Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 22 декабря 2005 г. N 1094-пс
Областная целевая программа
"Государственная поддержка развития строительного комплекса
Липецкой области в 2006-2010 годах"
Паспорт
областной целевой программы
"Государственная поддержка развития строительного комплекса
Липецкой области в 2006-2010 годах"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006-2010 годах" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение администрации области от 01.07.2005 г. N 465-р "О состоянии и мерах по формированию рынка доступного жилья" |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Липецкой области (далее - администрация области) |
Разработчик Программы | Главное управление строительства и архитектуры администрации области |
Исполнители Программы | Главное управление строительства и архитектуры администрации области; инспекция государственного архитектурно-строительного надзора |
Основные цели и задачи Программы |
Основными целями и задачами Программы являются: - улучшение качества жизни населения Липецкой области за счет увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья, объектов соцкультбыта и повышения занятости; - привлечение инвестиций, необходимых для устойчивой и эффективной работы предприятий по обеспечению возрастающих потребностей строительства в качественных строительных материалах, высокопроизводительной технике; - реализация перспективных технико-экономических направлений развития предприятий строительного комплекса с целью повышения конкурентоспособности предприятий |
Сроки реализации Программы | 2006-2010 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Основными источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования на период реализации Программы прогнозно составит - 1729,9 млн. рублей (в ценах 2005 г.), в том числе по годам: 2006 г. - 288,1 млн. руб.; 2007 г. - 352,3 млн. руб.; 2008 г. - 453,7 млн. руб.; 2009 г. - 352,3 млн. руб.; 2010 г. - 283,5 млн. руб. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год |
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация области. Главное управление строительства и архитектуры администрации области ежегодно предоставляет отчет о ходе выполнения Программы в администрацию области и Липецкий областной Совет депутатов |
Введение
Строительство относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики.
Значительное увеличение объемов строительно-монтажных работ возможно при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы.
При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.
Строительный комплекс Липецкой области, базируясь на крупных строительных организациях и собственной промышленности строительных материалов, имеет определенные проблемы и диспропорции, связанные с относительно низкой фондовооруженностью и ограниченностью инвестиций в основной капитал строительной отрасли. Так, доля основных фондов строительного комплекса в общем объеме основных фондов экономики области составляет (2003 г.) 0,7%, при значении этого показателя 1,3% в среднем по РФ. Это один из самых низких показателей среди субъектов РФ. При этом доля инвестиций в основной капитал в строительную отрасль в общем объеме инвестиций в экономику области в 2004 г. составляла 0,7%, а по РФ в целом - 3,2%. Результатом недостатка объемов инвестиций строительного комплекса, износа основных производственных фондов, отсутствия технической инновационной политики в отрасли становятся рост издержек и низкая рентабельность производства.
В Липецкой области объем инвестиций в основной капитал в промышленности строительных материалов сопоставим со строительной отраслью: в 2004 г. - 135,7 млн. руб. и 170,7 млн. руб. соответственно. В то же время по РФ в целом объем инвестиций в строительство в 4,8 раза больше, чем в промышленность строительных материалов. Следовательно, в строительном комплексе Липецкой области строительные организации, непосредственно осуществляющие производство строительной продукции (возведение зданий и сооружений), имеют относительно низкий уровень развития материально-технической базы и относительно низкие объемы инвестиций для ее развития в перспективе, а предприятия промышленности стройматериалов по инвестициям (то есть по предпосылкам развития) находятся в более предпочтительных условиях.
В строительном производстве Центрально-Черноземного региона (далее - ЦЧР) по объему работ Липецкая область занимает 22%, уступая Воронежской и Белгородской областям (их доля - 26% и 28% соответственно).
Для современного развития строительного комплекса характерны положительные тенденции:
- в общем объеме валового регионального продукта (далее - ВРП) области строительство составляет 4,7% и 5,2% (2003 г. и 2004 г. соответственно), по прогнозу 2005 г. - 6,3%, то есть доля отрасли в чистой продукции увеличивается, при этом темпы роста строительной продукции достаточно высокие и превышают средние значения по росту общего объема ВРП;
- по объемам жилищного строительства в ЦЧР Липецкая область устойчиво занимает третье место после Воронежской и Белгородской областей, при этом объемы ввода жилья не обеспечивают возрастающие потребности в обновлении жилищного фонда, в структуре жилищного фонда области возрастает доля ветхого и аварийного жилья, вновь построенное жилье не всегда соответствует требованиям его эффективной эксплуатации (таблица 1).
