Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Совета депутатов Задонского района
от 9 января 2004 г. N 9
Программа
экономического и социального развития
Задонского района Липецкой области на 2004 год
I. Паспорт программы
Наименование программы: |
Программа социально-экономического развития Задонского района на 2004 год |
Основание для разработки: |
Устав Задонского района |
Муниципальный заказчик программы: |
Администрация Задонского района |
Разработчик программы: |
Комитет экономики и управления муниципальным имуществом администрации района |
Основная цель программы: |
Создание потенциала для динамичного роста экономики, обеспечение последовательного повышения благосостояния населения, преодоление бедности |
Основные задачи программы: |
Повышение конкурентоспособности "человеческого капитала" - формирование благоприятного социального климата для поддержания высокого и стабильного уровня занятости, профессионализма, здоровья, обеспечение эффективной защиты социально-уязвимых категорий населения. Ускорение диверсификации структуры экономики путем использования инновационных технологий, реконструкции, модернизации действующих Обеспечение условий для развития эффективной многоотраслевой экономики на базе инновационных технологий, реконструкции, модернизации, диверсификации действующих и создания новых производств. Повышение конкурентоспособности продукции предприятий района за счет освоения новых видов продукции. Обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований, нормирования инвестопроводящей системы. Создание условий для эффективного развития агропромышленного комплекса. Дальнейшее развитие отраслей: транспорта, связи, торговли, строительства, жилищно-коммунального хозяйства |
Сроки реализации программы: |
2004 год |
Перечень реализуемых государственных программ и исполнители
"Дети России" в том числе: "Дети-инвалиды" |
Отдел социальной защиты населения, ЦРБ |
"Дети-сироты" | Отдел народного образования |
"Одаренные дети" | Отдел народного образования, отдел культуры, отдел физкультуры, спорта и молодежной политики |
"Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и защита их прав" |
Комиссия по делам несовершеннолетних, РОВД |
"Безопасное материнство" | ЦРБ |
"Здоровый ребенок" | ЦРБ, ОНО |
"Развитие индустрии детского питания" |
ЦРБ |
"Планирование семьи" | ЦРБ |
"Неотложные меры по борьбе с туберкулезом" |
ЦРБ |
"Анти ВИЧ/СПИД" | ЦРБ, ЦГСЭН |
"Вакцинопрофилактика" | ЦРБ |
"О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем" |
ЦРБ |
"Внутрибольничные инфекции" | ЦРБ |
"Охрана территории района от завоза и распространения особо опасных заболеваний людей, животных, растений и токсических веществ" |
ЦРБ, Станция по борьбе с болезнями животных |
"Содействие предприятиям в развитии персонала на производстве" |
Администрация района и ее отделы, ЦРБ, отдел культуры |
"Программа по улучшению положения женщин" |
Отдел социальной защиты населения |
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" |
ЦРБ, ОНО |
"Программа содействия занятости населения района" |
Служба занятости района |
"Противодействия и предупреждения преступности" |
Отдел внутренних дел |
"Молодежь" | Отдел физкультуры, спорта и молодежной политики |
Развитие образования | ОНО |
Культура России на 2001-2005 годы |
Отдел культуры |
Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства (2003-2010 г.г.) |
Комитет по городскому и жилищно-коммунальному хозяйству |
Программа благоустройства населенных пунктов района |
Отдел архитектуры и строительства |
"Повышение плодородия почв" |
Отдел по производству и переработке продукции растениеводства |
"Сельское подворье Липецкой области на 2003-2005 годы" |
Отдел по производству и переработке продукции животноводства |
Программа энергосбережения района на 2003-2006 годы |
Организации потребители топливных и энергетических ресурсов |
Программа развития бытовых услуг населению |
Муниципальные предприятия бытового обслуживания населения |
Объемы и источники финансирования программы:
Средства предприятий и организаций |
- 720 млн. руб. |
Средства областного бюджета | - 146,7 млн. руб. |
Средства государственных внебюджетных фондов |
- 250 млн. руб. |
Средства местного бюджета | - 73,2 млн. руб. |
Система организации контроля за исполнением программы: |
Ежеквартальное рассмотрение на Совете администрации района, не резке одного раза в год - на сессии районного Совета депутатов |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: |
Увеличение объемов промышленного производства не менее, чем на 3%, продукции сельского хозяйства - на 2%, товарооборота - на 2%, рост средней зарплаты - на 7% |
II. Основное содержание
1. Социально-экономическое развитие Задонского района
Район расположен в юго-восточной части Липецкой области на границе с Воронежской областью. Территория составляет 1496 кв. км или 6,2% от территории Липецкой области. Население - 38,5 тыс. человек, из них 10,7 тыс. человек проживает в городской местности, 27,8 тыс. чел - в сельской. Делится на 17 административно-территориальных единиц, имеет 1 город, 124 сельских населенных пункта.
Основой экономического потенциала является сельское хозяйство. Площадь сельхозугодий занимает 95,7 тыс. гектаров, 4,7 тыс. га отведено под многолетние насаждения. Количество сельхозпредприятий - 13, на их долю приходится 54% произведенной продукции, на долю населения - 44%, в крестьянско-фермерских хозяйствах 2%. Традиционными направлениями являются птицеводство, свиноводство, разведение крупного рогатого скота, производство зерновых, сахарной свеклы.
Строительный комплекс представлен 2 строительными организациями.
Потребительский рынок района находится в состоянии устойчивого равновесия при высокой насыщенности основными продовольственными и непродовольственными товарами.
Определенный вклад в развитие экономики вносит предпринимательство. В районе зарегистрировано 22 малых предприятия, 488 человек индивидуальных предпринимателей и 62 фермерских хозяйств. В малом бизнесе занято более 1000 человек.
Промышленность
Отрасль представлена 10-ю предприятиями. Позитивные тенденции, сложившиеся в промышленности в предыдущие годы, приобрели устойчивый характер. Объем промышленного производства в 2003 году составил 220 млн. руб. или 102,0% к уровню предыдущего года.
Наиболее динамично развиваются: филиал ОАО Липецкмакаронпром - хлебозавод Задонский, филиал ФГУП Липецкспиртпром спиртзавод Освобождение.
