Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Обоснование необходимости реализации Программы и ее соответствие задаче подпрограммы государственной программы Липецкой области
В рамках государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года N 485 (далее - Государственная программа), предусмотрена реализация подпрограммы 4 "Поддержка экономически значимых направлений развития сельского хозяйства Липецкой области на 2017 - 2020 годы" (далее - Подпрограмма), по годам реализации которой будут внесены изменения: 2017 - 2020 годы будут изменены на 2014 - 2020 годы. Основной задачей Подпрограммы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития сельскохозяйственного производства по экономически значимым направлениям, решение которой намечено осуществить с помощью ряда основных мероприятий, в число которых войдет основное мероприятие "Развитие аквакультуры (рыбоводства)", которое будет реализовано с помощью Программы.
Программа направлена на формирование и устойчивое развитие отрасли производства прудовой рыбы и обусловлена необходимостью обеспечения продовольственной безопасности области за счет увеличения объемов производства прудовой рыбы.
В Программе изложена оценка ситуации, сложившейся в развитии сельскохозяйственного рыбоводства, и определены основные пути формирования, развития отрасли с применением мер государственной поддержки производителей прудовой рыбы.
Настоящая Программа должна стать инструментом для устойчивого развития как аквакультуры, так и региональной экономики в целом.
В соответствии со Стратегией развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Министром сельского хозяйства России 10 сентября 2007 года, дефицит отечественного пищевого рыбного белка составляет 1,3 млн. тонн, половина которого (0,6 млн. т) покрывается импортными поставками. Если же за основу расчетов принять установленную Российской академией наук рациональную норму потребления рыбопродукции (23,7 кг/чел./год), то дефицит рыбного белка в России, без учета импортных поставок, составляет более 1,5 млн. тонн, что, несомненно, отрицательно сказывается на здоровье нации, продуктивной деятельности трудоспособного населения, продолжительности жизни людей в нашей стране.
В развитых странах среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов превышает 20 кг в год: Япония - 65 кг; Франция - 31,8 кг; Норвегия - 27,9 кг; США - 23 кг; Россия - 12 кг.
Среднедушевое потребление живой рыбы в России составляет 750 гр.; в Китае - 2,5 кг; Норвегии - 4 кг.
В передовых странах мира 40% производится живой рыбы в искусственно созданных водоемах, в России всего производится 3%.
Вместе с тем добыча рыбы в мировом океане резко снижается, особенно в прибрежной зоне России.
Импорт потребляемой в России рыбы и рыбопродуктов составляет 65 - 70%, что свидетельствует о необходимости развития аквакультуры в России.
Находящиеся и действующие на территории области производственные площади прудового рыбоводства в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и других форм собственности недостаточно обеспечивают население Липецкой области товарной продукцией собственного производства. За 2013 год в расчете на одного жителя области произведено только по 2,2 кг живой рыбы.
Осуществление намеченных Программой мероприятий позволит в 2016 году довести объемы производства товарной прудовой рыбы на каждого жителя в количестве 2,5 кг.
Принятие отдельной Программы по прудовому рыбоводству объясняется острой необходимостью решения комплекса мероприятий по государственной поддержке отрасли. Экономическая заинтересованность предприятий всех форм собственности в прудовом рыбоводстве приведет к перепрофилированию существующих и строительству новых прудов, зарыблению естественных водоемов и водохранилищ области, развитию пастбищного рыбоводства на базе использования естественных кормовых ресурсов водохранилищ и водоемов комплексного назначения.
Анализ производства товарной рыбы в прудовом рыбоводстве и потенциал развития отрасли
Таблица 1
N |
Категория хозяйства |
2013 г. факт |
2014 (прогноз) |
2015 (прогноз) |
2016 (прогноз) |
1. |
Хозяйства всех категорий, в т.ч.: |
2600 |
2650 |
2740 |
2880 |
2. |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
500 |
500 |
540 |
630 |
3. |
ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" |
2100 |
2150 |
2200 |
2250 |
В 2013 году в Липецкой области произведено 2600 тонн товарной рыбы, из них специализированными подразделениями ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" - 2100 тонн, индивидуальными частными предпринимателями и крестьянско-фермерскими хозяйствами - 500 тонн.
В таблице 2 приведен прогнозируемый объем выручки, который будет получен в 2014 - 2016 годы от реализации продукции рыбоводства, предполагаемыми участниками Программы. Список участников в ходе реализации Программы может быть скорректирован.
Объем выручки от реализации продукции рыбоводства
Таблица 2
N |
Наименование предприятия |
Ед. изм. |
Выручка от реализации продукции, млн. рублей |
|||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
1. |
ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" |
млн. руб. |
70,0 |
75,6 |
82,4 |
85,0 |
2. |
КФХ "Пчелка" |
млн. руб. |
7,0 |
8,0 |
8,9 |
10,8 |
3. |
КФХ "Токарева" |
млн. руб. |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
12,0 |
4. |
КФХ "Пахомов" |
млн. руб. |
7,0 |
8,0 |
9,0 |
10,9 |
5. |
КФХ "Кукушкин" |
млн. руб. |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
9,8 |
6. |
КФХ "Костин" |
млн. руб. |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
12,6 |
7. |
Итого |
млн. руб. |
106 |
116,6 |
128,3 |
141,1 |
Согласно областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства Липецкой области в 2013 - 2020 годах", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 16 ноября 2012 года N 458, сельхозпредприятиям производилась выплата субсидий из областного бюджета на проведение ремонтно-восстановительных работ для ввода в эксплуатацию неиспользуемых прудовых площадей в 2013 году - 3 млн. руб., в 2014 году - 1 млн. руб., также в 2013 году выплачивались субсидии на возмещение части затрат на реализацию товарной рыбы - в сумме 4 млн. руб., в 2014 г. - 1 млн. руб.
