Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 18 марта 2004 г. N 458-пс
Областная целевая программа
"Социальное развитие села до 2010 года"
23 сентября 2004 г., 29 ноября 2005 г.
Паспорт
областной целевой программы
"Социальное развитие села до 2010 года"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" |
Государственный заказчик- координатор Программы |
Администрация области |
Основные разработчики Программы |
Главное управление сельского хозяйства администрации области, департамент потребительского рынка администрации области, департамент образования и науки администрации области, управление здравоохранения администрации области, управление культуры и искусства администрации области, управление автомобильных дорог администрации области, управление по физической культуре, спорту и туризму администрации области, управление труда и занятости населения администрации области, ОГУП "Свой Дом" |
Цели и задачи Программы | Развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности |
Сроки и этапы реализации Программы |
2004-2010 годы: I этап - 2004-2006 годы; II этап - 2007-2010 годы |
Основные мероприятия Программы |
Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, торгово-бытовое обслуживание, электрификация, газификация, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, трудовая занятость населения, водоснабжение. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; активизацию культурно-досуговой деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест |
Исполнители Программы | Главное управление сельского хозяйства администрации области, Главное управление строительства и архитектуры администрации области, департамент топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства администрации области, департамент потребительского рынка администрации области, департамент образования и науки администрации области, управление здравоохранения администрации области, управление культуры и искусства администрации области, управление автомобильных дорог администрации области, информационно-аналитическое управление администрации области, управление физической культуры, спорта и туризма администрации области, управление труда и занятости населения администрации области, ОГУП "Свой Дом", Липецкий областной комитет государственной статистики (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общая сумма расходов областного и местных бюджетов (по согласованию) на реализацию Программы - 4068,3 млн. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 19 тыс. сельских семей; завершить газификацию домов (квартир) природным газом; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 58 процентов; повысить уровень обеспеченности больничными местами до 103 койко-мест на 10 тыс. человек; повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями до 211 мест на 1 тыс. человек; улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента работающих в сельской местности; расширить сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания; обеспечить ввод 28,7 тыс. телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние 109,7 км автомобильных дорог; сохранить на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 1993 мест и создать 198 новых рабочих мест |
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство из 1543 сельских поселений имеют только 38%. В среднем по области на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 35 школ, 52 клуба, 32 учреждения здравоохранения.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась. На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 102 врачебные больничные койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами гораздо меньше по сравнению с городским населением.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась. Занимаются физической культурой и спортом всего 3%-5% взрослого населения и 8%-10% учащейся молодежи.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 47%. Из имеющихся на начало 2003 года 214 детских дошкольных учреждений 91% являются малокомплектными (на 1-3 группы).
Количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, снизилось с 58% до 53%, тогда как в городе оно составляет 64%.
Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 1,5 тыс. ученических мест, в результате чего обострилась проблема доступности общего образования.
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составлял 843 человека, то в 2001 году только 632 человека.
За последнее десятилетие сократилось число клубов и домов культуры, киноустановок, библиотек.
В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе уменьшилась по сравнению с 1990 годом наполовину.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20%-25%.
К началу 2004 года более 133 км воздушных электрических линий и 136 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30% линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.
В сельской местности эксплуатируется 12 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 169 тыс. домов (квартир).
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10% - в полном восстановлении. В результате 75% сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально устарела. Только 28% абонентов имеет автоматический выход на междугородные телефонные станции.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Продолжительность жизни снизилась. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства и ухудшается качественный его состав. По сравнению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61% до 56%.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее именуется Программа) обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.
Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.
Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
II. Основные цели, задачи, сроки
и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
- сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
- создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективная реализация полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;
- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
- стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
- повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
- активизация культурной деятельности на селе;
- развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
- повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
- расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
- повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.
Основные пути решения программных задач:
- поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований;
- разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
- удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
- формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2004-2006 годы) должно быть обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Исходя из ресурсных возможностей областного бюджета в 2004-2005 годах, приоритетными направлениями государственной поддержки являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.
III. Мероприятия Программы
Программа призвана способствовать реализации задач, определенных основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Мероприятия по научному обеспечению реализации Программы включают разработку новых технических подходов и технологий жилищно-гражданского строительства, инженерного обустройства сельских муниципальных образований, новых проектных решений по объектам жилищного, социально-культурного назначения с учетом развития фермерства и малого предпринимательства несельскохозяйственного характера, мониторинг процессов, происходящих в различных отраслях социальной сферы сельских поселений и подготовку предложений, рекомендаций по их регулированию.
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружении, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство.
Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий областного уровня по проведению инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 29 ноября 2005 г. N 1044-пс в подраздел 1 раздела III настоящей Программы внесены изменения
1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:
- формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья по программе "Свой Дом", включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
- создание условий, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Главное управление строительства и архитектуры администрации области, Главное управление сельского хозяйства администрации области, другие заинтересованные органы исполнительной власти обеспечивают формирование соответствующей нормативно-правовой базы области для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности, обеспечивают проведение мониторинга преобразований жилищной сферы с целью анализа ситуации и обобщения положительного опыта регионов, распространения эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.
ОГУП "Свой Дом" оказывает методологическую и консультативную помощь застройщикам в вопросах разработки и внедрения программы "Свой Дом" и ипотечного жилищного кредитования
Выполнение мероприятий согласно приложению N 1 позволит:
- улучшить жилищные условия более 19 тысяч сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
- сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
- предусмотреть средства областного бюджета в размере 30% на строительство (приобретение) жилья в сельской местности;
- привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.
Порядок предоставления и использования средств областного бюджета (на безвозвратной и возвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности определяется Положением согласно приложению N 1а.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 1 за счет средств областного бюджета составляет 292,3 млн. руб.
Учет граждан, имеющих в соответствии с условиями Программы право на получение субсидий, выделяемых за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилья, осуществляется согласно приложению N 1б.
2. Развитие сети общеобразовательных учреждений
в сельской местности
В области на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 35 школ.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 г. сократилась на 47,7%. Из имеющихся на начало 2004 года 214 детских дошкольных учреждения 91% малокомплектные (на 1-3 группы).
Численность детей, посещающих детские дошкольные учреждения, снизилось с 58% до 53%.
Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 1,5 тыс. ученических мест.
В ходе реализации настоящей Программы предполагается создать материальные предпосылки для реализации принципа доступности образования для жителей сельской местности области. Развитие сети общеобразовательных учреждений и укрепление их учебно-материальной базы повысит качество и усилит социальную защищенность участников образовательного процесса.
Реализация Программы позволит:
- улучшить качество образовательного процесса и развитие профильного обучения в старших классах;
- оптимизировать сеть образовательных учреждений с учетом особой социальной роли школы и реальных демографических факторов;
- развивать дополнительное и начальное профессиональное образование с учетом имеющегося опыта создания образовательных культурно-оздоровительных комплексов.
Будет построено 29 школ на 4823 ученических места.
В сфере образования будет сохранено 870 рабочих мест.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 2 за счет средств областного бюджета составляет 901 млн. руб.
3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной
помощи в сельской местности
Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских, районных участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.
В настоящее время в области функционируют 34 участковых больницы, 503 фельдшерско-акушерских пункта, на 10 тыс. человек в сельской местности приходится 102 врачебные больничные койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики;
- совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики;
- обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения;
- совершенствование консультативной диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;
- укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики;
- развитие института врача общей практики (семейный врач).
Программой предусматривается строительство новых, современных зданий участковых и районных больниц, поликлиник и амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, а также реконструкция существующих зданий с необходимым переоснащением современным оборудованием.
Реализация Программы обеспечит:
- приведение условий пребывания больных в сельских больницах к существующим санитарным нормам;
- переоснащение лечебных учреждений современным оборудованием;
- улучшение укомплектованности врачебными и средними медицинскими кадрами, что приведет к повышению качества лечебно-диагностического процесса в больницах районов, снижению смертности сельского населения, снижению временной и стойкой утраты трудоспособности.
В сфере сельского здравоохранения будет сохранено 912 рабочих мест.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 3 за счет средств областного бюджета составляет 954 млн. руб.
4. Развитие физической культуры и спорта
в сельской местности
В области физической культуры и спорта Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- участие в реализации областных программ развития физической культуры и спорта ("Развитие игровых командных видов спорта", "Фитнес-смены в летних оздоровительных лагерях", "Областная комплексная детско-юношеская спортивная школа с филиалами в районах области" и др.), разработка областных и районных программ и планов мероприятий по приобщению всех слоев населения и социальных групп к здоровому образу жизни.
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения, значительно улучшить социальную обстановку в сельской местности.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 4 за счет средств областного и местных бюджетов (по согласованию) составляет 198,9 млн. рублей.
5. Развитие культурно-досуговой деятельности
в сельской местности
Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
При определении потребности в развитии сети сельских учреждений культуры области были учтены следующие показатели:
- в области действуют 516 учреждений культурно-досугового типа, из них 478 сельских;
- наличие на 01.01.2004 клубных мест всего в области 96671, из них 87517 на селе, уровень обеспеченности на 1000 жителей составляет 204,3 клубных мест, при нормативе 210;
- в сельских учреждениях культурно-досугового типа действует 2615 клубных формирований, в которых занято около 34 тысяч участников;
- наличие незавершенного строительства клубных учреждений на селе 6 объектов;
- наличие клубных зданий, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, 30, или 6,27% от общего количества;
- в городах и селах действуют два училища искусств им. К.Н. Игумнова в г. Липецке и им. Т.Н. Хренникова в г. Ельце, 38 музыкальных, художественных школ, школ искусств и 68 их филиалов на селе, в которых занято более 12 тысяч учащихся;
- читателей области обслуживают 533 библиотеки, в том числе 444 сельских;
- в области работают 17 музеев областного подчинения и 1 федерального подчинения - музей Л.Н. Толстого в пос. Лев-Толстой,
- в 8 районных центрах отсутствуют краеведческие музеи (по нормативам краеведческий музей должен быть в каждом районе);
- осуществляется государственная охрана в отношении 609 недвижимых памятников истории и культуры, в том числе 42 федерального значения и 567 регионального - это памятники истории и культуры, архитектуры, археологии.