Однако несмотря на рост производства в целом по промышленности, продолжается падение объемов в ОАО Задонский маслодельный завод (76%) и ЗАО "Лукошкинский карьер" (68%). Снижение объемов производства на маслозаводе связано с низкими темпами структурных преобразований, утратой рынков сбыта, низким коэффициентом обновления основных фронтов. ЗАО "Лукошкинский карьер", потеряв основного потребителя своей продукции в лице Старооскольского комбината, не смог в прежних объемах обеспечить рынок сбыта своей продукции.
Отрицательное влияние на динамику промышленного производства в 2003 году продолжали оказывать:
- высокий моральный и физический износ основных производственных фондов;
- низкая конкурентоспособность производимых товаров;
- низкие темпы структурных преобразований;
- рост цен и тарифов на услуги естественных монополий;
- недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию новых рыночных структур;
- недостаточная инновационная активность производства.
Объем инвестиций в основной капитал в 2003 году составил 352,2 млн. руб. и превысил уровень 2002 года на 45,5%.
Ввод жилья составил 10,1 тыс. кв. метров (213% к уровню 1997 года), в том числе с участием ОГУП "Свой дом" - 9,6 тыс. кв. метров.
В рамках реализации областной программы газификации в районе газифицировано природным газом 270 квартир, переведено на газ 3 объекта соцкультбыта.
Особенно весомый прирост достигнут в строительстве индивидуальных жилых домов. В 2003 году сдано в эксплуатацию индивидуального жилья в 5,4 раза больше, чем в 1997 году.
Увеличение объемов строительства положительно сказалось на развитии строительных предприятий района. Наращивает объемы производства строительной продукции "СО Задонская", где объем за 2003 год составил млн. руб. или % к уровню прошлого года.
Несколько улучшилось финансовое положение строительных организаций, где в 2003 году - ожидается получение прибыли в сумме около 60 тыс. руб.
При этом следует отметить, что отрасль работает в условиях хронического недостатка собственных оборотных средств, большого удельного веса основных фондов и морально устаревшей техники с высокой степенью износа.
Сельское хозяйство
В последние годы в агропромышленном комплексе района достигнута относительная стабилизация, проявляющаяся в ежегодном наращивании объемов производства, возобновлении роста инвестиций в сельское хозяйство.
Прирост объема производства продукции сельского хозяйства в 2003 году к 2001 году составил 20%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств достиг 898 млн. руб. или 110% к 2002 году. В сельскохозяйственных предприятиях объем производства увеличился на 18%, в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах - на 2%.
В целом по области объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился во всех категориях хозяйств на 7%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях на 2%, в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах на 10%.
Выросла доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства с 41% в 1998 году и 43% в 2001 году до 56% в 2003 году.
Прирост сельскохозяйственной продукции в основном произошел за счет увеличения производства в сельхозпредприятиях. Во всех категориях хозяйств возросло производство сахарной свеклы на 71%, молока на 8%, яиц на 12%.
Оценка показателей работы сельхозпредприятий свидетельствует о продолжении развития некоторых положительных тенденций в отраслях растениеводства и животноводства.
Совершенствование технологий выращивания с/х культур позволило получить высокий урожай зерновых культур и сахарной свеклы.
Производство зерна в весе после доработки составило 113,3 тыс. тонн, сахарной свеклы 192,3тыс. тонн, что почти в 2 раза превышает уровень прошлого года.
Рост производства сахарной свеклы обеспечен за счет увеличения урожайности, расширения посевных площадей и соблюдения агротехнических мероприятий.
Урожайность зерновых в текущем году с убранной площади составила 30,4 ц/га, что на 4,9 ц/га выше уровня 2001 года. Еще выше урожайность озимых. Сахарной свеклы с гектара собрано 329 центнеров или 29% к уровню 2001 года.
Начало, положенное передовыми хозяйствами района в использовании новейших технологий (ОАО АПО Аврора, СП Калабино, ФГУП Ольшанец, ЗАО Высокие технологии) уже подхвачено в ряде крестьянско-фермерских хозяйств, таких как Фортуна, Начало, Буревестник, Радуга, но многим это предстоит еще сделать.
В животноводстве наблюдается стабильный рост объемов производства за счет увеличения продуктивности скота и птицы.
Продолжается уверенный рост удоев от одной коровы (119% к 2002 году), среднесуточного привеса свиней (102%).
За год увеличено производство молока, которое составило 19,1 тысяч тонн, в том числе в общественном секторе - 11,6 тысяч тонн, что составило к уровню 2002 года 108% и 110% соответственно.
На одну корову надоено 3227 кг молока, что на 526 кг выше чем в 2002 году.
Продолжается работа по совершенствованию породного состава животных.
Доля крестьянско-фермерских хозяйств в общем объеме сельскохозяйственной продукции составляет 2%. Они производят в основном зерно и сахарную свеклу и к сожалению мало кто занимается животноводством. В последние годы к сожалению наблюдается тенденция снижения площади земельных участков крестьянско-фермерских хозяйств. В 2003 году в среднем на хозяйство приходилось 64 га, в 2002 году 77 га.
Личные подсобные хозяйства являются основными производителями картофеля и овощей. Их доля в производстве указанных культур составляет около 100%, в производстве молока - 39 %.
Закуплено на 1 корову молока у населения 1054 кг, что превышает уровень 2002 года на 37кг или 3,6%.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составила 2777 руб. или 133% к уровню 2002 года, просроченная задолженность по не выплате 476 тыс. руб. против 3595 тыс. руб. в 2002 году.
Вместе с тем ситуация в сельском хозяйстве продолжает оставаться неустойчивой. В животноводстве она осложняется продолжающимся сокращением поголовья всех видов скота, уменьшением производства мяса.
Негативное влияние на доходность отрасли по-прежнему оказывает сохранившийся межотраслевой диспаритет цен и доходов.
Существенной проблемой в сельскохозяйственном производстве остается сложное финансовое положение отдельных предприятий, характеризующееся незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, особенно животноводческую, при высоком уровне затрат на нее, высокой кредиторской задолженностью и отсутствием финансовых средств на погашение долга.
В последние годы долги сельхозпредприятий постоянно превышают годовую выручку от реализации сельскохозяйственной продукции в 1,3-1,5 раза.
Основная часть долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, списание которых, согласно Указу Президента РФ "О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 16.07.03 г. N 784, не представляется возможным ввиду неуплаты текущих платежей.
