Рассмотрев проект изменений и дополнений в Стратегию социально-экономического развития Тербунского района на период до 2020 года, внесенный главой Тербунского муниципального района, руководствуясь статьями 22, 36 Устава Тербунского муниципального района Липецкой области и учитывая решение постоянной комиссии по вопросам экономики, муниципальной собственности и предпринимательству, Совет депутатов Тербунского муниципального района решил:
1. Принять изменения и дополнения в Стратегию социально-экономического развития Тербунского района на период до 2020 года (прилагаются).
2. Направить вышеуказанный нормативный правовой акт главе Тербунского муниципального района для подписания и обнародования.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председатель Совета депутатов |
С.Н. Демидов |
Тербунский район Липецкой области Российской Федерации
Изменения и дополнения в Стратегию социально-экономического развития Тербунского района на период до 2020 года
Приняты Советом депутатов
Тербунского муниципального района
9 августа 2013 г.
Статья 1
Внести следующие изменения и дополнения в Стратегию социально-экономического развития Тербунского района на период до 2020 года (решение Совета депутатов Тербунского района от 25.12.2007 г. N 396 с изменениями от 12.08.2008 г. N 43 (21-РР), от 14.04.2010 г. N 185 (81-РР), от 21.12.2010 г. N 238 (103-РР):
1) Раздел 7 "Развитие производительных сил Тербунского района" изложить в следующей редакции:
"7. Инвестиционная деятельность
Одним из условий динамичного развития экономики муниципального образования является развитие инвестиционных процессов, что находит свое отражение в состоянии инвестиционного потенциала района. Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы, определяя уровень технологической основы и эффективности материального производства.
Недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на структурных изменениях в экономике муниципального образования и не позволяет достичь желаемых темпов экономического роста, что определяет необходимость разработки эффективных инструментов для создания благоприятных инвестиционных условий в районе, способных обеспечить стабильный приток инвестиций.
Тенденции и закономерности развития инвестиционных процессов в современной экономике России имеют явный перекос в сторону коммерческих интересов, требуется разработка новых подходов их формирования с целью обеспечить не только количественный, но и качественный рост инвестиций, отражающийся в увеличении социальной и бюджетной эффективности.
В основу инвестиционного развития Тербунского района положена концепция ускорения социально-экономического развития района, кардинального повышения жизненного уровня населения путем развития инвестиционной деятельности, обеспечения благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику района, достижения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности отраслей хозяйственного комплекса района.
Ключевые показатели
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, тыс. руб. |
25,0 |
44,4 |
17,8 |
64,1 |
80,8 |
82,5 |
Доходы консолидированного бюджета района от предприятий-участников ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны", тыс. руб. |
10457,9 |
14274,6 |
9477,3 |
6573,4 |
5126,6 |
7625,9 |
Тенденции развития
1. Развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа регионального уровня "Тербуны" и в связи с этим рост инвестиционного потенциала района.
2. Появление средних предприятий, преимущественно осуществляющих деятельность в реальных секторах экономики, которые могут стать основой для формирования производственных кластеров.
3. Постепенное снижение территориальной дифференциации малого бизнеса за счет активного развития предпринимательства в сельской местности.
4. Существенное расширение форм поддержки предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Ключевые проблемы
1. Отсутствие стартового капитала для организации собственного дела у значительной части населения, особенно в сельской местности.
2. Недоступность банковских кредитов из-за отсутствия залоговой базы, высоких процентных ставок и жестких требований к заемщикам.
3. Недостаток квалифицированных кадров.
4. Высокие тарифы естественных монополий.
Риски
1. Нестабильная экономическая ситуация, снижение платежеспособного спроса населения.
2. Дальнейший рост тарифов на энергоносители и ГСМ.
3. Потеря рынков сбыта из-за вступления России в ВТО.
4. Ужесточение конкуренции за доступ к ресурсам.
