Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 17 марта 2005 г. N 777-пс
Областная целевая программа
"Развитие и сохранение культуры и искусства
Липецкой области (2005-2010 годы)"
14 сентября 2006 г., 27 марта, 21 июня, 13 декабря 2007 г., 25 сентября 2008 г.
См. также областную целевую программу "Развитие и сохранение культуры Липецкой области на 2009-2013 годы", утв. постановлением Администрации Липецкой области от 1 октября 2008 г. N 260
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 25 сентября 2008 г. N 765-пс в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью государственной политики в сфере культуры являлось сохранение богатейшего культурного наследия сложившейся ранее системы институтов культурной жизни.
Главный позитивный результат реализации этой политики заключается в том, что в целом удалось сберечь накопленный ранее культурный потенциал, сеть и систему учреждений и организаций культуры и искусства.
Однако социально-экономическая ситуация в стране и соответственно в Липецкой области (далее - области), являющейся ее неотъемлемой частью, не позволила решить сложный комплекс проблем, стоящих перед сферой культуры и искусства и сохраняющих свою актуальность.
Финансирование сферы культуры области в последние годы осуществлялось недостаточно, что не позволяло полностью профинансировать все потребности учреждений культуры и искусства.
Из-за отсутствия материальных и моральных стимулов меценатство культуры развивается крайне медленно и не оказывает влияния на ее состояние.
В то же время возможность увеличения собственных доходов учреждений культуры и искусства ограничена их социальными целями, недостаточным уровнем благосостояния населения.
Из-за недостаточного финансирования увеличился разрыв между культурными потребностями населения и возможностями их удовлетворения. Материально-техническая база учреждений культуры и искусства, кинематографии отстает от требований современности и остро нуждается в укреплении и совершенствовании. В условиях светского демократического государства именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров общества.
Многообразие явлений, составляющих отрасль "Культура", делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обуславливает необходимость применения программных методов. Накопленный потенциал культуры области требует преобразований, на осуществление которых и направлена Программа.
Основные цели и задачи программы
Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной политики. Важнейшими из них являются:
- формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства, уважение свободы творчества, воспитание гражданственности и патриотизма;
- сохранение культурного наследия и культурных традиций области как неотъемлемой части единого культурного пространства России;
- создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества.
Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач:
- поддержка и развитие всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех социальных слоев населения области к ценностям отечественной и мировой культуры;
- сохранение историко-культурного наследия области и его использование как важного фактора морально-нравственного и патриотического воспитания;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
- всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры;
- расширение межрегионального и международного культурного сотрудничества с учреждениями и деятелями культуры и искусства.
Программа охватывает все сферы деятельности управления культуры и искусства администрации области.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 25 сентября 2008 г. N 765-пс в раздел "Ресурсное обеспечение Программы" настоящего приложения внесены изменения
Ресурсное обеспечение программы
Общий объем бюджетного финансирования прогнозно составит 1526,49 млн. руб., в том числе по годам: 2005 г. - 166,59 млн. руб., 2006 г. - 426,4 млн. руб., 2007 г. - 260,45 млн. руб., 2008 г. - 281,69 млн. руб., 2009 г. - 180,47 млн. руб., 2010 г. - 210,89 млн. руб.
Основным источником финансирования являются средства областного бюджета.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется через управление культуры и искусства Липецкой области. Управление культуры и искусства Липецкой области содействует своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного областного бюджетного финансирования, кроме того, привлекает и использует иные источники финансирования (собственные доходы организаций и учреждений культуры и искусства, другие внебюджетные средства), контролирует использование финансовых средств строго по целевому назначению.
Реализация программы и контроль
за ходом ее исполнения
Реализацию программных мероприятий обеспечивает администрация области.
Контроль за ходом исполнения Программы осуществляется управлением культуры и искусства администрации области совместно с управлением финансов администрации области в порядке, установленном для контроля за реализацией областных целевых программ.
Механизм реализации программы
I. Поддержка и развитие профессионального
художественного творчества на территории области
Театральное, музыкальное и изобразительное искусство области имеет давние культурные традиции. В настоящее время оно представлено Липецким государственным академическим театром драмы имени Л.Н.Толстого, Липецким государственным театром кукол, Липецким муниципальным театром, драматическим театром "Бенефис" г. Ельца, Липецкой филармонией, государственным ансамблем танца "Казаки России", Липецким государственным оркестром русских народных инструментов, Липецкой областной картинной галереей, художественным музеем им. В.С.Сорокина - Домом Мастера, Липецким областным выставочным залом, рядом творческих союзов, общественных организаций и физических лиц, ведущих деятельность в сфере культуры.
За последние годы в области проделана большая работа по сохранению и дальнейшему развитию культуры и искусства, появились новые учреждения и коллективы, повысился творческий уровень театрально-зрелищных и концертных организаций.
