Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М.
с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2130/2023 по административными исковыми заявлениями общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Глория-Б" и индивидуального предпринимателя Гусевой Евгении Борисовны о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 27 июля 2020 года N 1090-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 20-21, 22-23 района "Черемушки" города Москвы",
УСТАНОВИЛ:
в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", Законом города Москвы от 25 июня 2008 года N28 "Градостроительный кодекс города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2018 года N282-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве", в целях реализации постановления Правительства Москвы от 1 августа 2017 года N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" Правительством Москвы 27 июля 2020 года принято постановление N1090-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 20-21, 22-23 района Черемушки города Москвы" (далее - Постановление от 27 июля 2020 года N 1090-ПП).
Данный нормативный правовой акт опубликован в Издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 33, 11.08.2020; а также размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28.07.2020.
Пунктом 1 Постановления от 27 июля 2020 года N 1090-ПП утвержден проект планировки территории кварталов 20-21, 22-23 района Черемушки города Москвы (приложение 1) (далее - Проект планировки территории, Проект).
Пунктом 2 Раздела Проекта "Мероприятия второго этапа реализации проекта планировки территории" предусмотрено освобождение территории путем сноса в установленном законом порядке отдельно стоящих нежилых объектов суммарной поэтажной площадью наземной части в габаритах наружных стен 12, 77 тыс. кв. м, в том числе здания торгового назначения по адресу улица Гарибальди, дом 25, корпус 1 (далее - Здание).
ООО "Фирма "Глория Б" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействующим Постановления от 27 июля 2020 года N 1090-ПП в части сноса Здания, ссылаясь на то, что является собственником нежилого помещения в Здании и арендует земельный участок под Зданием с кадастровым номером 77:06:0004004:84 по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 25, стр. 1 (далее - Земельный участок). Организация полагает, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит требованиям статей 41 и 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Проект не предусматривает изъятия Земельного участка. В обоснование заявленных требований ООО "Фирма "Глория Б" указывает на то, что нарушены права организации как арендатора Земельного участка, которая лишается возможности использовать Земельный участок в предоставленных целях.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 26 мая 2022 года дело по заявлению ООО "Фирма "Глория Б" передано по подсудности в Московский городской суд
Гусева Е.Б. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления от 27 июля 2020 года N 1090-ПП в части сноса Здания, также ссылаясь на то, что является собственником нежилого помещения в Здании и арендует Земельный участок; Проект, который не предусматривает изъятия Земельного участка, противоречит требованиям статей 41 и 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушает ее права, поскольку препятствует использовать Земельный участок в предоставленных целях.
Определением судьи Московского городского суда от 9 ноября 2022 года административные дела по административным исковым заявлениям ООО "Фирма "Глория Б" и индивидуального предпринимателя Гусевой Е.Б. объединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства административными истцами изменены административные исковые требования, заявлено о признании недействующим Постановления от 27 июля 2020 года N 1090-ПП в части сноса в установленном законом порядке Здания, а также о признании названного нормативного правового акта недействующим в части в той мере, в какой Постановлением от 27 июля 2020 года N 1090-ПП не определено, подлежит ли Земельный участок резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, так как распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28.09.2021 N 42683 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" принадлежащие им нежилые помещения в Здании и Земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004004:84, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 25, корп. 1, изъяты.
В судебном заседании представитель административных истцов заявленные требования поддержал; представители административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованных лиц Москомархитектуры, Департамента городского имущества г. Москвы, ГБУ "ГлавАПУ" против удовлетворения административного искового заявления возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении слушания не просили; судом на основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что ООО "Фирма "Глория Б" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0004004:9061, площадью 521, 7 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 25, корп. 1; Гусева Е.Б, которая к тому же зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0004004:9575, площадью 19, 7 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 25, корп. 1 Указанные нежилые помещения, среди прочих, расположены в Здании по этому же адресу с кадастровым номером 77:06:0004004:1057. Собственниками помещений в Здании являются не только административные истцы, но также и иные лица, в частности, ООО "Альтивия".
