28 июля 2005 г.
Рассмотрев проект областной целевой программы "Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития Липецкой области и ее населенных пунктов на 2005-2009 годы", представленный Главой администрации области, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и учитывая решение комитета областного Совета депутатов по экономике, областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития Липецкой области и ее населенных пунктов на 2005 - 2009 годы" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Липецкого областного Совета депутатов |
А.Савенков |
Областная целевая Программа
"Разработка градостроительной документации
о территориальном планировании развития Липецкой области
и ее населенных пунктов на 2005-2009 годы"
(утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов
от 23 декабря 2004 г. N 734-пс)
28 июля 2005 г.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 июля 2005 г. N 888-пс в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Разработка градостроительной документации
о территориальном планировании развития Липецкой области
и ее населенных пунктов на 2005-2009 годы"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития Липецкой области и ее населенных пунктов на 2005-2009 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 г. N 73-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс РФ) |
Государственный заказчик | Администрация Липецкой области (далее - администрация области) |
Основной разработчик Программы |
Главное управление строительства и архитектуры администрации области |
Цели и задачи Программы | Обеспечение области и ее основных населенных пунктов (городов и районных центров) современной градостроительной документацией о территориальном планировании их градостроительного развития и, на их основе, нормативными правовыми актами по градостроительному регулированию застройки |
Сроки реализации Программы | 2005-2009 годы |
Исполнитель мероприятий Программы |
Главное управление строительства и архитектуры администрации области |
Объемы и источники финансирования Программы |
Основным источником финансирования являются средства областного бюджета. Общий объем бюджетного финансирования прогнозно составит 90,2 млн. рублей. Объем расходов на реализацию мероприятий Программы уточняется ежегодно при формировании и принятии областного бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Создание основы для принятия стратегических решений по комплексному социально-экономическому и территориальному развитию всей области и определения направлений развития ее основных населенных пунктов по созданию комфортной, социально, экологически и эстетически полноценной среды обитания |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляется администрацией области |
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 июля 2005 г. N 888-пс в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
За последние годы в Липецкой области (далее - области) сложилось неудовлетворительное состояние дел по разработке градостроительной документации, в первую очередь, по территориальному планированию развития - генеральных планов городов и районных центров.
До начала 90-х годов разработка градостроительной документации велась за счет средств федерального бюджета. В разные годы были разработаны генеральные планы всех городов области и 428 сельских населенных пунктов из 1640 существующих. Однако в настоящее время данная документация устарела и не соответствует действующему законодательству в области градостроительства и земельных отношений, охраны природной среды и объектов культурного наследия. Так, генеральный план г. Усмани разработан в 1970 году, п.г.т. Лев Толстой - в 1973 году и т.п. (Таблица 1).
N п/п |
Наименование населенного пункта |
Год разработки генерального плана |
1 | с. Боринское Липецкого р-на | 1992 |
2 | с. Волово | 1991 |
3 | г. Грязи * | 1995 |
4 | г. Данков | 1986 |
5 | п.г.т. Добринка | 1982 |
6 | с. Доброе | 1992 |
7 | с. Долгоруково | 1984 |
8 | г. Елец * | 1992 |
9 | г. Задонск | 1991 |
10 | с. Измапково | 1992 |
11 | п. Ключ Жизни - п. Газопровод Елецкого р-на |
1971 |
12 | с. Красное | 1990 |
13 | г. Липецк | 1996 |
14 | г. Лебедянь | 1982 |
15 | п.г.т. Лев Толстой | 1973 |
16 | с. Становое * | 1991 |
17 | с. Тербуны | 1982 |
18 | г. Усмань | 1970 |
19 | с. Хлевное | 1990 |
20 | г. Чаплыгин | 1988 |
* - населенные пункты, в которых на ближайшую перспективу имеются свободные территории в существующих границах.
Также устарела и требует обновления и дополнения топографическая подоснова территорий этих населенных пунктов.
Устаревшие генеральные планы не учитывают повышенных требований резкого увеличения объемов жилищного строительства, инженерной защиты городских территорий от наводнений и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Без корректировки существующих генеральных планов практически нельзя осуществлять градостроительную деятельность по наращиванию темпов жилищного строительства, по отводу, изъятию, купле, продаже земельных участков, что становится тормозом развития рыночных отношений.
