Постановление Липецкого областного Совета депутатов
от 6 октября 2005 г. N 969-пс
"О Программе поддержки бытового обслуживания
сельского населения Липецкой области
на 2006-2008 годы"
19 июля 2007 г.
Рассмотрев представленный главой администрации области проект Программы поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы, учитывая решение комитета по экономике, в целях устойчивого развития сферы бытового обслуживания сельского населения области и руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить Программу поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Липецкого областного Совета депутатов |
А.Савенков |
Программа
поддержки бытового обслуживания
сельского населения Липецкой области
на 2006-2008 годы
(утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов
от 6 октября 2005 г. N 969-пс)
19 июля 2007 г.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 июля 2007 г. N 338-пс в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы: |
Программа поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы: |
Администрация Липецкой области |
Разработчик Программы: |
Департамент потребительского рынка администрации области |
Исполнитель Программы: |
Управление потребительского рынка Липецкой области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Основная цель Программы: |
Развитие и совершенствование бытового обслуживания сельского населения, увеличение объемов и видов оказываемых услуг, обеспечение их территориальной, ценовой доступности для населения и гарантии качества, более полное использование трудовых ресурсов, обеспечение занятости населения |
Основные задачи Программы: |
Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития сферы бытового обслуживания сельского населения области. Создание конкурентоспособной среды для работы предприятий и организаций различных организационно-правовых форм. Содействие созданию новых предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности. Повышение благосостояния и занятости сельского населения |
Сроки реализации Программы: |
2006-2008 годы |
Объемы и источники финансирования Программы: |
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы на 2006-2008 годы - всего 33,7 млн. руб., в т.ч.: 2006 год - 10,4 млн. рублей; 2007 год - 10,6 млн. рублей; 2008 год - 12,7 млн. рублей. Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета в соответствии с законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий год. Объем финансирования будет уточняться в процессе принятия областного бюджета на соответствующий год |
Контроль за исполнением Программы: |
Ежегодное рассмотрение на Совете администрации области |
Ожидаемые результаты реализации Программы: |
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов: - улучшения бытового обслуживания сельского населения; - увеличение объема бытовых услуг в сельской местности в 2008 году к уровню 2005 года на 13,5%; - повышения качества бытовых услуг; - развития предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг в сельских населенных пунктах; - создания дополнительных рабочих мест; - формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала |
Введение
Бытовое обслуживание населения всегда являлось и является наиболее социально ориентированной сферой экономики, которая способствует удовлетворению потребностей людей в разнообразных видах бытовых услуг, создает условия для их полноценного отдыха и более комфортных условий жизни.
С другой стороны, такие услуги, как ремонт одежды и обуви, телерадиоаппаратуры, бытовой техники, услуги проката, парикмахерских, ритуальные и другие просто необходимы для обеспечения нормального жизненного уровня всего населения и должны быть доступны для социально незащищенных слоев.
В последнее время бытовое обслуживание населения развивается устойчивыми темпами. Улучшается качество обслуживания населения, расширяется диапазон предлагаемых услуг, открываются дополнительные рабочие места.
Вместе с тем следует признать, что состояние бытового обслуживания населения в городах и сельских районах существенно различается. Причиной тому является концентрация денежной массы в городах и, соответственно, недостаточное ее количество на селе.
Из-за низкой платежеспособности сельских жителей сфера бытовых услуг в сельской местности не является достаточно привлекательной для предпринимателей. Поэтому состояние бытового обслуживания в районах области во многом зависит от позиции органов местного самоуправления. В районах, где уделяется постоянное и целенаправленное внимание вопросам сохранения и развития предприятий бытового обслуживания населения, сохранено и необходимое количество предприятий, и возможность оказания широкого спектра услуг (Добринский, Добровский, Краснинский, Липецкий, Становлянский, Чаплыгинский районы).
Реализация мероприятий Программы развития бытового обслуживания населения Липецкой области на 2003-2005 годы дала положительный эффект: темп роста объемов бытовых услуг в 2004 году по районам области составил 117,4% при среднеобластном показателе 104,5%. В рамках Программы открыты новые комплексные приемные пункты в сельской местности, приобретено технологическое оборудование для швейного и обувного производства, инструменты и рабочие места для парикмахеров, высокотехнологичное цифровое фотооборудование, автотранспорт и т.д. Модернизация материально-технической базы позволила организовать дополнительно около 100 рабочих мест, расширить перечень оказываемых услуг, повысить их качество, обеспечить более полное использование трудовых ресурсов.
Договорные формы взаимоотношений между специализированными предприятиями города Липецка и районными службами быта позволили осуществить централизованную доставку заказов в сельские населенные пункты области на сумму свыше 10 млн. рублей.