Оказываемая финансовая поддержка не позволяет обеспечивать дальнейшее наращивание объемов производства товарной рыбы для обеспечения потребностей населения согласно медицинским нормам.
Прирост производства прудовой рыбы должен обеспечиваться за счет реконструкции, расширения и технического перевооружения прудовых рыбоводных хозяйств, внедрения пастбищного рыбоводства, широкого использования биологического метода кормления рыб с применением автокормушек, повышения естественной кормовой базы прудов, использования кормов рыбных рецептур и кормовых ресурсов водоемов комплексного назначения, внедрения в практику рыбоводства эффективных поликультур.
В Липецкой области объем производства прудовой рыбы в период до 2016 года возрастет до 2880 тонн. Это будет обеспечено за счет реконструкции имеющихся прудов и строительства нового высокотехнологичного и инновационного производственного комплекса по выращиванию всех видов рыб.
Для дальнейшего развития рыбоводства в регионе имеются необходимые предпосылки:
в области имеется 14,5 тыс. га прудов, построенных по проекту, которые при небольших затратах на реконструкцию можно использовать для рыбоводства;
племенное хозяйство "Добровский зональный рыбопитомник" обеспечивает племенным рыбопосадочным материалом 18 субъектов РФ;
на базе рыбопитомника сформировано маточное поголовье: карпа (4 линии), сома европейского, ленского осетра, щуки, линя, вырезуба;
в специализированном предприятии ЗАО СХП "Липецкрыбхоз" отработана высокоинтенсивная технология рыбоводства, которая позволяет получать с 1 га пруда по 2 - 2,5 тонны рыбы;
ежегодно расширяется ассортимент реализуемой рыбы, так в 2013 году было в реализации 8 видов рыб, а в 2016 году планируется 12 видов (карп, толстолобик, белый амур, карась, ленский осетр, сом европейский, вырезуб, линь, пелядь, судак, форель, щука);
наличие разработанной и утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 05 июня 2008 года N 130 схемы территориального планирования области;
наличие схем территориального планирования всех муниципальных районов, генеральных планов сельских поселений (утверждены - 289, разработаны - 239, в стадии утверждения - 224);
наличие в Государственной программе подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Липецкой области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", разработанной согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р;
наличие действующей Государственной программы Липецкой области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 19 декабря 2012 года N 524, которая направлена на улучшение состояния окружающей среды области.
При выбранной регионом стратегии агропромышленной политики на период до 2016 года, которая заключается в интенсификации производительности труда, использовании современных форм, методов ведения сельскохозяйственного рыбоводства, укрупнении капитала (финансовых ресурсов), использовании принципов частно-государственного партнерства, привлечении внебюджетных источников в период реализации Программы будут задействованы механизмы устойчивого развития прудового рыбоводства, создана база для обеспечения населения области высококачественной рыбной продукцией собственного производства.
Развитие Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в области ресурсов земли, прудовых площадей, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Развитие рыбоводства будет осуществляться за счет собственных средств предприятий и привлеченных инвестиций, а также при поддержке областного бюджета.
Объемы и источники ресурсного обеспечения Программы, тыс. рублей (прогнозно)
Таблица 3
N |
Источники ресурсного обеспечения |
Итого |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1. |
Областной бюджет |
31 000 |
9 000 |
10 000 |
12 000 |
2. |
в том числе по мероприятиям: |
|
|
|
|
3. |
предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение комбикормов и (или) ингредиентов для их приготовления |
22 750 |
6 300 |
7 450 |
9 000 |
4. |
предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретенную электроэнергию |
4 550 |
1 350 |
1 500 |
1 700 |
5. |
предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение специальной технологической техники |
1 930 |
550 |
630 |
750 |
6. |
предоставление субсидий на возмещение части затрат на строительство и (или) реконструкцию рыбохозяйственных прудов |
1 770 |
800 |
420 |
550 |
7. |
Средства внебюджетных источников |
351 600 |
96 800 |
112 800 |
142 000 |
8. |
в том числе по мероприятиям: |
|
|
|
|
9. |
приобретение комбикормов и (или) ингредиентов для их приготовления |
260 600 |
69 800 |
82 600 |
108 200 |
10. |
приобретение электроэнергии |
52 000 |
15 000 |
17 200 |
19 800 |
11. |
приобретение специальной технологической техники |
21 000 |
6 000 |
7 000 |
8 000 |
12. |
строительство и (или) реконструкция рыбохозяйственных прудов |
18 000 |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
Принятие Программы объясняется острой необходимостью решения комплексных мер по продолжению поддержки отрасли на условиях софинансирования из федерального бюджета, комплексного развития сельских территорий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.