Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 18 марта 2004 г. N 458-пс
Областная целевая программа
"Социальное развитие села до 2010 года"
23 сентября 2004 г., 29 ноября 2005 г., 10 августа 2006 г.
Паспорт
областной целевой программы
"Социальное развитие села до 2010 года"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" |
Государственный заказчик- координатор Программы |
Администрация области |
Основные разработчики Программы |
Главное управление сельского хозяйства администрации области, департамент потребительского рынка администрации области, департамент образования и науки администрации области, управление здравоохранения администрации области, управление культуры и искусства администрации области, управление автомобильных дорог администрации области, управление по физической культуре, спорту и туризму администрации области, управление труда и занятости населения администрации области, ОГУП "Свой Дом" |
Цели и задачи Программы | Развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности |
Сроки и этапы реализации Программы |
2004-2010 годы: I этап - 2004-2006 годы; II этап - 2007-2010 годы |
Основные мероприятия Программы |
Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, торгово-бытовое обслуживание, электрификация, газификация, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, трудовая занятость населения, водоснабжение. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; активизацию культурно-досуговой деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест |
Исполнители Программы | Главное управление сельского хозяйства администрации области, Главное управление строительства и архитектуры администрации области, департамент топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства администрации области, департамент потребительского рынка администрации области, департамент образования и науки администрации области, управление здравоохранения администрации области, управление культуры и искусства администрации области, управление автомобильных дорог администрации области, информационно-аналитическое управление администрации области, управление физической культуры, спорта и туризма администрации области, управление труда и занятости населения администрации области, ОГУП "Свой Дом", Липецкий областной комитет государственной статистики (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общая сумма расходов областного и местных бюджетов (по согласованию) на реализацию Программы - 4068,3 млн. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 19 тыс. сельских семей; завершить газификацию домов (квартир) природным газом; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 58 процентов; повысить уровень обеспеченности больничными местами до 103 койко-мест на 10 тыс. человек; повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями до 211 мест на 1 тыс. человек; улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента работающих в сельской местности; расширить сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания; обеспечить ввод 28,7 тыс. телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние 109,7 км автомобильных дорог; сохранить на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 1993 мест и создать 198 новых рабочих мест |
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство из 1543 сельских поселений имеют только 38%. В среднем по области на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 35 школ, 52 клуба, 32 учреждения здравоохранения.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась. На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 102 врачебные больничные койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами гораздо меньше по сравнению с городским населением.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась. Занимаются физической культурой и спортом всего 3%-5% взрослого населения и 8%-10% учащейся молодежи.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 47%. Из имеющихся на начало 2003 года 214 детских дошкольных учреждений 91% являются малокомплектными (на 1-3 группы).
Количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, снизилось с 58% до 53%, тогда как в городе оно составляет 64%.
Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 1,5 тыс. ученических мест, в результате чего обострилась проблема доступности общего образования.
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составлял 843 человека, то в 2001 году только 632 человека.
За последнее десятилетие сократилось число клубов и домов культуры, киноустановок, библиотек.
В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе уменьшилась по сравнению с 1990 годом наполовину.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20%-25%.
К началу 2004 года более 133 км воздушных электрических линий и 136 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30% линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.
В сельской местности эксплуатируется 12 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 169 тыс. домов (квартир).
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10% - в полном восстановлении. В результате 75% сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально устарела. Только 28% абонентов имеет автоматический выход на междугородные телефонные станции.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Продолжительность жизни снизилась. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства и ухудшается качественный его состав. По сравнению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61% до 56%.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее именуется Программа) обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.
Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.
Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
II. Основные цели, задачи, сроки
и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
- сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
- создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективная реализация полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;
- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
- стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
- повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
- активизация культурной деятельности на селе;
- развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
- повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
- расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
- повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.
Основные пути решения программных задач:
- поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований;
- разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
- удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
- формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2004-2006 годы) должно быть обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Исходя из ресурсных возможностей областного бюджета в 2004-2005 годах, приоритетными направлениями государственной поддержки являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.