Административные истцы арендуют Земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004004:84, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 25, корп. 1.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28.09.2021 N 42683 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" изъяты для государственных нужд, в том числе, нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:06:0003009:9061, 77:06:0004004:9575, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 25, корп. 1, а также Земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004004:84, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 25, корп. 1.
В ходе судебного разбирательства лица, участвующие в деле, также указывали на то, что Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с исками к ООО "Фирма "Глория Б", индивидуальному предпринимателю Гусевой Е.Б. об изъятии спорного недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы, а ООО "Фирма "Глория Б" и индивидуальный предприниматель Гусева Е.Б, соответственно, обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлениями об оспаривании Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 28.09.2021 N 42683 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества"; указанные требования по существу к настоящему времени не разрешены.
Нормативный правовой акт, оспариваемый административными истцами в части, регулирующий вопросы градостроительной деятельности, затрагивает права заявителей.
Отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перечисленные в статье 72 Конституции Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом следующих особенностей - утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном Градостроительного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 9 статьи 63).
Статус Правительства Москвы, как высшего постоянно действующего коллегиального исполнительного органа государственной власти города Москвы, обладающего общей компетенцией и обеспечивающего согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы определен статьей 44 Закона г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" и статьей 1 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы".
Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.
В соответствии со статьей 13 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", определяющей основные полномочия Правительства Москвы в сфере градостроительства и землепользования, административный ответчик:
1) разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования;
2) организует разработку, реализацию и актуализацию Генерального плана города Москвы;
3) осуществляет в соответствии с законодательством города Москвы регулирование градостроительной деятельности;
4) формирует строительные программы в области комплексной застройки города Москвы, решает вопросы устройства инженерных сетей и дорог, реконструкции зданий и сооружений, реставрационных работ;
5) осуществляет финансирование инвестиционных программ и научно-технических работ в области градостроительства;
6) организует ведение учета недвижимого имущества города Москвы;
7) организует осуществление контроля за использованием объектов недвижимости на территории города Москвы;
8) утверждает правила землепользования и застройки в городе Москве, осуществляет подготовку разрешительной документации на проектирование и строительство объектов;
9) осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными законами города Москвы, а также указами Мэра Москвы.
В силу статьи 7, части 5 статьи 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" Правительство Москвы принимает решение об утверждении проекта планировки территории, определяет полномочия в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы.
На основании данных законоположений, суд находит, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Как того требует статья 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы", оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы; последнее, в свою очередь, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" подписано Мэром Москвы, официально опубликовано.
Проект относится к документации по планировке территории.
Как определено в статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Общие требования к документации по планировке территории закреплены в статье 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой ее подготовка осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;
3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат:
1) карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры;
2) результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
3) обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;
5) схему границ территорий объектов культурного наследия;
6) схему границ зон с особыми условиями использования территории;
7) обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;
8) схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
9) варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах);
10) перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне;
11) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
12) обоснование очередности планируемого развития территории;
13) схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
14) иные материалы для обоснования положений по планировке территории.
Как определено в статье 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются, в частности, уполномоченными органами исполнительной власти.
Статьей 39 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" установлено, что состав и содержание проекта планировки территории устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" основанием для разработки проекта планировки территории является правовой акт Правительства Москвы или уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Проект планировки территории подлежит:
1) рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) согласованию с территориальными органами исполнительной власти административных округов, районов города Москвы, в границах которых осуществляется разработка проекта планировки территории, иными органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими отдельные полномочия в области градостроительной деятельности;
3) согласованию с федеральными органами исполнительной власти в случаях, установленных федеральным законодательством.
Для утверждения проекта планировки территории в соответствии с частью 4 статьи 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" в Правительство Москвы представляются:
1) согласованный органами исполнительной власти города Москвы, указанными в техническом задании на подготовку проекта планировки территории, проект нормативного правового акта Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории с приложением основной части проекта планировки территории;
2) протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Решение об утверждении проекта планировки территории или о его доработке Правительство Москвы принимает на основании вышеуказанных документов и материалов.