Таблица 1
Ввод в действие жилых домов,
тыс. кв. м общей площади
Годы | Белгородская область |
Воронежская область |
Липецкая область |
Курская область |
Тамбовская область |
2000 | 704 | 569 | 321 | 176 | 241 |
2001 | 595 | 585 | 386 | 193 | 221 |
2002 | 662 | 637 | 304 | 167 | 249 |
2003 | 669 | 634 | 348 | 269 | 259 |
2004 | 802,9 | 688,7 | 420,3 | 276,8 | 311,1 |
- качественной особенностью жилищного строительства является кардинальная смена источников финансирования: удельный вес жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, в общем вводе жилья составил в 2003 г. 50,5%, в то время как в 1990 г. и 2000 г. составлял 6,7% и 41,1% соответственно;
- действенным механизмом развития жилищного строительства в области являются областные программы "Свой дом", "Социальное развитие села до 2010 года", "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года", "Программа ипотечного жилищного кредитования Липецкой области", реализация которых помогает обеспечить более половины ввода в эксплуатацию жилья.
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Для большинства крупных и средних строительных организаций и предприятий области характерно неустойчивое финансовое положение, низкая производительность труда, отсутствие перспективной стратегии развития, подверженность воздействию колебания спроса и предложения на строительном рынке. Издержки по обслуживанию и содержанию незагруженных основных фондов сдерживают обновление производства, снижают экономические показатели предприятий строительного комплекса, не позволяют обеспечить им инновационную деятельность. Продолжающийся рост цен на исходное сырье, материалы, энергоресурсы в совокупности со значительными обременениями, техническими условиями эксплуатирующих организаций, существующими сложностями получения строительных площадок под строительство, неполная загрузка предприятий промышленности строительных материалов объективно влияют на рост себестоимости строительства жилья и других объектов. При этом именно недостаточные объемы строительства обусловливают рост рыночной стоимости готового жилья.
Необходимо выделить следующие основные проблемы строительного комплекса области.
1.1. Состояние предприятий промышленности
строительных материалов
Производственная база строительства является материальной основой строительного комплекса. Именно техническое состояние промышленности строительных материалов предопределяет уровень развития всего строительного комплекса.
По большинству основных видов строительных материалов Липецкая область обеспечивает свои потребности за счет собственного производства (цемент, сборные бетонные и железобетонные конструкции, стеновые материалы, строительная известь, щебень, гравий и др.), отдельные виды материалов ввозит полностью или частично (высококачественный облицовочный керамический кирпич, стекло, лесоматериалы и др.) (таблицы 2, 3).
Таблица 2
Основные показатели
развития промышленности строительных материалов
Липецкой области
N п/п |
Показатели | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
1 | Индекс физического объема промышленного производства, в % к предыдущему году |
113 | 108 | 99,4 | 106 | 115,6 |
2 | Объем промышленной продукции, млн. руб. |
1249 | 1548 | 1678 | 2148 | 2508 |
Доля в общем объеме продукции промышленности, % |
2,0 | 2,3 | 1,9 | 1,74 | 1,37 | |
3 | Доля убыточных предприятий, % | 20,0 | 11,1 | 50,0 | 26,3 | 26,7 |
4 | Сумма убытков, млн. руб. | 13,0 | 1,7 | 93,8 | 44,9 | 30,8 |
5 | Загрузка производственных мощностей в среднем, % |
30 | 35 | 30 | 32 | 38 |
Таблица 3
Выпуск
основных видов продукции строительных материалов
по годам
Наименование | Ед. изм. |
1990 г. |
1997 г. |
1998 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2004 г. в % к 1990 |
Цемент | тыс. тонн |
1970 | 752 | 900 | 1076 | 1600 | 1487 | 1535 | 1647,2 | 84 |
Материалы стеновые, в т.ч. кирпич строительный |
млн. шт. усл. кирп. |
383 | 117 | 101 | 234 | 285 | 336 | 380,4 | 482,1 | 126 |
311 | 85 | 71 | 112,3 | 111,4 | 114,6 | 114 | 150,9 | 49 | ||
Сборный железобетон |
тыс. куб. м |
728 | 184 | 168 | 189,6 | 177,4 | 141,1 | 168,2 | 196 | 25 |
Известь строительная |
тыс. тонн |
251 | 88 | 72 | 97 | 95 | 99 | 123,8 | 153,5 | 61 |
Нерудные строительные материалы |
тыс. куб. м |
4705 | 1523 | 1740 | 2088 | 2070 | 1973 | 1915,5 | 2372,7 | 50 |
Как видно из вышеприведенных данных, мероприятия по реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и подпрограммы "Структурная перестройка производственной базы строительства", проводимые в регионах Российской Федерации при поддержке Госстроя России, позволили, начиная с 1997 года, остановить спад производства на предприятиях промышленности стройматериалов и обеспечить рост объемов выпуска продукции.
