Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 13 сентября 2023 года кассационную жалобу Колосовой Л.В. на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 17 августа 2023 года по административному делу N 2а-236/2023 по административному исковому заявлению Колосовой Ларисы Викторовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области (далее - МИФНС России N 3 по Оренбургской области), Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - УФНС России по Оренбургской области) об оспаривании решения от 1 марта 2023 года N 880 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, возражения представителя МИФНС России N 3 по Оренбургской области, УФНС России по Оренбургской области по доверенности Смолягина А.А. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колосова Л.В. (далее также - административный истец) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к МИФНС России N 3 по Оренбургской области, УФНС России по Оренбургской области (далее также - административные ответчики, налоговые органы).
В обоснование административного иска указано, что решением МИФНС России N 3 по Оренбургской области от 1 марта 2023 года N 880 на основании камеральной налоговой проверки от 11 января 2023 года, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 11 января 2023 года N 97, административный истец привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - решение от 1 марта 2023 года N 880).
Решением УФНС России по Оренбургской области от 5 апреля 2023 года решение от 1 марта 2023 года N 880 оставлено без изменения, а жалоба Колосовой Л.В. без удовлетворения.
Административный истец полагала, что поскольку в период камеральной проверки и на дату составления акта налоговой проверки ей в налоговый орган представлены решение Оренбургского областного суда от 7 ноября 2022 года и выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 декабря 2022 года, подтверждающие, что на дату совершения сделки кадастровая стоимость отчуждаемого здания с кадастровым номером N составляла 1 470 000 рублей, постольку налоговому органу при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в связи с совершением ею сделки купли-продажи, следовало руководствоваться размером кадастровой стоимости здания по состоянию на 11 марта 2013 года (1 470 000 рублей), установленного вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем просила суд: признать незаконным решение МИФНС России N 3 по Оренбургской области от 1 марта 2023 года N 880 о привлечении к административной ответственности за нарушение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и отменить его.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 15 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 17 августа 2023 года, Колосовой Л.В. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Колосова Л.В, выражая несогласие с выводами судов, просила отменить постановленные по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы повторно приведены доводы о неправомерности оспариваемого решения налогового органа по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, в частности указано на наличие, по мнению подателя жалобы, обязанности налогового органа при исчислении НДФЛ, подлежащего уплате Колосовой Л.В, руководствоваться кадастровой стоимостью отчуждаемого объекта недвижимости в установленном решением суда размере - 1 470 000 рублей.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
МИФНС России N3 по Оренбургской области представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения явившегося участника, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что Колосова Л.В. в период с 12 августа 2020 года по 24 февраля 2021 года являлась собственником нежилого здания с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес".
По договору купли-продажи от 11 февраля 2021 года Колосовой Л.В. осуществлена продажа указанных объектов недвижимости за цену 1 000 000 рублей (л.д. 131). Переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке 24 февраля 2021 года (л.д. 132).
На дату совершения означенной сделки кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N в размере 38 070 802, 22 рублей, определенная по состоянию на 11 марта 2013 года, являлась актуальной и подлежала применению при исчислении НДФЛ в связи с его продажей.
22 апреля 2022 года административным истцом в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по НДФЛ за 2021 год, в которой сумма налога, подлежащая уплате, указана в размере 97 500 рублей.
Впоследствии представлены уточненные декларации (4 июля 2022 года и 21 сентября 2022 года); сумма налога, подлежащая уплате, указана в размере 97 500 рублей, сумма налогового вычета - 250 000 рублей. Налог Колосовой Л.В. уплачен 17 августа 2022 года.
Решением Оренбургского областного суда от 7 ноября 2022 года, вступившим в законную силу 8 декабря 2022 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости: здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", назначение: нежилое здание, наименование: здание мастерской, установлена равной рыночной стоимости по состоянию на 11 марта 2013 года в размере 1 470 000 рублей.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки выявлен факт занижения Колосовой Л.В. размера полученного дохода от продажи имущества, исходя из сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, имеющихся в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет.
Налоговым органом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером N продан административным истцом по цене, ниже его кадастровой стоимости, действовавшей на 1 января 2021 года и на дату совершения сделки.
Решением МИФНС России N 3 по Оренбургской области от 1 марта 2023 года N 880 Колосова Л.В. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, ей предложено уплатить НДФЛ в сумме 3 334 443 рублей и штраф в размере 41 680, 67 рублей. По мнению налогового органа, при расчете НДФЛ подлежит применению кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N в размере 38 070 802, 22 рублей, определенная по состоянию на 11 марта 2013 года, действовавшая на дату 1 января 2021 года.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, Колосова Л.В. обжаловала его в УФНС по Оренбургской области в апелляционном порядке. Решением руководителя УФНС России по Оренбургской области Смехова Д.А. от 6 апреля 2023 года апелляционная жалоба Колосовой Л.В. на решение от 1 марта 2023 года N 880 оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции указал на правомерность оспариваемого решения налогового органа и отсутствие нарушений прав административного истца, правильно исходил из того, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости после заключения сделки купли-продажи в соответствии с действующим налоговым законодательством при расчете налога на доходы физических лиц не учитывается.
Суд апелляционной инстанции означенные выводы признал верными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации налог на доходы физических лиц (глава 23), установилобъект налогообложения (доход) и порядок определения налоговой базы (статьи 209 и 210). Для этих целей в силу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц".
Исходя из положений части 1 статьи 391 и части 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации для целей определения налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц используется кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности.
Из приведенных норм следует, что налогооблагаемой базой для исчисления налога на доходы физических лиц являются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, в том числе суммы, полученные от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного Кодекса.
Налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доход налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация права собственности на проданный объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0, 7, в целях налогообложения НДФЛ налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0, 7, соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения пункта 2 статьи 214.10 Кодекса не применяются.
Действие статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", изменившего порядок применения установленной решениями комиссии или суда кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, распространяется только в отношении имущественных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц), осуществление перерасчета исчисленного налога на доходы физических лиц данной нормой закона не предусмотрено.
Вопреки утверждениям подателя жалобы об обязанности налогового органа при исчислении НДФЛ, подлежащего уплате Колосовой Л.В, руководствоваться кадастровой стоимостью отчуждаемого объекта недвижимости в установленном решением суда от 7 ноября 2022 года размере - 1 470 000 рублей, расчет НДФЛ налоговым органом произведен верно исходя из актуальной кадастровой стоимости объекта на 1 января 2021 года.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колосовой Л.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 9 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.