Кроме того, новая общественно-политическая ситуация в России - становление местного самоуправления, изменившиеся экономические, земельные и имущественные отношения - требует новых подходов и методов регулирования, планирования и организации градостроительной деятельности на всей территории области. Отсутствие комплексной градостроительной стратегии развития области может привести не только к серьезной дезорганизации в планировке и застройке населенных пунктов, ухудшению среды обитания и системы расселения, но и к ущербному развитию экономики, нерешенности многих социальных проблем, к крайне нежелательным экологическим процессам.
Схема территориального планирования области не разрабатывалась.
Решение назревшей проблемы требует реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, срокам и ресурсам в единой программе.
Такой программой является разработанная областная целевая программа "Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития области и ее населенных пунктов на 2005 - 2009 годы".
2. Основные цели и задачи Программы
1. Программа разработана с целью обеспечения области и ее основных населенных пунктов всеми предпосылками для устойчивого развития, формирования благоприятной среды жизнедеятельности, экологической безопасности, надежности транспортной и инженерной инфраструктур, комплексности решений жилищной программы, эффективности использования производственных территорий, культурной преемственности градостроительных решений, эстетической выразительности, гармонии и средового многообразия.
2. Для достижения поставленной цели Программа предусматривает решение следующих задач:
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 июля 2005 г. N 888-пс в пункт 2.1 настоящей Программы внесены изменения
2.1. Обеспечение области одним из важнейших инструментов по стратегическому управлению, предусмотренным Градостроительным кодексом РФ, - схемой территориального планирования области. Эта работа понимается как стратегия и тактика целенаправленного регулирования процесса взаимоувязанного комплексного развития и размещения всех отраслей экономики, расселения, градостроительства и архитектуры, организации и использования территории, поддержанного системой необходимых законодательных, нормативных, планово-проектных и организационных мер в целях обеспечения устойчивого функционирования социально-экономической и экологической составляющих области.
Разработка схемы территориального планирования области призвана служить основой для принятия стратегических решений по:
- государственному регулированию социально-экономического и территориального развития области, ее отдельных территорий и населенных пунктов;
- определению наиболее эффективного их взаимодействия, специализации, интеграции и повышения инвестиционной привлекательности;
- определению наиболее рациональных взаимоувязанных направлений развития областных инженерно-технической и транспортной инфраструктур;
- прогнозированию развития массового туризма, отдыха;
- обеспечению экологической, техногенной, социальной безопасности области.
2.2. Обеспечение населенных пунктов области (городов и районных центров) основными градостроительными документами территориального планирования развития - генеральными планами, градостроительной документацией о застройке территории, проектами планировки и основными нормативными правовыми актами в области регулирования градостроительной деятельности - правилами землепользования и застройки.
Разработка генеральных планов населенных пунктов области должна обеспечить возможность:
- установления территориальных потребностей для уточнения границ (черты населенного пункта);
- создания юридической базы для осуществления градостроительной деятельности - правил землепользования и застройки населенных пунктов;
- определения направлений развития и совершенствования планировочной структуры, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур населенного пункта;
- подготовки рекомендаций по очередности и режиму освоения новых районов, участков, а также реконструкции существующей застройки;
- определения и повышения инвестиционной привлекательности территорий населенных пунктов;
- определения наиболее целесообразной формы и режима функционального использования любой части территории населенного пункта;
- регулирования процесса отвода земельных участков и продажи (сдачи в аренду) объектов недвижимости с учетом функционального зонирования территорий населенных пунктов;
- определения основы для стоимостной оценки земли, дифференцирования налоговых ставок и платежей, а также для подготовки различных правовых документов и нормативных правовых актов в сфере земельных отношений.
Разработка в комплексе с генеральными планами градостроительной документации о застройке территорий - проектов планировки - предусматривается для максимального сокращения сроков освоения территорий и призвана предоставить возможность оперативно вести рабочее проектирование отдельных объектов и их комплексов.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период 2005-2009 годы (см. приложение).
Очередность и сроки разработки генеральных планов населенных пунктов области установлены в зависимости от нескольких факторов:
1) времени разработки предыдущего генерального плана;
2) объемов жилищного строительства на период 2005-2009 годы;
3) наличие неиспользованных свободных территорий для застройки в существующих границах населенного пункта;
4) ограниченного количества действующих проектных организаций градостроительного профиля;
5) объемов финансирования.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 июля 2005 г. N 888-пс в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета.
