Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Тербунского районного Совета депутатов Липецкой области от 12 августа 2008 г. N 43 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к решению
Совета депутатов Тербунского района
от 7 июня 2005 г. N 139
Программа
поддержки малого и среднего предпринимательства
в Тербунском районе на 2005-2008 г.г.
12 августа 2008 г.
О ходе реализации районной программы поддержки малого предпринимательства в Тербунском районе (2005-2008 г.г.) см. решение Тербунского районного Совета депутатов Липецкой области от 3 мая 2007 г. N 334
Паспорт
программы поддержки малого и среднего предпринимательства
в Тербунском районе на 2005-2008 гг.
Наименование Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в
Программы: Тербунском районе на 2005-2008 г.г. (далее -
Программа).
Заказчик Администрация Тербунского района (далее -
Программы: администрация района).
Разработчик Программы: Отдел экономики администрации района
Цели Программы:
- совершенствование внешней среды для развития
предпринимательства;
- снижение уровня административных барьеров;
- формирование конкурентной среды;
- создание и развитие объектов инфраструктуры
для обеспечения цивилизованных форм ведения
бизнеса;
- определение перспективных для района
направлений развития малого и среднего
предпринимательстваи приоритетных видов
деятельности субъектов малого и среднего
предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и повышение
уровня его благосостояния.
Сроки реализации 2005-2008 г.г.
Программы:
Перечень основных 1. Совершенствование внешней среды для развития
разделов: малого и среднего предпринимательства в
Тербунском районе.
2. Совершенствование финансово-кредитной,
инвестиционной и имущественной поддержки малого
и среднего предпринимательства.
3. Создание инфраструктуры поддержки малого
и среднего предпринимательства.
4. Ориентация малого и среднего
предпринимательства в социально значимые сферы.
5. Информационное, методическое обеспечение
сферы малого и среднего бизнеса.
Формирование положительного имиджа малого
и среднего предпринимательства.
6. Социальная защита работников, занятых в сфере
малого и среднего бизнеса.
Исполнители Программы: Отделы администрации района: экономики;
торговли, сферы услуг и защиты прав
потребителей; юридический; народного
образования; труда; управления муниципальным
имуществом; финансов; по обеспечению
производства продукции растениеводства; по
обеспечению производства продукции
животноводства.
по согласованию:
Администрации сельсоветов; Межрайонная ИФ НС РФ
N 2 по Липецкой области; Государственное
учреждение Центр занятости населения Тербунского
района; Тербунский межрайонный отдел
государственной статистики
Объемы и источники Предполагаемый объем финансирования мероприятий
финансирования: Программы из районного бюджета составляет 500
тыс. руб., в том числе:
2006 год - 100 тыс. руб.;
2007 год - 250 тыс. руб.;
2008 год - 150 тыс. руб.
Основными источниками финансирования Программы
являются средства районного бюджета в
соответствии с решением сессии районного Совета
депутатов на соответствующий год. Объемы
бюджетного финансирования будут уточняться в
процессе принятия бюджета на соответствующий
год. В максимальном варианте бюджетного
финансирования будут задействованы все
мероприятия и направления, в минимальном -
только те, которые являются наиболее
необходимыми.
Ожидаемые результаты: Создание дополнительных рабочих мест, прирост
числа занятых в малом бизнесе с 2,2 тыс. человек
в 2004 году до 2,4 тыс. человек в 2008 году
(9%). Увеличение вклада малого и среднего
предпринимательства в пополнение доходной части
бюджета района. Увеличение налоговых поступлений
от субъектов малого и среднего бизнеса с 4,1 млн.
руб. в 2004 году до 5,5 млн. руб. в 2008 году.
Насыщение рынка товарами (услугами) местного
производства, повышение уровня конкуренции.
Система контроля: Ежеквартальное рассмотрение на административном
Совете района при подведении итогов
социально-экономического развития района. Не
реже одного раза в год - отчет о ходе реализации
Программы в средствах массовой информации.
