Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 6 октября 2005 г. N 968-пс
Программа
государственной поддержки торгового обслуживания
сельского населения Липецкой области
в 2006-2008 годах
19 июля 2007 г.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 июля 2007 г. N 339-пс в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы: | Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2006-2008 годах (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы: |
Администрация Липецкой области (далее - администрация области) |
Разработчик Программы: | Департамент потребительского рынка администрации Липецкой области |
Исполнитель Программы: | Управление потребительского рынка Липецкой области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Основные задачи Программы: | Улучшение торгового обслуживания сельского населения; обеспечение территориальной доступности торговых услуг; создание благоприятных экономических условий для повышения эффективности деятельности предприятий торговли в сельской местности |
Основная цель Программы: | Оказание государственной поддержки субъектам торговой деятельности для: - качественного улучшения торгового обслуживания сельского населения; - создания экономических условий, способствующих привлечению хозяйствующих субъектов к деятельности по обеспечению сельских жителей торговым обслуживанием; - формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала; - организации эффективных схем товародвижения по отдаленным населенным пунктам |
Сроки реализации Программы | 2006-2008 годы |
Объемы и источники финансирования Программы: |
Предполагаемая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы из средств областного бюджета составляет 74,5 млн. руб., в том числе: в 2006 году - 22,8 млн. руб. в 2007 году - 24,8 млн. руб. в 2008 году - 26,9 млн. руб. Объемы бюджетного финансирования будут уточняться в процессе принятия бюджета на очередной финансовый год |
Контроль за исполнением Программы: |
Ежегодное рассмотрение на Совете администрации области |
Ожидаемые результаты реализации Программы: |
Осуществление мероприятий Программы позволит обеспечить: - насыщение потребительского рынка товарами народного потребления; - прирост оборота розничной торговли в сельских населенных пунктах области в 2008 году к уровню 2005 года 25,4% в сопоставимых ценах; - торговым обслуживанием населенные пункты области независимо от численности проживающего населения и удаленности от райцентров; - благоприятные экономические условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в сельской местности (далее - субъекты торговой деятельности); - повышение квалификации кадрового потенциала работников торговли и общественного питания |
Введение
На протяжении последних лет потребительский рынок динамично развивается и является сбалансированным. Темпы роста оборота розничной торговли в целом по области (118%) превышают среднероссийский показатель (112%). По обороту на душу населения область устойчиво занимает первое место среди областей Центрально-Черноземного района.
Активно развивается материально-техническая база торговли, ежегодно в целом по области открывается около 200 предприятий торговли и общественного питания. На сегодня сеть предприятий экономического класса насчитывает 63 единицы.
Принятая Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004-2005 гг. способствовала улучшению положения торгового обслуживания на селе, наполнению потребительского рынка товарами народного потребления, позволила организовать обслуживание населения в сельских пунктах, не охваченных торговым обслуживанием.
Однако, как показывает практика, в состоянии торгового обслуживания в сельской местности сохраняется ряд острых проблем. Несмотря на смещение структуры продажи непродовольственных товаров в сторону увеличения, в целом обеспеченность сельских жителей данной группой нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему в сельских магазинах недостаточный ассортимент непродовольственных товаров.
Другой проблемой является отсутствие кадрового потенциала. Сегодня в сфере торговли и общественного питания в сельской местности работают более 10 тысяч человек, образование которых зачастую не соответствует занимаемой должности. Во всех районах недостаточно специалистов, занятых на предприятиях торговли и общественного питания.
В целях стимулирования торговых процессов, способствующих максимальному удовлетворению потребностей сельских жителей в товарах народного потребления, необходима дальнейшая государственная поддержка субъектов торговой деятельности.
1. Оценка состояния торгового обслуживания
сельского населения Липецкой области
Состояние потребительского рынка является наиболее показательным фактором реального социально-экономического роста региона. Происходящие в последние годы изменения в сфере торговли носят позитивный характер, обеспечивая стабильность и сбалансированность потребительского рынка.
В целях улучшения торгового обслуживания селян была принята Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004-2005 гг.
Реализация мероприятий данной Программы позволила закупить 77 единиц автотранспортных средств, которые в районах области переданы победителям конкурсного отбора для организации развозной торговли. В результате все отдаленные и малонаселенные пункты охвачены торговым обслуживанием.