Однако если сопоставить объем продукции, произведенной предприятиями стройиндустрии в 2004 году, с тем же показателем за 1990 год, окажется, что он составляет около 50% от базового. Значит, несмотря на темпы роста промышленности строительных материалов, они пока еще не перекрыли того снижения, которое произошло в первой половине 90-х годов.
При этом моральный и физический износ основных фондов в промышленности строительных материалов достиг к 2004 году 47,5%, активной части (машин и оборудования) - 59,4%. Из-за отсутствия крупномасштабных инвестиций коэффициент обновления основных фондов в промышленности стройиндустрии к 2004 году составил 4,3% в год (здания - 1,2%; силовые машины и оборудование - 1,6%; рабочие машины и оборудование - 4,8%). Инвестиции в основной капитал в 2004 году в промышленности строительных материалов составили 135,7 млн. руб. (82% к 2003 году).
Производство строительных материалов и изделий, как и другие отрасли промышленности Липецкой области, проходит болезненный этап реформирования, реструктуризации, переориентации на спросовые потребности рынка. В числе слабых сторон деятельности отмечается слабый менеджмент, высокий износ основных фондов и недостаточное обновление основных средств, снижение конкурентоспособности продукции и крайне низкий уровень использования производственных мощностей отдельных предприятий, что в целом определяет низкую инвестиционную привлекательность этих предприятий.
Одним из путей решения этой проблемы может быть создание благоприятных условий и эффективных стимулов за счет предоставления налоговых льгот, государственных гарантий, субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам для реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение объемов и повышение экономической эффективности производства, развитие конкурентоспособной продукции, ликвидацию дефицита отдельных видов строительных материалов.
1.2. Состояние производственных баз
строительных организаций
Увеличение объемов строительства неизбежно приводит к использованию все большего количества техники, оборудования и инструментов.
Степень износа основных фондов в строительстве к началу 2004 г. составила 53,2% (2003 г. - 57,7%). Ограниченные финансовые возможности строительных организаций не позволяют приобретать новую технику. Имеющиеся средства они вынуждены направлять на ремонт устаревших машин и оборудования, а не на реализацию инвестиционных программ обновления собственного производства, поскольку не способны предоставить банкам ликвидное обеспечение кредитов, необходимых для технического перевооружения. Также слабо используются возможности приобретения по лизингу (таблица 4).
Таблица 4
Наличие и состояние строительных машин
в строительных организациях Липецкой области
(по данным госстатистики на 01.01.2005 г.)
Наименование техники |
Всего машин, штук |
Из общего наличия машин со сроком службы, превышающим срок амортизации |
Списано в 2004 году по износу и непригодности |
Уд. вес машин, списанных в 2004 году в общем числе машин, % |
Уд. вес машин со сроком службы, превышающим срок амортизации в общем числе машин, % |
Экскаваторы одноковшовые |
145 | 64 | 13 | 9 | 44 |
Краны на гусеничном ходу |
58 | 55 | 5 | 9 | 95 |
Скреперы | 9 | 5 | 56 | ||
Автогрейдеры | 95 | 29 | 2 | 2 | 30 |
Бульдозеры | 119 | 57 | 7 | 6 | 48 |
Краны-трубоукладчики | 17 | 11 | 65 | ||
Краны на пневмоколесном ходу |
32 | 25 | 5 | 16 | 78 |
Краны башенные | 71 | 65 | 4 | 6 | 91 |
Краны на автомобильном ходу |
126 | 68 | 6 | 5 | 54 |
Подъемники грузовые | 3 | 1 | 33 | ||
Автогидроподъемники | 31 | 20 | 2 | 6 | 64 |
Погрузчики одноковшовые |
71 | 17 | 5 | 7 | 24 |
Тракторы | 212 | 78 | 5 | 2 | 37 |
Буровые машины | 29 | 18 | 62 | ||
Копры сваебойные | 4 | ||||
Дизель-молоты свайные |
6 | 3 | 50 | ||
Инвентарные и передвижные бетонно- растворосмесительные установки |
57 | 33 | 6 | 10 | 58 |
Всего: | 1085 | 549 | 60 | 5,53 | 50,6 |
Учитывая, что средний срок службы основных строительных машин составляет 8-10 лет, то следует ожидать, что в течение ближайших лет большая часть выработавших ресурс машин должна быть обновлена, но большинство организаций пока не имеют для этого финансовых возможностей.
