Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 сентября 2023 года кассационную жалобу Ширыпкина И.А. на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года по административному делу N 2а-1940/2023 по административному исковому заявлению Ширыпкина Ивана Александровича к врио командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ульяновской области Чекулаеву А.А. о признании ответа по результатам рассмотрения обращения незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
1 июля 2022 года Ширыпкин И.А. обратился к начальнику ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ульяновский области о предоставлении информации о дате возврата водительского удостоверения, которое зарегистрировано 14 июля 2022 года.
2 августа 2022 года на основании данных программного обеспечения ФИС ГИБДД-М командиром ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ульяновской области Закировым И.Ф. дан ответ, согласно которому срок лишения права управления Ширыпкина И.А. транспортными средствами будет окончен 15 декабря 2039 года.
Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 21 октября 2022 года по делу N 2а-4187/2022 по административному иску Ширыпкина И.А. указанный ответ от 2 августа 2022 года признан незаконным, на УМВД России по Ульяновской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав путем повторного рассмотрения его обращения.
При повторном рассмотрении обращения Ширыпкина И.А. ответ на его обращение дан 30 декабря 2022 года врио командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ульяновской области Чекулаевым А.А, согласно которому общий срок лишения права управления транспортными средствами составил 33 года 4 месяца.
Ширыпкин И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным названного ответа от 30 декабря 2022 года; возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указывая, что срок лишения права управления транспортными средствами рассчитан неверно, поскольку дважды учтены сроки административного наказания за одно правонарушение; имеют место противоречия в предоставлении таких сведений между разными ответами должностных лиц ГИБДД.
Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 15 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 10 октября 2023 года, Ширыпкин И.А. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Автор кассационной жалобы, приводя фактические обстоятельства дела и повторяя доводы по существу административного иска и апелляционной жалобы, указывает, что судами не дана надлежащая оценка обстоятельствам дела. Копии судебных актов о лишении его права управления транспортным средством в период с 2006 года по 2007 год ему не представлены, данные в ответах сотрудников ГИБДД существенно отличаются от данных, которые содержатся в судебных постановлениях о лишении его права управления транспортными средствами. Считает, что общий срок лишения его права управления транспортным средством, основанный на 12 судебных постановлениях, составляет восемнадцать лет четыре месяца и оканчивается 23 ноября 2025 года.
УМВД России по Ульяновской области поданы возражения на кассационную жалобу.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12 октября 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений не допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав по правилам статьи 84 КАС РФ представленные в материалы дела судебные постановления, вынесенные в отношении Ширыпкина И.А, содержащие сведения о назначенных административных наказаниях в виде лишения права управления транспортными средствами, а также сведения, содержащиеся в федеральной информационной системе Госавтоинспекции, пришёл к выводу о рассмотрении обращения административного истца уполномоченным органом, соответствии оспариваемого ответа от 30 декабря 2022 года требованиям законодательства, отсутствии нарушения прав административного истца.
При этом суды исходили из правильности исчисления административным ответчиком начала течения срока лишения Ширыпкина И.А. права управления транспортными средствами - 29 мая 2006 года, его окончания 28 сентября 2039 года, поскольку путем сложения административных наказаний в соответствии со статей 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общий срок лишения права управления транспортными средствами составляет 33 года 4 месяца (400 месяцев).
Судебная коллегия соглашается с данными выводами судов, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 59-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации N 1163-О, N 1230-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Указанные законоположения предполагают, что, во всяком случае, гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
В соответствии с подпунктом "ч" пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 711 от 15 июня 1998 года, в обязанности Госавтоинспекции входит осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с последующим уведомлением граждан о принятых решениях в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Непосредственный порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел закреплен в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 годаN 707 (далее - Инструкция), в соответствии с которой сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктам 147 Инструкции (пункт 8.3).
Согласно пункту 91 Инструкции, обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации.
