Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Заманова Игида Аламдара Оглы, поданную через суд первой инстанции 14 сентября 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г.
по административному делу N 2а-6729/2022 по административному исковому заявлению Заманова Игида Аламдара Оглы к мэрии г. Новосибирска, Департаменту строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска о признании незаконным и отмене постановления мэрии г. Новосибирска.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Заманов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления мэрии г. Новосибирска от 15 марта 2021 г. N 812 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации территории общего пользования по ул. Чулымской в Ленинском районе".
Требования мотивирует тем, что 2 марта 2021 г. Заманов И.А. обратился в Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска с заявлением об образовании земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м по "адрес" для использования под магазин.
В ответ на обращение Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска сообщил об отказе в предоставлении земельного участка ввиду того, что в отношении испрашиваемого земельного участка принято постановлением мэрии г. Новосибирска от 15 марта 2021 г. N 812 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации территории общего пользования по "адрес"
Административный истец полагает, что территория в границах, установленных постановлением мэрии г. Новосибирска от 15 марта 2021 г. N фактически занята частично огражденными огородами. Планировка территории, оборудованные проходы и проезды, малые архитектурные формы и иные элементы благоустройства, связанные с организацией пребывания населения в целях использования в качестве территории общего пользования, отсутствуют, что исключает использование данной территории в качестве территории общего пользования в настоящее время.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 14 декабря 2022 г. административное исковое заявление Заманова И.А. к мэрии г. Новосибирска, Департаменту строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска о признании незаконным и отмене постановления мэрии г. Новосибирска удовлетворено; признано недействующим постановление мэрии г. Новосибирска от 15 марта 2021 г. N 812 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации территории общего пользования по "адрес" со дня его принятия.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 14 декабря 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Новосибирской области принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территорию общего пользования, как территорию, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Данный перечень не является закрытыми и приводит только часто используемые понятия.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ответом на обращение административного истца об образовании земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м по "адрес" для использования под магазин, департаментом строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска было отказано в предоставлении земельного участка ввиду того, что в отношении испрашиваемого земельного участка принято постановлением мэрии г. Новосибирска от 15 марта 2021 г. N 812 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации территории общего пользования по "адрес"
15 марта 2021 г. мэрией г. Новосибирска принято постановление N 812 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации территории общего пользования по "адрес" которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью "данные изъяты" кв.м, находящегося в территориальной зоне отдыха и оздоровления (Р-3), для организации территории общего пользования по "адрес" Вид разрешенного использования земельного участка: земельные участки (территории) общего пользования (12.0) - малые архитектурные формы благоустройства.
Разрешая административно-правовой спор по существу и удовлетворяя требования, суд первой инстанции рассмотрел административное дело в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановилрешение в соответствии со статьей 215 указанного Кодекса, признав оспариваемое постановление мэрии города Новосибирска от 15 марта 2021 г. N 812 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации территории общего пользования по "адрес" недействующим со дня его принятия, то есть исходил из того, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта не согласился с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований, судебная коллегия, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 17, 43 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Методических рекомендаций "Примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов", утв. Минюстом России от 15 декабря 2011 г. N 17/91789- ВЕ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 ноября 1997 г. N 17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктами 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пришла к выводу, что оспариваемое постановление мэрии города Новосибирска N 812 от 15 марта 2021 г, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации территории общего пользования по "адрес" не обладает признаками нормативного правового акта, поданное административным истцом заявление подлежало рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оценивая законность указанного постановления, судебная коллегия, проанализировав содержание пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 11.2, пунктов 1-3 статьи 11.3, пунктов 1-3, 12, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 4.1, 4.2 Регламента мэрии города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 29 сентября 2017 г. N 4444, пункта 1.2, 5.4, 5.8. Положения о комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска, утверждённого Постановлением мэрии г. Новосибирска от 4 февраля 2013 г. N 907, пришла к выводу, что оспариваемое постановление издано компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в отсутствие нарушения норм действующего законодательства. Спорный земельный участок находится в территориальной зоне отдыха и оздоровления (Р-3), его вид разрешенного использования (земельные участки (территории) общего пользования (12.0) - малые архитектурные формы благоустройства) определен с учетом видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Р-3.
Довод истца о противоречии оспариваемого правового акта документации по планировке территории, поскольку образованный участок, как территория общего пользования, красными линиями не обозначен, был отклонен со ссылкой на статьи 1, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционный Суд Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-0.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции. В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы. В силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В силу указанного доводы кассационной жалобы о незаконности оспариваемого постановления, ввиду ошибочного отнесения образуемого участка к территории общего пользования, отсутствии красных линий в его контурах, его противоречии документации градостроительного планирования муниципального образования, повторяющие доводы, которыми была обоснована позиция административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, и являвшиеся предметом оценки суда апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, как направленные на переоценку исследованных доказательств и установленных обстоятельств. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора и представленных доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Ссылку на обстоятельства, которые бы ранее не приводились при рассмотрении настоящего дела и установление которых могло бы повлиять на результат административного иска, кассационная жалоба не содержит.
Довод о допущенном процессуальном нарушении, выразившемся в рассмотрении административного дела в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в то время как оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, также подлежит отклонению, поскольку, как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, постановление признакам нормативности не отвечает.
Изложенные в кассационной жалобе доводы правовых оснований к отмене апелляционного определения не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и выражению несогласия с произведённой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 11 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.