Введение
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из стратегических факторов социально-экономического развития района, неотъемлемым элементом- рыночной системы хозяйствования, соответствующим целям экономических реформ в России: созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечению высокого уровня и качества жизни населения. Значение и роль малого и среднего предпринимательства заключается в оптимизации структуры экономики, повышении уровня занятости трудоспособного населения, увеличении доходной части бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы, снижении социальной напряженности и достижении в обществе политической стабильности.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и областной программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2005-2008 г.г.
Программа соотнесена со следующими программами, реализуемыми на территории Тербунского района:
- Программа социально-экономического развития Тербунского района на 2005-2008 г.г.;
- Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Тербунского района на 2003-2005 г.г.;
- Программа развития бытовых услуг населению Тербунского района на 2003-2005 г.г.;
- Программа содействия занятости населения Тербунского района на 2002-2005 г.г.
- Программа "Развития АПК Тербунского района на 2003-2005 г.г."
Настоящая Программа сформирована исходя из принципа преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области законодательной, финансово-кредитной, информационной и иных форм поддержки малого и среднего предпринимательства.
I. Состояние развития предпринимательства в районе
1.1. Малые предприятия района.
Их распределение по численности персонала,
сферам деятельности.
Экономические аспекты деятельности
По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) на 01.01.2005 г. на территории Тербунского района зарегистрировано 18 малых предприятий, что составляет 36% от общего количества предприятий и организаций района.
По видам деятельности малый бизнес охватил практически все отрасли экономики. В процентном отношении распределение малых предприятий таково: промышленность - 6%, строительство - 6%, торговля и общепит - 61%, другие отрасли - 27%. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в промышленности, строительстве, торговле в 2004 году совпадают с тенденциями, характерными для данных отраслей в целом. Значительная часть субъектов малого и среднего бизнеса осуществляет свою деятельность в сфере торговли и общественного питания. Однако необходимо отметить положительную динамику изменения их количества в сфере материального производства, главным образом строительства и промышленности.
В 2004 году на малых предприятиях работало около 1500 человек без учета совместителей и работающих по договору подряда и другим гражданско-правовым договорам.
Среднемесячная начисленная заработная плата на малых предприятиях за 2004 год составила 2520 руб. (3322 руб. по району в целом). Оплата труда работающих на малых предприятиях различна в зависимости от вида деятельности и специфики их работы. На малых промышленных предприятиях среднемесячная заработная плата составила 2642 рубля, в торговле и общественном питании - 1750 рублей, в строительстве - 3694 рубля.
За 2004 год малыми предприятиями было выпущено товаров и услуг на 37,3 млн. рублей.
Из общего объема произведенной малыми предприятиями продукции 57% составил объем продукции предприятий торговли и общественного питания, 4% - объем промышленной продукции, 16% - объем строительной продукции, 23% - других отраслей.
Промышленность
По состоянию на 01.01.2005 в районе зарегистрировано 1 малое промышленное предприятие, что составляет 33% от общего количества предприятий промышленности.
Всего за истекший год было произведено промышленной продукции на 1,4 млн. руб. В общем объеме промышленного производства доля малых предприятий составляет около 0,4%.
Строительство
По состоянию на 1 января 2005 г. в районе зарегистрирована 1 малая строительная организация, что составляет 33% от общего количества предприятий в строительстве.
В 2004 г. объем подрядных работ, выполненным малым предприятиям по договорам строительного подряда, составил 6 млн. рублей, что в 1,3 раза выше уровня 2003 года. В общем объеме подрядных работ доля малого и среднего строительного предприятия составила 9,4%.
Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве в 2004 году фактически действовало 2 малых предприятия (11% от общего количества предприятий сельского хозяйства).
По основному виду деятельности малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг на 1,9 млн. рублей, что составляет 1% выпуска продукции, работ и услуг всех предприятий сельского хозяйства района.
