Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фефиловой Л.П. на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 12 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 7 июня 2023 г. по гражданскому делу N 2-4435/2022 по иску Фефиловой Л.П. к государственному казенному учреждению Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения", обществу с ограниченной ответственностью "УК Хозяин" о взыскании убытков, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Фефилова Л.П. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" (далее - ГКУ АО "АОЦСЗН"), обществу с ограниченной ответственностью "УК Хозяин" (далее - ООО "УК Хозяин") о взыскании в солидарном порядке убытков в размере 2916, 73 руб, компенсации морального вреда по 20000 руб. с каждого ответчика.
Требования обоснованы тем, что истец является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Циолковского, д. 15, кв. 1, по договору социального найма от 10 августа 2013 года N 3554. Решением Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 28 августа 2015 года по делу N 2-2909/2015 определен порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг в указанном помещении, в связи с чем на истца заведен отдельный, лицевой счет, исходя из площади помещения 6, 6 кв.м. Поскольку не все зарегистрированные в жилом помещении лица надлежащим образом исполняли свои обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в отношении всех зарегистрированных лиц были вынесены судебные приказы на взыскание задолженности. С октября 2021 года ей перестали начисляться льготы за жилищно-коммунальные услуги, хотя все судебные приказы отменены, вины истца в образовании задолженности не было. За период с 01 октября 2021 г. по 06 июня 2022 г, в связи с непредоставлением льгот Фефиловой Л.П. причинены убытки в размере 2916, 73 руб.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 12 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 7 июня 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истца ставится вопрос об отмене постановленных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс), для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Фефилова Л.П. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию.
С 01 июня 2008 года истцу производится начисление компенсации за жилищно-коммунальные услуги по адресу: г. Архангельск, ул.Циолковского, д. 15, кв. 1.
Фефилова Л.П. является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Циолковского, д. 15, кв. 1, с 10 августа 2013 года.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 28 августа 2015 года определен порядок и размер оплаты за наем жилья, содержание и коммунальные услуги в квартире по адресу: г. Архангельск, ул. Циолковского, д. 15, кв. 1, согласно которому Тертышная Е.Л. производит оплату по статьям, начисляемым от общей площади жилого помещения (в т.ч. "наем"), исходя из приходящихся на нее 3/8 общей площади жилого помещения (с учетом несовершеннолетних ФИО) с выдачей отдельного платежного документа на ее имя; Солдатова; О.Л. производит оплату по статьям, начисляемым от общей площади жилого помещения (в т.ч. "наем"), исходя из приходящихся на нее 3/8 общей площади жилого помещения (с учетом несовершеннолетних ФИО2.) с выдачей отдельного платежного документа на ее имя; Фефилова Л.П. производит оплату по статьям, начисляемым от общей площади жилого помещения (в т.ч. "наем"), исходя из приходящихся на нее 1/8 общей площади жилого помещения, с выдачей отдельного платежного документа на ее имя; Фефилов А.С. производит оплату по статьям, начисляемым от общей площади жилого помещения (в т.ч. "наем"), исходя из приходящихся на него 1/8 общей площади жилого помещения, с выдачей отдельного платежного документа на его имя.
В соответствии с указанным решением суда с 31 июля 2015 года по 31 июля 2021 года начисление платы за наем производилось следующим образом: на лицевой счет 312281 на имя Солдатовой О.Л. (3 чел.), исходя из площади помещения 19, 8 кв.м, на лицевой счет 313167 на имя Тертышной Е.Л. (3 чел.), исходя из площади помещения 19.8 кв.м, на лицевой счет 313166 на имя Фефиловой Л.П. (1 чел.), исходя из площади помещения 6, 6 кв.м, на лицевой счет 313168 на имя Фефилова А.С. (1 чел.), исходя из площади помещения 6, 6 кв.м. С 01 августа 2021 года перечисленные лицевые счета объединены, начисление платы за наем производится по лицевому счету 312281, исходя из площади помещения 52.8 кв.м. По данному лицевому счету числится задолженность в размере 21296, 72 руб, в том числе 3661, 11 руб. по судебному приказу N 2-1623/2021 от 21 апреля 2021 года.
Распоряжением ГКУ АО "АОЦСЗН" от 08 ноября 2021 года N 31228/2102 предоставление мер социальной поддержки Фефиловой Л.П. приостановлено с 01 октября 2022 года в связи наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной вступившим в законную силу решением суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч.5 ст.159, ч.3 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", учтя фактические обстоятельства дела, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу, что поскольку действующее на момент принятия решения о прекращении предоставления Фефиловой Л.П. мер социальной поддержки законодательство не предусматривало в качестве обязательного условия для прекращения предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан наличие вступившего в законную силу судебного акта, подтверждающего такую задолженность, а наличие задолженности по состоянию на октябрь 2022 г. подтверждено сведениями, предоставленными МУ ИРЦ, то действиями ГКУ АО "АОЦСЗН", выразившимися в прекращении предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, права Фефиловой Л.П. нарушены не были.
