Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Вдовиченко С.В, Шеповаловой О.А, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-250/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" о признании не действующим в части постановлений Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск", от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" по апелляционной жалобе Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 26 июля 2023 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Рябовой Н.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" Утту А.В. и Александрова Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11 (далее - Постановление от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11, Постановление N 72-т/11), опубликованным 14 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск", общество, организация) потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск" на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 гг. для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1.
В приложении N 2 к Постановлению N 72-т/11 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск", на каждый год регулирования.
В приложении 3 N к Постановлению N 72-т/11 установлены тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск", поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск", на каждый год регулирования.
22 ноября 2022 г. Агентством по тарифам и ценам Архангельской области принято постановление N 91-т/74 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 7 декабря 2018 года N 72-т/11" (далее - Постановление N 91-т/74), которое 28 ноября 2022 г. опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Названным постановлением приложения N 2 и N 3 к Постановлению N 72-т/11 изложены в новой редакции, в частности, утверждены тарифы на тепловую энергию на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, которые вводятся в действие с 1 декабря 2022 г.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7 (далее - Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7, Постановление N 69-т/7), опубликованным 7 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 гг. для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1.
В приложении N 2 к Постановлению N 69-т/7 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", на каждый год регулирования.
В приложении 3 N к Постановлению N 69-т/7 установлены льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", на каждый год регулирования.
22 ноября 2022 г. Агентством по тарифам и ценам Архангельской области принято постановление N 91-т/73 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 года N 69-т/7" (далее - Постановление N 91-т/73), которое 29 ноября 2022 г. опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Указанным постановлением приложения N 2 и N 3 к Постановлению N 69-т/7 изложены в новой редакции, в частности, утверждены тарифы на тепловую энергию на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, которые вводятся в действие с 1 декабря 2022 г.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6 (далее - Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6, Постановление N 69-т/6), опубликованным 7 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 гг. для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1.
В приложении N 2 к Постановлению N 69-т/6 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", на каждый год регулирования.
В приложении N 3 к Постановлению N 69-т/6 установлены льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", на каждый год регулирования.
28 ноября 2022 г. Агентством по тарифам и ценам Архангельской области принято постановление N 94-т/32 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 года N 69-т/6" (далее - Постановление N 94-т/32), которое 1 декабря 2022 г. опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Указанным постановлением приложения N 2 и N 3 к Постановлению N 69-т/6 изложены в новой редакции, в частности, утверждены тарифы на тепловую энергию на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, которые вводятся в действие с 1 декабря 2022 г.
Теплоснабжающая организация ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующими Постановление от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11 в редакции Постановления N 91-т/74, Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7 в редакции Постановления N 91-т/73, Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6 в редакции Постановления N 94-т/32 в части, не учитывающей специальную надбавку к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным путям ООО "Газпром газораспределение Архангельск", ссылаясь в обоснование требований на то, что в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, при корректировке тарифа на тепловую энергию на 2023 г. Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в составе тарифа специальная надбавка к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" определена в нулевом размере. Фактически исключив данную надбавку из расчётов необходимой валовой выручки, орган регулирования установилтариф на тепловую энергию на 2023 г. в экономически необоснованном размере, что приводит к убыточности деятельности организации.
Решением Архангельского областного суда от 26 июля 2023 г. административные исковые требования ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" удовлетворены.
Признаны недействующими со дня принятия:
Постановление от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11 в редакции Постановления N 91-т/74;
Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7 в редакции Постановления N 91-т/73;
Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6 в редакции Постановления N 94-т/32.
Указано, что сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, с Агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" взысканы судебные расходы, понесённые на уплату государственной пошлины при подаче административного иска.
В апелляционной жалобе Агентство по тарифам и ценам Архангельской области просит об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Полагает, что суд ошибочно отверг довод административного ответчика о том, что в рамках корректировки тарифов на тепловую энергию на 2023 г. орган регулирования при определении цены на природный газ не вправе был учесть специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, поскольку корректировка тарифов на 2023 г. для административного истца и установление специальной надбавки являются различными самостоятельными тарифными процессами. При этом суд не учёл, что специальная надбавка не относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования.
Установленный в ходе судебного разбирательства факт того, что при установлении для ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 гг. в цене природного газа, используемого для производства тепловой энергии, была учтена специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, не означает, что у органа регулирования возникла обязанность учесть её в цене природного газа при последующей корректировке долгосрочных тарифов на очередной период регулирования.
Кроме того, в силу действующего законодательства решение вопроса об установлении или неустановлении специальной надбавки для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и такого источника финансирования программы газификации как специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным путям может и не предусматриваться.