На основании пунктов 4.1 и 4.2.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Москомархитектура принимает решения о подготовке проектов планировки территории, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов по проектам планировки территории.
Указанные полномочия отражены также в пункте 1.3 приложения к постановлению Правительства Москвы от 30.04.2019 N 449-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в городе Москве", согласно которому основанием для подготовки проекта планировки территории является правовой акт Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, содержащий решение о подготовке проекта планировки территории с указанием местоположения территории или описанием границ территории.
Согласно материалам дела вышеуказанная процедура принятия постановления Правительства Москвы от 27 июля 2020 года N 1090-ПП соблюдена.
Москомархитектурой 18 октября 2017 года издано распоряжение N 322, которым (с учетом внесенных в него распоряжениями Москомархитектуры от 6 февраля 2020 года N 73, от 17 апреля 2020 года N 530 изменений) определено подготовить в 2017-2021 годах проект планировки территории кварталов 20-21, 22-23 района "Черемушки" (ЮЗАО) за счет средств бюджета города Москвы в границах согласно приложения. После одобрения указанного проекта планировки территории на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы обеспечить подготовку, согласование и представление проекта постановления Правительства Москвы о его утверждении в Правительство Москвы для утверждения в установленном порядке.
В силу части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в городе Москве общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Согласно части 1 статьи 68.1 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности могут проводиться по любым проектам, указанным в части 1 статьи 68 данного Кодекса, в том числе по проектам планировки территории.
Общественные обсуждения на платформе "Активный гражданин" проводятся в соответствии Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", а также на основании постановления Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП "Об утверждении порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы" и распоряжения Департамента информационных технологий города Москвы от 28.06.2019 N 64-16-273/19 "Об утверждении правил использования сайта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП "Об утверждении порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы" процедура проведения общественных обсуждения предусматривает:
1) Оповещение о начале общественных обсуждений;
2) Размещение проекта на официальном сайте и открытие экспозиции проекта. Проведение экспозиции проекта;
3) Подготовку и оформление протокола общественных обсуждений;
4) Подготовку, оформление и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
При рассмотрении административного дела установлено, что оповещение о начале общественных обсуждений по Проекту было опубликовано 03.04.2020. Экспозиция по Проекту была открыта 13.04.2020 на официальном сайте и проведена с 13.04.2020 по 26.04.2020.
После окончания срока размещения Проекта на официальном сайте и проведения экспозиции организатором был составлен протокол общественных обсуждений от 15.05.2020 N 21/20, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по вышеуказанному проекту от 15.05.2020, опубликованное на официальном сайте 19.05.2020. В заключении представлены замечания и предложения к Проекту, рассматриваемому на общественных обсуждениях.
Согласно выводам Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы общественные обсуждения по Проекту проведены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы и признаны состоявшимися.
Из указанного возможно заключить, что в данном случае не усматривается нарушений нормативных требований к процедуре проведения общественных обсуждений по проекту документации по планировке территории.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" решение об утверждении Проекта принято Правительством Москвы на основании согласованного органами исполнительной власти города Москвы проекта нормативного правового акта Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории с приложением основной части проекта планировки территории, а также протокола общественных обсуждений и заключения о результатах общественных обсуждений по Проекту.
Также установлено, что Проект утвержден постановлением Правительства Москвы, которое, в свою очередь, подписано Мэром Москвы и официально опубликовано.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Москвы принято уполномоченным органом в пределах компетенции, в установленном порядке доведено до сведения неопределенного круга лиц; порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен; процедура введения в действие, опубликования и вступления нормативного правового акта в силу соблюдена.
Аргументы представителя ООО "Фирма "Глория Б" и Гусевой Е.Б. об обратном, со ссылками на постановление Правительства Москвы от 10.04.2018 N 282-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве", суд признает несостоятельными; доводы о проверке Постановления Правительства Москвы от 27 июля 2020 года N 1090-ПП на соответствие названному постановлению, основаны на неправильном понимании действующего законодательства о нормоконтроле; ознакомиться с техническим заданием на подготовку Проекта, его рассмотрением рабочей группой Штаба по реализации государственной программы города Москвы "Жилище" заявители вправе в установленном порядке вне рамок настоящего судебного разбирательства, что также подтверждается сообщением Москомархитектуры от 08 ноября 2022 года на соответствующий адвокатский запрос.