Торговля и общественное питание
По состоянию на 1 января 2005 г. зарегистрировано 11 предприятий торговли и общественного питания (18% от общего числа предприятий в торговле и общественном питании).
В 2004 г. оборот торговли и общественного питания малых предприятий составил 21,4 млн. рублей (104% к уровню 2003 года). В общем объеме оборота розничной торговли доля малых предприятий составляет 7%.
Доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли малых предприятий составляет 70%.
Платные услуги населению
В 2004 году населению района малыми предприятиями было оказано платных услуг на 218,9 тыс. рублей (0,44% от общего объема платных услуг в районе). В общем объеме платных услуг, предоставляемых малыми предприятиями, 77% составляют бытовые услуги, 23% - услуги связи.
1.2. Предприниматели без образования юридического лица
Заметную роль в малом бизнесе района играют индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. По состоянию на 1 января 2005 г. их насчитывалось около 380 человек. Так же как и малые предприятия, индивидуальные предприниматели отдают предпочтение торговой деятельности, более 80% занято в этой сфере. Необходимо отметить, что на долю индивидуальных предпринимателей приходится около 50% оборота розничной торговли.
Индивидуальные предприниматели также участвуют в решении проблем занятости населения, привлекая наемных работников по трудовым договорам (контрактам).
1.3. Развитие фермерства в Тербунском районе
Фермерский сектор района в настоящее время насчитывает 143 хозяйства. В данном секторе экономики занято около 900 человек. Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обрабатывается 27,2 тыс. га, или 32,5% от общей площади сельхозугодий района. В среднем на одно хозяйство приходится по 190 га. В структуре посевных площадей 24% занимают зерновые культуры, сахарная свекла - 2%, кормовые культуры - 10%, на долю картофеля и овощей приходится менее 1%. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств в 2004 году приходилось 28% общего объема производства продукции в хозяйствах всех категорий. В крестьянских (фермерских) хозяйствах производится около 28% зерна, 29% сахарной свеклы, 32% подсолнечника.
Уровень урожайности зерновых культур в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2004 г. выше по сравнению с уровнем урожайности в сельхозпредприятиях. Урожайность сахарной свеклы в данных хозяйствах на 10% превысила аналогичный показатель по сельхозпредприятиям и составила 388 ц/га. Урожайность зерновых в 1.44 раза превысила аналогичный показатель и составила 33,4 ц/га.
В общем объеме производства продукции животноводства доля фермерского хозяйства "Рассвет" составляет более 10%.
II. Основные цели и приоритеты программы поддержки
малого и среднего предпринимательства в Тербунском районе
В целом малое предпринимательство в Тербунском районе развивается с положительной динамикой и занимает достаточно прочные позиции. Вместе с тем влияние малого и среднего предпринимательства на экономику района существенно различается в райцентре и селах района, что связано с наличием уровня платежеспособного спроса и другими факторами.
В целях обеспечения ежегодного прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, изменений в их отраслевой структуре и территориальной принадлежности, увеличения объемов производимой продукции необходима поддержка малого и среднего бизнеса со стороны органов местного самоуправления.
В течение последних лет в целях стимулирования малого и среднего бизнеса в районе предпринят ряд важных шагов. Введены специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, сокращающие налоговое бремя и упрощающие администрирование налогов; ограничено количество проверок, осуществляемых контролирующими органами; упрощен порядок регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности.
Субъекты малого и среднего предпринимательства не всегда (особенно на ранних стадиях деятельности) имеют возможность получить заемные средства, а также предоставить под них высоколиквидное обеспечение. Предстоит реализовать комплекс мер, направленных на формирование страховых, залоговых, гарантийных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
Одним из основных направлений, упрощающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, является микрофинансирование. Планируется уделять особое внимание развитию микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях устранения излишнего административного регулирования малого и среднего предпринимательства необходимо реализовать комплекс мер по снижению избыточных административных барьеров, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Для малого и среднего предпринимательства очень важна информационная, юридическая, и иная поддержка, особенно в процессе государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности и на начальной стадии функционирования. Планируется повышать эффективность работы действующих объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
При создании новых объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства приоритет будет отдаваться их развитию в сельской местности.