III. Мероприятия Программы
Программа призвана способствовать реализации задач, определенных основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Мероприятия по научному обеспечению реализации Программы включают разработку новых технических подходов и технологий жилищно-гражданского строительства, инженерного обустройства сельских муниципальных образований, новых проектных решений по объектам жилищного, социально-культурного назначения с учетом развития фермерства и малого предпринимательства несельскохозяйственного характера, мониторинг процессов, происходящих в различных отраслях социальной сферы сельских поселений и подготовку предложений, рекомендаций по их регулированию.
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружении, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство.
Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий областного уровня по проведению инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 10 августа 2006 г. N 1352-пс в подраздел 1 раздела III настоящей Программы внесены изменения
1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:
- формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья по программе "Свой Дом", включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
- создание условий, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Главное управление строительства и архитектуры администрации области, Главное управление сельского хозяйства администрации области, другие заинтересованные органы исполнительной власти обеспечивают формирование соответствующей нормативно-правовой базы области для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности, обеспечивают проведение мониторинга преобразований жилищной сферы с целью анализа ситуации и обобщения положительного опыта регионов, распространения эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.
ОГУП "Свой Дом" оказывает методологическую и консультативную помощь застройщикам в вопросах разработки и внедрения программы "Свой Дом" и ипотечного жилищного кредитования
Выполнение мероприятий согласно приложению N 1 позволит:
- улучшить жилищные условия более 19 тысяч сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
- сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
- предусмотреть средства областного бюджета в размере 40% на строительство (приобретение) жилья в сельской местности;
- привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.
Порядок предоставления и использования средств областного бюджета (на безвозвратной и возвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности определяется Положением согласно приложению N 1а.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 1 за счет средств областного бюджета составляет 602,0 млн. руб.
ОГУП "Свой Дом" принимает от органов местного самоуправления заверенные списки граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и осуществляет проверку этих списков, формирует на основании представленных органами местного самоуправления сведений, а также списков граждан, сформированных ОГУП "Свой Дом", областной список граждан, имеющих право на получение субсидий, исходя из даты постановки на учет.
2. Развитие сети общеобразовательных учреждений
в сельской местности
В области на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 35 школ.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 г. сократилась на 47,7%. Из имеющихся на начало 2004 года 214 детских дошкольных учреждения 91% малокомплектные (на 1-3 группы).
Численность детей, посещающих детские дошкольные учреждения, снизилось с 58% до 53%.
Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 1,5 тыс. ученических мест.
В ходе реализации настоящей Программы предполагается создать материальные предпосылки для реализации принципа доступности образования для жителей сельской местности области. Развитие сети общеобразовательных учреждений и укрепление их учебно-материальной базы повысит качество и усилит социальную защищенность участников образовательного процесса.
Реализация Программы позволит:
- улучшить качество образовательного процесса и развитие профильного обучения в старших классах;
- оптимизировать сеть образовательных учреждений с учетом особой социальной роли школы и реальных демографических факторов;
- развивать дополнительное и начальное профессиональное образование с учетом имеющегося опыта создания образовательных культурно-оздоровительных комплексов.
Будет построено 29 школ на 4823 ученических места.
В сфере образования будет сохранено 870 рабочих мест.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 2 за счет средств областного бюджета составляет 901 млн. руб.
3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной
помощи в сельской местности
Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских, районных участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.
В настоящее время в области функционируют 34 участковых больницы, 503 фельдшерско-акушерских пункта, на 10 тыс. человек в сельской местности приходится 102 врачебные больничные койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики;
- совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики;
- обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения;
- совершенствование консультативной диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;
- укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики;
- развитие института врача общей практики (семейный врач).
Программой предусматривается строительство новых, современных зданий участковых и районных больниц, поликлиник и амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, а также реконструкция существующих зданий с необходимым переоснащением современным оборудованием.