Нормальному функционированию сельскохозяйственных предприятий препятствует медленное развитие аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования. В стране практически отсутствует биржевая и оптовая торговля сельскохозяйственной продукцией, что приводит к необоснованным ценам на нее, расчетам через бартер, переводу сделок в теневой сектор со всеми вытекающими негативными последствиями и, как следствие, резкому ухудшению финансового положения сельхозтоваропроизводителей.
Немаловажной проблемой является наличие рисков потери урожая, связанных с неблагоприятными погодными условиями. В 2003 году посевы озимых культур погибли на площади 2411 га, недобор зерна составил около 8,4 тыс. тонн на сумму 16,8 млн. руб.
Сдерживающим фактором развития сельскохозяйственного производства остается задолженность по выплате зарплаты, что способствует сохранению на селе системы внеэкономических отношений.
Торговля
Позитивные тенденции, сложившиеся в сфере торговли в предыдущие годы, приобрели устойчивый характер. Оборот розничной торговли за 2003 год составил 497 млн. руб. с учетом оборота общественного питания или 104% к уровню 2002 года.
Оживлению в сфере торговли в определенной степени способствует создание полноценной конкурентной среды. В структуре товарооборота розничной торговли доля субъектов малого предпринимательства увеличилась с 29% в 1997 году до 35% в 2003 году.
В последние годы произошла переориентация части населения на покупку товаров не в магазинах, а на рынках, где цены в большинстве случаев ниже. Развитие этого процесса находится в прямой зависимости от покупательной способности населения. Доля товарооборота вещевых, смешанных и продовольственных рынков в общем объеме розничного товарооборота возросла с 22% в 1997 году до 33% в истекшем.
В 2003 году продолжалась работа по приведению рынков в надлежащее санитарное состояние.
Состояние потребительского рынка остается стабильным. Возросла насыщенность торговли товарами, расширился их ассортимент. В общем объеме розничного товарооборота преобладают продовольственные товары - 65%.
В целом по району реализация спиртных напитков достигло 21,4 тыс. дал., с ростом 108% к 2002 году.
Направив свои усилия на обслуживание сельского населения, стабилизировала свое положение потребительская кооперация. Объем товарооборота Райпо за истекший год увеличился в сопоставимой оценке на 105% к уровню прошлого года. 2003 год потребительская кооперация завершает с прибылью в сумме 20тыс. рублей.
Однако на долю потребкооперации приходится всего лишь 23% общего объема товарооборота района, хотя удельный вес обслуживаемого ею населения составляет 70%.
Объем платных услуг населению в 2003 году достигнет 59,8 млн. руб., в т.ч. бытовых услуг - около 5 млн. руб., с ростом к уровню предыдущего года соответственно 100% и 101%
Рынок услуг представлен широким спектром видов платных услуг.
Динамика объемов и структура их реализации постепенно приобретает все более устойчивый характер, при этом расширяется не только ассортимент, но и их качество.
Как и прежде, преобладающую долю в общем объеме платных услуг населению занимают жилищно-коммунальные и бытовые, услуги связи.
Жилищно-коммунальные услуги
Жилищно-коммунальное хозяйство района представляет собой многоотраслевой производственно-технологический комплекс, основная задача которого - жизнеобеспечение населения, социально-культурной сферы и сферы материального производства.
Доминирующее положение в отрасли жилищно-коммунального хозяйства занимают специализированные предприятия государственной и муниципальной собственности.
Жилищный фонд района составляет 885 тыс. кв. м общей площади, из него расположено в городе 25%, в сельской местности 75%.
Сохраняются высокие темпы ввода жилья. За счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию 10083,1 кв. м общей площади жилья или на уровне 2002 года, в том числе индивидуального - 8008 кв. м. Все индивидуальные застройщики (100%) пользовались льготными долгосрочными кредитами предприятия ОГУП "Свой дом". С помощью которого построено 9596 кв. м с ростом на 109,0%.
Обеспеченность населения общей площадью жилья на одного жителя составляет 22,7 кв. м, в том числе в городской местности -20, 7 кв. м, в сельской местности - 23,8 кв. м.
Однако, достигнутые темпы строительства жилья, по-прежнему не удовлетворяют существующий спрос. Около 400 семей нуждается в улучшении жилищных условий, из них 90 семей ожидают жилье более 10 лет. Из-за ограниченного финансирования острой остается проблема обеспечения жильем военнослужащих и лиц уволенных в запас или отставку и других категорий граждан.
Степень благоустройства жилищного фонда практически осталась на уровне 2002 года.
В результате ежегодного снижения объемов капитального ремонта, связанного с отсутствием финансовых ресурсов, а также передачи жилищного фонда в муниципальную собственность от хозяйствующих субъектов в неудовлетворительном состоянии растет количество ветхого и аварийного жилья. Свыше 3 тыс. кв. м общей площади жилых помещений (0,4% всего жилфонда) размещено в ветхих и аварийных строениях, где проживает 91 семья. В 2003 году ликвидировано 479 кв. м такого жилья.
В 2003 году населению района оказано жилищно-коммунальных услуг на сумму 26,3 млн. руб. их доля в общем объеме платных услуг населению составляет 49%.
Предприятия и организации, специализирующиеся на представлении жилищно-коммунальных услуг завершили 2003 год с убытками в сумме около 2 млн. руб.
Услуги транспорта
Автомобильным транспортом района перевезено 22,7 тыс. пассажиров и 1,9 млн. тонн различных грузов.
Объем перевозок грузов транспортом общего пользования уменьшился в 2003 году на 19%.
За 2003 год по отрасли будет получено прибыли на сумму 45 тыс. руб.
На пассажирском транспорте в настоящее время работает 20 единиц подвижного состава. Пассажирские перевозки осуществляются по 19 маршрутам. Доля собственных доходов автотранспортного предприятия увеличилась с 41% в 2002 году до 50% в 2003 г.
Из бюджета района на возмещение убытков от перевозки пассажиров автомобильным транспортом на пригородном сообщении и обновление парка транспортных средств направлено около 4 млн. руб., или на уровне прошлого года.
Услуги связи
Развитие отрасли связи определялось необходимостью удовлетворения потребностей населения и экономики в услугах местной, междугородней и международной телефонной связи, сетей передачи данных и информационных сетей, с применением новейших достижений науки, техники и технологии.
