Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Гордеева О.В., рассмотрев материал NМа-544/2023 по административному исковому заявлению Якуничевой Эммы Михайловны к ГУФССП России по адрес, судебному приставу-исполнителю ОСП по адрес N2 ГУФССП России по адрес фио о признании действий незаконными
по частной жалобе Якуничевой Эммы Михайловны на определение судьи Басманного районного суда адрес от 02 мая 2023 года о возвращении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУФССП России по адрес, судебному приставу-исполнителю ОСП по адрес N2 ГУФССП России по адрес фио о признании действий незаконными.
Определением судьи Басманного районного суда адрес от 02 мая 2023 года административное исковое заявление возвращено.
В частной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного.
Обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения жалобы в судебном заседании, не установлено.
Исследование представленных материалов и изучение доводов частной жалобы, позволяет прийти к выводу о том, что имеются предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены определения в апелляционном порядке.
Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело не подсудно данному суду.
Разрешая вопрос о принятии административного искового заявления, судья суда первой инстанции исходил из того, что оно подано не по месту совершения исполнительных действий по вышеуказанному исполнительному производству (статья 33 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), поскольку должник по исполнительному производству находится на территории, которая не относится к подсудности данного суда.
Вместе с тем, согласиться с обоснованностью таких суждений судьи суда первой инстанции не представляется возможным.
Как установлено статьей 22 КАС РФ и разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" и пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" по общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти. Если полномочия органа или лица распространяются на территорию нескольких районов населенного пункта (весь населенный пункт), территорию субъекта Российской Федерации, нескольких субъектов Российской Федерации или всю адрес, административное исковое заявление (заявление), подсудное районному суду (арбитражному суду субъекта Российской Федерации), по выбору административного истца (заявителя) может быть подано также в суд того района (субъекта Российской Федерации), на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий (бездействия). Например, административное исковое заявление (заявление) об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 33 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Таким образом, административное исковое заявление может быть подано как по месту нахождения органа, в котором должностное лицо исполняет свои обязанности так и по месту совершения исполнительных действий.
Часть 1 статьи 22 КАС РФ устанавливает общее правило определения подсудности административных дел судам общей юрисдикции - по месту нахождения органа власти, в котором исполняют свои обязанности лица, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются.
При таких данных, представляется, что законных оснований для возвращения административного искового заявления у судьи не имелось.
Статья 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Исходя из изложенного, полагаю, что определение на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления в установленном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 310, 315-316 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Басманного районного суда адрес от 02 мая 2023года отменить; материал возвратить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.