Указывает, что ООО "Газпром газораспределение Архангельск", через чьи газораспределительные сети обеспечивается газоснабжение потребителей в Архангельской области природным газом, является участником подпрограммы N 2 "Газификация Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области", утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 15 октября 2013 г. Источники финансирования мероприятий, реализуемых ООО "Газпром газораспределение Архангельск" в рамках указанной подпрограммы на 2023 г. определены постановлением Правительства Архангельской области от 29 декабря 2022 г. N 1200-пп "О внесении изменений в постановления Правительства Архангельской области от 15 октября 2013 года N 487-пп и от 18 августа 2022 года N 609-пп", после официального опубликования которого (30 декабря 2022 г.) Агентством по тарифам и ценовой политике Архангельской области в тот же день было принято постановление об установлении ООО "Газпром газораспределение Архангельск" специальной надбавки к тарифам на тепловую энергию по транспортировке газа по газораспределительным путям. При этом в названной подпрограмме специальная надбавка в качестве источника финансирования мероприятий по газификации не поименована.
При корректировке установленных административному истцу тарифов на тепловую энергию на 2023 г. упомянутая специальная надбавка определена в нулевом размере, поскольку на дату принятия тарифного решения её размер на 2023 г. не был установлен постановлением агентства, а действие установленной на 2022 г. специальной надбавки на 2023 г. не распространялось. При этом ООО "Газпром газораспределение Архангельск" с заявлением об определении размера специальной надбавки на 2023 - 2024 гг. обратилось в орган регулирования лишь 21 декабря 2022 г.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг, на который сослался суд при вынесении решения как на основание для индексации специальной надбавки, установленной постановлением Агентством по тарифам и ценовой политике Архангельской области от 27 декабря 2021 г. N 86-п/9 "Об утверждении специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" для финансирования программы газификации на 2022 год", при корректировке установленных ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" тарифов на тепловую энергию на 2023 г, индексацию специальной надбавки не предусматривает, а потому применению не подлежал.
Обращает внимание и на то, что установление тарифов на 2023 г. было произведено Агентством по тарифам и ценовой политике Архангельской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 г. N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым исполнительным органам субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписывалось в срок, не позднее 15 дней со дня вступления в силу постановления, то есть до 28 ноября 2022 г, установить (скорректировать) на 2023 г. без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 г. регулируемые цены (тарифы), в том числе в сфере теплоснабжения. Данным постановлением сроки установления специальной надбавки определены не были, а сроки установления тарифов в сфере теплоснабжения императивно были указаны.
Указывает, что судом неправомерно не принято во внимание и то, что отклонение плановых значений, установленных на 2023 г. в тарифе на тепловую энергию, от фактических, в том числе отклонение экономически обоснованной фактической цены используемого топлива (газа) от плановой цены газа позволит учесть органу регулирования эти расходы при корректировке необходимой валовой выручки ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на 2025 г.
Относительно апелляционной жалобы ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является уполномоченным органом исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования в соответствии с Положением об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утверждённым постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп.
При рассмотрении административного дела суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия, опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, и принципом обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надёжному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьёй 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчёте долгосрочных тарифов.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определённых органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования её деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением их пересмотра в соответствии с настоящим документом.
В пункте 52 Основ ценообразования определено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учётом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истёкший период регулирования от значений таких параметров, учтённых при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
В силу пункта 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточнённых значений прогнозных параметров регулирования.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования.
Необходимой валовой выручкой признаётся экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчётного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).
В соответствии с пунктами 15, 16, 20, 28 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчётности за предшествующий расчётный период регулирования и на последнюю дату расчёта расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчёта цен (тарифов).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе и дел о корректировке установленных на 2023 г. тарифов на тепловую энергию, ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" и "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район".
27 апреля 2022 г. общество обратилось в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлениями о корректировке установленных на 2023 г. тарифов на тепловую энергию потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск", муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район".
В составе материалов (первоначальных и дополнительных) к заявлениям представлены расчёт расходов топлива по котельным ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" муниципальных образований "Город Архангельск", муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" (соответственно), и расчёты средней цены газа по каждому из муниципальных образований, в которых общество предлагало установить ему на 2023 г. специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск", утверждённую на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в размере 198, 14 руб./1000 куб. м постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 декабря 2021 г. N 86-п/9 "Об утверждении специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" для финансирования программы газификации на 2022 год", с индексацией в размере 108, 5% согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.
К каждому из заявлений были представлены реестры счетов-фактур на поставку топлива за 2021 г. и 9 месяцев 2022 г. с указанием о том, что договор поставки газа был заключён ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" с ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" способом закупки - закупка у единственного поставщика. В прилагаемых реестрах счетов-фактур на поставку газа указана специальная надбавка, несение расходов на которую подтверждено счетами-фактурами, товарными накладными и актами сдачи-приёмки газа.