Учитывая особую социальную значимость сферы бытового обслуживания, с целью увеличения объемов и расширения видов оказываемых услуг, обеспечения их территориальной и ценовой доступности, увеличения занятости населения, а также для закрепления положительных тенденций, достигнутых в ходе реализации мероприятий Программы развития бытового обслуживания населения Липецкой области на 2003-2005 годы, необходимо в дальнейшем осуществлять поддержку развития и совершенствования службы быта в сельской местности.
1. Состояние сферы бытового обслуживания
населения Липецкой области
В последние годы наметилась устойчивая тенденция роста объемов бытовых услуг, при этом не только расширяется их ассортимент, но и улучшается качество.
Динамика объемов бытовых услуг
населению Липецкой области в 2000-2004 годах
(млн. рублей, %)
"Динамика объемов бытовых услуг населению Липецкой области в 2000-2004 годах (млн. рублей, %)"
В настоящее время в обеспечении повседневного комфорта жизни населения области участвует более 3 тысяч объектов службы быта и индивидуальных предпринимателей, занято свыше 6 тысяч человек.
Совершенствуется материально-техническая база предприятий отрасли, открываются новые объекты службы быта. Укрепляет свои позиции и способствует оживлению конкуренции в бытовом обслуживании населения малый бизнес, на долю которого приходится 78,5% объема бытовых услуг области.
Однако позитивные тенденции развития сферы услуг коснулись в основном бытового обслуживания городского населения.
Низкий уровень рентабельности предприятий бытового обслуживания, длительные сроки окупаемости реконструируемых и строящихся объектов сокращают возможность привлечения инвестиций для развития отрасли в сельской местности. Процессы, происходящие в бытовом обслуживании, непосредственно связаны с платежеспособностью населения. Доля бытовых услуг в доходах населения с 2001 года практически не увеличилась и составляет всего 2,4%.
Доля расходов населения на оплату бытовых услуг
в общей сумме доходов (%)
"Доля расходов населения на оплату бытовых услуг в общей сумме доходов (%)"
В последние годы в связи с увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта и связи произошло снижение удельного веса бытовых услуг в структуре платных услуг с 20,4% в 2001 году до 15,9% в 2004 году.
Динамика структуры платных услуг населению (%)
"Динамика структуры платных услуг населению (%)"
В условиях дифференциации населения по уровню Доходов все еще сохраняются значительные диспропорции между городом и селом по объемам бытовых услуг, оказанных на 1 жителя. По данным статистики, в I квартале 2005 года среднедушевой доход бедного населения, основная доля которого проживает в сельской местности, составлял 70,3% от величины прожиточного минимума. Кроме того, по состоянию на 01.04.2005 года задолженность по выплате заработной платы в сельскохозяйственных предприятиях составила 46,3% от общей задолженности по заработной плате в области.
Объем бытовых услуг на 1 жителя области в 2004 году
"Объем бытовых услуг на 1 жителя области в 2004 году"
Обслуживая малообеспеченную часть населения, предприятия сельских служб быта стараются сохранить цены на доступном уровне, в результате чего вынуждены зачастую работать с убытками. Вследствие реализации мероприятий Программы развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003-2005 годы сумма убытков по предприятиям службы быта в сельской местности снизилась в 2 раза, однако значительной она еще сохраняется в Задонском и Чаплыгинском районах.
Сдерживающим фактором в развитии бытового обслуживания является географическая удаленность населенных пунктов от стационарных специализированных предприятий службы быта. Поэтому для сельских жителей наиболее удобной формой остается выездное обслуживание.
Наличие автотранспортных средств
для организации выездного обслуживания в районах области
Кол-во сельских населенных пунктов в области |
Наличие автотранспорта на 01.01.2005 г., ед. |
Год выпуска |
Износ автотранспорта на 01.01.2005 г., % |
Приобретено автотранспорта в 2005 г., ед. |
|
Воловский | 76 | 1 | 2000 | 68 | 1 |
Грязинский | 56 | - | - | ||
Данковский | 139 | 1 | 2000 | 60 | 1 |
Добринский | 114 | 1 | 2000 | 57 | 1 |
Добровский | 44 | 2 | 1994 1994 |
90 90 |
1 |
Долгоруковский | 96 | 2 | 1999 2004 |
60 | |
Елецкий | 93 | 2 | 1996 2000 |
60 48 |
1 |
Задонский | 118 | 3 | 1996 1997 2003 |
70 60 28 |
|
Измалковский | 119 | 1 | 2000 | 75 | 1 |
Краснинский | 82 | 1 | 2000 | 57 | 1 |
Лебедянский | 85 | 1 | 2003 | 28 | |
Лев-Толстовский | 43 | 1 | 2003 | 28 | 1 |
Липецкий | 83 | 2 | 2000 2001 |
60 57 |
1 |
Становлянский | 114 | 3 | 2000 2003 2003 |
60 30 30 |
1 |
Тербунский | 75 | 3 | 1993 2000 2004 |
100 50 7 |
1 |
Усманский | 60 | 1 | 2000 | 60 | 1 |
Хлевенский | 46 | 2 | 2000 2004 |
40 | |
Чаплыгинский | 96 | 4 | 1987 1990 1997 2003 |
100 100 67 28 |
1 |
Итого | 1539 | 31 | 13 |
Для организации работы выездных бригад районные предприятия службы быта имеют 44 единицы автотранспорта. Этого крайне недостаточно для обслуживания более 1,5 тыс. населенных пунктов, организации необходимой периодичности выездов бригад в комплексные приемные пункты, сокращения сроков исполнения заказов и улучшения состояния бытового обслуживания сельских жителей. Кроме того, большая часть автомобилей требует ремонта (износ 60% и более).
