Постановление Липецкого областного Совета депутатов
от 9 февраля 2006 г. N 1139-пс
"Об областной целевой программе
"Профилактика внутрибольничных инфекций
на 2006-2010 годы"
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 25 сентября 2008 г. N 750-пс настоящее постановление признано утратившим силу
Рассмотрев проект областной целевой программы "Профилактика внутрибольничных инфекций на 2006-2010 годы", представленный главой администрации области, руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и учитывая решение комитета областного Совета депутатов по социальным вопросам, областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Профилактика внутрибольничных инфекций на 2006-2010 годы" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Липецкого областного Совета депутатов |
П.Путилин |
Областная целевая программа
"Профилактика внутрибольничных инфекций
на 2006-2010 годы"
(утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов
от 9 февраля 2006 г. N 1139-пс)
Паспорт
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Профилактика внутрибольничных инфекций на 2006-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Высокий уровень заболеваемости и значительный ущерб от внутрибольничных инфекций, увеличение длительности лечения; концепция профилактики внутрибольничных инфекций, утвержденная 06.12.1999 года Министерством здравоохранения Российской Федерации; концепция развития здравоохранения области; поручение Президента Правительству Российской Федерации 05.09.2005 года |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Липецкой области (далее - администрация области) |
Разработчики Программы |
Управление здравоохранения администрации Липецкой области; Территориальное управление Роспотребнадзора по Липецкой области |
Цели и задачи Программы |
Стабилизация уровня заболеваемости внутрибольничными инфекциями, снижение уровня нетрудоспособности и смертности, а также экономического ущерба на основе совершенствования методов профилактики; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения области в части организации и проведении эффективного надзора за внутрибольничными заболеваниями; оптимизация системы эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями; совершенствование лабораторной диагностики и мониторинга возбудителей внутрибольничных инфекций; повышение эффективности дезинфекционных и стерилизационных мероприятий; оптимизация принципов профилактики внутрибольничных инфекций медицинского персонала; обеспечение инфекционной безопасности эндоскопических манипуляций и другого нового технологического оборудования; совершенствование аспектов клинической микробиологии и антибиотикотерапии в лечебно-профилактических учреждениях; совершенствование системы обращения с медицинскими отходами лечебно-профилактических учреждений |
Срок реализации Программы |
2006-2010 годы |
Исполнители Программы |
Управление здравоохранения администрации Липецкой области; Территориальное управление Роспотребнадзора по Липецкой области, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Мероприятия Программы финансируются за счет средств областного бюджета. Прогнозируемый объем финансирования на 2006-2010 гг. - 62171,7 тыс. рублей, в т.ч.: в 2006 г. - 1000,0 тыс. рублей; в 2007 г. - 15037,0 тыс. рублей; в 2008 г. - 15602,3 тыс. рублей; в 2009 г. - 15196,5 тыс. рублей; в 2010 г. - 15335,9 тыс. рублей Объемы расходов по выполнению мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета, при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: снизить уровень заболеваемости внутрибольничными инфекциями, смертности, сократить выход на инвалидность; снизить длительность лечения пациентов; предупредить профессиональное инфицирование; улучшить качество оказания медицинской помощи; сократить прямые и косвенные затраты на лечение и оплату листов нетрудоспособности, связанных с внутрибольничными инфекциями |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляется администрацией области |
1. Состояние проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Областная целевая программа "Профилактика внутрибольничных инфекций на 2006-2010 гг." (далее - Программа) разработана в соответствии с концепцией развития здравоохранения области, концепцией профилактики внутрибольничных инфекций в целях обеспечения стабилизации эпидситуации и повышения качества оказания медицинской помощи.
Несмотря на достижения медицины, актуальность проблемы внутрибольничных инфекций не только не снижается, но и возрастает.
По среднестатистическим данным официальной регистрации, в Российской Федерации уровень заболеваемости внутрибольничными инфекциями определяется как 1,9 случая на 1000 пациентов лечебно-профилактических учреждений, хотя фактическая цифра в десятки раз больше.