Проведенный анализ потребности строительных организаций в башенных кранах показал, что только для выполнения намеченных планов по вводу жилья в 2005-2006 гг. потребуется 86 башенных кранов. В настоящее время из 71 башенного крана, находящегося на балансе строительных организаций, 65 (91%) имеют срок службы, превышающий нормативный (данные госстатистики). Уже в 2006 году строительный рынок может столкнуться с проблемой отсутствия кранов для возведения многоэтажных домов. Для своевременного обновления техники строительным организациям необходимо ежегодно приобретать не менее 15 башенных кранов, 20 мобильных кранов, 20 экскаваторов, 5 комплектов опалубки, что сегодня невозможно из-за отсутствия оборотных средств.
Для ускорения и удешевления строительства жилья и социально значимых объектов строительным организациям необходимо больше применять прогрессивные технологии, такие, как монолитное домостроение. Достоинства этой технологии заключаются в возможностях новых планировочных решений, экономии строительных материалов, снижении расхода тепла на обогрев помещений, увеличении срока эксплуатации. В Липецкой области только 10% возводимого многоквартирного жилья возводится по этой технологии, что также сдерживается ограниченностью финансовых средств (к примеру, комплект опалубки для монолитного домостроения имеет стоимость от 3 до 5 млн. руб. в зависимости от комплектности).
Субсидирование процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам предприятиям, участвующим в областных строительных программах, на приобретение дорогостоящей техники и оборудования будет стимулировать строительные организации привлекать кредитные и заемные средства для приобретения и взятия в аренду по договорам лизинга новой высокопроизводительной техники, оборудования для монолитного домостроения.
1.3. Состояние рынка жилья
Основной проблемой в достижении главной цели государственной жилищной политики - доступность жилья для населения - является отсутствие достаточного количества финансовых ресурсов, обеспечивающих динамичное развитие рынка доступного жилья. Существующий дефицит финансовых средств на жилищном рынке не позволяет достичь требуемых объемов строительства, поскольку приход в эту сферу крупных инвесторов и банков сдерживается нехваткой инженерно оснащенных земельных участков под строительство и значительными рисками, возникающими при строительстве жилья. Для банков, которые потенциально могли бы кредитовать застройщиков, необходимы гарантии возврата кредита в оговоренных в кредитном договоре объемах и сроках. Эти гарантии могут быть обеспечены, с одной стороны, залогом земельных участков с инженерным оснащением и активов застройщика, а с другой - наличием реальных покупателей на построенное жилье (в том числе тех, кому банки готовы выдать ипотечный кредит на его приобретение). В связи с тем, что застройщики, как правило, не имеют залога в виде земли, находящейся в их собственности или долгосрочной аренде, получили широкое распространение так называемые "долевые схемы", при которых строительство финансируется напрямую населением.
Эти схемы являются весьма рискованными и дорогими для населения. Будущие владельцы квартир должны внести значительный первоначальный взнос, а также взять на себя риск не получить квартиру в собственность из-за непрозрачной схемы договорных отношений с застройщиком. В результате застройщик пользуется бесплатным финансовым ресурсом, не неся при этом практически никакой ответственности за его использование.