Приоритетные цели и задачи по их достижению
Цели |
Задачи |
1. Дальнейшее создание и развитие различных производств в ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны" и на территориях муниципальных образований |
1. Привлечение инвесторов на территорию Тербунского района 2. Достижение устойчивого экономического роста и конкурентоспособности отраслей хозяйственного комплекса района |
2. Формирование благоприятных стартовых условий для организации малого предпринимательства и комфортной бизнес-среды для ведения предпринимательской деятельности |
3. Дальнейшее расширение видов поддержки и их адаптация к требованиям времени |
3. Преодоление территориальной асимметрии в социально-экономическом развитии района |
4. Повышение качества управления реализацией разработанных проектов с целью получения плановых показателей их эффективности |
7.1. Потенциал района
Тербунский район характеризуется выгодным географическим положением и значительным потенциалом (природно-ресурсным, производственным, трудовым, инфраструктурным, историко-культурным).
Протяженность автомобильных дорог составляет около 592 км, в том числе около 400 км - с твердым покрытием. В районе отсутствуют федеральные трассы, однако, региональные трассы связывают районный центр с г. Липецком, Ельцом, Воронежской, Тульской, Курской и Орловской областями, имеется выход на федеральную трассу М4 "Дон". По территории района проходит Юго-Восточная железная дорога.
Расстояние от с. Тербуны до г. Липецка - 126 км, г. Москвы - 495 км, г. Воронежа - 120 км.
Общая площадь пашни составляет свыше 88 тысяч га, земли фонда перераспределения - 0,8 тыс. га. Есть возможность выделения 850 га под инвестиционные площадки.
В районе имеются месторождения полезных ископаемых. Наиболее распространенные - трепельные глины, кирпично-черепичное сырье, цветные пески. Уникальное Казинско-Михайловское месторождение кремнисто-глинистого сырья имеет широчайший спектр применения в различных отраслях народного хозяйства.
Площадь лесов составляет около 5,5 тысяч га, по территории района протекают реки Олым, Кобылья Снова, Олымчик, имеется 52 водных объекта (прудов). Историко-культурное наследие района представлено 21 объектом, все - охраняемые.
На территории района расположены ландшафтно-геологические памятники природы: Тербунские песчаники, Конь-Камень, песчаники реки Олымчик, Апухтинские песчаники, ландшафтный памятник - Романов лес; дендрологические памятники: парк в с. Тульском и парк в селе Борки.
Трудовые ресурсы района (13,6 тыс. чел.) составляют 60,6% от общей численности населения. Из общей численности трудовых ресурсов занято в экономике района 10,9 тыс. чел. (80%), обучаются с отрывом от производства - 723 чел. (5%), работают за пределами района - 1057 чел. (7,8%), не занято в экономике района - 736 чел. (5,4%).
Не используется в экономике района свыше 27,7 тыс. кв. м помещений, в т.ч. 23 тыс. кв. м - животноводческих и 1,6 тыс. кв. м - производственных. Промышленный комплекс района состоит из 4 предприятий и представлен в основном обрабатывающей промышленностью.
Крупнейшие предприятия: филиал ЗАО МПБК "Очаково" и ООО "Тербунский Гончар".
К промышленно-ориентированным территориям относится Тербунское поселение, так как на его территории расположена ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны".
Основу экономического потенциала остальных сельских поселений составляет сельское хозяйство. Производством сельскохозяйственной продукции занимаются 6 крупных и средних предприятия, 2 обособленных подразделении, 11 малых предприятий, 108 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
В районе производится 6,7% зерна, более 6% сахарной свеклы, 11% молока и 6,3% мяса от общих объемов сельскохозяйственной продукции области.
Одно из приоритетных направлений сельского хозяйства - производство зерновых и зернобобовых культур, сахарной свеклы, молочное скотоводство и свиноводство.
Наиболее развитыми сельскохозяйственными территориями являются Борковское, Покровское, Березовское, Тульское, Казинское поселения. На их территории расположены такие предприятия, как ООО "Борковское", ОП "Агрофирма Трио", ОСП "Березовка", ОП ОАО "Липецкмясо" и ОП ЗАО "Липецкмясо", специализирующиеся на развитии растениеводства, молочного и мясного животноводства.
На фоне комплексно развивающихся поселений выделяются узко специализированные, где развитие получило лишь растениеводство. Ориентация на одну отрасль (производство зерна) Зареченского, Озерского, Новосильского и В-Полянского поселений в сочетании с периферийным положением тормозит их развитие.
В марте 2013 года утвержден комплексный план территориального развития Тербунского района до 2016 года, направленный на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Тербунского района на период до 2020 года.