Согласно опыту практических наблюдений внутрибольничные инфекции возникают по меньшей мере у 6-7% больных, находящихся в лечебных учреждениях. По данным официальной статистики, ежегодно в России регистрируется от 50 до 60 тыс. случаев внутрибольничного инфицирования, однако, по расчетным данным, эта цифра в 40-50 раз выше. Присоединение внутрибольничных инфекций к основному заболеванию увеличивает в среднем на 6-8 дней продолжительность пребывания пациента в стационаре. Летальность в группе лиц с внутрибольничными инфекциями значительно превышает таковую аналогичных групп больных без внутрибольничных инфекций. Внутрибольничные инфекции, возникающие в стационарах, и проблемы, связанные с их ликвидацией и лечением поражаемых ими пациентов, требуют значительного бюджетного финансирования. Минимальный экономический ущерб, наносимый внутрибольничными инфекциями ежегодно в России, составляет 5 млрд. рублей.
Не менее актуальна проблема внутрибольничных инфекций и в Липецкой области, где ежегодно регистрируется от 220 до 300 случаев внутрибольничных заболеваний, что составляет 0,6-1,1 случая на 1000 госпитализированных. Однако истинная заболеваемость значительно превышает регистрируемую, так как в лечебно-профилактических учреждениях области отсутствует регистрация внутрибольничной заболеваемости в урологических стационарах, ожоговых отделениях, низкая регистрация внутрибольничных инфекций в стоматологических учреждениях, амбупаторно-поликлинической службе.
В последние десятилетия в связи с бурным развитием медицины и изменением социально-экономического состояния страны появились факторы, способствующие росту заболеваемости внутрибольничными инфекциями в современных условиях. К ним относятся:
- значительный рост числа антибиотикорезистентных штаммов, обладающих устойчивостью к воздействию современных дорогостоящих антибиотиков последних поколений;
- сложность проведения дезинфекции и стерилизации дорогостоящей медицинской аппаратуры (в т.ч. эндоскопической техники).
Продолжают регистрироваться групповые внутрибольничные заболевания в лечебных учреждениях. Ежегодно регистрируется вспышечная заболеваемость острыми кишечными инфекциями в психоневрологических стационарах. Все более значимой становится проблема заболеваемости внутрибольничным сальмонеллезом. Эпидемиологическая ситуация по нозокомиальному сальмонеллезу в области резко осложнилась с 1997 года за счет регистрации в стационарах области как спорадической, так и групповой заболеваемости. Так, только за 2004 год в лечебно-профилактических учреждениях г. Ельца зарегистрирован очаг нозокомиального сальмонеллеза с числом пострадавших 12 человек, где преимущественно заболели дети-отказники из Дома ребенка в возрасте до 1 года. Ситуация с нозокомиальным сальмонеллезом еще раз обозначила неудовлетворительную материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений г. Ельца, недооценку производственного контроля в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе микробиологического мониторинга сальмонеллезной инфекции, и важность качества проведения лабораторных исследований.
Продолжает сохраняться проблема слабой материально-технической базы ряда лечебно-профилактических учреждений. По-прежнему все лечебные учреждения не имеют условий и финансовых возможностей для безопасного сбора, хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов согласно санитарным правилам 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
По-прежнему остается проблемой своевременная замена устаревшего оборудования и обеспечение лечебно-профилактических учреждений современным дезинфекционным и стерилизационным оборудованием, особенно в сельской местности.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является совершенствование методов профилактики, диагностики, снижение уровня заболеваемости, а также экономического ущерба на основе внедрения в практику здравоохранения научно обоснованной системы эпидемиологического надзора и комплекса эффективных организационных, дезинфекционных и лечебно-профилактических мероприятий.
