Дело N 2а-1323/2022
г. Краснодар 21.09.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Аняновой О.П, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 16.06.2023 кассационную жалобу ФИО12 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14.03.2023 по административному делу по административному иску ФИО12, ФИО13 к Администрации Туапсинского района, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Туапсинского района о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Администрации Туапсинского района по доверенности ФИО5, просившую об оставлении апелляционного определения без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО12, ФИО13 обратились в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 616 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", относящийся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - здания и помещения для временного пребывания.
На данном земельном участке расположен капитальный объект - торговый комплекс с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 1524, 8 кв.м, этажность 5.
Здание торгового комплекса разделено на нежилые помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" имеется обременение от 31.03.2022 в виде аренды в пользу ООО "Агроторг" сроком на 10 лет на нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", этаж 1, площадью 12, 5 кв.м, принадлежащее на праве собственности ФИО12
Также имеется обременение в виде ипотеки сроком до 31.10.2022 в пользу ФИО6 на нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", имущество общего пользования, этаж 2, площадью 330, 3 кв.м, помещения 10-15, 23, принадлежащее на праве общей долевой собственности ФИО7, ФИО13, ФИО8 по 1/3 доли каждому; нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", имущество общего пользования, этаж 2, этаж 3, этаж 4, мансарда 5, площадью 758, 1 кв.м, помещения 9, 9а, 16-18, 19-22, 24-137, принадлежащие на праве собственности ФИО12; нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", имущество общего пользования, этаж 3, этаж 3, этаж 4, мансарда 5, площадью 965, 4 кв.м, снято с кадастрового учета, права не зарегистрированы.
Пунктом 1 постановления Администрации Туапсинского района Краснодарского края (Администрация) от 24.10.2017 N 1755 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 616 кв.м, расположенного в "адрес", принадлежащего на праве собственности на тот период ООО "Аквамарин", с северо-западной границы земельного участка с земельным участком с неучтенными землями Тенгинского сельского поселения "адрес" и земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" с 3 метров до 0 метров, с юго-западной границы земельного участка с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" с 3 метров до 0 метров, от юго-восточной границы земельного участка с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" с 3 метров до 1 метра, увеличить процент застройки земельного участка до 90% при условии соблюдения противопожарных, санитарных и других норм и правил, действующих на территории Российской Федерации, при размещении зданий и сооружений на земельном участке.
15.06.2022 Администрация обратилась в Туапсинский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "Аквамарин", ФИО12, ФИО13 ФИО7, ФИО8, ФИО9 о признании возведенной постройки размерами 15х8 к объекту капитального строительства с кадастровым номером "данные изъяты", расположенному в "адрес", в границах земельного участка "данные изъяты", самовольной постройкой и ее сносе.
Постановлением Администрации от 02.06.2021 N 813 отменен пункт 1 постановления Администрации от 24.10.2017 N 1755 "О предоставлении разрешения от отклонении от предельных параметров разрешенного строительства".
О наличии данного постановления административным истцам стало известно только в судебном заседании 02.08.2022.
ФИО12, ФИО13 считают, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативно-правовой акт, в случае выявления его противоречия закону. Вместе с тем отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть мотивированным, обоснованным и не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Ссылаясь на изложенное, административные истцы просили признать незаконным подпункт 9 пункта 1 постановления Администрации от 02.06.2021 N 813 в части отмены пункта 1 постановления Администрации от 24.10.2017 N 1755 "О предоставлении разрешения от отклонение от предельных параметров разрешенного строительства".
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26.10.2022 административные исковые требования ФИО12, ФИО13 удовлетворены.
Суд признал незаконным подпункт 9 пункта 1 постановления Администрации от 02.06.2021 N 813 в части отмены пункта 1 постановления администрации от 24.10.2017 N 1755 "О предоставлении разрешения от отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 616 кв.м, расположенного в "адрес", с северо-западной границы земельного участка с земельным участком с неучтенными землями Тенгинского сельского поселения Туапсинского района и земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" с 3 метров до 0 метров, с юго-западной границы земельного участка с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" с 3 метров до 0 метров, от юго-восточной границы земельного участка с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" с 3 метров до 1 метра, увеличении процента застройки земельного участка до 90% при условии соблюдения противопожарных, санитарных и других норм и правил, действующих на территории Российской Федерации, при размещении зданий и сооружений на земельном участке.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14.03.2023 решение районного суда от 26.10.2022 отменено, по делу принято новое решение, которым требования административного иска оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО12 просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении административного иска.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Судом апелляционной инстанции и материалами дела установлено, что на основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с нежилым помещением от 27.05.2022 ООО "Аквамарин" продало ФИО12 2/5 доли из принадлежащей на праве собственности 3/5 долей в праве общей долевой собственности земельный участок площадью 616 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты"
ФИО13 на праве собственности в размере 1/15 доли принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"
На указанном земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" расположен объект недвижимости - торговый комплекс с кадастровым номером "данные изъяты", разделенное на пять нежилых помещений с самостоятельными кадастровыми номерами.
