Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Обоснование необходимости реализации Программы и ее соответствие задаче подпрограммы государственной программы Липецкой области, характеристика вклада Программы в решение задачи подпрограммы государственной программы
В рамках государственной программы Липецкой области "Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30 октября 2013 года N 490 (далее - Государственная программа), предусмотрена реализация подпрограммы "Реализация регионально значимых направлений в сфере сельскохозяйственной кооперации на 2014 - 2020 годы" (далее - Подпрограмма). Приоритетами государственной политики в сфере реализации Подпрограммы являются:
повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей за счет модернизации материально-технической базы кооперативов в сфере производства, переработки, хранения продукции растениеводства и животноводства;
повышение занятости и доходов сельского населения.
Целью Подпрограммы является вовлечение граждан в кооперативное движение через развитие сельскохозяйственной кооперации, достижение которой намечено осуществить с помощью ряда основных мероприятий, в число которых входит основное мероприятие 2 "Развитие сельскохозяйственных кооперативов в сфере производства, переработки и хранения продукции отрасли растениеводства". На развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в отрасли растениеводства в регионе будет направлена данная ведомственная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в отрасли растениеводства и создание оптово-распределительных (логистических) центров в Липецкой области на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа).
Программа направлена на создание условий для развития отрасли растениеводства в малых формах хозяйствования на селе через развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Сельская кооперация представляет собой массовое, демократическое, современное социальное движение, призванное обеспечить достойный уровень жизни сельского населения, продовольственную безопасность страны, сохранность сельскохозяйственных земель, повысить уровень человеческого капитала на селе, обеспечить устойчивое развитие сельских территорий.
Существенная поддержка агропромышленного комплекса в последние годы и интенсификация производства способствовали высвобождению рабочей силы из крупного бизнеса. Данная экономическая ситуация вывела на особое место личные подсобные хозяйства. Если раньше доходы от ведения ЛПХ рассматривались как вспомогательный источник, наполняющий потребительскую продовольственную корзину жителей, то сейчас для многих они являются основным или единственным источником прямых денежных поступлений.
Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства выступают в качестве субъектов интеграции в сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
На сегодняшний день малые формы хозяйствования Липецкой области представлены 1217 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями и более 203 тысяч индивидуальных хозяйств населения. Вклад которых в 2013 году в аграрную экономику области составил: зерновые 15%, подсолнечник - 18%, сахарная свекла - 10%, овощи - 93%, картофель - 85%. На хозяйства населения в настоящее время приходится четвертая часть продукции сельского хозяйства, производимой в регионе. В хозяйствах этой категории производится свыше 82% общеобластного объема картофелеовощной продукции.
Вместе с тем доля хозяйств, вовлеченных в экономический оборот, остается невысокой (16% заняты товарным производством).
Темпы роста участия малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции могли быть выше. Отсутствие системы и механизма обслуживания сельхозтоваропроизводителей малого и среднего агробизнеса препятствуют их развитию. Малый и средний бизнес особенно остро нуждается в развитии системы сбыта, снабжения, финансирования, обслуживания, которая учитывала бы потребности и специфику его развития. Сельскохозяйственная потребительская кооперация заключает в себе большие потенциальные возможности роста темпов производства, экономического и социального развития села, являясь связующим звеном между различными сферами агропромышленного комплекса.
Реализация Программы позволит увеличить занятость сельского населения, снизить затраты на производство продукции растениеводства за счет модернизации производства, увеличить объемы и рентабельность производства в малых формах хозяйствования, что обеспечит устойчивое развитие сельских территорий. Развитие кооперации способствует легализации доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в индивидуальных хозяйствах населения.
Личные подсобные хозяйства населения, вне зависимости от их положения и размеров, обычно успешно производят сельскохозяйственную продукцию, но им редко удается так же успешно ее реализовать.
Учитывая важную роль кооперации в развитии сельских территорий, в регионе с 2010 года действовали областные регионально значимые целевые программы, направленные на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Именно в эти годы начинает развиваться сельскохозяйственная кооперация по закупке, хранению и переработке продукции растениеводства. В 2013 году выручка от реализации овощей, картофеля, зерна, плодов и ягод, рассады и цветов составила более 600 млн. рублей. СССПСПК "Мечта" Усманского района реализует проект по увеличению мощностей по переработке овощей с 5 до 200 тонн в год. ПСПК "Успех" Хлевенского района приступил к реконструкции логистического центра на 18 тыс. тонн по хранению, переработке, реализации зерна и овощей. Сельскохозяйственный потребительский кооператив "Агро-М" Чаплыгинского района планирует строительство зерносушильного комплекса производительностью 30 тонн зерна в час.