Также суд не установилнарушений прав Фефиловой Л.П. со стороны ООО "УК Хозяин".
С указанными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы жалобы истца о том, что приостановление начисления льготы, в связи с чем она понесла дополнительные расходы произошло из-за действий ООО "УК Хозяин", не предоставившего актуальную и надлежащую информацию о производившихся начислениях по раздельным лицевым счетам, а также действий ГКУ АО "АОЦСЗН", не проверяющего поступающую к нему неправильную информацию, поскольку в соответствии с представленными сведениями до 2022 года информация о наличии задолженности у гражданина поступала в ГКУ АО "АОЦСЗН" ежемесячно в файлах обмена от МУ "ИРЦ". По состоянию на октябрь 2021 года информации о наличии задолженности у истца была представлена МУ "ИРЦ". В свою очередь, с 01 января 2022 года сведения о наличии задолженности у получателей мер социальной поддержки по жилищно- коммунальным услугам и субсидий ГКУ АО "АОЦСЗН" получает исключительно из ГИС ЖКХ, в связи с чем ООО "УК Хозяин" не передавало в ГКУ АО "АОЦСЗН" какие-либо сведения о наличии или отсутствии у истца задолженности по оплате за наем жилья, а ГКУ АО "АОЦСЗН" при принятии решения о прекращении предоставления истцу денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг руководствовался сведениями, предоставленными МУ "ИРЦ" о наличии задолженности по состоянию на октябрь 2021 г.
Также судебной коллегией суда апелляционной инстанции признаны необоснованными доводы истца о наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность, а именно лицевые счета были разделены, и начисления по ним производились отдельно, состояние здоровья истца, тяжелое материальное положение, условия проживания, поскольку указанные истцом причины по смыслу п. 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, уважительными не являются, и на наличие уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в спорный период истец при рассмотрении дела в суде первой инстанции не ссылалась.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов сделаны в нарушение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, при постановлении нарушены нормы процессуального права.
В силу части первой статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
Согласно части второй статьи 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
К числу мер социальной поддержки инвалидов Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отнесено, в том числе, предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Порядок и условия предоставления субсидии в Архангельской области установлены Постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 г. N 61-пп "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан" (далее - Порядок).
Согласно п. 4.3 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
При этом, п. 4.7. Порядка, в редакции, действующей в период спорных правоотношений, денежная выплата не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Исходя из приведенных нормативных положений право определенных категорий граждан, в том числе лиц, признанных инвалидами, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении этой меры социальной поддержки.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения об отказе в предоставлении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.
Принятие решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по отказу в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть первая статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть четвертая статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами, разрешавшими спор по требованиям Фефиловой Л.П, являющейся инвалидом II группы, о проверке законности отказа в предоставлении ей такой меры социальной поддержки, как денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 г. N 61-пп, положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не предусматривающих возможность отказа гражданину, имеющему задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в предоставлении мер социальной поддержки в форме выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если эта задолженность образовалась по уважительной причине, применены неправильно.
Выводы судов о наличии оснований для отказа в предоставлении Фефиловой Л.П. названной денежной компенсации сделаны без учета фактических обстоятельств дела, причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как усматривается из материалов дела, отказ в предоставлении уполномоченным органом денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг был обусловлен полученной информацией о наличии у Фефиловой Л.П. задолженности по оплате предоставляемых ей жилищно-коммунальных услуг. Однако, соответствует ли действительному положению дел эта информация - уполномоченным органом проверено не было.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции привел лишь причины отказа, указанные отделением социальной защиты населения, оставив без внимания нормативные положения, определяющие условия назначения субсидии, круг лиц, имеющих право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и основания к отказу в предоставлении данной субсидии, а также социально значимый характер спорных отношений и неприемлемость формального подхода уполномоченного органа при реализации гражданином права на меры социальной поддержки. В результате этого суд не исследовал и не оценил имеющиеся в деле доказательства, представленные истцом в обоснование исковых требований об отсутствии на стороне истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, наличии раздельных счетов, обстоятельствах образования задолженности по объединенному лицевому счету.
Между тем, указанные обстоятельства судами при вынесении решения учтены не были, правовой оценки не получили.
Таким образом, вывод судов о том, что причины возникновения у Фефиловой Л.П. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг являются неуважительными, и у органа социальной защиты населения имелись основания для отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сделан с нарушением норм материального и процессуального права.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, имеющий социально значимый характер и связанный с реализацией пенсионером и инвалидом права на меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, которые установлены статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и их права на справедливую и компетентную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Исходя из приведенного выше, решение суда первой инстанции, апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 12 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 7 июня 2023 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.