Государственная поддержка в виде субсидирования процентной ставки по банковским кредитам позволила пополнить оборотные средства на сумму более 50 млн. руб. Ее получили субъекты торговой деятельности в 15 районах области. По итогам работы за 2004 год сумма компенсации банковских процентов составила 1,4 млн. руб. Денежные средства были направлены на расширение ассортимента непродовольственных товаров, реализуемых в сельских населенных пунктах.
Победителями конкурса на право государственной поддержки в виде компенсации транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) организована доставка товаров в 733 отдаленных и малонаселенных пункта области. По итогам работы за 2004 год компенсировано транспортных расходов на общую сумму 6,6 млн. руб.
Исполнение вышеперечисленных мероприятий Программы позволило обеспечить более высокие темпы роста оборота розничной торговли в районах области - 130,5% при среднеобластном показателе 118%, увеличить объемы продаж на душу сельского населения до 15,7 тыс. руб. в 2004 году против 11 тыс. руб. в 2003 году, изменить структуру оборота в сторону роста доли непродовольственных товаров (2003 г. - 37%, 2004 г. - 45%, оценка 2005 г. - 48%).
Структура оборота в розничной торговли в районах области
в 2002-2005 гг.
"Структура оборота в розничной торговли в районах области в 2002-2005 гг."
Формирование оборота розничной торговли
в городах и сельской местности
в 2003-2005 гг.
"Формирование оборота розничной торговли в городах и сельской местности в 2003-2005 гг."
Как видно из диаграммы, в 2005 году доля оборота розничной торговли в сельской местности достигнет показателя 1990 года (25%).
Темпы роста оборота розничной торговли
по области и в сельской местности
за период 2002-2005 гг.
"Темпы роста оборота розничной торговли по области и в сельской местности за период 2002-2005 гг."
Из вышеизложенного следует, что государственная поддержка торгового обслуживания сельского населения оказала положительное влияние на состояние потребительского рынка на селе, способствовала созданию благоприятных экономических условий для повышения эффективности деятельности торговых предприятий и развитию конкурентной среды в сфере торгового обслуживания.
Вместе с тем в торговом обслуживании сельского населения сохраняется ряд проблем.
Одной из них является недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов для предприятий торговли и общественного питания: продавцов, кассиров, поваров, официантов. На сегодня сфера торговли и общественного питания обеспечивает работой более 10 тысяч селян, что немаловажно при высоком уровне безработицы в сельской местности.
Из-за высокой текучести кадров, вызванной низкой заработной платой, отдельные предприятия торговли и общественного питания закрываются, что приводит к перебоям в обслуживании населенных пунктов. Так, в 2004 году из-за отсутствия кадров временно не работали от 10 до 20 магазинов потребительской кооперации. Из-за необеспеченности кадрами предприятия потребительской кооперации были вынуждены принять 400 работников без специального профессионального образования.
Использование кадрового потенциала в предприятиях общественного питания, не имеющего специальной профессиональной подготовки, не может не отражаться на качестве продукции.
Актуальными остаются вопросы обеспечения сельских жителей непродовольственными товарами. Несмотря на динамичное развитие продажи непродовольственных товаров в целом по области, удовлетворение потребностей жителей отдаленных и труднодоступных населенных пунктов складывается менее благополучно.
2. Основные направления государственной поддержки
торгового обслуживания сельского населения Липецкой области
в 2006-2008 гг.
Государственная поддержка торгового обслуживания сельского населения (приложение) будет осуществляться по основным направлениям:
- приобретение автотранспортных средств для обслуживания сельских населенных пунктов;
- субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным субъектами торговой деятельности для закупки товаров с целью продажи их в сельских населенных пунктах (кроме районных центров);
- компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в стационарную розничную сеть (кроме районных центров) и для организации развозной торговли в сельских населенных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети;
- повышение квалификации специалистов;
- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства "Лучший по профессии".
2.1. Приобретение автотранспортных средств
для обслуживания сельских населенных пунктов
Автотранспортные средства грузоподъемностью до 2 тонн приобретаются для обслуживания сельских населенных пунктов и передаются в муниципальную собственность в соответствии с Законом Липецкой области от 04.12.98 г. N 16-ОЗ "О порядке приема и передачи объектов государственной (областной) и муниципальной собственности" с целью использования в дальнейшем для доставки товаров в сельские населенные пункты.
Распределение транспортных средств по муниципальным районам будет осуществляться в зависимости от общего количества населенных пунктов и не имеющих стационарных торговых предприятий, численности населения района, наличия в муниципальной собственности парка автомобилей, используемого для торгового обслуживания населения района.