Общий объем финансирования прогнозно составит 90,2 млн. руб., в т.ч. по годам: 2005 г. - 22,2 млн. руб., 2006 г. - 24,0 млн. руб., 2007 г. - 25,8 млн. руб., 2008 г. - 43,0 млн. руб., 2009 г. - 5,2 млн. руб.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется через Главное управление строительства и архитектуры администрации области, которое содействует своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного областного бюджетного финансирования и контролирует освоение выделенных средств.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
5. Система программных мероприятий
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 июля 2005 г. N 888-пс в пункт 1 раздела 5 настоящей Программы внесены изменения
1. Разработка, согласование и утверждение схемы территориального планирования области.
Приоритетные направления проектно-планировочных решений схемы территориального планирования области.
Градообразующая база: прогнозирование и предложения по комплексному использованию природных ресурсов, развитию, размещению и экологизации основных отраслей экономики, транспортной и инженерной инфраструктур, принципам и методам диверсификации неэффективных промышленных моноструктур, специализации сельскохозяйственного производства, проблемам занятости и трудовой активности населения.
Социальная сфера: исследования и моделирование демографических процессов, их миграционных составляющих, проектирование на областном уровне развития и размещения социальной инфраструктуры, разработка градостроительных основ областной жилищной политики.
Градостроительная организация развития территории: комплексная оценка, планировочная структура и функциональное зонирование территории, предложения по развитию использования территории, исходная база для ведения информационных систем для обеспечения градостроительной деятельности, охрана памятников истории и культуры.
Инвестиционно-рыночная среда: предложения по оптимизации областной деятельности в сфере налоговой и кредитной политики, стимулированию развития малого и среднего бизнеса, созданию промышленных холдингов, привлечению внешних инвестиций.
Безопасность и обеспечение устойчивого функционирования жизнедеятельности в области: разработка концепции экономической, социальной, техногенной, экологической безопасности области.
Экосистема области: урбоэкологическое моделирование с учетом общефедеральных и международных факторов.
Управление и информатика: разработка систем областного нормативного правового обеспечения хозяйственной и инвестиционной деятельности, градостроительного обоснования параметров и структур местного самоуправления, информационно-мониторинговой деятельности.
2. Корректировка и досъемка топографических подоснов территорий населенных пунктов области.
3. Разработка и согласование генеральных планов и проектов планировки городов и районных центров.
Современный генеральный план муниципального образования разрабатывается в качестве структурного документа, определяющего перспективное территориальное развитие населенного пункта, создание инженерной инфраструктуры и коммуникационного каркаса, размещение основных центров притяжения, формирование системы открытых природных пространств на основе оценки ресурсов и прогноза развития по комплексу факторов.
При разработке учитываются особенности современного подхода к генеральным планам, т.е. необходимость учета вероятностного характера изменений, стремление к большей гибкости и вариантности, прогноза самого процесса развития населенного пункта, а не только его конечного состояния.
4. Разработка и согласование правил землепользования и застройки населенных пунктов.
Правовое регулирование должно стать важнейшим дополняющим механизмом развития территорий, поэтому в Программе предусмотрена разработка на основе генеральных планов правил землепользования и застройки (далее - Правила).
Разработанные Правила будут регламентировать функциональное использование земельных участков и параметры строительных изменений с учетом конкретных ограничительных условий, присущих данному участку, и принципов градостроительной политики населенного пункта, установленных в генеральном плане, а также:
- определят для каждой территориальной зоны градостроительный регламент, устанавливающий совокупность видов и параметров использования земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе допустимые их изменения;
- установят правовой режим для каждой территориальной зоны;
- обеспечат баланс интересов землепользователей, с одной стороны, и населенного пункта, с другой, создавая тем самым систему гарантий через определенный диапазон разрешенной деятельности в пределах каждой учетной единицы территории;
- установят процедуры оформления всех этапов градостроительной деятельности на территории населенного пункта.
6. Механизм реализации Программы
После утверждения Программы исполнитель обеспечивается финансовыми ресурсами, устанавливаемыми областным бюджетом, и осуществляет функции, права и обязанности исполнителя Программы в соответствии с постановлением Липецкого областного Совета депутатов.