Проверив доводы административных истцов о противоречии постановления Правительства Москвы от 27 июля 2020 года N 1090-ПП в оспариваемой части нормативным актам большей юридической силы, суд также находит их несостоятельными.
Так, в соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории подготавливается на основании документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
В силу части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования города федерального значения Москва является генеральный план города Москвы, который утвержден соответствующим Законом г. Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" (далее - Генеральный план города Москвы).
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, защиты прав граждан - участников долевого строительства, установления особенностей осуществления градостроительной деятельности, особенностей определения платы за содержание жилого помещения в городе Москве органы государственной власти города Москвы определяют содержание программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее также - программа реновации). При этом под реновацией жилищного фонда в городе Москве (далее также - реновация) понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с программой реновации жилищного фонда в городе Москве, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства.
Программа реновации жилищного фонда в городе Москве утверждена постановлением Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
Проект, как следует из его содержания, в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве предусматривает проектирование и строительство многоквартирных домов со встроенно-пристроенными помещениями и подземными гаражами, зданий образовательных организаций, физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном, здания управы, инженерных объектов, развитие транспортной инфраструктуры.
Согласно Генеральному плану города Москвы указанные мероприятия соответствуют жилым и многофункциональным зонам на рассматриваемой Проектом территории, площадью 135, 2 га, которая расположена в районе Черемушки Юго-Западного административного округа города Москвы и ограничена:
- с севера-востока - Нахимовским проспектом;
- с юго-востока - Новочеремушкинской улицей;
- с юго-запада - улицей Гарибальди;
- с северо-запада - улицей Архитектора Власова.
Реализация проекта производится для обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства, создания новой планировочной структуры городской среды, для комфортного проживания, работы и отдыха.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.3.3 части 2 "Территориальное планирование города Москвы" Генерального плана города Москвы развитие территории города Москвы направлено на обеспечение учета общественных интересов и обеспечение социальных гарантий жителям города Москвы в части экологической, санитарно-эпидемиологической и технической безопасности городской среды, сохранности объектов природного и культурного наследия, доступности жилища, социально значимых объектов и территорий общего пользования, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктур города Москвы, коммунальных объектов городского хозяйства, в том числе в части: комплексного развития жилых территорий, повышения качества жилищного фонда города Москвы и улучшения жилищных условий населения города Москвы путем создания условий для строительства, реконструкции жилой застройки в объемах, достаточных для предоставления жилых помещений в установленном порядке отдельным категориям жителей города Москвы и обеспечения возможности для улучшения жилищных условий жителей города Москвы, а также обеспечения физической сохранности жилищного фонда города Москвы и повышения эффективности использования жилых территорий города Москвы; комплексного развития транспортной инфраструктуры и транспортного обслуживания населения города.
Одной из задач территориального планирования стоит обеспечение нормативных условий транспортного обслуживания, расширения объема и разнообразия доступного выбора мест приложения труда, благ и услуг: приоритетное развитие системы транспорта, которая должна обеспечить реализацию намеченной градостроительной политики, преодолеть хроническое отставание от потребностей городского развития, обеспечить качественно новый уровень транспортного обслуживания населения; развитие общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих интеграцию в единую систему всех видов транспорта; повышение плотности улично-дорожной сети за счет строительства новых магистральных и жилых улиц.
Ввиду указанного представляется, что Проект направлен на реализацию целей и задач Генерального плана города Москвы.
Согласно пунктам 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки; ими устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты; последние при этом включают в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 20 июля 2020 года N 1008-ПП в Правила землепользования и застройки города Москвы внесены изменения в отношении рассматриваемой Проектом территории; анализ представленной документации убедительно свидетельствует о том, что предусмотренные проектом объекты капитального строительства соответствуют видам разрешенного использования и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента; указанное лицами, участвующими в деле, также не оспаривается (статья 65 КАС РФ).