Конечной целью Программы являются повышение качества оказания медицинской помощи и снижение уровня заболеваемости внутрибольничными инфекциями.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих задач:
- оперативное проведение комплекса профилактических, противоэпидемических, лечебных, дезинфекционных мероприятий при регистрации внутрибольничных инфекций;
- снижение уровня нетрудоспособности и смертности от заболеваемости внутрибольничными инфекциями;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения области в части организации проведения эффективного надзора за внутрибольничными инфекциями;
- совершенствование лабораторной диагностики и мониторинга возбудителей внутрибольничных инфекций;
- повышение эффективности дезинфекционных и стерилизационных мероприятий;
- оптимизация принципов профилактики внутрибольничных инфекций у медицинского персонала;
- совершенствование аспектов клинической микробиологии и антибиотикотерапии в лечебно-профилактических учреждениях;
- внедрение системы обращения с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях.
При этом осуществляется:
- необходимое материально-техническое обеспечение и развитие лечебно-профилактических учреждений и государственных служб надзора и контроля;
- широкое проведение информационно-образовательной работы среди пациентов и персонала.
Решение этих задач будет способствовать сокращению ожидаемых прямых и косвенных потерь в результате регистрации внутрибольничных инфекций и обеспечения инфекционной безопасности пациентов и персонала.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2006-2010 годах с ежегодной корректировкой по состоянию заболеваемости внутрибольничными инфекциями.
В ходе реализации Программы будут совершенствоваться системы организации государственного надзора и контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оснащение современным дезинфекционно-стерилизационным оборудованием, внедрение системы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений.
4. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям с учетом современных тенденций развития системы инфекционной безопасности пациентов и персонала, государственного надзора и контроля, требований нормативных документов, реальной экономической ситуации в Липецкой области и состояния здоровья населения.
Программа предполагает планомерное решение проблемы профилактики внутрибольничных инфекций. При этом имеется в виду совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, научное и кадровое обеспечение.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования организационных мероприятий, связанных с укреплением и совершенствованием материально-технической базы, подготовкой кадров, информационным и научным обеспечением Программы, прогнозно на 2006-2010 гг. - 62 171,7 тыс. рублей, в том числе:
в 2006 г. - 1000,0 тыс. рублей;
в 2007 г. - 15037,0 тыс. рублей;
в 2008 г. - 15602,3 тыс. рублей;
в 2009 г. - 15196,5 тыс. рублей;
в 2010 г. - 15335,9 тыс. рублей.
Финансовые средства на реализацию программы ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
6. Реализация Программы и контроль
за ходом ее исполнения
Контроль за ходом исполнения Программы осуществляется администрацией области.
Реализация программных мероприятий обеспечивается управлением здравоохранения области и Территориальным управлением Роспотребнадзора по Липецкой области и Центром гигиены и эпидемиологии области (по согласованию).
7. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается по прогнозируемому уровню ряда показателей здоровья населения Липецкой области, полученных в результате применения мероприятий по инфекционной безопасности пациентов и персонала.
Ожидается, что своевременное проведение диагностики, профилактики и лечения основных нозологических форм внутрибольничных инфекций сократит прямые и косвенные потери в результате предупреждения заболеваний, связанных с пребыванием в лечебно-профилактических учреждениях или оказанием медицинской помощи пациентам и работе медицинского персонала, а также повысит качество оказания медицинской помощи населению области.