Программа предусматривает:
- проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработку территориальных схем их размещения;
- повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры в сельской местности;
- создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности;
- привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры;
- возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научнотехнического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований;
- сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев и обрядов;
- сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях;
- сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурнообразовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;
- улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.
Реализация мероприятий согласно приложению N 5 позволит расширить культурнодосуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурноисторическому наследию.
В сфере искусства будет дополнительно создано 35 рабочих мест и сохранено 29 рабочих мест.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 5 за счет средств областного бюджета составляет 416,5 млн. руб.
6. Развитие торгового и бытового обслуживания
в сельской местности
Цель Программы - обеспечение развития и повышение эффективности торгового и бытового обслуживания населения сельских районов области, выравнивание условий деятельности торговых и бытовых предприятий, приближение объектов торговли и бытового обслуживания к сельскому потребителю, выравнивание уровня среднедушевого оборота жителей города и села путем насыщения сельских торговых и бытовых предприятий качественными товарами и услугами по приемлемым ценам и в необходимом ассортименте.
Основными задачами Программы являются:
- создание условий для удовлетворения потребности сельского населения в необходимых товарах и услугах;
- устойчивый рост розничного оборота торговых предприятий, объема услуг бытового обслуживания сельской местности;
- внедрение активных форм торговли и бытового обслуживания;
- содействие занятости населения сельских районов;
- развитие предпринимательской деятельности в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании в сельских районах области,
- создание конкурентной среды для развития инфраструктуры торговли и бытового обслуживания в сельской местности.
В рамках реализации поставленных приоритетных задач необходимо осуществлять государственную поддержку развития торговли и общественного питания в сельской местности за счет средств областного бюджета по следующим направлениям:
- на финансирование открытия и реконструкции предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах;
- на финансирование приобретения автотранспортных средств для организации выездной торговли в населенные пункты, не имеющие стационарной торговой сети;
- на финансирование приобретения торгового, холодильного оборудования для торговых предприятий в сельской местности;
- на финансирование приобретения оборудования для пунктов приема молока в магазинахзаготовительных пунктах;
- на финансирование приобретения оборудования для производства хлебобулочных изделий;
- на финансирование мероприятий по открытию и реконструкции маслобоек, крупорушек, зернодробилок, мельниц по производству комбикормов для реализации сельским жителям.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 6 за счет средств областного бюджета составляет 58,99 млн. руб.
7. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основной задачей развития электрических сетей в сельской местности является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни.
Состояние распределительных сетей 0,38-10 кВ из года в год ухудшается, количество электрических сетей, находящихся в непригодном и неудовлетворительном состоянии, ежегодно увеличивается из-за недостаточного финансирования и постоянного сокращения объемов строительства (реконструкции) сетей, взамен пришедших в негодность.
Большая часть линий электропередачи 0,3810 кВ построена в период массовой электрификации села с применением деревянных или железобетонных опор, рассчитанных на малые гололедные и ветровые нагрузки, имеющих сниженную пропускную способность из-за малых сечений проводов. В тоже время это объекты повышенной опасности и их повреждения могут приводить не только к перерывам электроснабжения, но и к травматизму населения.
По состоянию на 01.01.2004 амортизировано:
- 4208 км ВЛ 0,38 кВ (40%);
- 2863 км ВЛ 6-10 кВ (24%);
- 3550 ТП 6-10/0,38 кВ (61%).
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
- обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности;
- повышение качества потребляемой на селе электроэнергии.
Реализация мероприятий согласно приложению N 7 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения сельской местности и сохранить 182 рабочих места.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 7 за счет средств областного бюджета составляет 564 млн. руб.
8. Развитие газификации в сельской местности
Основной целью Программы в области развития газификации в сельской местности является повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
- завершить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей в сельских муниципальных образованиях;
- повысить уровень газификации жилого фонда в сельской местности;
- внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
- повысить эффективность использования природного газа.
На 01.01.2004 на территории области проложено свыше 15,0 тыс. км газовых сетей, из них 12,0 тыс. км в сельской местности, газифицировано 446,0 тыс. квартир, из них 169,0 тыс. квартир на селе.
Процент газификации в городах и рабочих поселках со
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.