Вступивший в силу 01.04.2005 Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", полностью защищающий права инвесторов и в малой мере права застройщиков, приведет к уходу с рынка жилья небольших компаний. В результате ожидается снижение объемов жилищного строительства и рост стоимости жилья. Одним из путей решения этой проблемы может быть субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным на строительство жилья по областным программам ("Свой дом", "Социальное развитие села до 2010 года", "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года", "Программа ипотечного жилищного кредитования Липецкой области"), что позволит значительно увеличить объемы жилищного строительства за счет привлечения на рынок жилья большего количества застройщиков и как следствие финансовых средств.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- улучшение качества жизни населения Липецкой области за счет увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья, объектов соцкультбыта и повышения занятости;
- привлечение инвестиций, необходимых для устойчивой и эффективной работы предприятий по обеспечению возрастающих потребностей строительства в качественных строительных материалах, высокопроизводительной технике;
- реализация перспективных технико-экономических направлений развития предприятий промышленности строительных материалов, строительной индустрии и производственных баз строительных организаций с целью повышения конкурентоспособности предприятий.
Указанные цели предполагают решение комплекса задач:
- привлечение заинтересованных предприятий, организаций и инвесторов;
- создание благоприятных условий и эффективных стимулов за счет предоставления налоговых льгот, государственных гарантий, субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам для реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение объемов и повышение экономической эффективности производства, развитие конкурентоспособной продукции, ликвидацию дефицита отдельных видов строительных материалов;
- ориентация предприятий на поиск нестандартных решений для преодоления технико-технологического отставания, в том числе за счет перепрофилирования производства;
- повышение уровня осведомленности инвесторов, научных и проектных организаций, органов власти и управления, организаций и предприятий строительного комплекса.
3. Основные приоритеты и направления
деятельности Программы
3.1. Основные приоритеты
Приоритетными направлениями в развитии строительного комплекса Липецкой области являются:
- обеспечение роста объемов жилищного строительства;
- снижение себестоимости и стоимости строительства жилья и социально значимых объектов;
- увеличение объемов производства тех строительных материалов, изделий и конструкций, дефицит которых будет сдерживать выполнение Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (цемент, стеновые материалы, сборные бетонные и железобетонные конструкции);
- ликвидация за счет местной сырьевой базы дефицита отдельных видов строительных материалов, не производимых в области (высококачественный облицовочный керамический кирпич, листовое оконное стекло, высокоэффективные теплоизоляционные материалы, фасадная и облицовочная плитки, облегченные гипсоволокнистые и гипсокартонные плиты, быстротвердеющие пластики, линолеум и ковролин на экологически чистых основах, кровельные материалы, керамическая и цементно-песчаная черепицы, экологически чистые изделия для строительства и отделки жилья в результате глубокой переработки древесины и др.);
- совершенствование номенклатуры выпускаемых железобетонных изделий;
- повышение качества продукции за счет совершенствования существующих и организации новых вспомогательных производств, приближенных к строительной площадке, с целью снижения издержек на транспортных расходах;
- техническое оснащение строительного комплекса Липецкой области строительными машинами, механизмами, средствами малой механизации и грузовым автотранспортом.
3.2. Основные направления деятельности Программы
1. На основе проведенного анализа существующей производственной и сырьевой баз выработка основных положений технической политики в строительстве и производстве строительной продукции с учетом прогнозных объемов строительно-монтажных работ, создание информационной базы для принятия решений по развитию производственных баз в Липецкой области.
2. Предоставление налоговых льгот и государственных гарантий по займам и кредитам, направляемым на реализацию инвестиционных проектов, направленных на увеличение объемов и повышение экономической эффективности производства, развитие конкурентоспособной продукции.
Средства будут выделяться в рамках исполнения Закона Липецкой области от 30.12.2004 N 162-ОЗ "О предоставлении государственных гарантий области по инвестиционным проектам".
3. Субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам предприятиям строительного комплекса для реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение объемов и повышение экономической эффективности производства, развитие конкурентоспособной продукции, ликвидацию дефицита отдельных видов строительных материалов, прошедших конкурсный отбор.
Основные условия предоставления государственной поддержки:
- субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, производится в размере процентной ставки, установленной в кредитном договоре, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения кредитного договора с даты получения кредита без учета пролонгации до даты фактического погашения, но не более трех лет;
- в случае привлечения кредита в иностранной валюте субсидии предоставляются исходя из среднего курса рубля по отношению к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора и дату уплаты процентов по кредитам;
- кредитные договоры должны быть заключены в текущем финансовом году, в котором проводится конкурс.
4. Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, и части затрат по лизинговым платежам российских лизинговых компаний по договорам лизинга на приобретение строительной техники (оборудования) предприятиям, участвующим в областных строительных программах ("Свой дом", "Социальное развитие села до 2010 года", "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года", "Программа ипотечного жилищного кредитования Липецкой области", инвестиционная программа государственной поддержки строительства, реконструкции и ремонта социально значимых объектов), прошедшим конкурсный отбор.