Приложение
к областной целевой программе
"Профилактика внутрибольничных инфекций
на 2006-2010 годы"
Мероприятия
областной целевой программы
"Профилактика внутрибольничных инфекций
на 2006-2010 годы"
(в тыс. руб. в ценах 2006 года)
N п/п |
Наименование мероприятий | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2006-2010 гг. | Исполнители |
1. | Совершенствование системы эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями | |||||||
1.1. | Обеспечение учета и регистрации внутрибольничных инфекций на основе определения стандартного случая внутрибольничного инфицирования, материально-техническое и кадровое обеспечение |
- | 6,5 | 12,5 | 7,5 | 8,0 | 34,5 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
1.2. | Осуществление микробиологического мониторинга за возбудителями внутрибольничных инфекций (в т.ч. по производственному контролю), определение и изучение биологических свойств микроорганизмов, выделенных от больных, умерших, медицинского персонала и с отдельных объектов окружающей среды |
- | 712,0 | 762,5 | 813,0 | 863,5 | 3151,0 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
1.3. | Определение спектра устойчивости микроорганизмов к химиопрепаратам, дезинфектантам, бактериофагам для разработки рациональной стратегии и тактики применения антибиотиков, дезинфектантов и фагов (в т.ч. по эпидпоказаниям) |
- | 106,0 | 116,0 | 126,0 | 136,0 | 484,0 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
1.4. | Тиражирование разработанных и внедряемых нормативно-методических документов по проведению эпидемиологического надзора в лечебно-профилактических учреждениях |
- | 2,0 | - | 2,0 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
||
1.5. | Информационное обеспечение, подготовка и распространение результатов оперативного и ретроспективного анализа, итоговых бюллетеней, аналитических обзоров по внутрибольничным инфекциям |
- | 20,5 | 22,0 | 22,5 | 24,0 | 89,0 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
1.6. | Оснащение лечебно-профилактических учреждений компьютерной техникой и программами по эпидемиологическому мониторингу |
- | 1002,2 | 1501,2 | 1552,2 | 1603,0 | 5658,6 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
Итого: | - | 1849,2 | 2414,2 | 2521,2 | 2634,5 | 9419,1 | ||
2. | Мероприятия по совершенствованию лабораторной диагностики и мониторинга возбудителей внутрибольничных инфекций |
|||||||
2.1. | Оснащение бактериологических лабораторий лечебно-профилактических учреждений в области современными термостатами, автоклавами, дистилляторами, бактерицидными облучателями |
- | 45,0 | 45,0 | 45,0 | 45,0 | 180,0 | Управление здравоохранения администрации области |
2.2. | Приобретение приборов для отбора проб воздуха на бактериологическое исследование в лечебно-профилактических учреждениях области |
- | 15,0 | 15,С | 10,0 | 10,0 | 50,0 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
2.3. |
Внедрение современных технологий по экспресс-диагностике возбудителей внутрибольничных инфекций (экспресс-анализаторы) |
- | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 80,0 | Управление здравоохранения администрации области |
2.4. |
Приобретение диспенсеров для внедрения методики определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам и дезинфектантам |
- | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 26,0 | Управление здравоохранения администрации области |
2.5. |
Оснащение бинокулярными микроскопами бактериологических и клинических лабораторий лечебно-профилактических учреждений области |
- | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 40,0 | Управление здравоохранения администрации области |
2.6. | Приобретение контрольных штаммов, стандартов мутности, питательных сред, химре-активов и диагностических препаратов для лечебно-профилактических учреждений области |
- | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 60,0 | Управление здравоохранения администрации области |
Итого: | - | 111,5 | 111,5 | 106,5 | 106,5 | 436,0 | ||
3. | Повышение эффективности дезинфекционных и стерилизационных мероприятий | |||||||
3.1. | Создание резерва дезсредств в лечебно-профилактических учреждениях на период чрезвычайных ситуаций. Обеспечение дезинфектантами и инсектицидами для проведения заключительной дезинфекции и дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний и на дому |
- | 19,0 | 19,0 | 19,0 | 24,0 | 81,0 | Управление здравоохранения администрации области |
3.2. | Приобретение распылительной аппаратуры для обеспечения дезинфекционных и дезинфекционно-стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях |
- | 6,4 | 6,4 | 6,4 | 6,4 | 25,6 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