Вместе с тем в организации художественной жизни наряду с определенными положительными результатами остались нерешенные проблемы.
Экономические трудности существенно снизили возможность творческой деятельности театров, концертных организаций, осложнили их гастрольную деятельность как за пределами, так и внутри области, постановку новых спектаклей и концертных программ, обновление костюмов, реквизита, инструментов и оборудования.
Практическое свертывание системы государственной поддержки творческих союзов, снижающаяся покупательская способность организаций и населения лишают возможности творчества многих художников, писателей, музыкантов и других представителей творческих профессий.
Мероприятия данного раздела Программы предусматривают решение задач по следующим приоритетным направлениям:
- создание условий для развития профессионального искусства;
- наиболее полное удовлетворение потребностей различных категорий населения в приобщении к творчеству мастеров искусств;
- поддержка и обеспечение деятельности театров, концертных коллективов, учреждений изобразительного искусства, писателей, художников, музыкантов и других профессиональных мастеров искусств.
II. Сохранение культурного наследия области
2.1. Недвижимые памятники истории и культуры области.
На территории области на государственной охране состоит 680 недвижимых памятников истории и культуры, в том числе 61 федерального значения, а также свыше 2000 вновь выявленных историко-культурных объектов. К памятникам федерального значения отнесены уникальные памятники старинного зодчества г. Ельца, церковь Знамения в с. Вешаловка Липецкого района, Новый Казанский собор и Троицкий монастырь в г. Лебедяни, Задонский Богородицкий мужской монастырь, Троицкий Собор в г. Чаплыгине, усадьбы Семенова-Тянь-Шанского в Чаплыгинском районе, Стаховичей в с. Пальна-Михайловка Становлянского района, Сенявиных в с. Конь-Колодезь Хлевенского района и другие.
Реальное выделение бюджетного финансирования на выявление, консервацию и реставрацию памятников не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня, что приводит к затягиванию реставрационных работ. Практически остановилась паспортизация памятников. Многие памятники продолжают разрушаться, в том числе из-за безответственности пользователей, недостаточного внимания со стороны органов охраны памятников.
Мероприятия данного раздела Программы предусматривают решение задач по следующим направлениям:
- проведение первоочередных реставрационных работ на объектах, отнесенных к наиболее ценным памятникам культурного наследия;
- улучшение деятельности органов охраны памятников, упорядочение их взаимодействия с органами управления государственным имуществом, правоохранительными органами и общественностью;
- развитие и совершенствование государственного учета историко-культурного наследия области;
- дальнейшая разработка нормативной правовой базы обеспечения сохранности и использования памятников истории и культуры;
- совершенствование практики финансирования работ по охране памятников из областного бюджета, средств пользователей и иных источников финансирования.
2.2. Государственный музейный фонд области.
Государственный музейный фонд области включает в себя свыше 300 тысяч движимых памятников истории и культуры. Их хранение осуществляют 18 музеев, находящихся в ведении управления культуры и искусства администрации области и отделов культуры администраций городов и районов, и один музей федерального подчинения - музей Л.Н.Толстого в п. Лев Толстой. Часть музейного фонда, составляющего культурное наследие края, хранится в общественных и ведомственных музеях, частных коллекциях и собраниях.
Принятые в последние годы меры позволили несколько улучшить использование музейных фондов. Строятся новые экспозиции в областном краеведческом музее, Доме-музее Г.В.Плеханова, обновляются экспозиции в городских и районных музеях. В областном краеведческом музее с большим успехом прошли две выставки из сокровищ Государственного Эрмитажа. Во всех музеях области были открыты экспозиции, посвященные 50-летию Липецкой области, сейчас готовятся экспозиции, посвященные 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Успешно продолжают свою деятельность художественный музей им. В.С.Сорокина - Дом Мастера в г. Липецке, музей И.А.Флерова в с. Двуречки Грязинского района, общественный музей в с. Стрелец Долгоруковского района, музеи Н.Н.Жукова, И.А.Бунина и Т.Н.Хренникова в г. Ельце, музей П.П.Семенова-Тянь-Шанского в с. Урусово Чаплыгинского района, краеведческий музей в п. Лев Толстой.
Однако дальнейшее развитие научно-просветительской и выставочной деятельности музеев сталкивается с трудностями научного и, особенно, финансового характера.
Ограниченность площадей экспозиционных залов и фондохранилищ, отсутствие средств на реставрацию экспонатов и обновление устаревших экспозиций ограничивают доступность бесценного наследия прошлого для широких слоев населения.
Программные мероприятия данного раздела предусматривают решение задач по следующим направлениям:
- сохранение и эффективное использование в научных и просветительских целях музейного фонда области;
- организационное, методическое и нормативное обеспечение эффективных систем учета и хранения музейных ценностей;
- создание условий для широкого доступа граждан к памятникам истории и культуры, хранящимся в музеях области;
- развитие межмузейного обмена на областном и межрегиональном уровнях.
