Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора фио, при ведении протокола cекретарем фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5875/2023 по административному исковому заявлению Барановой Татьяны Валерьевны к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" " в редакции постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N932-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 17 ноября 2009 года принято постановление N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которое было опубликовано в печатных изданиях "Тверская, 13", 1 декабря 2009 года, N 143; "Вестник Мэра и Правительства Москвы", 1 декабря 2009 года, N 67, том 1.
Пунктом 2 постановления в первоначальной редакции утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок).
23 декабря 2015 года Правительством Москвы принято постановление N 932-ПП "О внесении изменений в правовые акты адрес и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) адрес", которое опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", 29 декабря 2015 года, N 71.
В соответствии с пунктом 21.38 указанного постановления
Правительства Москвы пункт 14 изложен в следующей редакции: "14. Региональная социальная доплата назначается:
а) детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия, - со дня, с которого в адрес назначена пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия, но не ранее чем со дня возникновения права на получение региональной социальной доплаты;
б) пенсионерам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена пенсия по инвалидности, - со дня назначения (начала выплаты) пенсии по инвалидности в адрес, если со дня назначения (начала выплаты) пенсии по инвалидности в адрес до дня обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты они не работали и были зарегистрированы в адрес по месту жительства или по месту пребывания и если обращение с указанным заявлением и всеми необходимыми документами последовало в срок не позднее 180 календарных дней со дня принятия решения о назначении (начале выплаты) пенсии по инвалидности в адрес;
в) неработающим пенсионерам, получавшим в адрес региональную социальную доплату до городского социального стандарта и сменившим место жительства в пределах территории адрес, - со дня регистрации в адрес по новому месту жительства, если перерыв в регистрации между месяцем снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в адрес и месяцем постановки на регистрационный учет по новому месту жительства в адрес составил не более одного календарного месяца;
г) неработающим пенсионерам, получавшим региональную социальную доплату до городского социального стандарта, утратившим право на получение региональной социальной доплаты в случаях, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 33(1) настоящего Порядка, и имеющим право на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в адрес, - со дня утраты права на получение региональной социальной доплаты до городского социального стандарта, если в распоряжении управления социальной защиты населения адрес имеются все необходимые документы;
д) в остальных случаях - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами".
Баранова Т.В. обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "д" пункта 14 Порядка (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП), ссылаясь на его противоречие положениям Конституции Российской Федерации, части 1 и части 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и части 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период), указывая, что внесенная в оспариваемый нормативный правовой акт поправка в части срока назначения региональной социальной доплаты, нарушают ее права и законные интересы, лишая региональной социальной доплаты со дня назначения пенсии.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, приведенном в административном иске.
Представители Правительства Москвы, представитель заинтересованного лица Департамента труда и социальной защиты населения в адрес в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшей требования административного истца подлежащими отклонению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия федеральным конституционным законам, федеральным законам положений указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.
Аналогичные положения содержались в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, а также содержатся в части 2 статьи 3 действующего в настоящее время Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 вышеуказанного Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, положениям пункта 49 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года
N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", действующего на момент рассмотрения административного спора, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В силу статьи 2 указанного Федерального закона законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
К полномочиям адрес по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес" относится решение городских вопросов социальной защиты.
В соответствии с пунктами 1 и 10 статьи 14 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области социальной защиты населения, а также разрабатывает и реализует программы социальной поддержки жителей адрес.
Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы (часть 1 статьи 19 Закона адрес "О Правительстве Москвы").
Полномочия органа государственной власти (должностного лица) по внесению изменений в нормативные правовые акты адрес определены в статье 23 Закона адрес от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес", в соответствии с частью 1 которой в правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, в который необходимо внести изменения, если иной порядок не предусмотрен изменяемым правовым актом.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" и от 23 декабря 2015 года N 932-ПП "О внесении изменений в правовые акты адрес и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) адрес" обладал достаточной компетенцией для принятия названных нормативных правовых актов.
Проверяя оспариваемый административным истцом пункт постановления Правительства Москвы от 17 декабря 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии противоречий оспариваемого постановления положениям федерального законодательства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственной социальной помощью является предоставление социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Согласно абзацу 6 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на адрес, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Из правового анализа указанных выше положений федерального законодательства следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе устанавливать региональную социальную доплату к пенсии, и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета с условием соблюдения требования федерального законодательства об установлении ее в размере, обеспечивающем доход не меньше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" принято постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которым с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии и утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, предусматривающий двухуровневую величину, до которой устанавливается доплата: прожиточный минимум пенсионера в адрес (определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера в адрес, установленной законом адрес на текущий год, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты) и городской социальный стандарт, устанавливаемый постановлениями Правительства Москвы - для граждан, получающих пенсию в адрес и зарегистрированных по месту жительства в адрес по месту жительства не менее 10 лет (определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты). Региональная социальная доплата назначается в заявительном порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты (подпункт "в" пункта 14 Порядка в действующей редакции, подпункт "д" пункта 14 Порядка в оспариваемой заявителем редакции постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП).
Оспариваемое положение Порядка в части срока назначения региональной социальной доплаты к пенсии полностью соответствовало требованиям части 6 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 199 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которой социальная доплата к пенсии назначалась с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами, но не ранее дня приобретения права на указанную выплату.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 26 мая 2021 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 6 признана утратившей силу с 1 января 2022 года, часть 7 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" изложена в следующей редакции: "7. Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату".
В соответствии с требованиями федерального законодательства, с 1 января 2022 года в адрес социальная доплата к пенсии, предусмотренная статьей 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
Таким образом, предусмотренный Порядком срок назначения региональной социальной доплаты полностью соответствует требованиям федерального законодательства и не нарушает прав административного истца в упоминаемом им аспекте.
В связи с этим довод административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта части 1 статьи 12.1 и части 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" основан на ошибочном толковании норм материального права и не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены принципы самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 16 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный настоящим Федеральным законом размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила ее осуществления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из содержания оспариваемого акта, предусмотренные им региональные социальные доплаты являются дополнительными, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами. Финансирование расходов по обеспечению доплатой являются расходным обязательством адрес (пункт 3 оспариваемого постановления).
Вопреки доводам административного истца оспариваемый пункт Порядка соответствует действующему законодательству Российской Федерации, включая требования Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" об обеспечении выплат не ниже прожиточного минимума.
Проанализировав приведенные выше положения законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии противоречий между оспариваемым нормативным положением и федеральным законодательством, поскольку субъект Российской Федерации, осуществляя финансовое обеспечение региональной социальной доплаты за счет собственных средств, вправе определять условия ее предоставления и выплаты.
Вопросы нарушения конституционных положений и проверки нормативного правового акта на соответствие Конституции Российской Федерации отнесены к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и судам общей юрисдикции неподведомственны.
Принимая во внимание, что оспариваемые положения Правил не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Барановой Татьяны Валерьевны к Правительству Москвы о признании недействующим подпункта "д" пункта 14 постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" " в редакции постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.