Объем услуг связи за 2003 год составил 17,2 млн. руб. или 111% к уровню 2002 года. Телефонная сеть представлена 6988 номеров, из них цифровая номерная емкость 4260 номеров, или 61% от общей смонтированной емкости. За 2003 год прирост основных телефонных аппаратов составил по городу 115 номеров, по селу - 323.
Плотность телефонных аппаратов на 100 жителей городского населения составляет 29,45. Обеспеченность телефонной связью сельского населения почти в 3 раза ниже.
Малый бизнес
Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом промышленной и инновационной политики, объективно присущим любой хозяйственной системе, своеобразным механизмом перетока людских, финансовых и материальных ресурсов в сферы повышенного спроса. Значение и роль малого предпринимательства заключается в оптимизации структуры экономики и обеспечении условий для создания среднего класса населения, повышении уровня занятости трудоспособного населения, увеличении доходной части бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы, снижения социальной напряженности и достижении в обществе политической стабильности.
Малый бизнес в районе представлен 22-мя предприятиями, 488 предпринимателями без образования юридического лица и 62-крестьянско-фермерскими хозяйствами. Всего в малом бизнесе занято около 1000 работающих.
Все больший интерес предприниматели проявляют к сфере материального производства: удельный вес малых предприятий, занятых промышленным производством, составляет около 27%, строительством - около 14%, торговлей - 45%.
В территориальный бюджет от субъектов малого бизнеса поступило более 5 млн. руб. налоговых платежей.
Образование
Работа образовательных учреждений района в прошлом году отличалась стабильностью, учебно-воспитательный процесс в районе осуществляет высококвалифицированный учительский состав, 97,6% которого имеют высшее педагогическое образование.
В сеть образовательных учреждений района входят 60 учреждений, в том числе: 37 муниципальных общеобразовательных школ, одна муниципальная специальная (коррекционная) школа, 15 дошкольных учреждений и 4 учреждения дополнительного образования.
По объективным причинам ликвидированы 2 общеобразовательных учреждения: основная школа с. Гагарине и начальная школа с. Первое Колесово.
Во исполнение Программы бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат первого вида передана в областную собственность.
В истекшем году осуществлен намеченный комплекс работ по капитальному ремонту учреждений образования. К началу учебного года за счет всех источников финансирования решались вопросы капитального и текущего ремонта, приобретения оборудования. На эти цели было выделено более 4 млн. рублей.
Финансовые средства направлялись в первую очередь на проведение неотложных работ, то есть ремонт систем отопления, кровли, приобретение кухонно-технологического оборудования.
Проводились работы по энергосберегающим мероприятиям. Установлены 2 счетчика по учету тепловой энергии в д/с N 5 и школе-интернате 8 вида, 1 счетчик по учету горячей воды в д/с N 5 на общую сумму 300 тыс. рублей. Установлено 18 счетчиков по учету потребления холодной воды.
В истекшем году была продолжена работа по совершенствованию структуры и содержания школ общего среднего образования.
В 2003 году 100% школьников было охвачено питанием. Бесплатным питанием обеспечиваются дети льготных категорий: из многодетных и малообеспеченных семей, из семей беженцев и переселенцев, дети с хроническими заболеваниями и т.д.
В летний период 2003 года в оздоровительных лагерях отдохнуло 2870 школьников, процент оздоровления детей за последние годы значительно вырос с 14,3% от общего количества школьников в 1998 году до 63,0% в 2003 году.
Здравоохранение
Основой для решения стратегической задачи системы здравоохранения - профилактики возникновения заболеваний, снижения уровня заболеваемости и смертности населения стало выполнение в полном объеме областной программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.
Здравоохранение района представлено 3 больницами на 440 коек, 3 поликлиниками на 650 посещений в смену, 3 амбулаториями на 55 посещений в смену и 33 фельдшерско-акушерскими пунктами. В соответствии с концепцией развития здравоохранения в Липецкой области на 2001-2005 годы и на период до 2010 года продолжалась работа по реструктуризации сети стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения, обеспечению доступности и качества медицинской помощи населению.
Для укрепления материально-технической базы в 2003 году на ремонт учреждений здравоохранения за счет средств районного бюджета израсходовано около 1 млн. рублей.
Обновляется устаревшее медицинское и хозяйственно-технологическое оборудование. На эти цели в истекшем году направлено около 1 млн. рублей из фонда обязательного медицинского страхования.
Выполнены установленные нормативы расходования медикаментов в расчете на 1 койко - день, полностью получили бесплатные медикаменты льготные категории граждан.
На финансирование отрасли в целом из бюджета района направлено 37,5 млн. рублей.
В системе здравоохранения работает 81 врач, 348 среднего медицинского персонала. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации медицинских работников проводится за счет средств бюджета.
Культура
В районе принимаются меры по сохранению и развитию культурного потенциала и культурного наследия, обеспечению доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения. Успешно продолжала функционировать сеть учреждений культуры, которая насчитывает 27 домов культуры и клубов, 28 библиотек, школу искусств, краеведческий музей, гончарный промысел, кинотеатр и 7 сельских киноустановок.
Проведен ряд мероприятий районного и регионального масштаба: театрализованное представление посвященное 75-летию г. Задонского района, конкурсы патриотической песни, фестивали хореографического искусства, праздники г. Задонска и сел района и другие.
За счет средств районного бюджета на финансирование отрасли израсходовано более 8 млн. рублей.
Принимаются меры по укреплению материально-технической базы отрасли. Из районного бюджета на текущий и капитальный ремонт учреждений культуры направлено более 484 тысяч рублей. Полностью завершена газификация учреждений культуры.
Физкультура и спорт
В районе проводится активная работа по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом, пропаганде и формированию здорового образа жизни, подготовке спортсменов высокого класса.
В целях оздоровления населения, снижения уровня заболеваемости, формирования здорового образа жизни в районе проведено 9 соревнований по 5 видам спорта и более чем в 20 спортивно-массовых мероприятий различного уровня приняли участие спортсмены нашего района.
Ведется активная работа по привлечению жителей района, в том числе молодежи и школьников, к внутреннему туризму, маршрутам выходного дня.
Проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы спорта. Проведен ремонт спортивной школы, строится лыжная база.
