Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Общее образование.
Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года являются следующие: улучшение содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления, совершенствование экономических и правовых механизмов, использование информатизации как действенного средства проведения системных изменений, реструктуризация и оптимизация сети учреждений, формирование механизма взаимоотношений с регионами, создание общенациональной системы оценки качества образования на всех его уровнях.
В настоящее время система общего образования города состоит из пяти общеобразовательных средних школ, вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы, образовательного учреждения "Межшкольный учебный комбинат". На начало 2006 года в средних общеобразовательных школах обучается 2402 учащихся, на базе образовательного учреждения "Межшкольный учебный комбинат" учится 321 ученик школ N 1, 3, 4, контингент вечерней школы представлен следующим образом: 75 учащихся обучается по очной системе, 60 учащихся получают образование по очно-заочной форме. Все школы имеют лицензию на образовательную деятельность, прошли аттестацию и получили государственную аккредитацию.
За последние пять лет произошло сокращение контингента учащихся с 3194 человек в 2001 году до 2732 человека в 2005 году, что составило 14%. В большей степени это связано с выездом жителей округа и города в более благоприятные по климатическим условиям регионы России.
В настоящее время три общеобразовательные школы работают в двухсменном режиме.
В 90-е годы в системе образования и социальной защиты населения увеличилось число учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медицинскую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2006-2007 учебного года в 5 школах города планируется работа 20 классов для 179 детей с задержкой развития. Специальную коррекционную работу с детьми данной категории осуществляют в учреждениях образования психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, учителя и воспитатели.
Эффективно используется такая форма обучения как индивидуальное обучение на дому, благодаря которой в общеобразовательных школах города обучаются дети-инвалиды и дети с временным ухудшением здоровья. По состоянию на начало 2005 года в результате углубленного осмотра детей выявлены следующие заболевания: нарушения осанки (31%), понижение остроты зрения (29,5%), дефекты речи (23,2%), сколиозы (14%), понижение остроты слуха (2,1%).
Физическое развитие представлено следующим образом: с I группой здоровья - 25,7% детей, со II группой - 58,7%, с III - 15,5%. Физическое развитие выше среднего имеют 3,1%, среднее - 96,2%, ниже среднего - 0,6%. Отмечается ухудшение состояние здоровья уже в конце первого года обучения в школе до 20%.
Результаты учебной деятельности школ города на протяжении пяти лет стабильные, успешность обучения составляет в среднем 99,4%, качество знаний - 37,3%.
За последние пять лет 29 выпускников закончили школу с "золотой" и 33 - "серебряной" медалями.
Ежегодно в среднем 75% выпускников средней школы продолжают учебу в высших учебных заведениях.
Школы города работают по учебным планам, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации. В организации учебного процесса используются учебники регионального комплекта, составленного на основе федерального.
Школы города активно внедряют в образовательный процесс национально-региональный компонент, ведется преподавание предмета "Наш край".
В образовательном учреждении "Межшкольный учебный комбинат" с 2002 г. проводятся курсы по подготовке рабочих профессий плотник-столяр, слесарь-сантехник.
С 2002-2003 учебного года школы города участвуют в эксперименте по введению профильного обучения, с этой целью в школе N 4 в 2002-2003 учебном году организовано обучение по естественно-научному профилю, которое и в настоящее время успешно осуществляется. В 2003-2004 учебном году школа N 1 начала обучение по физико-математическому и социально-гуманитарному профилям. 2005-2006 учебный год положил начало работе социально-гуманитарного и оборонно-спортивного профилей обучения в школе N 4. В 2006-2007 учебном году на базе школы N 3 открылся профильный класс социально-экономического профиля, на базе школы N 5 - информационно-технологического. Идет подготовка нормативной базы, учебно-методического комплекта, кадровая подготовка к открытию в школе N 2 оборонно-спортивного и информационно-технологического профилей обучения. Введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору осуществляется в школах города с 2003 года, в настоящее время эта работа приобретает все более широкие масштабы.
В школах N 1 и 4 реализуются программы углубленного изучения отдельных предметов, гимназического и лицейского образования.
Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми как в области культуры и спорта, так и интеллектуально развитыми, обладающими высокими способностями, проявляющими повышенный интерес к наукам. С этой целью образовательными учреждениями, городским Управлением образования проводятся мероприятия по различным направлениям, активно участвуют учащиеся и педагоги в соревнованиях, конкурсах и проектах Всероссийского и окружного уровней.
В течение последних лет на 73% возросло число участников Городской олимпиады школьников по предметам: 432 участника в 2001 г., 749 участников в 2006 г., количество победителей и призеров увеличилось на 90%.
С 2005 года г. Нарьян-Мар успешно участвует в эксперименте по введению Единого государственного экзамена как формы государственной (итоговой) аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений.
Для организации оздоровительной направленности физического воспитания, организации содержательного досуга обучающихся в образовательных учреждениях города проводится работа по вовлечению детей в спортивные секции и кружки различной направленности, функционирующие в школах города и в учреждениях дополнительного образования.
Проводится целенаправленная систематическая работа по выявлению и организации обучения детей школьного возраста, не посещающих по неуважительным причинам образовательные учреждения. Эффективно работает городская Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Сформирован банк данных об обучающихся, не посещающих по неуважительным причинам образовательные учреждения.
Основными проблемами, которые еще предстоит решить в сфере общего образования города, являются следующие:
- строительство здания школ N 2, 4, вечерней школы, строительство спортзала для школы N 3;
- развитие таких форм обучения как экстернат и семейное образование;
- проблема обеспечения образовательных учреждений средним медицинским персоналом;
- не соответствие материально-технической базы школ современным требованиям учебно-воспитательного процесса, проблема кадрового потенциала для реализации профильного обучения на 3 ступени;
- требуется обновление научно-методического обеспечения как содержания образования, так его форм и методов;
- недостаточное использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;
- деятельность образовательных учреждений, направленная на сопротивление наркотикам и другим вредным привычкам, профилактика безнадзорности и правонарушений и других негативных явлений;
- взаимодействие с высшими и средними специальными учебными заведениями;
- создание условий и отработка моделей для организации внешкольного общения одаренных детей по различным направлениям;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
Основные направления развития общего образования.
1. Совершенствование содержания общего образования и форм организации учебной деятельности, развитие инновационной деятельности образовательных учреждений.
2. Обеспечение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, медицинское сопровождение в системе общего образования; обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями.
3. Совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе.
4. Развитие форм и методов оценки и контроля качества образования.
Ожидаемые результаты.
1. Обеспечение условий для непрерывного качественного общего образования для всех категорий учащихся с учетом индивидуально-типологических возможностей, создание условий для эффективной реализации инновационной деятельности, направленной на разностороннее и творческое развитие личности.
2. Преодоление тенденций и факторов ухудшения здоровья детей и подростков, осознание молодежью ценностного отношения к своему здоровью, обеспечение права каждого ребенка, независимо от состояния здоровья, на доступное обучение.
3. Удовлетворение потребностей учащихся в занятиях по интересам с целью самовыражения, обеспечение занятости подростков во внеурочное время, снижение количества правонарушений.
4. Обновление содержания образования, новое качество преподавания на всех ступенях развития общего образования, совершенствование контроля и управления качеством образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.