Реализация Программы обеспечит:
- приведение условий пребывания больных в сельских больницах к существующим санитарным нормам;
- переоснащение лечебных учреждений современным оборудованием;
- улучшение укомплектованности врачебными и средними медицинскими кадрами, что приведет к повышению качества лечебно-диагностического процесса в больницах районов, снижению смертности сельского населения, снижению временной и стойкой утраты трудоспособности.
В сфере сельского здравоохранения будет сохранено 912 рабочих мест.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 3 за счет средств областного бюджета составляет 954 млн. руб.
4. Развитие физической культуры и спорта
в сельской местности
В области физической культуры и спорта Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- участие в реализации областных программ развития физической культуры и спорта ("Развитие игровых командных видов спорта", "Фитнес-смены в летних оздоровительных лагерях", "Областная комплексная детско-юношеская спортивная школа с филиалами в районах области" и др.), разработка областных и районных программ и планов мероприятий по приобщению всех слоев населения и социальных групп к здоровому образу жизни.
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения, значительно улучшить социальную обстановку в сельской местности.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 4 за счет средств областного и местных бюджетов (по согласованию) составляет 198,9 млн. рублей.
5. Развитие культурно-досуговой деятельности
в сельской местности
Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
При определении потребности в развитии сети сельских учреждений культуры области были учтены следующие показатели:
- в области действуют 516 учреждений культурно-досугового типа, из них 478 сельских;
- наличие на 01.01.2004 клубных мест всего в области 96671, из них 87517 на селе, уровень обеспеченности на 1000 жителей составляет 204,3 клубных мест, при нормативе 210;
- в сельских учреждениях культурно-досугового типа действует 2615 клубных формирований, в которых занято около 34 тысяч участников;
- наличие незавершенного строительства клубных учреждений на селе 6 объектов;
- наличие клубных зданий, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, 30, или 6,27% от общего количества;
- в городах и селах действуют два училища искусств им. К.Н. Игумнова в г. Липецке и им. Т.Н. Хренникова в г. Ельце, 38 музыкальных, художественных школ, школ искусств и 68 их филиалов на селе, в которых занято более 12 тысяч учащихся;
- читателей области обслуживают 533 библиотеки, в том числе 444 сельских;
- в области работают 17 музеев областного подчинения и 1 федерального подчинения - музей Л.Н. Толстого в пос. Лев-Толстой,
- в 8 районных центрах отсутствуют краеведческие музеи (по нормативам краеведческий музей должен быть в каждом районе);
- осуществляется государственная охрана в отношении 609 недвижимых памятников истории и культуры, в том числе 42 федерального значения и 567 регионального - это памятники истории и культуры, архитектуры, археологии.
Программа предусматривает:
- проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработку территориальных схем их размещения;
- повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры в сельской местности;
- создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности;
- привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры;
- возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научнотехнического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований;
- сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев и обрядов;
- сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях;
- сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурнообразовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;
- улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.
Реализация мероприятий согласно приложению N 5 позволит расширить культурнодосуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурноисторическому наследию.
В сфере искусства будет дополнительно создано 35 рабочих мест и сохранено 29 рабочих мест.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 5 за счет средств областного бюджета составляет 416,5 млн. руб.
6. Развитие торгового и бытового обслуживания
в сельской местности
Цель Программы - обеспечение развития и повышение эффективности торгового и бытового обслуживания населения сельских районов области, выравнивание условий деятельности торговых и бытовых предприятий, приближение объектов торговли и бытового обслуживания к сельскому потребителю, выравнивание уровня среднедушевого оборота жителей города и села путем насыщения сельских торговых и бытовых предприятий качественными товарами и услугами по приемлемым ценам и в необходимом ассортименте.