Молодежная политика
Молодежная политика района реализуется в соответствии с программой "Молодежь Задонского района (2001-2005 годы)", в рамках которой было проведено 12 мероприятий различной направленности.
Уровень жизни населения
Благоприятное развитие экономической ситуации, рост объемов производства в отраслях хозяйственного комплекса, улучшение финансового состояния предприятий и организаций стало основой позитивных тенденций в увеличении заработной платы, как главного источника доходов населения.
Через коллективные договоры и соглашения организуется работа по принятию и соблюдению дополнительных социальных гарантий.
Среднемесячная зарплата за январь-ноябрь 2003 года в целом по району составила 2687 руб., в том числе в сельском хозяйстве - 2777 руб., в промышленности - 3064 руб., связи - 3362 руб., с ростом к уровню предыдущего года соответственно - 121%, 133%, 113% и 129%.
Несмотря на принимаемые меры, остается пока проблема с просроченной задолженностью по заработной плате. Сумма задолженности по выплате зарплаты на 01.01.2004 года в целом по району уменьшилась в 4 раза по сравнению с 01.01.03 г. и составила 476 тыс. руб.
Социальная поддержка населения
Для социальной поддержки малообеспеченного населения успешно действует система адресной помощи. Ежегодно в рамках комплексной программы по социальной поддержке населения оказывается помощь малообеспеченным гражданам и семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. В 2003 году адресную помощь получили - 4981 семья на сумму 2707,1 тыс. руб.
Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации создан с помощью области социально-реабилитационный центр "Надежда".
Финансы
Бюджетно-налоговая политика обеспечила стабильный рост доходов бюджета.
Исполнение бюджета в истекшем году ожидается в сумме млн. руб., на % больше суммы доходов, полученных в 2000 году и на % выше уровня прошлого года. Долговые обязательства сократились относительно 2000 года на %.
Доходы района на % формируются за счет налоговых поступлений, в том числе за счет налога на прибыль на %, подоходного налога на % и налога на землю на %.
Район получает субвенцию и дотации из областного бюджета и обеспечивает выполнение расходных полномочий за счет собственных доходов. Основными статьями расходов бюджета являются расходы на финансирование социально-культурной сферы: здравоохранения, образования, культуры и социальной сферы, доля которых в общем объеме расходов составляет %.
Вместе с тем продолжающаяся налоговая реформа, направленная на снижение налоговой нагрузки и более равномерное ее распределение между секторами экономики, постепенная отмена ряда налогов сокращает налоговый потенциал территории.
Законность и правопорядок
В 2003 году особое внимание уделялось оздоровлению криминогенной обстановки в районе.
Регулярное рассмотрение на заседаниях районного административного Совета актуальных проблем предупреждений правонарушений в разных направлениях обеспечили повышение уровня координации и взаимодействия органов местного самоуправления, трудовых коллективов и общественности по дальнейшему укреплению законности и правопорядка.
В результате принятых мер в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 12,5% сокращено количество зарегистрированных преступлений в т.ч. тяжких на 35,8% и особо тяжких на 7,7%, совершенных несовершеннолетними на 16,7%.
2. Действующие механизмы влияния
на социально-экономическое положение Задонского района
В целях защиты материнства и детства, укрепления статуса семьи и улучшения демографической ситуации в 2003 году приняты 9 районных программ на период 2002-2005 годов: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защита их прав", "Развитие индустрии детского питания", "Безопасное материнство", "Планирование семьи", "Здоровый ребенок", "Улучшение положения женщин".
На реализацию всех программ в текущем году направлено 6,5 млн. руб. бюджетных средств.
В 2003 году в соответствии с программой "Одаренные дети" на 20% увеличен объем бюджетных средств для выплат им премий и стипендий. На эти цели из районного бюджета израсходовано 86 тысяч рублей.
В ходе выполнения мероприятий программ "Развитие индустрии детского питания", "Безопасное материнство", удалось улучшить систему обеспечения детей в возрасте до двух лет специальными продуктами питания. Из районного бюджета в 2003 году на реализацию данных программ израсходовано 846 тыс. рублей.
По программе "Здоровый ребенок" из районного бюджета израсходовано около 4 млн. руб.
В 2003 году на реализацию районных целевых программ "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом", "Вакцинопрофилактика", "Анти-ВИЧ/СПИД", и других по отрасли за счет всех источников финансирования направлено 327,3 тыс. руб.
На обеспечение гарантий по бесплатному и льготному получению медикаментов, зубопротезированию направлено свыше 936 тыс. руб.
На сохранение потенциала в сфере культуры в 2003 году направлено более 8 млн. руб. средств районного бюджета. Объем платных услуг возрос на 17% и достиг 771 тыс. руб.
Коллективные договоры действуют на большинстве предприятий и организаций района независимо от форм собственности. Ими защищены трудовые права и интересы 85% занятых в экономике района.
Разработаны и внедрены проект типового трудового договора предпринимателя с наемным работником и рекомендации о порядке регистрации трудового договора, заключенного работником с работодателем - физическим лицом.
Принята и успешно реализуется районная программа содействия предприятиям в профессиональном развитии персонала на производстве, что позволило вплотную подойти к формированию заказа на подготовку наиболее необходимых специалистов.
Возрождается система охраны труда утверждены мероприятия по улучшению охраны труда до 2005 года. Проводится обучение охране труда руководителей и специалистов.
На территории района проживает 8 тыс. граждан, пользующихся льготами в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", которым они предоставляются в полном объеме. В текущем году на эти цели направлено около 10 млн. руб. средств районного и федерального бюджетов.
В районе насчитывается 45 человек, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных катастроф. В 2003 году из районного бюджета на выплату льгот этим категориям по оплате коммунальных платежей, услуг связи и проезда на городском и пригородном транспорте выделено более 100 тыс. руб.
За счет средств областного и районного бюджетов успешно осуществляется программа газификации жилья малоимущих граждан, в 2003 году на эти цели выделено 250 тыс. руб., газифицировано 15 домов.
Комплекс мер по жизнеобеспечению пожилых людей, определенный областной программой "Старшее поколение", предполагает реальное повышение качества жизни этой категории населения и претворяется в действие через благотворительную общественную акцию "Мы твой дом и тепло сохраняем".
В текущем году сохранен контингент одиноких престарелых граждан и инвалидов, находящихся на надомном обслуживании. Социальные услуги на дому получают 969 человек, их обслуживают 165 человек социальных работников.
