Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 30 октября 2023 года гражданское дело по иску Лабур ФИО8 к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании права на ежемесячную денежную выплату
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 27 июня 2023 года по гражданскому делу N 33-1574/2023, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Лабур А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (далее по тексту - ОСФР по Брянской области) о признании права на ежемесячную денежную выплату.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 27 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований Лабур А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 27 июня 2023 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Лабур А.А. удовлетворены: за Лабур А.А. признано право на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки, как постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с правом на отселение, установленных ст. 27.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; на ответчика возложена обязанность предоставлять Лабур А.А. ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда и меры социальной поддержки, как постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с правом на отселение, установленных ст. 27.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", начиная с 01.04.2022.
В поданной кассационной жалобе ОСФР по Брянской области просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для назначения выплаты, поскольку истец не жил более 3-х лет в зоне с правом на отселение, не проживал на 01.07.2016 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в пределах ее доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, территория г. Клинцы в соответствии с распоряжением правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N237-р и Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС", Постановлением правительства РФ от 8 октября 2015 года N1074 с 26 апреля 1986 года относится к зоне проживания с правом на отселение.
Судом установлено, что Лабур А.А. был зарегистрирован и проживал в "адрес": с 24.04.1985 года по 10.02.1999 года; с 24.08.2000 года по 15.02.2001 года; с 19.12.2002 года по 27.09.2005 года, в период с 11.03.1999 года по 24.08.2000 года, с 16.02.2001 года по 18.12.2002 года, с 28.09.2005 года по 04.10.2021 года - проживал в Республике Беларусь.
С 01.04.2022 года по настоящее время Лабур А.А. зарегистрирован и проживает в г. Клинцы.
02.12.2021 года Лабур А.А. обратился в ГУ - УПФ РФ в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) (в настоящее время - ОСФР по Брянской области) с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии со ст. 27.1 Закона по категории "граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение".
Решением ГУ - УПФ РФ в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) от 2 декабря 2021 года Лабур А.А. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение" в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так как согласно новой редакции Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" право на ЕДВ у него отсутствует, поскольку меры социальной поддержки предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан в зоне с правом на отселение не менее 3-х лет непосредственно перед предоставлением указанных мер. Лабур А.А. же проживает в зоне с правом на отселение непосредственно до обращения за назначением ЕДВ менее трех лет.
13.09.2022 года Лабур А.А. повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии со ст. 27.1 Закона по категории "граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение".
Решением ГУ - УПФ РФ в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) от 27.09.2022 года Лабур А.А. вновь отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по основанию отсутствия необходимого периода проживания в радиационной зоне.
Согласно ответу Департамента строительства Брянской области от 20.06.2023 года мера социальной поддержки Лабур А.А. в виде государственного жилищного сертификата на приобретение жилья на территории Брянской области не предоставлялась.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Лабур А.А, суд первой инстанции исходил из того, что истцу не могла быть назначена указанная выплата, поскольку непосредственно перед обращением за ней он проживал в зоне с правом на отселение менее 3 лет.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные Лабур А.А. требования, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о наличии законных оснований на признание за Лабур А.А. права на ежемесячную денежную выплату, поскольку истец постоянно проживал на территории зоны с правом на отселение в период максимального радиационного риска - с 26.04.1986 года до 01.01.1991 года, всего суммарно проживал более 17 лет, выехал из нее, а затем вернулся для постоянного проживания, проживает и работает в настоящее время в данной зоне, жилое помещение в связи с выездом не получал. В связи с чем, на ответчика возложена обязанность предоставлять Лабур А.А. ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда и меры социальной поддержки, как постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с правом на отселение, установленных ст. 27.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", начиная с 01.04.2022 года.
В судебном акте апелляционной инстанции дано толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядка и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, постановления Правительства Российской Федерации N1074 от 8 октября 2015 года "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе ОСФР по Брянской области доводы об отсутствии оснований для назначения выплаты, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут.
Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие оснований для признания за истцом права на получение ежемесячной денежной компенсации, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку предусмотренный законом для получения мер социальной защиты ценз оседлости продолжительностью 3 года требуется лицам, которые избрали местом жительства зону с правом на отселение после 1 июля 2016 года, и ранее в данной зоне не проживали.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 27 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.