Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Обоснование необходимости реализации Программы и ее соответствие задаче подпрограммы государственной программы Липецкой области, характеристика вклада Программы в решение задачи подпрограммы государственной программы
В рамках государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года N 485 (далее - Государственная программа), предусмотрена реализация подпрограммы 4 "Поддержка экономически значимых направлений развития сельского хозяйства Липецкой области на 2014 - 2020 годы" (далее - Подпрограмма). Основной задачей Подпрограммы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития сельскохозяйственного производства по экономически значимым направлениям, решение которой намечено осуществить с помощью ряда основных мероприятий, в число которых входит основное мероприятие "Развитие мясного скотоводства", которое будет реализовано с помощью Программы.
Программа направлена на формирование и устойчивое развитие отрасли производства говядины от скота мясного направления и обусловлена необходимостью обеспечения продовольственной безопасности области за счет увеличения объемов производства мяса крупного рогатого скота.
Государственная поддержка развития мясного скотоводства в Липецкой области начала осуществляться с реализации областной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Липецкой области на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа на 2009 - 2012 годы), утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 13 июля 2009 года N 249.
За период действия Программы на 2009 - 2012 годы:
построена открытая откормочная площадка-фидлот на 13 тыс. голов (ООО "Албиф" Хлевенского муниципального района);
создана кормовая база с заключительным откормом зерном кукурузы;
сформировано племенное ядро маточного поголовья численностью 3 тыс. голов абердин-ангусской породы;
создан бренд продукции мраморной говядины "Албиф";
построен мясоперерабатывающий комплекс мощностью 10 тыс. тонн охлажденного и замороженного мяса в год;
организован логистический центр по поставке продукции в регионы России, рестораны и гипермаркеты крупных городов, специализированные мясные павильоны, расположенные во всех районах области;
создано более 100 новых рабочих мест.
В 2011 - 2012 годах 12 предприятий области организовали разведение мясного и помесного крупного рогатого скота на естественных и культурных пастбищах.
В программу производства говядины от мясного скота, начиная с 2011 года, активно включились крестьянские (фермерские) хозяйства. Ими разводятся породы обрак, лимузин, калмыцкая, герефорд. Выбракованные по продуктивности коровы симментальской породы скрещиваются с быками породы герефорд, обрак, лимузин. Организовано взаимодействие сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, основанное на поставках бычков текущего года рождения для дальнейшего откорма на площадке-фидлоте с последующей собственной переработкой.
Стратегия проекта по производству мраморного мяса говядины в Липецкой области направлена на эффективное взаимодействие малых, средних и крупных форм хозяйствования от выращивания до переработки, резкое увеличение производства мяса крупного рогатого скота, повышение производительности труда, улучшение качества реализуемой продукции.
Взаимодействие малых, средних и крупных форм хозяйствования по производству говядины от мясного и помесного крупного рогатого скота
/----------------\ /----------------------\ /------------\ /----------------------\
| Крестьянские) | | Сельскохозяйственные | | Личные | | Сельскохозяйственные |
| (фермерские) | | предприятия | | подсобные |---| потребительские |
| хозяйства | \----------------------/ | хозяйства | /-| кооперативы |
\----------------/ | \------------/ | |----------------------/
| | | | | |
| | | |
| /----------------------------------------\ | | |
| | Поставка бычков на откормочные |----------/ | |
\---| площадки кластерных предприятий | | |
\----------------------------------------/ | |
| | |
| |
/----------------------------------------\ | |
| Мясоперерабатывающие комплексы |------------/ |
| кластерных предприятий | |
\----------------------------------------/ |
| |
|
/----------------------------------------\ |
| Логистические центры по реализации | |
| говядины кластерных предприятий | |
\----------------------------------------/ |
| | |
/----------------------------------\ /---------------------------------------\
| Реализация замороженной говядины | | Реализация охлажденной говядины |
| через собственные торговые | | через собственные торговые павильоны, |
| павильоны для производства | | торговые сети |
| детских мясных консервов на | \---------------------------------------/
| перерабатывающее предприятие |
\----------------------------------/
Существует ряд проблем, препятствующих устойчивому развитию отрасли мясного скотоводства:
низкая численность племенного поголовья скота мясных пород, что не позволяет в полном объеме обеспечить потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей области в племенной продукции (материале);
низкая заинтересованность инвесторов в развитии мясного скотоводства из-за высоких сроков окупаемости проектов, сохраняющегося диспаритета цен на энергоносители, строительные материалы, сельскохозяйственную технику, горюче-смазочные материалы;
отставание развития материально-технической базы из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации, перехода на инновационный путь развития.
В таблице 1 отражено развитие мясного скотоводства в Липецкой области с 2006 года по 2013 год.