Комплексный план в картографической форме разработан в целях повышения качества принимаемых управленческих решений, оптимального размещения производственной, инженерной и социальной инфраструктуры.
План развития учитывает цели, задачи и основные направления социально-экономической политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогнозы Липецкой области и Тербунского района и разработан на основе анализа сложившейся в районе социально-экономической ситуации, основных проблем и предпосылок для их решения, необходимости повышения конкурентоспособности экономики района за счет привлечения инвестиций, инновационного обновления, прежде всего, в целях выравнивания развития территорий.
Основными целями разработки комплексного плана являются:
1. Повышение благосостояния и качества жизни населения, формирование здорового образа жизни.
2. Создание инновационной и конкурентоспособной экономики в районе.
3. Гармоничное развитие личности через призму решения проблем молодежи.
В основу комплексного плана развития Тербунского района положено кластерное развитие территории района. Исходя из действующих в настоящее время объектов образования, здравоохранения, культуры, размещению промышленных предприятий и крупных сельхозтоваропроизводителей, анализа проведенной демографической ситуации, район условно разделен на 5 зон (кластеров).
Разработаны генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений, согласованные и утвержденные схемы территориального планирования размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
7.2. Территориальное развитие производительных сил
Целями развития производительных сил района являются:
- обеспечение динамичного социально-экономического развития;
- выравнивание территориальной дифференциации;
- обеспечение занятости населения, особенно сельского.
Задачи развития производительных сил района включают:
- привлечение инвесторов в экономику и социальную сферу;
- развитие особой экономической зоны регионального уровня промышленно-производственного типа "Тербуны" (далее ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны");
- создание новых и модернизацию существующих производств;
- вовлечение в экономический оборот потенциала района;
- развитие малого и среднего бизнеса в сельских поселениях.
Предполагается максимально сконцентрировать финансовые, трудовые, административно-управленческие ресурсы в секторах - "точках роста" экономики (Приложение N 3).
На развитие производств с высокой долей добавленной стоимости направлено создание на территории района ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны", где будет создано дополнительно более 1000 рабочих мест.
Создание "точки роста" промышленно-производственного типа на территории Тербунского поселения даст импульс развитию всех поселений района и будет иметь мультипликативный эффект, так как с развитием ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны" будут активизироваться все формы хозяйственной деятельности (строительство, логистика, риэлтерская деятельность, торгово-ярмарочная деятельность, гостиничный бизнес и др.), модернизироваться и создаваться новые рабочие места. Через развитие производственно-технологических связей, поставок комплектующих получит развитие межмуниципальная кооперация.
Размещение предприятий строительной отрасли в ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны" повлечет развитие добывающей промышленности, в частности дальнейшую разработку уникального Казинско-Михайловского месторождения кремнисто-глинистого сырья.
В агропромышленном комплексе упор будет сделан на развитие мясного и молочного животноводства.
Для переработки собственной продукции растениеводства и обеспечения кормами животноводческой отрасли планируется в Тербунском поселении строительство элеватора и комбикормового завода, создание технопарка. В целях обеспечения животных минеральными подкормками планируется строительство завода по производству премиксов, объем инвестиций около 800 млн. руб.
Для развития новых производств предусматривается использовать такой резерв развития производительных сил, как неиспользуемые помещения (производственные, животноводческие, пустующие административные и находящиеся в муниципальной собственности), что позволит разместить новые предприятия на имеющихся площадях с минимальными затратами. (Приложение N 1).
Дополнительное развитие поселений района возможно с привлечением малого бизнеса и вовлечением в оборот неиспользуемого потенциала муниципальных образований.
Во всех сельских поселениях возможна реализация перспективных инвестиционных проектов:
- создание семейных молочных, откормочных, овцеводческих ферм;
- выращивание овощей открытого грунта, картофеля, в т.ч. для производства чипсов;
- выращивание цветочной рассады, саженцев декоративных культур;
- засолка и квашение овощей, грибов;
- организация семейного отдыха и сельского туризма. (Приложение N 2).
Предполагается возродить промышленное садоводство в Кургано-Головинском и Урицком поселениях. На территории Тербунского поселения планируется производство овощных, фруктовых (ягодных) полуфабрикатов глубокой заморозки. Это обеспечит переработку овощной и плодово-ягодной продукции, производимой внутри района, а также потребует расширения посевных площадей под этими культурами.