2.3. Безопасность музейных фондов и учреждении культуры области.
В настоящее время проблема обеспечения безопасности музеев и других организаций культуры, хранящих движимые памятники историко-культурного наследия, становится все более острой. Большая часть музеев имеет устаревшие системы охранной и пожарной сигнализации, не способные обеспечить их надежную безопасность, особенно в условиях резкого роста криминальных посягательств на памятники истории и культуры.
Программные мероприятия данного раздела предусматривают создание эффективной системы защиты фондов музеев и учреждений культуры и искусства области от криминальных посягательств, пожароопасных, стихийных и других чрезвычайных ситуаций.
III. Поддержка и развитие народного творчества
и культурно-досуговой деятельности
на территории области
В предшествующий период удалось в основном сохранить сеть культурно-досуговых учреждений, объемы и уровень их работы.
В настоящее время на территории области функционируют 515 культурно-досуговых учреждений различного типа, в которых работает более 3 тысяч различных кружков и клубных формирований, где разнообразными видами народного творчества, ремеслами занимаются свыше 43 тысяч жителей области, из них более 24 тысяч детей и подростков. За последние годы произошло заметное обновление форм и методов культурно-досуговой деятельности. В практику вошли традиционные праздники и обряды, возродились музыкальные и фольклорные праздники, смотры народного творчества, выставки декоративно-прикладного творчества, ярмарочные театрализованные представления и т.д. В ряде районов созданы дома ремесел, комнаты крестьянского быта. Большой интерес вызывают ставшие традиционными Дни культуры городов и районов области.
Однако изменение политических и нравственных ориентиров, экономические трудности весьма негативно отразились на состоянии народного творчества и организации культурно-досуговой деятельности. Во многих трудовых коллективах, учебных заведениях и клубных учреждениях прекратили работу коллективы самодеятельности и объединения по интересам, малодоходные и бесплатные формы работы заменили платными, но значительно меньшими по охвату населения. Содержательные, ориентированные на развитие творческих способностей человека формы досуга вытесняются пассивной тратой свободного времени, дешевыми, но низкими по уровню киновидеофильмами, музыкой, литературой.
Несмотря на значительное в последние годы укрепление материальной базы учреждений культурно-досугового типа, многие учреждения отстают от требований современности и становятся все менее привлекательными для населения, особенно молодежи.
Мероприятия Программы предусматривают решение проблем по следующим направлениям:
- сохранение и развитие традиционных народных художественных промыслов и историко-природной среды их бытования;
- приобщение молодежи к духовным и культурным ценностям отечественной культуры;
- поддержка лучших традиционных и новых форм культурно-досуговой деятельности.
IV. Поддержка молодых дарований и развитие системы
художественного и культурологического образования
на территории области
Система начального и среднего отраслевого образования в области включает в себя 38 музыкальных, художественных школ и школ искусств, в которых получают начальное профессиональное образование в сфере художественной культуры свыше 12 тысяч детей; 2 средних специальных учебных заведения, в которых обучаются около тысячи студентов более чем по 30 специальностям. В области принята и осуществляется областная комплексная программа "Одаренные дети", реализация которой позволила значительно увеличить число учащихся, обучающихся в школах начального эстетического образования.
Учреждены 43 областные стипендии учащимся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств области и учащимся средних специальных учебных заведений культуры и искусства области, а также выпускникам детских музыкальных, художественных школ и школ искусств области, продолжающим образование в ведущих учебных заведениях культуры и искусства страны.
Областной учебно-методический центр работников культуры ежегодно организует переподготовку и повышение квалификации свыше 350 специалистов различного профиля, в т.ч. не менее 200 работников культуры массовых профессий сельских культурно-досуговых учреждений.
Мероприятия данного раздела Программы предусматривают решение задач по следующим направлениям:
- поддержка и обеспечение деятельности образовательных учреждений культуры и искусства начального и среднего образования;
- повышение качества подготовки специалистов и приведение структуры специальностей в соответствие с требованиями жизни;
- разработка и внедрение методик раннего выявления одаренных детей и их поддержка;
- обеспечение непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки всех категорий работников культуры и искусства области.
V. Сохранение и развитие отечественной кинематографии
на территории области
Население области обслуживают 246 киноустановок, в том числе 8 кинотеатров. В связи с финансово-экономическими трудностями и преобразованиями в системе кинематографии России произошли изменения и в области. Так, упразднено управление кинофикации как структурное подразделение в системе исполнительной власти области, функции которого частично возложены на государственное учреждение культуры "Липецкий областной киноцентр". Практически вдвое сократилось количество киноустановок на селе по сравнению с 1992 годом. Все городские кинотеатры преобразованы в муниципальные предприятия. Уменьшилось количество закупаемых кинофильмов, 70% работающей кинотехники требует замены.