Из изложенного следует, что в оспариваемой части Проект соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, Генеральному плану города Москвы, Правилам землепользования и застройки города Москвы. Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых отдельных положений Проекта требованиям статей 41 и 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации признаются несостоятельными.
Так, в соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (в том числе объектов федерального транспорта, объекто транспорта регионального значения, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения).
Как следует их Карты "Зоны планируемого размещения объектов капитального жилищного строительства федерального и регионального значения" Генерального плана города Москвы, территория Проекта отнесена, в частности, к зоне планируемого размещения объектов капитального жилищного строительства в составе многофункциональных общественных зон и к зоне планируемого размещения объектов капитального жилищного строительства в составе зон жилых микрорайонов и жилых групп многоквартирной жилой застройки.
Иными словами, это все по смыслу статьи 13 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" относится к объектам капитального строительства регионального значения, на которые и нацелена программа реновации (для обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, обеспечения развития жилых территорий и благоустройства).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации непосредственно в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, и осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, как уже указывалось выше, при необходимости изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В то же время применительно к частям 4 и 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документации по планировке территории, наряду с проектами планировки также относятся и проекты межевания территории; первый по общему правилу является основой для второго (статья 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации); законодателем допускается подготовка проект межевания территории в виде отдельного документа.
Согласно части 1 статьи 42, части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Проект согласно чертежу "Планировочная организация территории с границами планируемого размещения объектов капитального строительства" предусматривает размещение на рассматриваемой территории участка N 6.1. для размещения многоквартирного жилого дома.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15.12.2021 года N 59134 утвержден разработанный ГБУ "ГлавАПУ" по заказу Москомархитектуры проект межевания территории кварталов 20-21, 22-23 района Черемушки, ограниченных Нахимовским проспектом, Новочеремушкинской улицей, улицей Гарибальди и улицей Архитектора Власова, предусматривающий формирование из Земельного участка участков N 209 (для размещения многоквартирного жилого дома), N 154.2 (территория общего пользования, для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры); в установленном законом порядке в связи с мероприятиями, предусмотренными Проектом (размещение инженерных коммуникаций), изъятие Земельного участка и Здания, снос Здания, которое также частично располагается в границах формируемого участка N 209 для размещения многоквартирного жилого дома.
Таким образом, по представленным материалам установлено, что действующей документацией по планировке территории (проектом межевания территории) предусмотрено изъятие Земельного участка для размещения предусмотренного Проектом объекта, в связи с чем признается несостоятельным довод административных истцов об отсутствии непосредственно в Проекте сведений об изъятии земельного участка.
Само изъятие объектов недвижимости для государственных нужд с предварительным равноценным возмещением, в том числе убытков, при этом прямо допускается имеющим большую юридическую силу действующим законодательством, в частности, гражданским и земельным (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в том числе досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом; лица, участвующие в деле, подтвердили обращение в суды за разрешением указанных индивидуальных споров о защите гражданских прав на объекты недвижимости.
При таких данных, суд, оценивая по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, находит, что Проект в оспариваемой административными истцами части содержит правовые предписания, не противоречащие актам, имеющим большую юридическую силу.
В том числе, вопреки утверждениям административных истцов, оснований полагать, что Постановление от 27 июля 2020 года N 1090-ПП противоречит части 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется; доводы заявителей об этом основаны на неверном толковании действующего законодательства и не подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Законоположения Градостроительного кодекса Российской Федерации, действительно, устанавливают необходимость предварительного согласования проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов регионального значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд с органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков.
Вместе с тем, в настоящем случае наличие каких-либо разногласий между указанными органами по данному вопросу не установлено, что, среди прочего, подтверждено и заинтересованными лицами - Москомархитектурой и Департаментом городского имущества г. Москвы в ходе судебного разбирательства, в связи с чем у суда не имеется оснований полагать оспариваемую документацию по планировки территории не получившей предварительные согласования в установленном порядке.