Развитие мясного скотоводства в Липецкой области с 2006 года по 2013 год
Таблица 1
N |
Показатели |
Единица измерения |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год в % к 2009 году |
|
1. |
Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
голов |
146987 |
132012 |
118090 |
99161 |
88141 |
87562 |
84261 |
75519 |
76 |
|
2. |
Общее поголовье мясного и помесного скота |
голов |
|
|
|
2137 |
4564 |
15340 |
22457 |
20915 |
в 10 р |
|
3. |
Валовое производство говядины (в живом весе) в сельхозпредприятиях |
тыс. тонн |
10,8 |
15,2 |
15,3 |
12,4 |
14,1 |
12,3 |
12,7 |
13,7 |
110 |
|
4. |
Производство говядины на душу населения |
кг |
13,9 |
16,4 |
17,6 |
17,0 |
17,7 |
11,2 |
10,9 |
11,8 |
69 |
|
5. |
Покупка племенного молодняка мясных пород |
голов |
44 |
|
|
|
2252 |
300 |
|
|
|
|
6. |
Рентабельность производства говядины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
с господдержкой |
% |
|
|
|
2,4 |
2,8 |
8,8 |
9,8 |
10,1 |
|
|
8. |
без господдержки (на примере ООО "Албиф") |
% |
|
|
|
отрицательная величина |
Анализ состояния мясного скотоводства Липецкой области показывает, что в области назрела необходимость формирования мясной отрасли, создания собственной племенной базы интенсивных мясных пород, увеличения маточного поголовья мясного и помесного крупного рогатого скота. Государственная поддержка производства высококачественной говядины позволит повысить экономическую мотивацию сельскохозяйственных товаропроизводителей по производству говядины от мясного скота и в перспективе удовлетворить спрос населения на говядину и продукты ее переработки за счет собственного производства.
Для дальнейшего развития отрасли мясного скотоводства в регионе имеются необходимые предпосылки:
достаточные площади естественных пастбищ и сенокосов (до 150 тыс. га), а также кормовых угодий, выделенных для кормопроизводства из общей структуры посевных площадей;
племенное предприятие по производству биопродукции, оснащенное самым современным оборудованием для оценки и криоконсервирования семени в полипропиленовых соломинках;
ресурсосберегающая откормочная площадка проектной мощностью 13 тыс. ското-мест;
племенное маточное поголовье абердин-ангусской породы;
мясоперерабатывающий комплекс по производству охлажденной и замороженной говядины;
логистический центр по реализации готовой продукции;
наличие схемы территориального планирования Липецкой области, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 05 июня 2008 года N 130;
наличие схем территориального планирования всех муниципальных районов, генеральных планов сельских поселений;
наличие в государственной программе подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Липецкой области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", разработанной согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р;
функционирование в восьми районах области особых экономических зон регионального уровня, на территории которых предусматривается предоставление ряда льгот для развития сельскохозяйственного производства, в том числе животноводства, переработки и сбыта готовой продукции;
наличие системы поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в виде грантов, в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования в Липецкой области на 2014 - 2020 годы" Государственной программы, по направлениям: начинающий фермер, семейные животноводческие фермы;
наличие действующей государственной программы Липецкой области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 19 декабря 2012 года N 524, которая направлена на улучшение состояния окружающей среды области.
Развитие мясного скотоводства через комплексное сбалансированное решение экономических, социальных, экологических, инфраструктурных проблем развития сельских территорий, как ресурсосберегающей отрасли животноводства в силу его невысокой фондо-, энерго- и трудоемкости, позволит повысить эффективность производства говядины. Основным направлением повышения эффективности является создание специализированного мясного скотоводства, использующего ресурсосберегающие технологии, обеспечивающие получение высокой продуктивности крупного рогатого скота мясных пород при максимальном учете биологических особенностей животных применительно к природно-экономическим условиям области. Особую значимость данное направление животноводства приобретает в связи с возрастающим импортом говядины и вступлением России в ВТО. Главными препятствиями для формирования и развития отрасли мясного скотоводства в области является проблема экономической заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в откорме скота и производстве говядины. Отсутствие до 2009 года государственной поддержки мясного скотоводства, урегулированной государством экономической цепочки "сельхозпроизводитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", сформированного рынка высококачественной говядины в свежем виде, делает отрасль нерентабельной.
Острота описанных выше проблем подтверждает объективную необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства. Государственная поддержка откорма молодняка из мясных стад и помесей с мясным крупным рогатым скотом, полученных в молочных стадах, до живой массы свыше 450 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи, и будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента. Экономическая заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в специализированном мясном скотоводстве приведет к залужению деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для откормочного скота, что значительно снизит издержки производства говядины.