Основные проблемы, сдерживающие развитие кооперации: недостаток финансовых средств, низкий уровень обеспеченности материально-техническими ресурсами в малых формах хозяйствования, объединившихся в кооператив. Все это приводит к сдерживанию развития сельскохозяйственного производства в индивидуальных хозяйствах населения, фермерских хозяйствах. Развитие овощеводства (включая закрытого грунта) и картофелеводства в хозяйствах населения было и остается приоритетным направлением, при этом используются устаревшие технические и технологические способы производства. Особенно назрела необходимость развития мелких тепличных хозяйств в Елецком, Задонском, Усманском, Грязинском и Липецком муниципальных районах, где овощеводство является традиционным видом деятельности в личных подсобных и фермерских хозяйствах.
Через кооператив сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность получить более дешевый и надежный доступ к средствам производства, чего они не могут достичь, действуя разрозненно, или улучшить свое положение на рынке, получить прямой доступ к потребителям или производителям, усилить свое рыночное влияние, позволяющее им отстаивать свои интересы перед коммерческими фирмами и крупными перерабатывающими предприятиями.
В рамках развития кооперации необходимо также улучшать взаимодействие с крупным агробизнесом и торговыми сетями путем создания на базе кооперативов оптовых распределительных (логистических) центров, инфраструктуры по предпродажной подготовке сельскохозяйственной продукции.
В целях увеличения объемов производства продукции растениеводства (картофеля, овощей, фруктов и пр.) в индивидуальных хозяйствах населения и фермерских хозяйствах и прироста выручки от реализации этой продукции (в ценах предыдущего года) в рамках Программы предусмотрена государственная поддержка в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на создание и модернизацию предприятий сельскохозяйственной кооперации в сфере производства, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства.
На сегодняшний день в растениеводческой отрасли успешно работают более 30 кооперативов. В 2013 году закуплено продукции растениеводства на сумму на 703,9 млн. рублей. Планируемый ежегодный прирост выручки на 2014 - 2016 годы составит не менее 8%.
Прогнозируемый прирост выручки в СПоК, занимающихся закупкой, переработкой и хранением продукции растениеводства и получивших государственную поддержку в виде субсидий в 2013 году
Таблица 1
N |
Наименование СПоК* |
Прирост выручки от реализации продукции, работ и услуг, тыс. рублей |
||
2013 год прогноз |
2013 год факт |
2014 год прогноз |
||
1. |
ОСПК "МТС Воловская" |
740 |
1848 |
2032 |
2. |
СССПК "Агроактив" |
|
|
120 |
3. |
СПСК "Возрождение" |
|
|
170 |
4. |
СПК "Агроном" |
|
|
230 |
5. |
СПК "Заречье-Кривец" |
|
|
800 |
6. |
ТЗСПоК "Астра" |
94 |
100 |
111 |
7. |
СССПК "Елецкий питомник" |
55 |
502 |
557 |
8. |
СХПК "Колос" |
|
|
1000 |
9. |
СКПССК "Измалковский" |
48798 |
48040 |
50956 |
10. |
СССОПК "Русич" |
|
|
280 |
11. |
ССПСПК "Росток" |
13 |
86 |
95 |
12. |
Итого |
49700 |
50576 |
56351 |
______________________________
* Список участников в ходе реализации Программы может быть скорректирован.
Кооперирование сельхозтоваропроизводителей малых форм позволяет им устоять в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и решать проблемы повышения экономической эффективности ведения сельского хозяйства.
В ходе реализации Программы могут возникнуть экономические, финансовые, операционные, социальные риски. Проблема снижения степени рисков не должна ложиться только на плечи непосредственных участников. В ее решении активное участие должно принимать государство.
Для реализации Программы в области имеются необходимые предпосылки:
наличие схемы территориального планирования области, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 05 июня 2008 года N 130;
наличие схем территориального планирования всех муниципальных районов, генеральных планов сельских поселений (утверждены - 289, разработаны - 239, в стадии утверждения - 224);
наличие в государственной программе Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой от 28 октября 2013 года N 485, подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Липецкой области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", разработанной согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р;
функционирование в восьми муниципальных районах области особых экономических зон регионального уровня, на территории которых предусматривается предоставление ряда льгот для развития сельскохозяйственного производства, в том числе животноводства, переработки и сбыта готовой продукции;
наличие системы поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в виде грантов, в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования в Липецкой области на 2014 - 2020 годы" государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года N 485, по направлениям: начинающий фермер, семейные животноводческие фермы;
наличие действующей государственной программы Липецкой области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 19 декабря 2012 года N 524, которая направлена на улучшение состояния окружающей среды области.
Реализация Программы позволит увеличить занятость сельского населения, снизить затраты на производство продукции растениеводства за счет модернизации производства, увеличить объемы и рентабельность производства в малых формах хозяйствования, что обеспечит устойчивое развитие сельских территорий. Развитие кооперации способствует легализации доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в индивидуальных хозяйствах населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.