому разменивать деньги.
4.7. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия. Возврат из кассы денег покупателю производится при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в этой кассе.
5. Права и обязанности покупателя
5.1. Покупатель имеет право:
- на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;
- проверять цену товара (по приходным документам), сертификат соответствия, правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
- требовать снятия кассы при разногласиях, возникающих при денежных расчетах;
- требовать соблюдения положений, правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
- требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
- оставить на хранение отобранные или оплаченные товары;
- вносить в книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
5.2. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами, при выборе и покупке товара покупатель обязан:
- соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
- производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;
- возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
6. Требования, предъявляемые к продавцам
6.1. В торговом зале продавцы должны находиться в единой форменной одежде, соответствующей рабочей обстановке и отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям.
6.2. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в торговом зале согласно ассортиментному перечню, своевременно пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей.
6.3. При осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и корректно относиться к покупателям.
6.4. Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.
6.5. Продавец может уходить с рабочего места только в случае замены его другим продавцом.
6.6. Продавцам магазина запрещается на рабочих местах прием пищи, курение.
6.7. Продавец, осуществляющий продовольственную торговлю, обязан знать порядок работы торгового предприятия, правила торговли товарами данной группы, правила подготовки товаров к продаже; приемы упаковки товаров; принципы размещения, выкладки товаров и оформления витрин; правила хранения товаров и сроки их реализации; правила взвешивания товаров, установки, регулировки, проверки весов, сроки клеймения весов, мер, гирь; правила работы кассовых машин; признаки платежеспособности государственных денежных знаков; установленный порядок приема и сдачи денег; правила санитарии и гигиены; правила техники безопасности и противопожарные мероприятия.
6.8. Продавец непродовольственных товаров обязан осуществлять предложение и показ товаров, помощь в выборе товаров и консультирование покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах ухода за ними; предложение взаимозаменяемых товаров; примерку, отмеривание, демонстрацию товаров в действии и т.д.; оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования; правила обмена товара.
6.9. Продавец обязан производить полную предпродажную подготовку товара; производить продажу товаров только при наличии ценников на товар; выкладывать товары по группам, видам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы.
7. Информация для покупателей
7.1. В предприятиях должна быть следующая информация для потребителей, размещенная на видном месте:
- правила работы предприятий розничной торговли города Нарьян-Мара;
- правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров;
- порядок розничной торговли алкогольными напитками;
- порядок обмена товаров;
- указатели фамилии и инициалов работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках;
- перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
- адреса гарантийных мастерских;
- сроки реализации скоропортящихся продуктов;
- категории лиц внеочередного обслуживания.
7.2. В предприятиях должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией.
8. Санитарные требования к содержанию предприятий и его работникам
8.1. Санитарное состояние предприятий должно соответствовать требованиям, установленным органами Госсанэпиднадзора, а в продовольственных предприятиях - также специальными санитарными правилами для таких предприятий.
8.2. Работники в продовольственных предприятиях проходят медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком.
9. Контроль за работой предприятий
9.1. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством, в пределах своей компетенции, а также общественными организациями потребителей при проверках правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей".
9.2. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения или надлежаще оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации) удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятий.
9.3. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
9.4. В предприятиях ведется санитарный и контрольный журналы, в которых проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация предприятия обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
9.5. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ, кроме того, контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия, вплоть до его ликвидации.
9.6. Руководители предприятий несут персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятий в целом.
-------------------------------
"*" Предприятие розничной торговли - предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Нарьян-Марского городского Совета от 11 марта 1999 г. N 125 "Об утверждении правил работы предприятий розничной торговли города Нарьян-Мара"
Текст постановления опубликован в газете "Наръяна-Вындер" от 1 июня 1999 г. N 83
Постановлением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 24 мая 2006 г. N 71 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Нарьян-Марского городского Совета от 30 сентября 1999 г. N 160
Постановление Нарьян-Марского городского Совета от 15 июня 1999 г. N 155