Судами установлено, что Ширыпкин И.А. неоднократно привлекался к административной ответственности с назначением административных наказаний в виде лишения права управления транспортными средствами:
1) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 18 мая 2006 года (по факту допущенных нарушений 21 апреля 2006 года), срок лишения на 1 год 6 мес.;
2) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 18 декабря 2006 года (по факту допущенных нарушений 13 ноября 2006 года), срок лишения на 1 год 10 месяцев;
3) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 14 декабря 2006 года (по факту допущенных нарушений 13 декабря 2006 года), срок лишения на 2 года;
4) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 25 января 2007 года (по факту допущенных нарушений 2 января 2007 года), срок лишения на 2 года;
5) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 25 января 2007 года (по факту допущенных нарушений 12 января 2007 года), срок лишения на 2 года;
6) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 25 января 2007 года (по факту допущенных нарушений 15 января 2007 года), срок лишения на 2 года;
7) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 20 февраля 2007 года (по факту допущенных нарушений 21 января 2007 года), срок лишения на 2 года;
8) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 22 февраля года (по факту допущенных нарушений 21 января 2007 года), срок лишения на 2 года;
9) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 17 апреля 2007 года (по факту допущенных нарушений 24 февраля 2007 года), срок лишения на 2 года;
10) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 3 мая 2007 года (по факту допущенных нарушений 2 апреля 2007 года), срок лишения на 2 года;
11) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 23 мая 2007 года (по факту допущенных нарушений 13 апреля 2007 года), срок лишения на 2 года;
12) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 21 мая 2007 года (по факту допущенных нарушений 23 апреля 2007 года), срок лишения на 2 года;
13) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 20 июня 2007 года (по факту допущенных нарушений 4 мая 2007 года), срок лишения на 2 года;
14) постановлением мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 27 июня 2007 года (по факту допущенных нарушений 10 мая 2007 года), срок лишения на 2 года;
15) постановление мирового судьи судебного участка г. Новоульяновска Ульяновской области от 17 июля 2007 года (по факту допущенных нарушений 24 мая 2007 года), срок лишения на 2 года;
16) постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ульяновского района Ульяновской области от 15 июня 2007 (по факту допущенных нарушений 25 мая 2007 года), срок лишения на 2 года;
17) постановлением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 23 июля 2007 года (по факту допущенных нарушений 27 мая 2007 года), срок лишения на 1 год;
18) постановлением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 23 июля 2007 года (по факту допущенных нарушений 28 мая 2007 года), срок лишения на 1 год.
Заключением служебной проверки по факту ненадлежащего рассмотрения обращений Ширыпкина И.А, утвержденным начальником УМВД России по Ульяновской области от 26 декабря 2022 года, на основании полученных судебных актов подтвержден общий срок лишения права управления транспортными средствами Ширыпкина И.А, составивший 33 года 4 месяца (400 месяцев).
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суды пришли к верным выводам об отсутствии необходимой совокупности условий для удовлетворения административного иска.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии срока окончания лишения права управления транспортными средствами сведениям, изложенным в решении Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 21 октября 2022 года, письме УГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 1 сентября 2022 года, не служат основанием для отмены постановленных судебных актов.
Как видно из заключения служебной проверки, ранее изложенные сведения были взяты из федеральной информационной системы Госавтоинспекции, которая введена в эксплуатацию приказом МВД России от 5 февраля 2016 года N 60 "О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции", в свою очередь сведения о лишении права управления транспортными средствами автоматически перемещены в ФИС ГИБДД-М из используемого ранее, в соответствии с приказом УМВД России по Ульяновской области от 26 ноября 2014 года N 474, комплекса программного информационного обеспечения подразделений ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, а в него данные переместились из предыдущего программного обеспечения. В результате указанных перемещений часть данных о дате и месте нарушения, дате вынесения постановлений и вступления их в законную силу утеряна или отображалась некорректно.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда обоснованы имеющимися в материалах дела судебными постановлениями, представленными административным ответчиком, каждое из доказательств содержит фактические данные об обстоятельствах совершенного административным истцом административного правонарушения, они последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, обоснованно признаны достоверными относительно предмета административного иска и достаточными для разрешения дела по существу.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит правовых оснований для пересмотра судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ширыпкина И.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.