Специалистом (экспертом) Агентства по тарифам и ценам Архангельской области по результатам изучения представленных материалов составлены экспертные заключения от 21 ноября 2022 г. и от 27 ноября 2022 г, из которых видно, что им при расчёте плановой необходимой валовой выручки, скорректированной на 2023 г, в составе расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, в частности, расходов на топливо и расходов на доставку топлива специальная надбавка учтена в нулевом размере со ссылкой на то, что она на 2023 г. агентством не установлена (пункты 2.1.3.1, 2.1.3.2, приложения N 3 к экспертным заключениям).
Из приложений N 3 "Топливный баланс ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" к экспертным заключениям усматривается, что данная специальная надбавка учтена в нулевом размере в показателе "цена натурального топлива - газ", включающем в себя: регулируемую оптовую цену на газ; тариф на транспортировку газа по газораспределительным сетям газораспределительной организации; плату за снабженческо-сбытовые услуги.
Исходя из приложения N 3 к экспертным заключениям "Расчёт средней цены газа на 2023 год", специальная надбавка в нулевом размере учтена и в расчёте цены газа.
При этом из упомянутых приложений N 3 "Топливный баланс ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" к экспертным заключениям следует, что при тарифном регулировании деятельности ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" при определении его необходимой валовой выручки на 2019 г, на 2020 г, на 2021 г. и на 2022 г. Агентством по тарифам и ценовой политике Архангельской области такая специальная надбавка была учтена.
Разрешая административное дело и соглашаясь с доводами административного истца о том, что орган регулирования установилтариф на тепловую энергию на 2023 г. в экономически необоснованном размере, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемые в части постановления тарифного органа не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, по поводу которых возник спор, и имеющих большую юридическую сил.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчётных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определённые в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
При определении плановых (расчётных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учёте и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчётах экспертные оценки, основанные на отчётных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования).
При принятии Постановления N 91-т/74, Постановления N 91-т/73 и Постановления N 94-т/32 действовало постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 декабря 2021 г. N 86-п/9 "Об утверждении специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" для финансирования программы газификации на 2022 год", которым на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. указанная специальная надбавка утверждена в размере 198, 14 руб./1000 куб. м.
На период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. специальная надбавка утверждена постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 декабря 2022 г. N 104-п/1 "Об утверждении специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" для финансирования программы газификации на 2023 - 2024 годы" (в размере 218, 69 руб./1000 куб. м).
Однако, как правильно указал суд, данное обстоятельство не препятствовало тарифному органу определить и учесть специальную надбавку при установлении тарифа административному истцу расчётным способом.
Как обоснованно отметил суд, экспертные заключения не содержат анализ и оценку плановых расходов ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на специальную надбавку, заявленную и рассчитанную им на уровне планового размера предыдущего периода.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. с целью смягчения тарифной нагрузки на потребителей в 2023 - 2024 гг. индексацию цен (тарифов) в сферах газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твёрдыми коммунальными отходами следует перенести с 1 июля 2023 г. на 1 декабря 2022 г. Индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, а также тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям, с 1 декабря 2022 г. составит 8, 5% (разделы "Цены (тарифы) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе", "Регулируемые цены и тарифы в сфере газоснабжения").
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд правильно исходил из того, что приведённые положения названного Прогноза подлежат применению по отношению к специальной надбавке, поскольку она учитывается при определении цены газа и входит в состав структуры оспариваемых тарифов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" исполнительным органам субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 15 дней со дня вступления в силу данного постановления надлежит установить (скорректировать) на 2023 г. без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 г. регулируемые цены (тарифы) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации" утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенным для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, по согласованию с газораспределительными организациями отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 27 пункта 9 Положения об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп, установление специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, по согласованию с газораспределительными организациями, отнесено к компетенции названного агентства.
Таким образом, установление тарифов на тепловую энергию и специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Архангельской области, находится в пределах полномочий одного и того же органа исполнительной власти Архангельской области, в связи с чем Агентство по тарифам и ценам Архангельской области имело возможность установить специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" на 2023 г. в срок, позволяющий её учесть в расчётах расходов ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на топливо и расходов на доставку топлива, а также цены газа, при корректировке тарифа ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на тепловую энергию на 2023 г, который согласно подпункту 6 пункта 3 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" следовало установить (скорректировать) в срок до 28 ноября 2022 г. и ввести в действие с 1 декабря 2022 г.
Во всяком случае, неустановление специальной надбавки для ООО "Газпром газораспределение Архангельск" не должно влиять на установление экономически обоснованного тарифа для ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск".
Кроме того, суд правомерно отметил, что административный ответчик не доказал невозможность оставления специальной надбавки на текущем уровне, тогда как запрета на такие действия для органа регулирования действующее законодательство не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что специальная надбавка была установлена после принятия оспариваемых тарифных решений в отношении ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск", но сразу после принятия Правительством Архангельской области постановления от 29 декабря 2022 г. N 1200-пп "О внесении изменений в постановления Правительства Архангельской области от 15 октября 2013 года N 487-пп и от 18 августа 2022 года N 609-пп", которым определены источники финансирования мероприятий, реализуемых ООО "Газпром газораспределение Архангельск" в рамках подпрограммы N 2 "Газификация Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области", утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 15 октября 2013 г. на 2023 г, и его опубликования, проверялись судом и обоснованно признаны несостоятельными.