Актуальной проблемой для малого и среднего бизнеса является недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей. Планируется организация обучения на основе специальных программ бизнес-образования, охватывающих различные категории предпринимателей. В соответствии с этими образовательными программами должна осуществляться подготовка универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга, менеджмента. Также предполагается осуществить комплекс мероприятий по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства печатными материалами информационного характера.
Одним из приоритетных направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является ориентация малого и среднего предпринимательства в сельские населенные пункты, также будет реализован комплекс мероприятий по ориентации малого и среднего предпринимательства в принципиально новые и социально значимые сферы. К таким сферам относятся жилищно-коммунальное хозяйство, природоохранная деятельность, оказание услуг населению: бытовых, медицинских, физической культуры и спорта. В целях формирования позитивного имиджа предпринимательства и распространения передового опыта необходима популяризация деятельности субъектов малого и среднего бизнеса через средства массовой информации. Субъектам малого предпринимательства будет оказываться содействие по привлечению их для участия в отраслевых экономических соревнованиях, конкурсах профессионального мастерства.
Особое внимание должно уделяться мероприятиям по охране труда и социальной защите работников малых предприятий. Необходимо добиться обеспечения социальных гарантий всех занятых в малом бизнесе.
Важным направлением является обеспечение занятости населения путем профессионального обучения и переобучения безработных граждан с последующим трудоустройством в сфере малого и среднего бизнеса. Также необходимо реализовать комплекс мероприятий, содействующих развитию самозанятости и предпринимательской инициативы граждан.
Основным инструментом поддержки малого и среднего предпринимательства является данная Программа, в которой определена концепция такой поддержки и сформирован комплекс мероприятий по ее выполнению.
Программой определены следующие перспективные для района направления развития малого и среднего предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных, промышленных товаров;
- оказание услуг: жилищно-коммунальных, бытовых, медицинских, общественного питания, физической культуры и спорта;
- строительство объектов производственного, социально-культурного назначения;
- природоохранная деятельность;
- транспортная деятельность;
- торговая деятельность в сельских населенных пунктах;
- заготовительная деятельность;
- создание новых объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
III. Основные мероприятия программы
Основные мероприятия Программы включают следующие разделы:
Раздел I. Совершенствование внешней среды
для развития малого и среднего предпринимательства в Тербунском районе
Мероприятия данного раздела направлены на:
- минимизацию административно-разрешительной и контролирующей практики;
- устранение бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение безопасности, защиты личности и собственности.
Раздел II. Совершенствование финансово-кредитной,
инвестиционной и имущественной поддержки
малого и среднего предпринимательства
Применение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого и среднего предпринимательства предусматривает мероприятия, направленные на:
- расширение возможности, кредитования и микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства с применением схемы субсидирования процентной ставки по кредитам;
- развитие кредитной потребительской кооперации граждан;
- привлечение начинающих и действующих предпринимателей к участию в районном заказе.
Реализация комплекса мер по имущественной поддержке субъектов малого и среднего бизнеса позволит осуществить передачу неиспользуемых помещений эффективным собственникам и будет содействовать организации новых производств.
Раздел III. Ориентация малого и среднего предпринимательства
в социально значимые сферы
Мероприятия данного раздела направлены на:
- развитие малого и среднего предпринимательства в сельской местности;
- поддержку малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере районного хозяйства (ЖКХ, экология), в производственных сферах, в сфере оказания услуг населению.
Раздел IV. Информационное, методическое обеспечение
сферы малого и среднего бизнеса.
Подготовка кадров для малого и среднего бизнеса.