Основные условия предоставления государственной поддержки:
- субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, и части затрат по лизинговым платежам на приобретение строительной техники (оборудования) производится в размере процентной ставки, установленной в кредитном договоре, и части затрат лизинговой компании на уплату процентов по кредитам, привлекаемым лизинговой компанией, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения кредитного договора;
- субсидирование части затрат по лизинговым платежам при отсутствии затрат лизинговой компании на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на приобретение строительной техники (оборудования), производится в размере лизинговых платежей (без учета выкупаемой стоимости предмета лизинга), но не выше 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора лизинга;
- в случае привлечения кредита в иностранной валюте субсидии предоставляются исходя из среднего курса рубля по отношению к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора и дату уплаты процентов по кредитам; на дату получения техники и дату уплаты лизинговых платежей;
- кредитные договоры и договоры лизинга должны быть заключены в текущем финансовом году, в котором проводится конкурс.
Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным в кредитных организациях и части затрат по лизинговым платежам производится:
- по кредитным договорам - с даты получения кредита, без учета пролонгации, до даты фактического погашения, но не более трех лет;
- по договорам лизинга - с даты фактического получения строительной техники по акту приема-передачи до даты полного погашения платежей по договору лизинга, но не более трех лет;
- компенсация части затрат по лизинговым платежам производится только по договорам, в которых право собственности на предмет лизинга по истечении срока договора лизинга переходит к лизингополучателю;
- соответствие техники (оборудования) следующему перечню: краны башенные; опалубка стен, колонн, перекрытий для монолитного домостроения; мобильная грузоподъемная техника (автокраны, самоходные пневмоколесные и гусеничные краны); землеройная техника (экскаваторы, бульдозеры); бетононасосы стационарные и мобильные; грузовая техника для перевозок строительных грузов (автобетоносмесители, панелевозы); установки для производства строительных материалов (бетоносмесительные установки, растворосмешивающие машины);
- предприятие, получающее государственную поддержку, обязано использовать приобретенную технику (оборудование) не менее пяти лет.
Субсидирование процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам по договорам, по которым осуществлялось субсидирование в 2004-2005 гг., производится Главным управлением строительства и архитектуры администрации области (далее - Главное управление) в соответствии с распоряжениями администрации области.
5. Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, предприятиям-застройщикам всех форм собственности на строительство жилья по областным жилищным программам ("Свой дом", "Социальное развитие села до 2010 года", "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года", "Программа ипотечного жилищного кредитования Липецкой области"), прошедшим конкурсный отбор.
Основные условия предоставления государственной поддержки:
- субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, производится в размере процентной ставки, установленной в кредитном договоре, но не выше ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации на момент заключения кредитного договора, с даты получения кредита, без учета пролонгации, до даты фактического погашения, но не более 1 года;
- в случае привлечения кредита в иностранной валюте субсидии предоставляются исходя из среднего курса рубля по отношению к иностранной валюте, установленного ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора и дату уплаты процентов по кредитам;
- кредитные договоры должны быть заключены в текущем финансовом году, в котором проводится конкурс.
Конкурсный отбор инвестиционных предложений предприятий, порядок предоставления государственной поддержки победителям осуществляется в порядке и на условиях, определяемых государственным заказчиком.
При рассмотрении инвестиционных предложений конкурсной комиссией в обязательном порядке учитываются:
- экономическая и социальная значимость предложений для области;
- участие претендента в областных строительных программах;
- объем инвестируемых средств;
- обеспеченность возврата кредита, деловая репутация претендента, платежеспособность, в том числе налоговых сборов.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, полученных предприятиями, осуществляется Главным управлением совместно с управлением финансов администрации области:
- в случае нецелевого использования средств, необоснованного прекращения реализации инвестиционных предложений финансирование за счет средств областного бюджета прекращается, Главное управление совместно с управлением финансов администрации области по ранее выплаченным средствам в соответствии с законодательством осуществляет мероприятия по их изъятию в областной бюджет, при этом получатель средств обязан уплатить неустойку в размере 3% от суммы перечисленных средств;
- не предоставляются средства областного бюджета на возмещение процентов, начисленных по просроченной ссудной задолженности и пени;
- в случае подтверждения фактов уклонения от налогообложения финансирование за счет средств областного бюджета приостанавливается.