Одной из проблем развития бытовых услуг является обеспеченность предприятий службы быта специалистами. Многие сельские территории испытывают потребность в квалифицированных мастерах по ремонту телерадиоаппаратуры, сложнобытовой техники, обуви, часов. Не хватает в сельской местности закройщиков, портных, парикмахеров и других специалистов. Потеря преемственности в работе, а также отсутствие тесной связи между рынком образовательных услуг и рынком труда привели к полной утрате в отдельных районах некоторых видов бытовых услуг.
Вместе с тем необходимым условием для сохранения и организациях рабочих мест, обеспечения роста производительности труда и конкурентоспособности товаров и услуг является наличие квалифицированных кадров. Организация дополнительных рабочих мест, новых видов бытовых услуг, внедрение современных технологий с использованием высокопроизводительного оборудования требуют подготовки и повышения квалификации как инженерно-технических, так и рабочих специальностей в сфере бытового обслуживания.
2. Основные цели программы поддержки
бытового обслуживания населения
Сфера бытового обслуживания населения, являясь составной частью потребительского рынка, представляет собой социально-значимый сектор экономики, который нуждается в поддержке со стороны государства.
Основным инструментом реализации государственной политики по развитию бытового обслуживания населения является Программа поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области.
В течение последних лет с целью оказания помощи предприятиям бытового обслуживания в области предпринят ряд важных шагов. В рамках Программы развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003-2005 годы на обновление автотранспорта, централизованную доставку заказов, ремонт и открытие комплексных приемных пунктов в сельской местности из областного и местных бюджетов на условиях софинансирования направлено более 10 млн. рублей.
Законом Липецкой области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" для предприятий бытового обслуживания и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению, введены понижающие коэффициенты, учитывающие совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности.
В соответствии с Программой поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2005-2008 годы бытовое обслуживание населения включено в число приоритетных отраслей.
Программа поддержки бытового обслуживания населения на 2006-2008 годы предусматривает комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития бытового обслуживания сельского населения.
Целями настоящей Программы являются:
- создание благоприятных экономических условий для развития и эффективной деятельности предприятий бытового обслуживания на селе;
- повышение уровня и качества жизни сельского населения;
- рост объемов и расширение видов оказываемых бытовых услуг, обеспечение их территориальной доступности для населения и гарантии качества;
- увеличение занятости населения.
Достижение указанных целей требует решения следующих задач:
- создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития сферы бытового обслуживания населения;
- развитие конкуренции на рынке бытовых услуг;
- повышение культуры, улучшение качества обслуживания населения;
- более полное использование трудовых ресурсов общества, обучение и повышение квалификации кадров;
- обеспечение поддержки бытового обслуживания населения.
3. Основные направления поддержки
бытового обслуживания сельского населения
В рамках реализации поставленных приоритетных задач поддержка развития бытового обслуживания в сельской местности осуществляется по следующим направлениям (приложение):
- финансирование функций по координации работы районных предприятий бытового обслуживания;
- приобретение автотранспорта для организации работы сельских комплексных приемных пунктов бытового обслуживания населения и выездных бригад;
- компенсация транспортных расходов (затрат на автомобильное топливо) по доставке заказов в населенные пункты районов области, кроме райцентров;
- повышение квалификации кадров сферы бытовых услуг;
- проведение конкурсов профессионального мастерства.
3.1. Финансирование функций по координации работы
районных предприятий бытового обслуживания
В целях обеспечения развития сферы бытовых услуг, повышения качества обслуживания населения, оказания практической и методической помощи сельским предприятиям службы быта, сохранения минимального уровня цен на услуги предусматривается финансирование функций по координации работы районных предприятий бытового обслуживания.
Координация работы включает в себя: информационно-методическую помощь районным предприятиям службы быта, организацию снабжения их оборудованием, инструментом и материалами, организацию и проведение обучающих семинаров и конкурсов, консолидацию заявок районных предприятий бытового обслуживания, обеспечение их выполнения специализированными предприятиями и доставки заказов населения в районы области.