Пунктом 1 постановления Администрации от 24.10.2017 N 1755 на основании заявления директора ООО "Аквамарин" ФИО10 от 04.09.2017, заключения от 23.10.2017 N 3567-Тп о рассмотрении результатов публичных слушаний представлено разрешение на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 616 кв.м, расположенного в "адрес", при условии соблюдения противопожарных, санитарных и других норм и правил, действующих на территории Российской Федерации, при размещении зданий и сооружений на земельном участке.
В ходе проверки на предмет соблюдения порядка принятия постановления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края проведен анализ выданных органом местного самоуправления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного использования, в результате которого обнаружена выдача таких разрешений в отношении земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с нарушением требований градостроительного регламента.
Заключением по результатам заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования городских и сельских поселений Туапсинского района N 27-ОТ от 14.05.2021 разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", представленное постановлением Администрации от 24.10.2017 N 1755, рекомендовано главе Администрации указанного района отменить.
Постановлением Администрации от 02.06.2021 N 813 пункт 1 постановления Администрации от 24.10.2017 N 1755 "О предоставлении разрешения от отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" отменен.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае его выявления его противоречия закону, вместе с тем, отменяющий акт органа местного самоуправления также должен соответствовать закону и не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, что, по мнению районного суда, имело место в рассматриваемом деле.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении административного иска, пришел к выводу о том, что суд первой инстанции не учел, что поскольку разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства было представлено администрацией муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края после фактического возведения капитального строения и постановки его на кадастровый учет 08.12.2010, пункт 1 постановления Администрации от 24.10.2017 N 1755 о предоставлении разрешения от отклонение от предельных параметров разрешенного строительства противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, вследствие чего его отмена оспариваемым постановлением от 02.06.2021 N 813 в порядке самоконтроля является правомерной. Судебная коллегия, приняв во внимание сведения об основных характеристиках объекта недвижимости - торгового комплекса с кадастровым номером "данные изъяты" "адрес", введенного в эксплуатацию в 2010 году, также пришла к выводу о том, что принятие постановления Администрации от 24.10.2017 N 1755 направлено на неправомерную легализацию объекта недвижимости.
С такими выводами суда апелляционной инстанции надлежит согласиться.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях разрешения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями, в том числе по изданию муниципальных правовых актов.
Статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что оспариваемое положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или о приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26.05.2011 N 739-О-О и от 22.03.2012 N 486-О-О).
Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1 статьи 40 ГрК РФ).
В силу части 1.1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
Как следует из части 4 статьи 40 ГрК РФ, проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 5 статьи 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
С учетом установленных по делу обстоятельств судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что, исходя из положений статьи 40 ГрК РФ, получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должно предшествовать возведению объекта капитального строительства на земельном участке, при этом обращение за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства без получения разрешения на строительство противоречит статье 51 ГрК РФ.
Суд апелляционной инстанции также правомерно указал, что изначально имелись основания, которые препятствовали положительному решению органа местного самоуправления, указанные в статье 40 ГрК РФ, необходимые для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и вынесения постановления Администрации от 24.10.2017 N 1755, в частности - отсутствие надлежащего согласия собственника земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" ФИО11 на сокращение минимальных отступов от границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося в собственности административных истцов.
Кроме того, Администрацией обнаружена возведенная постройка к объекту капитального строительства - торговому комплексу с кадастровым номером "данные изъяты" расположенному в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104003:189, в связи с чем 15.06.2022 Администрация обратилась в Туапсинский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "Аквамарин", ФИО12, ФИО13 ФИО7, ФИО8, ФИО9 о признании возведенной пристройки самовольной и ее сносе.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что Администрацией при издании постановления от 24.10.2017 N 1755 были допущены нарушения требований указанных выше положений ГрК РФ.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают правильности вывода суд апелляционой инстанции, являются следствием иной оценки имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судебными инстанциями не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО12 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09.10.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.