Значительную поддержку престарелому населению оказывают бригады экстренной социально-бытовой помощи.
В сфере социального обслуживания идет постоянный поиск новых форм, одной из которых является служба "Социальное такси", которая укомплектована автотранспортом за счет средств областного бюджета и оказывает на льготных условиях транспортные услуги самым различным категориям пожилых людей и инвалидов. В 2003 году услугами службы воспользовались 85 человек.
Успешно функционирует 27 столовых на дому, с организацией который увязаны социально-экономические огороды, обрабатываемые силами хозяйств, механизаторов, бригад милосердия общеобразовательных школ и социальных работников.
Выращенной продукцией обеспечиваются столовые на дому, наполняются погреба и хранилища, оставшаяся часть продукции реализуется пожилым людям.
В районе организовано 31 адресных социально-экономических огородов, доход от которых на каждого обслуживаемого составляет от 4 до 5 тыс. руб.
В целях обеспечения прозрачности бюджетных расходов и в соответствии с Законом Липецкой области от 10.04.2000 г. N 72-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Липецкой области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Липецкой области" с 01.01.2001 г. финансирование учреждений из областного бюджета ведется по казначейской системе.
Продолжена работа по координации деятельности контролирующих органов в вопросах обеспечения доходов бюджета района и внебюджетных фондов.
Принятые меры позволили уменьшить долю недоимки по платежам в бюджет в общей сумме поступлений в бюджетную систему района с 5,2 в 2001 году, до 3,7% в 2002 году и 2,2% в 2003 году.
Одним из инструментов регулирования экономических процессов, с помощью которых представляется возможность поддерживать режим цивилизованной конкуренции, состояния динамичной сбалансированности бюджета является конкурсное размещение заказов на закупку продукции.
В рамках поддержки сельхозтоваропроизводителей из федерального бюджета осуществлялось субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, выделение техники по лизингу, возмещение убытков от стихийных бедствий, частичная компенсация стоимости минеральных удобрений, поддержка элитного семеноводства, племдела, финансирование программы "Повышение плодородия почв".
На эти цели в 2003 году выделено 14,8 млн. руб.
Продолжена государственная поддержка агропромышленного комплекса за счет средств областного бюджета.
Основное направление - субсидирование процентной ставки по банковским кредитам на сезонные затраты и приобретение техники.
В 2003 году на эти цели из областного бюджета направлено 38 млн. руб., что позволило привлечь в сельское хозяйство кредитные ресурсы в сумме 233 млн. руб.
Осуществлялось товарное кредитование сельхозтоваропроизводителей. В 2003 году на закупку материально-технических ресурсов направлено 3,8 млн. руб.
С целью финансового оздоровления сельхозпредприятий продолжалась работа по интеграции хозяйств с промышленными и перерабатывающими предприятиями, привлечению инвесторов.
Это позволило дополнительно ввести в оборот более 6 тыс. га ранее неиспользуемых земель, значительно повысить урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, улучшить финансовое состояние интегрированных предприятий.
Общая сумма привлеченных бюджетных средств, вложенных в сельскохозяйственное производство в 2003 году составила около 52 млн. руб.
В жилищной политике значительное место занимает реализация областных программ "Свой дом" и ипотечное жилищное кредитование.
Свыше 138 семей принимают участие в программе "Свой дом", из них 108 семей уже живут в новых благоустроенных домах.
В целях обеспечения сельского населения товарами и повышения уровня обслуживания оказывается государственная поддержка предприятиям потребительской кооперации.
В 2003 году на обновление парка хлебных автофургонов из областного бюджета было выделено 220 тыс. руб.
3. Основные направления и приоритетные задачи
социально-экономического развития района на 2004 год
Промышленность
Развитие промышленности будет, по-прежнему, ориентировано на повышение конкурентоспособности продукции, обеспечение роста объемов производства, замещение импортной продукции, формирование механизмов, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции. К числу главных задач будет отнесено инновационное наполнение промышленного производства, включающее использование прогрессивных технологий и оборудования.
Обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства требует активизации промышленной политики, реализация которой будет осуществляться в соответствии с законом "О промышленной политике в Липецкой области".
Основу стратегии развития промышленности составит ориентация, в основном, на собственный ресурсный потенциал, внутренние источники накопления, которые позволят закрепить стартовые условия экономического роста, продолжить реструктуризацию экономики и выйти на модель устойчивого развития.
Приоритетными задачами являются следующие:
- разработка и реализация программ технического перевооружения и модернизации;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие внутриобластной кооперации;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Рост промышленного производства в 2004 году оценивается на уровне 102,6% к 2003 году. Наиболее высокие темпы развития сохраняются на спиртзаводе "Освобожление" (102%), филиале ОАО Липецкхлебмакаронпром Задонский хлебозавод (102%) и ОАО Хмелинецкий сельхозкомбинат" (103%).
Сельское хозяйство
Основной задачей в агропромышленном комплексе является наращивание производства сельскохозяйственной продукции, восстановление платежеспособности товаропроизводителей, совершенствование экономических отношений, создание интегрированных структур, увеличение вклада сельского хозяйства в экономику района.
Для выполнения указанных задач и закрепления положительных тенденций развития сельского хозяйства продолжится государственная поддержка сельского хозяйства за счет средств федерального и областного бюджетов.
Из федерального бюджета предполагается субсидирование процентной ставки по банковским кредитам на долгосрочной и краткосрочной основе, выделение техники по лизингу, частичная компенсация стоимости минеральных удобрений, субсидирование 50% страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур, поддержка элитного семеноводства. Племенного дела, финансирование Программы "Повышение плодородия почв".
За счет возвратных средств, полученных от реализации продукции регионального продовольственного фонда, будет продолжено товарное кредитование на закупку минеральных удобрений, средств защиты растений и другие цели.
Безвозмездная помощь будет направлена на решение вопросов коренного улучшения земель, элитного семеноводства и племенного дела.
В целях снижения рисков потери урожая сельскохозяйственных культур из областного бюджета будет осуществляться компенсация страховых взносов в размере 25%.
В растениеводстве будут приняты меры по совершенствованию действующей структуры посевных площадей, оптимальному соотношению посевов культур и чистых паров.