По результатам конкурсного отбора среди претендентов на государственную поддержку Главное управление готовит проект распоряжения администрации области о субсидировании процентной ставки за счет средств областного бюджета.
4. Механизм реализации Программы
4.1. Управление реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется Государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик Программы:
- осуществляет общее руководство реализацией Программы;
- проводит ежегодный мониторинг использования средств, выделенных из областного бюджета, и соблюдения соответствующих процедур при выполнении предложений предприятий, на реализацию которых были выделены указанные средства.
Оперативное управление ходом реализации мероприятий Программы осуществляется Главным управлением.
Главное управление составляет отчеты об использовании средств, направленных на реализацию Программы. В отчет должны включаться информация о процедуре и результатах проведения конкурса инвестиционных предложений предприятий, сведения об объеме направленных на реализацию Программы средств и результатах мониторинга принятых к финансированию предложений.
Предлагаемый подход к управлению реализацией Программы позволит:
- проводить единую политику поддержки предприятий;
- стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования;
- создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки предприятий;
- создать систему мониторинга реализации Программы.
4.2. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета. Прогнозный общий объем финансирования на весь период реализации Программы - 1729,9 млн. рублей (в ценах 2005 года) (таблица 5).
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
Таблица 5
Объемы финансирования Программы
млн. рублей, в ценах 2005 г.
Наименование | Объем финанси- рования на весь период реализации |
В том числе по годам реализации | ||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным на строительство жилья по областным жилищным программам |
721,5 | 144,3 | 144,3 | 144,3 | 144,3 | 144,3 |
Субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам для реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение объемов и повышение экономической эффективности производства, развитие конкурентоспособной продукции, ликвидацию дефицита отдельных видов строительных материалов |
897 | 124 | 186 | 277 | 186 | 124 |
Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, и части затрат по лизинговым платежам российских лизинговых компаний по договорам лизинга на приобретение тяжелой строительной техники, опалубки для монолитного домостроения, предприятиям, участвующим в областных строительных программах |
104,3 | 18,3 | 20,6 | 31 | 20,6 | 13,8 |
Создание электронного сайта с ежемесячным обновлением информации на сайте |
0,35 | 0,15 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Проведение ежегодных областных конкурсов "Лучшая строительная, монтажная организация, предприятие стройиндустрии", "Строительная площадка года" |
6,75 | 1,35 | 1,35 | 1,35 | 1,35 | 1,35 |
Всего по Программе | 1729,9 | 288,1 | 352,3 | 453,7 | 352,3 | 283,5 |
4.3. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация области. Главное управление ежегодно представляет отчет о ходе выполнения Программы в администрацию области и Липецкий областной Совет депутатов.
5. Ожидаемые результаты выполнения Программы
В ходе реализации мероприятий Программы предполагается достичь следующих результатов:
- увеличение объемов строительства:
Наименование | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
объем жилищного строительства, тыс. кв. м |
550 | 600 | 700 | 800 | 800 |
в т.ч. по областным жилищным программам, тыс. кв. м |
300 | 320 | 380 | 430 | 430 |
- организация новых производств по выпуску строительных материалов, не производимых в области (высококачественный облицовочный керамический кирпич и др.);
- увеличение объемов производства строительных материалов, изделий и конструкций, дефицит которых будет сдерживать выполнение Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (цемент, стеновые материалы и др.); в сопоставимых ценах на 40%;
- увеличение и повышение качества выпускаемой номенклатуры железобетонных изделий;
- создание не менее 400 рабочих мест для обслуживания новых технологических процессов на перевооружаемых и вновь построенных объектах;
- увеличение доли продукции, соответствующей требованиям действующих стандартов, до 100%, в том числе международных до 20%;
- обновление основных фондов предприятий строительного комплекса на 30%;
- за счет применения прогрессивных технологий улучшение качества строительства, экономия топливно-энергетических и материальных ресурсов при строительстве и эксплуатации жилья и социально значимых объектов;
- повышение инвестиционной активности, объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов, обновление большей части выработавших ресурс строительных машин и механизмов, при этом бюджетная эффективность составит не менее 8 руб. на каждый вложенный рубль бюджетных средств. Прогнозный объем инвестиций за период реализации Программы составит свыше 6 млрд. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.