Передача автотранспортных средств в пользование хозяйствующим субъектам производится органами местного самоуправления на конкурсной основе.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 июля 2007 г. N 339-пс в подраздел 2.2. раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам,
полученным субъектами торговой деятельности для закупки
товаров с целью продажи их в сельских населенных пунктах
(кроме районных центров)
Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным в 2005-2008 гг. субъектами торговой деятельности для закупки товаров с целью продажи их в сельских населенных пунктах (кроме районных центров), предоставляется победителям конкурса за счет средств областного бюджета. Возмещение осуществляется в размере процентной ставки, которая установлена в кредитном договоре, но не выше ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на дату заключения кредитного договора.
За 2007-2008 годы возмещение предоставляется заемщикам за период с 21 декабря предшествующего отчетному году по 20 декабря соответствующего финансового года. За 2006 год возмещение предоставляется за период с 1 января по 20 декабря 2006 года.
Для получения компенсации заемщик представляет в управление потребительского рынка Липецкой области заявление с приложением копий кредитных договоров, справки-расчета суммы возмещения банковских процентов по кредитам, справки банка о погашении процентов и целевом использовании денежных средств по кредитным договорам, заверенных банком (по каждому банковскому кредитному договору в отдельности).
Субсидирование процентной ставки по просроченным кредитам не производится.
Победителями конкурса в одном районе могут признаваться несколько претендентов.
В случае, если фактически начисленная сумма возмещения по кредитным договорам превысит сумму средств, направляемых на субсидирование процентной ставки, суммы возмещения будут распределяться пропорционально объемам кредитов каждого заемщика.
Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам будет осуществляться в порядке, определяемом администрацией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете.
2.3. Компенсация транспортных расходов
(затрат на приобретение автомобильного топлива)
по доставке товаров в стационарную розничную сеть
(кроме районных центров) и для организации
развозной торговли в сельских населенных пунктах,
не имеющих стационарной торговой сети
В целях снижения издержек по доставке товаров в стационарную торговую сеть (кроме районных центров) и для организации развозной торговли в сельских населенных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети, предусматривается за счет средств областного бюджета компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в населенные пункты области.
Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) предоставляется 2 раза в год (за I и II полугодие отчетного года) в порядке, определяемом администрацией области, в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете.
В случае, если фактически начисленная сумма возмещения транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) превысит сумму средств, направляемых на компенсацию, суммы возмещения будут распределяться пропорционально объемам оборота розничной торговли.
Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в сельские населенные пункты, имеющие одно торговое предприятие, предоставляется этому торговому предприятию.
Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в сельские населенные пункты, имеющие более одного торгового предприятия, будет предоставляться по результатам конкурса на лучшую организацию розничной торговли хозяйствующими субъектами в соответствии с условиями конкурса.
Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в сельские населенные пункты, не имеющие стационарной розничной сети, будет предоставляться по результатам конкурса на лучшую организацию развозной торговли хозяйствующими субъектами в соответствии с оптимальными маршрутами завоза, утвержденными органами местного самоуправления.
2.4. Повышение квалификации специалистов
Повышение квалификации специалистов для предприятий торговли и общественного питания, расположенных в сельской местности, будет осуществляться совместно с профессиональными учебными заведениями, ассоциациями, объединениями путем проведения семинаров, конференций, круглых столов и т.п.
Финансирование будет осуществляться в порядке, определяемом администрацией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете.
2.5. Организация и проведение конкурсов
профессионального мастерства "Лучший по профессии"
В целях совершенствования профессионального мастерства, оказания поддержки молодым специалистам, повышения престижа профессий, освоения современных технологий в сфере торговли и общественного питания предусматривается проведение ежегодных конкурсов на звание "Лучший по профессии".
Финансирование будет осуществляться в порядке, определяемом администрацией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете.
3. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
- увеличения оборота розничной торговли в сельской местности в 2008 году к уровню 2005 года на 25,4%;
- качественного улучшения торгового обслуживания сельского населения за счет увеличения ассортимента товаров и периодичности завоза в отдаленные населенные пункты;
- развития предпринимательской деятельности в сфере торговли в сельских населенных пунктах;
- стабилизации финансового состояния субъектов торговой деятельности на селе;
- сохранения рабочих мест для сельского населения;
- формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала.
Социальная значимость улучшения торгового обслуживания сельских жителей очевидна, т.к. именно эта часть населения является менее защищенной и требует поддержки органов государственной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.