На территориях Березовского, В-Тербунского, Урицкого поселений будет продолжено выращивание картофеля на полях ОСП "Березовка", ИП Золотухин, ООО "Сельхозинвест", а также во всех поселениях на базе ЛПХ. Также планируется увеличение посевов подсолнечника и производство растительного масла.
Предполагается более широкое внедрение механизмов межмуниципальной кооперации.
Развитие деревообрабатывающих производств в Тербунском, Урицком, Новосильском поселениях обеспечит их сотрудничество с ЛОГУП "Тербунский лесхоз" и районами области, на территории которых расположены лесничества (Липецкий, Задонский и другие).
Выращивание саженцев декоративных культур, цветочной рассады предполагается на территориях всех сельских советов.
Планируется задействовать водные объекты практически во всех поселениях для организации спортивного рыболовства, семейного туризма и отдыха. В поселениях с богатым историко-культурным наследием перспективна организация туристских маршрутов по историческим местам. Так, в с. Борки (Борковский сельсовет) расположен памятник истории регионального значения - усадьба Великого Князя А.В. Романова начала XX века, в селе Бурдино (В-Тербунский сельсовет) - Вознесенская церковь 1790 года постройки, в селе Покровка (Покровский с/совет) - церковь Покровская. В Солдатском, В-Полянском, Озерском, Тульском поселениях находятся храмы постройки первой половины XIX века, относящиеся к памятникам местного значения.
Развитие в районе современного туристского бизнеса повлечет формирование сопутствующей инфраструктуры и услуг в Борковском, Тульском, В-Тербунском, Урицком, Зареченском, Озерском поселениях (ресторанный, гостиничный бизнес, автоперевозки, производство сувенирной продукции).
Придорожный сервис (предприятия общественного питания, гостиничного бизнеса, сервисного обслуживания автотранспорта, в том числе большегрузного) будет развиваться в с. Тербуны, В-Тербунском, Б-Полянском, Озерском, Солдатском поселениях, расположенных на региональной трассе Тербуны - Хлевное, выходящей на федеральную магистраль М4 "Дон".
Формирование новых производств приведет к снижению территориального неравенства и уменьшению диспропорции в развитии поселений района, обеспечению занятости сельского населения.
2) Приложение N 1 "Неиспользуемые помещения Тербунского муниципального района по состоянию на 01.07.2013 г." изложить в следующей редакции:
Приложение N 1
к Стратегии
Тербунского района до 2020 г.
Неиспользуемые помещения Тербунского муниципального района по состоянию на 01.07.2013 г.
N |
Наименование помещения |
Тип помещения (животноводческие, производственные, складские, торговые, административные, прочие) |
Общая площадь зданий, кв. м |
Коэффициент износа, % |
Собственность |
Контактный телефон |
|
Частная (наименование собственника) |
Муниципальная |
||||||
1 |
здание школы с. Березовка |
административные |
432,9 |
40 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
2 |
здание школы с. Бурдино |
административные |
603 |
70 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
3 |
дом животноводов д. Михайловка |
административные |
140,2 |
60 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
4 |
детский сад с. Заречное |
административные |
134,3 |
40 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
5 |
детский сад с. Борки |
административные |
146,1 |
40 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
6 |
контора с. Новосильское |
административные |
305,4 |
60 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
7 |
здание школы с. Солдатское |
административные |
310,3 |
70 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
8 |
старое здание администрации с. В-Поляна |
административные |
65 |
70 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
9 |
нежилое помещение N 2 - фельдшерско-акушерский пункт д. Ольшанка Вторая |
административные |
46,2 |
47 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
10 |
баня с. Вторые Тербуны |
административные |
195,3 |
70 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
11 |
ДК с. Никольское |