Формирование положительного имиджа малого и среднего предпринимательства
Мероприятия данного раздела направлены на:
- совершенствование системы подготовки кадров и методического обеспечения малого и среднего предпринимательства, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- обеспечение доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к информационным ресурсам;
- использование средств массовой информации с целью формирования положительного имиджа предпринимателей, их вклада в экономику и решение социальных задач Тербунского района.
Важное место в этом разделе уделяется организации участия субъектов малого и среднего бизнеса в конференциях, выставках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства.
Раздел V. Социальная защита работников, занятых
в сфере малого и среднего бизнеса
Мероприятия данного раздела направлены на:
- оказание практической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в области охраны труда и техники безопасности;
- обеспечение работников малых предприятий необходимым социальным пакетом и защиту их прав;
- повышение социальной ответственности малого и среднего бизнеса;
- осуществление взаимодействия Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Тербунском районе и Программы содействия занятости населения.
IV. Механизм реализации программы
Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий государственной поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства.
Оперативное управление ходом реализации мероприятий и координацию деятельности исполнителей Программы осуществляют отделы администрации района: экономики, торговли, сферы услуг и защиты прав потребителей, труда, юридический, производства продукции растениеводства и животноводства, ЖКХ.
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет администрация района.
V. Ресурсное обеспечение программы
Одной из составляющих ресурсного обеспечения развития предпринимательства и реализации Программы должно стать выделение средств районного бюджета. При этом средства из бюджета на реализацию предпринимательских проектов в приоритетных для района направлениях должны выделяться при безусловном конкурсном распределении ресурсов в форме предоставления субсидий на развитие кредитных потребительских кооперативов граждан (в порядке, установленном администрацией района), на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, на подготовку кадров для малого и среднего бизнеса.
Финансовое обеспечение Программы:
- средства районного бюджета в соответствии с утвержденном положением о районном бюджете на соответствующий финансовый год;
- средства из иных источников.
Всего потребность в средствах районного бюджета на реализацию мероприятий составляет 500 тыс. руб., в том числе:
2006 г. - 100 тыс. руб.,
2007 г. - 250 тыс. руб.,
2008 г. - 150 тыс. руб. (приложение к Программе).
Структура Программы обеспечивает преемственность развития системы поддержки в интересах малого и среднего бизнеса, причем в каждом направлении предусматриваются свои цели, ставятся определенные задачи и реализуются программные мероприятия. Такой принцип позволяет выбирать и изменять стратегию реализации Программы при разном ресурсном обеспечении. В максимальном варианте бюджетного финансирования будут задействованы все направления и мероприятия, в минимальном - только те, которые являются необходимыми.
Объемы финансирования за счет районного бюджета на 2006-2008 г.г. будут уточняться в процессе составления районного бюджета на соответствующий год.
VI. Оценка ожидаемой эффективности
Ожидаемые результаты:
- обеспечение прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства с 541 в 2004 г. до 600 в 2008 г. (на 11%).
- насыщение рынка товарами (услугами) местного производства, обеспечение ежегодного прироста доли малых предприятий в выпуске продукции, работ, услуг. Изменение доли малого и среднего предпринимательства в общих объемах следующих отраслей экономики к концу 2008 года составит:
промышленность - с 0,2% в 2004 году до 2% в 2008 году;
строительство - с 9,4% в 2004 году до 15% в 2008 году;
торговля - с 7% в 2004 году до 20% в 2008 году;
платные услуги - с 0,4% в 2004 году до 12% в 2008 году;
- увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в пополнение доходной части районного и местных бюджетов. Увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса с 4,1 млн. руб. в 2004 году до 5,5 млн. руб. в 2008 году в бюджет района.
- создание дополнительных рабочих мест. Прирост числа занятых в малом бизнесе с 2,2 тыс. чел. в 2004 г. до 2,4 тыс. чел. в 2008 г. (на 9%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.