Как справедливо отмечено в апелляционной жалобе, в названной подпрограмме специальная надбавка в качестве источника финансирования мероприятий по газификации, осуществляемых ООО "Газпром газораспределение Архангельск", не поименована.
Исходя из содержания государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области", к источникам финансирования мероприятий по газификации отнесены только федеральный бюджет, областной бюджет, местные бюджеты и внебюджетные средства, а потому, как правильно указал суд, внесение изменений в данную программу, имеющих значение для ООО "Газпром газораспределение Архангельск", на права ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" в рассматриваемых правоотношениях в рамках тарифной компании по корректировке тарифа не влияет.
Таким образом, поскольку специальная надбавка участвует в расчётах определения расходов регулируемой организации на топливо, расходов на доставку топлива, а также в расчётах цены газа, в целях установления (корректировки) тарифа на тепловую энергию на 2023 г, а необходимость несения расходов на специальную надбавку была ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" подтверждена, то её установление Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в нулевом размере правильно признано судом экономически необоснованным, поскольку не обеспечивает необходимую валовую выручку регулируемой организации, вследствие чего у неё возникают необоснованные убытки.
Делая такой вывод, суд правомерно принял во внимание и то, что в предыдущих периодах долгосрочного регулирования специальная надбавка административному истцу была учтена.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере теплоснабжения, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 5 и 7 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Исходя из указанных принципов, а также практики оценки обосновывающих материалов, подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Доводы административного ответчика, изложенные и в апелляционной жалобе, о том, что в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования отклонение плановых значение, установленных на 2023 г. в тарифе на тепловую энергию, от фактических, в том числе отклонение экономически обоснованной цены используемого топлива (газа) от плановой цены газа будет учтено при корректировке необходимой валовой выручки ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на 2025 г, отклонены судом верно, поскольку данное правило Основ ценообразования не может применяться произвольно.
В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
По смыслу данного положения Правил регулирования механизм корректировки предполагает приведение плановых значений тарифа к фактическим, а не компенсацию неправомерно исключённых позиций, подлежащих учёту и имеющих значение при установлении тарифа.
В противном случае, сохраняется возможность действия экономически необоснованных тарифов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надёжному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 5 и 7 статьи 3, пункты 2 и 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Установив, что экспертные оценки Агентства по тарифам и ценовой политике Архангельской области по установлению специальной надбавки в нулевой размере, равно, как и по установлению тарифа ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на тепловую энергию на 2023 г, являются экономически необоснованными, суд обоснованно пришёл к выводу, что оспариваемые тарифные решения подлежат пересмотру.
Доводы, приведённые в апелляционной жалобе, являлись предметом подробной проверки суда первой инстанции, которым в обжалуемом судебном акте дана аргументированная правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Вместе с тем, резолютивная часть решения суда подлежит уточнению.
Так, из содержания административного искового заявления и пояснений представителя административного истца в суде первой инстанции, равно, как и в суде апелляционной инстанции, усматривается, что ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" выражало несогласие с размером тарифа, установленного только на 2023 г.
В мотивировочной части решения суд указал, что постановления, принятые Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в 2018 г, административным истцом не оспариваются; оспариваемые постановления подлежат признанию недействующими со дня принятия в 2022 г. постановлений, вносящих в них изменения в части тарифов, установленных на 2023 г.
Однако выводы суда, изложенные в резолютивной части решения, позволяют сделать вывод о том, что фактически судом признаны недействующими со дня принятия тарифные решения, принятые в 2018 г, в редакции постановлений, принятых в 2022 г, тогда как оснований для этого не имелось.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 26 июля 2023 г. оставить без изменения, уточнив абзацы первый, второй, третий, четвёртый и пятый его резолютивной части, изложив их следующим образом:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" удовлетворить.
Признать не действующими:
постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск" в части тарифов на тепловую энергию, установленных в приложениях N 2 и N 3 к постановлению на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, со дня принятия постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22 ноября 2022 г. N 91-т/74 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 7 декабря 2018 года N 72-т/11";
постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" в части тарифов на тепловую энергию, установленных в приложениях N 2 и N 3 к постановлению на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, со дня принятия постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22 ноября 2022 г. N 91-т/73 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 года N 69-т/7";
постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" в части тарифов на тепловую энергию, установленных в приложениях N 2 и N 3 к постановлению на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, со дня принятия постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 ноября 2022 г. N 94-т/32 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 года N 69-т/6".
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Архангельский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.