Финансирование будет осуществляться в форме возмещения победителю конкурса фактических затрат в порядке, определяемом администрацией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете.
3.2. Приобретение автотранспорта для организации
работы сельских комплексных приемных пунктов
бытового обслуживания населения и выездных бригад
Автотранспортные средства (грузопассажирские и грузовые автомобили грузоподъемностью до 2-х тонн) для организации работы сельских комплексных приемных пунктов и выездных бригад, доставки заказов сельскому населению приобретаются для каждого района на конкурсной основе и передаются в муниципальную собственность в соответствии с Законом Липецкой области от 04.12.98 г. N 16-ОЗ "О порядке приема и передачи объектов государственной (областной) и муниципальной собственности".
Распределение автотранспортных средств по муниципальным районам будет осуществляться с учетом количества сельских комплексных приемных пунктов и наличия в муниципальной собственности парка автомобилей, используемого для бытового обслуживания населения.
Передача автотранспортных средств в пользование хозяйствующим субъектам для организации работы выездных бригад и обслуживания комплексных приемных пунктов осуществляется органами местного самоуправления на конкурсной основе.
3.3. Компенсация транспортных расходов
(затрат на приобретение автомобильного топлива)
по доставке заказов в населенные пункты районов области
(кроме райцентров)
В целях сохранения и поддержки деятельности субъектов бытового обслуживания в сельских районах, снижения убыточности предприятий, создания равных условий хозяйствования субъектам сферы услуг в городской и сельской местности, обеспечения ценовой доступности бытовых услуг предусматривается компенсация транспортных расходов при оказании бытовых услуг сельскому населению.
Возмещению будет подлежать сумма средств, направленная на приобретение автомобильного топлива, для доставки заказов в сельские населенные пункты.
Компенсация транспортных расходов предоставляется два раза в год (за 1-е и 2-е полугодие отчетного финансового года) в порядке, определяемом администрацией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете.
3.4. Повышение квалификации кадров сферы бытовых услуг
В целях повышения качества оказываемых услуг, расширения их внутривидового ассортимента, внедрения современных технологий и методов обслуживания предусматривается повышение квалификации кадров сферы бытовых услуг.
Повышение квалификации специалистов сферы бытовых, услуг осуществляется совместно с профессиональными учебными заведениями, ассоциациями, объединениями путем проведения областных, зональных семинаров, совещаний, конференций, круглых столов.
Финансирование будет осуществляться в порядке, определяемом администрацией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете.
3.5. Проведение конкурсов профессионального мастерства
В целях сохранения преемственности в работе, поддержки престижа профессий сферы услуг, распространения передового опыта предприятий предусматривается проведение ежегодных областных конкурсов профессионального мастерства, конкурсов на лучшую организацию бытового обслуживания.
Финансирование будет осуществляться в порядке, определяемом администрацией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете.
4. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
- увеличения объема бытовых услуг в сельской местности в 2008 году к уровню 2005 года на 13,5%;
- качественного улучшения бытового обслуживания сельского населения за счет увеличения видов оказываемых услуг и периодичности доставки заказов в отдаленные населенные пункты;
- развития предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг в сельских населенных пунктах;
- стабилизации финансового состояния субъектов бытового обслуживания;
- создания рабочих мест для сельского населения;
- формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала.
Социальная значимость от реализации Программы выражается в удовлетворении спроса сельского населения на бытовые услуги, обеспечении их территориальной и ценовой доступности для населения.
Приложение
поддержки бытового обслуживания
сельского населения Липецкой области
на 2006-2008 годы
Основные направления
поддержки бытового обслуживания сельского населения
Липецкой области на 2006-2008 годы
N п/п | Наименование мероприятий |
Объем финансирования за счет средств областного бюджета всего, (млн. руб.) |
в том числе по годам | ||
2006 год |
2007 год |
2008 год | |||
1. | Финансирование функций по координации работы районных предприятий бытового обслуживания |
3,4 | 0,9 | 1,1 | 1,4 |
2. | Приобретение автотранспорта для организации работы сельских комплексных приемных пунктов бытового обслуживания населения и выездных бригад |
24,0 | 7,7 | 7,4 | 8,9 |
3. | Компенсации транспортных расходов (затрат на автомобильное топливо) по доставке заказов в населенные пункты районов области (кроме райцентров) |
4,9 | 1,5 | 1,6 | 1,8 |
4. | Повышение квалификации кадров сферы бытовых услуг |
0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
5. | Проведение конкурсов профессионального мастерства |
0,6 | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
Итого | 33,7 | 10,4 | 10,6 | 12,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 6 октября 2005 г. N 969-пс "О Программе поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Липецкой газете" от 19 октября 2005 г. N 203
В настоящее постановление внесены изменения следующими документами:
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 19 июля 2007 г. N 338-пс