Основными задачами Программы являются:
- создание условий для удовлетворения потребности сельского населения в необходимых товарах и услугах;
- устойчивый рост розничного оборота торговых предприятий, объема услуг бытового обслуживания сельской местности;
- внедрение активных форм торговли и бытового обслуживания;
- содействие занятости населения сельских районов;
- развитие предпринимательской деятельности в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании в сельских районах области,
- создание конкурентной среды для развития инфраструктуры торговли и бытового обслуживания в сельской местности.
В рамках реализации поставленных приоритетных задач необходимо осуществлять государственную поддержку развития торговли и общественного питания в сельской местности за счет средств областного бюджета по следующим направлениям:
- на финансирование открытия и реконструкции предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах;
- на финансирование приобретения автотранспортных средств для организации выездной торговли в населенные пункты, не имеющие стационарной торговой сети;
- на финансирование приобретения торгового, холодильного оборудования для торговых предприятий в сельской местности;
- на финансирование приобретения оборудования для пунктов приема молока в магазинахзаготовительных пунктах;
- на финансирование приобретения оборудования для производства хлебобулочных изделий;
- на финансирование мероприятий по открытию и реконструкции маслобоек, крупорушек, зернодробилок, мельниц по производству комбикормов для реализации сельским жителям.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 6 за счет средств областного бюджета составляет 58,99 млн. руб.
7. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основной задачей развития электрических сетей в сельской местности является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни.
Состояние распределительных сетей 0,38-10 кВ из года в год ухудшается, количество электрических сетей, находящихся в непригодном и неудовлетворительном состоянии, ежегодно увеличивается из-за недостаточного финансирования и постоянного сокращения объемов строительства (реконструкции) сетей, взамен пришедших в негодность.
Большая часть линий электропередачи 0,3810 кВ построена в период массовой электрификации села с применением деревянных или железобетонных опор, рассчитанных на малые гололедные и ветровые нагрузки, имеющих сниженную пропускную способность из-за малых сечений проводов. В тоже время это объекты повышенной опасности и их повреждения могут приводить не только к перерывам электроснабжения, но и к травматизму населения.
По состоянию на 01.01.2004 амортизировано:
- 4208 км ВЛ 0,38 кВ (40%);
- 2863 км ВЛ 6-10 кВ (24%);
- 3550 ТП 6-10/0,38 кВ (61%).
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
- обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности;
- повышение качества потребляемой на селе электроэнергии.
Реализация мероприятий согласно приложению N 7 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения сельской местности и сохранить 182 рабочих места.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 7 за счет средств областного бюджета составляет 564 млн. руб.
8. Развитие газификации в сельской местности
Основной целью Программы в области развития газификации в сельской местности является повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
- завершить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей в сельских муниципальных образованиях;
- повысить уровень газификации жилого фонда в сельской местности;
- внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
- повысить эффективность использования природного газа.
На 01.01.2004 на территории области проложено свыше 15,0 тыс. км газовых сетей, из них 12,0 тыс. км в сельской местности, газифицировано 446,0 тыс. квартир, из них 169,0 тыс. квартир на селе.
Процент газификации в городах и рабочих поселках составил 90%, в т.ч. на селе 63%.
В сфере газификации будет создано 53 рабочих места.
Окончание газификации Липецкой области ожидается в 2005 году.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 8 за счет средств областного бюджета составляет 197,16 млн. руб.
9. Развитие телекоммуникационных систем
в сельской местности
Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения, предприятий, учреждений и организаций телефонной связью и другими информационными услугами.
Начиная с 2004 года запланировано ввести в эксплуатацию 29 тыс. номеров сельских цифровых АТС. Прирост монтированной емкости составит 18 тыс. номеров. Замена морально устаревшего оборудования на современное цифровое составит 11 тыс. номеров. Телефонная плотность в сельской местности увеличится до 20,5 телефонов на 100 человек.
Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:
- внедрение предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий проектирования;
- поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные;
- улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи;
- осуществление проектирования, разработки, испытания и внедрения новых средств телекоммуникаций и информационных услуг.
Развитие телекоммуникационных услуг сетей в сельской местности согласно приложению N 10 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта и создать 64 рабочих места.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 9 за счет средств областного бюджета составляет 122 млн. руб.
10. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
См. Программу совершенствования и развития сети автомобильных дорог Липецкой области на 2005-2010 годы, утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 9 декабря 2004 г. N 678-пс
Общая протяженность территориальных автомобильных дорог общего пользования области составляет 5514 км, в том числе с асфальтобетонным покрытием 4276 км, с покрытием из черного щебня 268 км, с покрытием из белого щебня 273 км, грунтовых дорог 697 км.
В рамках реализации Программы необходимо довести до нормативного состояния 109,7 км дорог.
Реализация мероприятий по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности будет способствовать:
- расширению сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
- повышению уровня занятости сельского населения, созданию новых рабочих мест;
- улучшению состояния здоровья сельского населения, за счет повышения доступности первичной медико-санитарной помощи;
- снижению себестоимости перевозок;
- сокращению объемов вредных выбросов в атмосферу;
- сокращению времени доставки и сохранности грузов;
- повышению производительности транспортных средств и т.д.
Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности позволит создать 46 рабочих мест.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 10 за счет средств областного бюджета составляет 356,9 млн. рублей.
11. Развитие трудовой занятости населения
сельской местности
Целью мероприятий по развитию трудовой занятости населения в 2004-2010 годах является сохранение и развитие уровня трудовой занятости населения в сельской местности, в том числе молодежи.
В этом направлении программой предусмотрены следующие мероприятия:
- формирование информационно-организационных, нормативных и финансовых механизмов;
- совершенствование механизмов, направленных на развитие временных общественных работ;
- обеспечение мер, направленных на повышение заинтересованности в организации собственного дела, в ведении личного подсобного хозяйства;
- создание дополнительных условий для гарантированного трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите;
- повышение уровня профессионального образования безработных граждан;
- обеспечение профессиональной ориентации и консультирования незанятого населения, учащейся молодежи и работающего персонала, подлежащего увольнению;
- осуществление комплекса мер профилактического характера, упреждающих безработицу, сдерживающих или снижающих объем высвобождения, влияющих на снижение увольнений по собственному желанию.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 12 позволит повысить уровень занятости населения в сельской местности, не допустить рост безработицы. Будут созданы дополнительные условия для ежегодного трудоустройства 9,3 тыс. человек и обучения новой профессии или повышения квалификации 1,0 тыс. человек, по ежегодному обеспечению профориентационных и консультационных услуг более чем 16,0 тыс. чел.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 11 за счет средств областного бюджета составляет 6,5 млн. руб.
12. Развитие водоснабжения сельских населенных пунктов
Главными целями в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социальноэкологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
По состоянию на 01.01.2004 централизованная система водоснабжения области насчитывает 7094 км водопроводных сетей и 4502 артезианские скважины. Из них 3130 скважин и 5156 км водопроводных сетей обеспечивают питьевой водой население 1279 сельских населенных пунктов.
Эксплуатацией систем водоснабжения и водоотведения занято 8 специализированных и 14 многоотраслевых предприятий.
Состояние большинства сельских водопроводов продолжает оставаться неудовлетворительным. Во многих хозяйствах скважины заброшены, бездействуют, герметизация устьев отсутствует, территория 1-го пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) не огорожена, имеется свободный доступ посторонних лиц к водозаборным сооружениям. Несвоевременно проводится тампонаж бездействующих скважин. На селе отсутствует служба по ремонту и эксплуатации водопроводных сооружений, что не дает возможности своевременно провести их ремонт.
Состояние водопроводных сетей неудовлетворительное, сети старые, ветхие, замена их не проводится во многих хозяйствах 20-30 лет, изношенность водопроводных сетей достигает 80%.
Для централизованного водоснабжения на территории области используются подземные воды в основном шести водоносных горизонтов.
Вода, подаваемая населению, подвержена загрязнению, т.к. в области насчитывается более 360 очагов загрязнения.