Кроме того, тем же градостроительным законодательством предусмотрено, что непосредственно утверждению подлежит основная часть проекта планировки территории; нарушений установленного порядка в данной части в ходе судебного разбирательства не установлено. При этом, представленными в административное дело доказательствами подтверждается, что к Проекту имеются все необходимые материалы по его обоснованию; их наличие судом проверено.
Что касается анализа содержания названных материалов, в том числе на наличие возможностей иного расположения планируемого к размещению объекта, правильности решения Правительства Москвы о выборе Проекта из нескольких его вариантов, фактически о котором указывают административные истцы, то следует отметить, что суд не наделен правом в порядке абстрактного нормоконтроля на осуществление такого рода анализа изученной и проверенной компетентными органами государственной власти документации по планированию спорной территории, а также на оценку обоснованности сделанных административным ответчиком по таким вариантам выводов.
Целесообразность принятия нормативного правового акта суд не проверяет; это относится к исключительно компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Из представленным административным ответчиком документов, оснований не доверять которым суд не имеет, следует, что вариант Проекта, с которым не согласны административные истцы, выбран безальтернативным в результате проведенного Правительством Москвы анализа в рамках определения приоритетного варианта планировочного решения с учетом сложившей застройки названных кварталов; выбор обусловлен технико-экономическими показателями проектируемой застройки, предназначенной для переселения жителей в рамках реализации Программы реновации, необходимостью обеспечения соблюдения сроков реализации Программы реновации до 2032 года; обеспечением устойчивого развития Москвы в вопросах транспортного обслуживания и функционирования транспортной инфраструктуры на ее территории, реализация которых по иным вариантам развития признана органом власти по результатам проведенного моделирования транспортных потоков на ул. Гарибальди до 2035 года невозможной (в связи с активным развитием территории в границах проектирования и прилегающих районов иное приведет к значительному увеличению загрузки улично-дорожной сети, снижению и ухудшению пропускной способности улицы, потребует значительных изменений ее геометрических и технических параметров с организацией большего (чем по Проекту) количества въездов и выездов на территорию квартала реновации и на улично-дорожную сеть, а не только реконструкции отдельных участков улицы для оптимизации и повышения пропускной способности).
Иные указанные административными истцами доводы также не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего административного дела; в том числе, вопреки аргументам административных истцов, в оспариваемой части Проект не противоречит пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации и иным указанным заявителями нормам земельного и градостроительного законодательства, а также целям и задачам программы реновации; заявленное административными истцами, в частности, касательно установления красных линий и несогласия с решениями об изъятии у них объектов недвижимости, фактически свидетельствует о наличии у административных истцов конкретных гражданского-правовых споров о правах на эти объекты; они разрешаются исключительно в компетентном арбитражном суде, что гарантирует сторонам реализацию права, предусмотренного частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации.
Аргументы административных истцов о несоблюдении установленной процедуры принятия Проекта, опубликования нормативного правового акта, а также ссылки заявителей на необходимость проведения по Проекту публичных слушаний, признаются судом несостоятельными, основанными на ошибочном толковании заявителями нормативных предписаний действующего законодательства и не учитывающими установленные в настоящем деле обстоятельства подготовки спорной документации по планировке территории.
Ссылки на судебную практику также во внимание быть приняты не могут, поскольку изложенные в них выводы судов касаются непосредственно рассмотренных дел, а не обстоятельств, установленных по настоящему административному спору.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований; оспариваемые в настоящем административном деле отдельные положения постановления Правительства Москвы соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права заявителей; Постановление Правительства Москвы, которое направлено на реализацию программы реновации его жилищного фонда и Генерального плана города Москвы и последнему, среди прочего, не противоречит, принято с соблюдением установленной процедуры, уполномоченным органом и в пределах компетенции административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 -180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых заявлений общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Глория-Б" и индивидуального предпринимателя Гусевой Евгении Борисовны о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 27 июля 2020 года N 1090-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 20-21, 22-23 района "Черемушки" города Москвы" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 апреля 2023 года
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.