На основе повышения плодородия почв и внедрения прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур в 2004 году планируется довести объемы производства зерна до 101 тыс. тонн, сахарной свеклы - 177 тыс. тонн, подсолнечника - 0,4 тыс. тонн.
В животноводстве в качестве приоритетных направлений развития отрасли будут увеличение объемов производства на базе использования современных технологий выращивания и кормления животных; повышение продуктивности с использованием результатов селекционно-племенной работы и биологического потенциала новых пород скота и птицы; внедрение прогрессивных технологий возделывания заготовки и хранения кормов.
В 2004 году по отрасли прогнозируется:
- довести производство молока во всех категориях хозяйств до 19 тыс. тонн, в том числе в общественном секторе до 11,6 тыс. тн.
- выйти на надой от одной фуражной коровы на уровень 3500 кг в среднем по району;
- увеличить производство мяса скота и птицы до 2,3 тыс. тонн, поголовье коров сохранить на уровне 2003 года.
- в птицеводстве необходимо более полно использовать имеющиеся мощности яичного и бройлерного направления, довести поголовье птицы до 100 тыс. шт.
Наряду с поддержкой и укреплением общественного сельского хозяйства большое внимание будет уделяться развитию личных подсобных и фермерских хозяйств, В результате чего планируется довести объемы закупок молока от 1 коровы у населения до 1100 кг.
Инвестиционная деятельность
Основной задачей в строительстве является сохранение достигнутых темпов вложения инвестиций в народное хозяйство района на уровне 2003 года.
Основными приоритетами инвестиционной политики станут реализация жилищных программ, программ благоустройства и водоснабжения населенных пунктов.
Планируется обеспечить ввод в эксплуатацию 9,5 тыс. кв. метров жилья. До 2005 года завершить строительство В-Студенецкой средней школы - сада, ДК с. Ливенское, реконструировать городской стадион и построить лыжную базу.
В рамках реализации областной программы газификации, для полного завершения газификации района, до 2005 года планируется построить 60 км газовых сетей, газифицировать 200 квартир.
Значительное место в программе действий на 2003 год займут мероприятия по дальнейшему улучшению водоснабжения сельских населенных пунктов и прокладка сетей во вновь строящихся микрорайонах. Планируется построить км. водопровода и скважины.
На строительство водопроводных сетей и артскважин, ремонт объектов водоснабжения в сельских населенных пунктах из районного бюджета будет направлено млн. руб.
На благоустройство города и сельских населенных пунктов будет направлено около млн. руб. из областного и районного бюджетов.
Кроме того на финансирование этих мероприятий планируется привлекать добровольные перечисления предприятий и организаций всех форм собственности.
Продолжится работа по сохранению материально-технической базы системы здравоохранения, образования и культуры. За счет всех источников финансирования на эти цели будет направлено 4,4 млн. руб.
Торговля
Для повышения культуры обслуживания и максимального удовлетворения спроса населения будет продолжена реализация мер по совершенствованию торгового обслуживания населения.
В целях дальнейшего совершенствования сферы торговли, обеспечения устойчивого развития, повышения уровня и качества обслуживания будут реализованы меры, направления на:
- развитие в центрах жилой застройки специализированных продовольственных и непродовольственных магазинов с высоким уровнем торгового обслуживания;
- развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;
- организацию эффективных схем торгового обслуживания жителей удаленных населенных пунктов;
- развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, в том числе так называемого "быстрого питания", опирающиеся на индустриальные методы приготовления пищи.
В целях защиты потребительского рынка от фальсифицированной продукции и обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан предусматривается усиление мер по предотвращению поступления в торговую сеть некачественной продукции.
Продолжается работа районной комиссии по предупреждению и пресечению производства и оборота алкогольной продукции.
Решение поставленных задач позволит довести объем розничного товарооборота до 540 млн. руб., с ростом к уровню 2003 года 2%, общественного питания - 21 млн. руб., что на 3% выше уровня предыдущего года. Реализация товаров на одного жителя составит 14,2 тыс. руб., общественного питания 0,6 тыс. руб.
Бытовые услуги
В целях повышения уровня и качества обслуживания населения, особенно, в сельской местности, обеспечения устойчивого развития предприятий отрасли и расширения перечня оказываемых видов услуг, создания современной материально-технической базы продолжится реализация Программы развития бытовых услуг населению на 2003 - 2005 годы.
Это позволит довести объем реализации платных услуг населению в 2004 году до 76,9 млн. руб. или на 2% выше уровня 2003 года в сопоставимой оценке, бытовых услуг - 6,9 млн. руб. с таким же ростом.
Услуги связи
Деятельность предприятий связи будет направлена на обеспечение юридических и физических лиц современными услугами связи.
Основные мероприятия будут направлены на расширение сети цифровых технологий, развитие информационных, справочных, интеллектуальных услуг, развитие междугородной сети и повышения качества услуг, расширение сети Интернет, использование в полном объеме существующей номерной емкости телефонных станций.
В 2004 году планируется построить здание под АТС в с. Н.Казачье с цифровой АТС на 100 номеров. Провести реконструкцию телефонной сети с. Тешевка и Тюнино, что значительно улучшит качество услуг связи.
Жилищно-коммунальные услуги
Основной задачей жилищно-коммунального хозяйства является улучшение качества предоставляемых населению жилищных и коммунальных услуг. Сохранение государственной поддержки и обеспечение доступности этих услуг для населения.
Для реализации поставленных задач предусматривается сохранить:
- уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 75% от затрат на их производство (вместо 90% - по федеральному стандарту);
- максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг на уровне федерального стандарта в размере 22% с дифференциацией по уровню среднедушевого дохода семьи:
- до величины ниже прожиточного минимума - 10%;
- от 1 до 1,5 величины прожиточного минимума - 15%;
- свыше 1,5 величины прожиточного минимума - 22%.
При этом особое внимание в отрасли будет уделено ценообразованию и тарифному регулированию, энерго- и ресурсосбережению.
Одной из первостепенных задач в дальнейшем продвижении реформирования жилищно-коммунального комплекса области является его разгосударствление путем акционирования предприятий муниципальной, государственной(областной) собственности и формирования на этой основе цивилизованного рынка услуг.