Отрицательное влияние на качество подземных вод оказывает неэффективная работа очистных сооружений и накопителей сточных вод, около 50% которых находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют немедленного ремонта.
98,5% населения обеспечено централизованным водоснабжением и лишь 1,5% жителей пользуются децентрализованными источниками водоснабжения без соответствующей водоподготовки.
Эксплуатируемые водоносные горизонты имеют различные категории защищенности. Это вынуждает проводить постоянное круглогодичное хлорирование воды на всех водозаборах.
Во многих населенных пунктах, вследствие выхода из строя скважин, остро ощущается недостаток питьевой воды. В связи с этим, необходимо провести большой комплекс работ по ремонту существующих и строительству новых скважин и водопроводных сетей.
В целях решения указанных в настоящем разделе проблем постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2003 года N 429-пс утверждена областная целевая программа "Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004-2010 годы", которая предусматривает финансирование из областного бюджета мероприятий по развитию водоснабжения на территории области в объеме 714,66 млн. рублей.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 сентября 2004 г. N 588-пс в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на областном уровне, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения при вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, а также средств федерального бюджета. При строительстве (приобретении) жилья на селе субсидии могут предоставляться одновременно из бюджетов различных уровней каждому участнику программы.
Для реализации мероприятий настоящей программы предусмотрено выделение средств областного и местных бюджетов (по согласованию) 4068,3 млн. рублей.
Граждане, получившие заем по Программе "Свой дом", имеют право на государственную поддержку за счет средств областного бюджета (субсидию) по настоящей Программе, при этом заемные средства могут быть представлены только по одной программе.
Затраты на реализацию Программы определены исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство.
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, не завершенных строительством, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственным заказчиком Программы.
Липецкий областной комитет государственной статистики совместно с государственным заказчиком-координатором Программы организует ведение статистической отчетности по ее реализации.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик Программы осуществляет:
- нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
- подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств областного бюджета для реализации Программы;
- организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
- координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Государственный заказчик может на договорной основе передавать выполнение части своих функций органам исполнительной власти, участвующим в реализации Программы.
Основанием для получения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе является бюджетная заявка органов исполнительной власти области на реализацию мероприятий Программы, а также заключение ими ежегодных соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
VI. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляет администрация области, являющаяся государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, финансирование программных мероприятий; осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, ответственными за выполнение программных мероприятий.
Исполнители Программы ежегодно в срок до 20 января представляют отчет о целевом использовании средств областного бюджета в администрацию области и областной Совет депутатов.
VII. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития на селе, решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному обустройству сельских муниципальных образований, обеспечению доступности получения сельскими жителями качественного образования, а также повышению уровня медицинского, культурного, торгового, бытового и информационно-консультационного обслуживания сельского населения.
Более 19 тыс. сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг. Завершить газификацию жилищного фонда. Будет ликвидирован сверхнормативный износ основных фондов социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Обеспеченность больничными местами будет доведена до 103 койко-мест на 10 тыс. человек, клубными учреждениями - до 211 мест на 1 тыс. человек, при этом количество привлеченных к регулярным занятиям физкультурой и спортом составит 35% учащейся сельской молодежи и 22% работающих в сельской местности.
Развитие телекоммуникационных сетей позволит обеспечить дополнительно 29 тыс. сельских потребителей телефонной и информационной связью, транспортные издержки в себестоимости сельскохозяйственной продукции будут снижены до 20%-25%.
В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей, а также трудоспособного населения на 8%-10%.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения, снижение уровня безработицы в результате сохранения на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создания дополнительных рабочих мест и получения сельским населением дополнительных доходов.
В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий. В результате реализации Программы будет сохранено 1993 и создано 198 рабочих мест.
Экономическая эффективность от реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20%-25% на основе:
- улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;
- сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;
- сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке.
Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия.
При разработке проектов по строительству объектов социальной сферы и инженерного обустройства на селе уже на стадии проработки технико-экономического обоснования этих проектов будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищно-гражданском строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.