Исполнитель Программы совместно с органами местного самоуправления и их органами архитектуры и градостроительства обеспечивает сбор необходимых исходных данных, установление особых требований, учитывающих специфику и природные условия конкретных населенных пунктов, контроль за исполнением запросов разработчиков градостроительной документации, согласование с соответствующими органами.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 июля 2005 г. N 888-пс в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Организация управления Программой и контроля за ее реализацией
Управление реализацией Программы осуществляется администрацией области.
Администрация области осуществляет общее руководство реализацией Программы, организует формирование нормативной правовой базы. Исполнитель Программы обеспечивает заключение договоров на разработку градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий области - схемы территориального планирования области и генеральных планов основных населенных пунктов области, составляет отчеты об использовании бюджетных средств, направленных на реализацию Программы.
При необходимости администрация области вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.
Контроль за выполнением Программы ведется на основе заключенных договоров, контрактов, соглашений.
Контроль за выполнением Программы включает:
- периодическую отчетность о реализации программных мероприятий;
- контроль за рациональным использованием исполнителем Программы выделяемых финансовых средств;
- контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений;
- контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 июля 2005 г. N 888-пс настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Основные мероприятия
областной целевой Программы
"Разработка градостроительной документации
о территориальном планировании развития Липецкой области
и ее населенных пунктов на 2005-2009 годы"
28 июля 2005 г.
N п/п |
Наименование мероприятий Программы |
Финансирование по годам: млн. руб. | |||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Итого | ||
1. | Разработка, согласование и утверждение схемы территориального планирования области |
8,0 | 2,0 | 10,0 | |||
2. | Разработка и согласование генерального плана г. Липецка |
2,5 | 1,5 | 4,0 | |||
3. | Разработка и согласование генеральных планов, проектов планировки и правил землепользования и застройки: |
||||||
г. Усмань | 1,3 | - | - | - | 1,3 | ||
г. Лебедянь | 1,0 | 1,0 | - | - | 2,0 | ||
г, Чаплыгин | 1,4 | 0,3 | - | - | - | 1,7 | |
г. Дан ков | 1.0 | 1,0 | - | - | - | 2,0 | |
с. Доброе | - | 1,3 | 1,3 | - | - | 2,6 | |
п.г.т. Лев Толстой | - | 1,3 | 1,3 | - | - | 2,6 | |
с. Бори некое Липецкого района |
- | 1,3 | 1,3 | - | 2,6 | ||
п. Ключ Жизни Елецкого района |
- | 1,3 | 1,3 | - | 2,6 | ||
г. Елец | - | 3,5 | 3,5 | - | - | 7,0 | |
г. Задонск | - | 1,5 | 1,5 | - | - | 3,0 | |
г. Грязи | - | - | 2,0 | 2,0 | 4,0 | ||
с. Тербуны | - | - | |||||
с. Красное | - | - | 1,4 | 1,4 | - | 2,8 | |
с. Долгоруково | - | - | 1,4 | 1,4 | - | 2,8 | |
п.г.т. Добринка | - | - | 1,4 | 1,4 | - | 2,8 | |
с. Хпевное | - | - | - | 1,4 | 1,4 | 2,8 | |
с. Измалково | - | - | - | 1,4 | 1,4 | 2,8 | |
с. Волово | - | - | - | 1,4 | 1,4 | 2,8 | |
с. Становое | - | - | - | 1,2 | 1,0 | 2,2 | |
4. | Корректировка топографических подоснов |
7,0 | 8,0 | 8,0 | 23,0 | ||
Всего: | 22,2 | 24,0 | 25,8 | 13,0 | 5,2 | 90,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2004 г. N 734-пс "Об областной целевой программе "Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития Липецкой области и ее населенных пунктов на 2005-2009 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Липецкой газете" от 22 января 2005 г. N 11
В настоящее постановление внесены изменения следующими документами:
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 4 октября 2007 г. N 408-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 9 ноября 2006 г. N 52-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 30 мая 2006 г. N 1282-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 30 марта 2006 г. N 1188-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 28 июля 2005 г. N 888-пс
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 10 декабря 2008 г. N 858-пс настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2009 г.