административные |
102,3 |
60 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
12 |
здание школы д. Михайловка |
административные |
397 |
60 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
13 |
здание школы д. Кургано-Головино |
административные |
60 |
70 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
14 |
здание школы д. Ольшанка Вторая |
административные |
80 |
65 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
15 |
ДК д. Киреевка |
административные |
120 |
65 |
|
муниципальная |
2-12-61 |
16 |
Телятники - 2 шт. |
животноводческие |
5000 |
71 |
ЗАО "Зерос" |
|
2-17-49 |
17 |
Телятник - 1 шт. |
животноводческие |
2000 |
85 |
ООО "Новосильское" |
|
8-905-178-77-40 |
18 |
Коровник 4-х рядный - 1 шт. |
животноводческие |
3000 |
81 |
ООО "Новосильское" |
|
8-905-178-77-40 |
19 |
Телятник 2-х рядный |
животноводческие |
2000 |
55 |
ООО "Тербуны-Агро" |
|
2-97-50 |
20 |
Коровник в с. Покровское |
животноводческие |
3000 |
60 |
ООО "РАМ" |
|
2-57-81 |
21 |
Родильное помещение в с. Покровское |
животноводческие |
4000 |
71 |
ООО "РАМ" |
|
2-57-81 |
22 |
Телятники - 2 шт. в с. Покровское |
животноводческие |
4000 |
75 |
ООО "РАМ" |
|
2-57-81 |
23 |
Ремонтная мастерская в с. Х-Березовка |
производственное |
690 |
65 |
ОАО "Тербуныагросервис" |
|
2-97-36 |
24 |
Ремонтная мастерская в с. Покровка |
производственное |
890 |
60 |
ОГУП "Тербуныдорстройремонт" |
|
2-97-10 |
3) Приложение N 4 "Перечень крупных инвестиционных проектов по Тербунскому району" изложить в следующей редакции:
Приложение N 4
к Стратегии
Тербунского района до 2020 г.
Перечень
крупных инвестиционных проектов по Тербунскому району (реализация которых запланирована до 2020 г.)
N |
Наименование инвестиционного проекта |
Срок реализации |
Объем инвестиций, млн. руб. |
1 |
ЗАО "Тербунский сахарный комбинат". Строительство комбината по переработке сахарной свеклы в объеме 1,2 млн. т. и сахара сырца в объеме 100 тыс. т. в год |
2013 - 2017 г.г. |
7008 |
2 |
ООО "Прометей". Строительство завода по производству топливных гранул (пеллет) |
2010 - 2014 г.г. |
279 |
3 |
ЗАО "Рафарма". Строительства завода по производству антибиотиков и противораковых лекарственных средств |
2011 - 2014 г.г. |
3247 |
4 |
ООО "МегаМикс Центр". Строительство завода по производству премиксов. |
2013 - 2015 г.г. |
600 |
5 |
ООО "Агробитхолод". Строительство центра переработки и реализации сельскохозяйственной продукции |
2011 - 2013 г.г. |
900 |
6 |
ЗАО "Липецкмясо". Строительство двух площадок на 32 тыс. голов свиней в с. Вторые Тербуны |
2011 - 2012 г.г. |
1500 |
7 |
ООО "Черноземье". Строительство комплекса по хранению и переработке зерновых и масличных культур |
2012 - 2017 г.г. |
900 |
8 |
ООО "Корнеплодов" Строительство предприятия по долгосрочному хранению и первичной переработке овощей |
2012 - 2014 г.г. |
|
9 |
ООО "Куриное царство". Строительство птицефабрики |
2012 - 2016 г.г. |
1000 |
10 |
ООО "Сельхозинвест". Реконструкция памятника архитектуры XX века - замка великого князя Андрея Владимировича Романова для организации туризма и гостиницы охотничьего типа. |
2010 - 2015 г.г. |
95 |
11 |
Строительство женской и детской консультации в с. Тербуны |
2011 - 2013 г.г. |
35 |
12 |
Создание инженерной инфраструктуры в особой экономической зоне регионального уровня промышленно-производственного типа "Тербуны" |
2010 - 2014 г.г. |
2326 |
|
Итого: |
|
17890 |
Статья 2
Настоящий нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Тербунского муниципального района |
С.В. Иванов |
09.08.2013 г.
N 7-РР
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Тербунского муниципального района Липецкой области от 9 августа 2013 г. N 411 "О внесении изменений и дополнений в Стратегию социально-экономического развития Тербунского района на период до 2020 года"
Настоящее решение вступает в силу со дня принятия
Изменения и дополнения, утвержденные настоящим решением, вступают в силу со дня официального опубликования
Текст решения опубликован в газете Тербунского района "Маяк" от 22 августа 2013 г. N 93