В качестве первоочередных мер по финансовому оздоровлению предприятий отрасли предусмотрено:
- проведение реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности, сложившейся на 01.01.04 г. и подтвержденной соответствующими актами сверки;
- списание в установленном порядке безнадежной дебиторской задолженности;
- разработка и введение в действие нормативных правовых актов на областном и муниципальном уровнях, регулирующих порядок бюджетного дотирования предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги для населения;
- осуществление мероприятий, направленных на совершенствование структуры управления, повышение эффективности использования производственных мощностей и всех видов ресурсов.
Особое внимание будет уделено приведению в надлежащее состояние бесхозяйных электросетей с принятием их на баланс специализированными организациями.
Социальная сфера Образование
Реализация политики в сфере образования будет осуществляться, исходя из приоритетности развития этой отрасли, как неотъемлемого условия модернизации общества и обеспечения развитой конкурентоспособной экономики. Определяющее значение будет иметь равенство доступа к образованию для различных социальных слоев населения при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования.
В целях дальнейшего развития системы образования предусматривается обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту образовательных учреждений.
Будет сохранена действующая практика оздоровления и занятости детей-подростков в летний период, обеспечение путевками, в первую очередь, детей-сирот, детей-инвалидов и детей из социально незащищенных семей.
Предусматривается за счет средств бюджетов всех уровней реализация программ "Дети-сироты, "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних", "Здоровый ребенок".
Продолжится реализация программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2005 годы"
Из бюджета района на финансирование отрасли будет направлен 94,3 млн. руб.
Здравоохранение
В области здравоохранения первоочередной задачей будет сохранение на необходимом уровне объемов бесплатной медицинской помощи и повышение качества ее оказания, удовлетворение потребностей населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и контроля за безопасностью окружающей среды. Продолжится реализация мероприятий в рамках Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Основными направлениями деятельности системы здравоохранения будут мероприятия по снижению уровня преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, несчастных случаев, травм и отравлений, борьба с заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья населения района в целом. Продолжится реализация мероприятий целевых государственных программ, направленных на борьбу с социально-значимыми и наиболее распространенными заболеваниями: туберкулез, СПИД, инфекционные заболевания, сахарный диабет, артериальная гипертония, онкологические заболевания.
Продолжится работа по поддержанию коллективного иммунитета населения против инфекционных болезней путем проведения массовой вакцинации.
Инвестиционную политику в здравоохранении предусматривается направить на укрепление и развитие материально-технической базы. На финансирование отрасли будет направлено из бюджета 45,5 млн. руб. Культура и архивное дело.
В сфере культуры основной целью остается сохранение культурного наследия, обеспечение преемственности развития культуры.
Особое внимание будет уделяться развитию и увеличению платных услуг, что позволит максимально раскрыть творческий потенциал и обеспечить дополнительную социальную защиту творческих работников. Финансирование отрасли составит 12,7 млн. руб.
Усилия архива будет направлены на осуществление государственной политики в архивном деле сохранении, пополнении и использовании архивного фонда.
Физкультура, спорт и молодежная политика
Особое внимание будет уделяться качественному улучшению физического воспитания населения, и первую очередь, подрастающего поколения.
В рамках реализации программы "Молодежь" будут решаться проблемы молодежи и молодых семей, осуществляться поддержка молодежных объединений и талантливой молодежи.
Семейная и демографическая политика
В целях улучшения демографической ситуации будет продолжена работа по укреплению семьи, продолжится реализация комплексных программ по улучшению положения детей: "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Дети-инвалиды" и другие.
В целях улучшения положения женщин предполагается разработать меры по улучшению их труда и быта в сельской местности путем принятия районной программы развития личных подворий граждан, повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда, развития сети специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, подвергшихся насилию и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в виде телефонов доверия, психолого-консультационных служб.
Занятость населения и уровень жизни
В сфере занятости населения продолжится реализация программы "Содействие занятости населения Задонского района на 2002-2005 годы", предусматривающей осуществление комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в дальнейшем постепенно осуществлять переход к эффективной системе занятости населения с достойным уровнем зарплаты, обеспечить развивающиеся потребности экономики района в работниках соответствующей профессиональной квалификации, а также оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда.
Планируется обеспечить рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 6%.
Важнейшей задачей остается сокращение и ликвидация задолженности по выплате заработной платы.
В 2004 году Правительством Российской Федерации намечается дважды проиндексировать пенсии, в среднем их размер возрастет на 280 рублей.
Увеличению среднего размера пенсий в реальном исчислении будет способствовать введение новых распределительных и накопительных механизмов финансирования, участие застрахованных лиц в реализации своих пенсионных прав, повышение мотивации уплаты страховых платежей и оптимизации пенсионных обязательств. Начиная с 2004 года застрахованному лицу представлено право перехода в негосударственный пенсионный фонд и выбора частной управляющей компании, где будет происходить формирование накопительной части его трудовой пенсии.
Социальная поддержка малообеспеченного населения
Дальнейшие преобразования в системе государственной социальной поддержки будут направлены на обеспечение максимальной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем.
Предусматривается обеспечить стабильное финансирование отраслей специальной сферы и социальных программ.
Будет продолжена бесплатная газификация домовладений малообеспеченных граждан.
Законность и правопорядок
В целях обеспечения защиты конституционных прав и свобод жителей района, области и государства в целом, обеспечения неотвратимости наказания за совершенные правонарушения, защиты собственности от преступных посягательств, укрепления материально-технической базы правоохранительных и правоприменительных органов будет продолжена реализация целевых мероприятий в рамках районных программ: "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2005 годы"
Предусматривается дальнейшее усиление работы по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции, краж черных и цветных металлов, обеспечению общественного порядка в городе и сельских населенных пунктах и садоводческих товариществ.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовые источники | Объем средств в 2003 г. (млн. руб.) |
Доля в общей сумме ресурсов (%) |
Средства предприятий - всего | 720,0 | 61,0 |
Средства областного бюджета | 146,7 | 12,0 |
Средства государственных внебюджетных фондов |
250,0 | 21,0 |
Средства местного бюджета | 73,2 | 6,0 |
Итого | 1189,9 | 100 |
Кроме того, в ресурсном обеспечении Программы примут участие ресурсы федерального бюджета, коммерческих банков, а также средства населения.
<< Назад |
||
Содержание Решение Задонского районного Совета депутатов Липецкой области от 9 января 2004 г. N 9 "О программе экономического и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.