Анализ действия Программы за период 2009 - 2012 годы показывает эффективность государственной поддержки отрасли мясного скотоводства (таблица 2).
Поголовье мясного и помесного скота в Липецкой области (голов)
Таблица 2
N |
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год в % к 2008 году |
1. |
Общее поголовье мясного и помесного скота, в том числе: |
1974 |
2137 |
4564 |
15340 |
22457 |
20915 |
в 11 раз |
2. |
мясного |
1974 |
2137 |
4564 |
9470 |
12120 |
9216 |
в 4,7 раза |
3. |
помесного |
|
|
|
5870 |
10337 |
11699 |
|
В период 2014 - 2016 годов приступают к производству мраморного мяса на откормочных площадках два из крупнейших сельскохозяйственных предприятий области:
ЗАО "Мокрое" Лебедянского муниципального района (24 тыс. га пашни, собственный мясоперерабатывающий цех, элеватор на 70 тыс. тонн, 10 000 кв. м построенного жилья, полностью построен и газифицирован поселок с благоустройством территории, школой, домом культуры, дошкольным учреждением);
ЗАО АПО "Аврора" (60 тыс. га пашни, два сахарных завода).
В планах предприятий при поддержке средств областного бюджета создание кластерной структуры организации производства, развитие сельской инфраструктуры, строительства жилья на территориях, где планируется размещение производственных участков (Добровский, Задонский, Тербунский, Краснинский, Данковский муниципальные районы). В таблице 3 отражена стратегия развития кластерных предприятий Липецкой области по производству говядины от крупного рогатого скота мясного направления на 2014 - 2016 годы.
Стратегия развития кластерных предприятий Липецкой области по производству говядины от крупного рогатого скота мясного направления на 2014 - 2016 годы
Таблица 3
N |
Наименование предприятия |
Имеющиеся мощности |
Среднегодовая выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, млн. руб. |
Построенные объекты социальной инфраструктуры |
Планируемые объекты |
Количество рабочих мест |
Планируемое развитие сельской инфраструктуры |
1. |
ООО "Албиф" Хлевенского муниципального района |
40 тыс. га пашни, откормочная площадка на 13 тыс. голов, племенное маточное поголовье (2,5 тыс. голов ангусской породы) мясоперерабатывающий комплекс на 10 тыс. тонн в год, воспроизводственные участки с круглогодичным содержанием маточного поголовья на пастбищах, логистический центр по реализации продукции, сеть собственных торговых павильонов "мраморное мясо" |
450 |
400 кв. м жилья в с. Хлевное, благоустройство (асфальтирование дорог), прокладка водопровода в хутор Елец-Маланинский) |
Две площадки по 13 тыс. голов, расширение сети собственных торговых павильонов |
115 |
Строительство жилья в Усманском, Тербунском муниципальных районах |
2. |
ЗАО "Мокрое" Лебедянского муниципального района |
24 тыс. га пашни, элеватор на 70 тыс. тонн, молочный комплекс на 1800 голов коров, молочный завод, мясокомбинат |
541 |
10 000 кв. м жилья в с. Мокрое, полная газификация, благоустройство, строительство школы, дома культуры, детсада |
Строительство откормочной площадки на 6 тыс. голов, организация воспроизводственных участков на 4 тыс. голов маточного поголовья ангусской породы, реконструкция мясокомбината, организация логистического центра |
80 |
Строительство жилья в Добровском, Лев-Толстовском муниципальных районах |
3. |
ЗАО "Аврора" Хлевенского муниципального района |
60 тыс. га пашни, два сахарных завода мощностью 500 тыс. тонн в год по сырью |
387 |
700 кв. м жилья в Липецком, Задонском муниципальных районах, культурно-развлекательный комплекс в Задонском муниципальном районе (парк "Сафари") |
Строительство откормочной площадки на 13 тыс. голов, организация воспроизводственных участков на 6 тыс. голов маточного поголовья ангусской породы, строительство мясокомбината, организация логистического центра |
28 |
Строительство жилья в Задонском, Липецком муниципальных районах |
В таблице 4 указан прогнозируемый объем выручки, который будет получен в 2014 - 2016 годы от реализации мяса КРС, предполагаемыми участниками Программы. Список участников в ходе реализации Программы может быть скорректирован.
Приказом Управления сельского хозяйства Липецкой области от 29 июля 2014 г. N 207 в таблицу 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Прогнозируемый объем выручки от реализации скота мясных пород и их помесей в живой массе, который будет получен предполагаемыми участниками Программы
Таблица 4
Принятие Программы по мясному скотоводству объясняется острой необходимостью решения комплекса мер по продолжению поддержки отрасли на условиях софинансирования из федерального бюджета, комплексного развития сельских территорий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.