Ухудшение материально-технической базы отрицательно сказалось на посещаемости зрителями киносеансов.
Мероприятия данного раздела Программы предусматривают решение задач по направлениям:
- улучшение кинообслуживания населения области;
- возрождение и развитие кинопроката и кинопоказа отечественных фильмов;
- проведение кинофестивалей отечественных фильмов, в том числе детских фильмов;
- техническое перевооружение киносети.
VI. Организация и проведение областных мероприятий
В последние годы в области сложилась хорошая практика организаций и проведения областных праздников и мероприятий таких, как профессиональные праздники - День учителя, День матери, День милиции, День животновода, День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и других. С 2002 года стали регулярно проводиться в областном масштабе День работников культуры, Международный день музыки, День библиотечных работников, День музеев и другие. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 18.11.2004 г. N 630-пс "О проведении Дня художника в Липецкой области" принято решение проводить ежегодно День художника в Липецкой области и отмечать его 25 декабря.
Мероприятия данного раздела Программы предусматривают решение задач по организации и проведению областных мероприятий.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27 марта 2007 г. N 213-пс раздел V настоящей Программы дополнен подразделом VI.I
VI.I Поддержка и развитие библиотечного дела на территории области
Обслуживание населения области осуществляют 537 библиотек, в том числе 5 государственных областных библиотек и 532 муниципальные библиотеки. Общий библиотечный фонд области насчитывает более 8,7 млн. экземпляров документов.
Библиотеки области обслуживают свыше 538 тыс. человек, что составляет 46,3% населения области (в сельской местности - 64%), 48% пользователей от общего количества - дети и юношество.
В настоящее время в библиотеках области накоплены значительные информационные ресурсы, которые при условии их постоянного обновления становятся одним из главнейших факторов социально-экономического развития общества.
Данный раздел направлен на укрепление материально-технической базы библиотек области, системное комплектование библиотечных фондов, обеспечение к ним доступа и сохранности в процессе их использования, модернизацию библиотек на базе компьютеризации, создание условий для вхождения в программу ЛИБНЕТ "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети", способной обеспечить доступ населения к информации области, страны и мира посредством подключения к всемирной сети "Интернет", повышение квалификации библиотечных работников.
VII. Развитие материальной базы и техническое перевооружение
отрасли "Культура" на территории области
За последние годы процесс укрепления материально-технической базы учреждений культуры заметно возрос, хотя полностью все проблемы не решены. После завершения реставрации получили свои здания художественный музей им. В.С.Сорокина - Дом Мастера, Елецкая городская школа искусств и драматический театр "Бенефис" г. Ельца, а также Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н.Толстого получил помещение для малой сцены и репетиционного зала. Новые помещения получили Чаплыгинский и Лебедянский дома ремесел, дополнительные площади получили ряд детских музыкальных школ и библиотек области. Капитально отремонтировано здание областной детской библиотеки, проделана большая работа по завершению второй очереди капитального ремонта Липецкого государственного академического театра драмы им. Л.Н.Толстого. Передан в областную собственность и капитально отремонтирован Липецкий областной выставочный зал. Продолжаются реставрационные работы в Липецкой областной картинной галерее, Липецкой филармонии, идет капитальный ремонт областного Дворца культуры.
За последние годы сложилась хорошая традиция - ежегодно осуществлять ввод в эксплуатацию новых Домов культуры. Это сельские Дома культуры на 350 мест в с. Мокрое Лебедянского района в 2000 году, на 250 мест в с. Яркино в 2001 году и на 250 мест в с. Тростное Становлянского района в 2002 году, Рощинский культурно-образовательный центр в 2003 году Чаплыгинского района. Полностью восстановлены Лебедянский и Усманский районные Дома культуры, капитально отремонтирован Тербунский районный Дом культуры.
Вместе с тем остаются нерешенными проблемы строительства нового здания областной универсальной научной библиотеки, открытия филиала областного училища искусств в г. Задонске, где необходимо достроить учебный корпус и построить общежитие. Необходимо завершить капитальный ремонт зданий Липецкого государственного академического театра драмы им. Л.Н.Толстого, Липецкого государственного театра кукол и государственного ансамбля танца "Казаки России".
До сих пор существует незавершенное строительство сельских Домов культуры в 5 районах области. Ряд районов не в состоянии только за свои средства провести капитальные ремонты с большими финансовыми затратами крупных сельских Домов культуры.
Программные мероприятия данного раздела направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений культуры по следующим направлениям:
- строительство, реконструкция и ремонт объектов культуры и искусства;
- техническое перевооружение учреждений культуры, внедрение новых технологий в их деятельность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.