3.3. | Переоснащение устаревших дезкамер для осуществления текущей и заключительной дезинфекции мягкого инвентаря и оборудования |
- | 224,5 | 210,0 | 215,0 | 220,0 | 869,5 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
3.4. |
Приобретение приборов нового поколения для обеззараживания воздуха для областных лечебно-профилактических учреждений (озонаторы, очистители воздуха) |
- | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 60,0 | Управление здравоохранения администрации области |
3.5. | Замена устаревшего стерилизационного оборудования (автоклавы) в лечебно-профилактических учреждениях |
- | 364,5 | 367,5 | 373,0 | 378,0 | 1483,0 | Управление здравоохранения администрации области |
3.6. | Осуществление бактериологического контроля за стерилизационной аппаратурой в лечебно-профилактических учреждениях (термотесты) |
- | 6,2 | 6,4 | 6,6 | 6,8 | 26,0 | Управление здравоохранения администрации области |
3.7. | Приобретение высокотехнологичной стерилизационной аппаратуры нового поколения (озоновая, ультразвуковая и др.) для обработки эндоскопической аппаратуры областных лечебно-профилактических учреждений |
- | 50,0 | 25,0 | 25,0 | 25,0 | 125,0 | Управление здравоохранения администрации области |
Итого: | - | 685,6 | 649,3 | 660,0 | 675,2 | 2670,1 | ||
4. | Мероприятия по оптимизации принципов профилактики внутрибольничных инфекций медицинского персонала |
|||||||
4.1. | Специфическая профилактика медработников против вирусного гепатита В |
- | 72,2 | 98,8 | 70,3 | 71,2 | 312,5 | Управление здравоохранения администт рации области |
4.2. | Обеспечение медработников одноразовыми средствами медицинской защиты |
120,0 | 130,0 | 140,0 | 150,0 | 540,0 | Управление здравоохранения администрации области |
|
4.3. | Профилактические обследования медработников на маркеры вирусных гепатитов |
- | 9,5 | 9,5 | 9,5 | 9,5 | 38,0 | Управление здравоохранения администрации области |
Итого: | - | 201,7 | 238,3 | 219,8 | 230,7 | 890,5 | ||
5. | Мероприятия по совершенствованию аспектов клинической микробиологии и антибиотикотерапии в лечебно-профилактических учреждениях |
|||||||
5.1. |
Организация автоматизированного рабочего места врача-бактериолога, фармаколога в крупных лечебно-профилактических учреждениях |
- | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 24,0 | Управление здравоохранения администрации области |
5.2. | Внедрение высокопроизводительной автоматизированной системы для быстрой и качественной идентификации микроорганизмов и определения их чувствительности к антибактериальным препаратам в областных лечебно-профилактических учреждениях |
- | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | 6000,0 | Управление здравоохранения администрации области |
5.3. | Приобретение бактериологических анализаторов для быстрого выявления положительных гемокультур и образцов, содержащих микобактерии, для областных лечебно-профилактических учреждений |
- | 10000,0 | 10000,0 | 10000,0 | 10000,0 | 40000,0 | Управление здравоохранения администрации области |
5.4. |
Участие в федеральной программе контроля качества бактериологических исследований |
- | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 20,0 | Управление здравоохранения администрации области |
Итого: | - | 11511,0 | 11511,0 | 11511,0 | 11511,0 | 46044,0 | ||
6. | Мероприятия по совершенствованию системы обращения с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях |
|||||||
6.1. | Проведение подготовки по вопросам организации работы и обращению с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях (тематические занятия, циклы усовершенствования, семинары, конференции) |
- | 28,0 | 28,0 | 28,0 | 28,0 | 112,0 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
6.2. | Оснащение установками и оборудованием по утилизации и обезвреживанию медицинских отходов в областных лечебно-профилактических учреждениях (областная клиническая больница, областная детская больница, областной противотуберкулезный диспансер) |
1000,0 | 500,0 | 500,0 | - | 2000,0 | Управление здравоохранения, ТУ Роспот-ребнадзора и ФГУЗ "ЦГиЭ" в области (по согласованию) |
|
6.3. | Приобретение для лечебно-профилактических учреждений расходных материалов, оборудования и инвентаря для безопасного сбора, хранения, транспортировки отходов различных классов опасности |
- | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 600,0 | Управление здравоохранения администрации области |
Итого: | 1000,0 | 678,0 | 678,0 | 178,0 | 178,0 | 2712,0 | ||
Итого по мероприятиям Программы: | 1000,0 | 15037,0 | 15602,3 | 15196,5 | 15335,9 | 62171,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 9 февраля 2006 г. N 1139-пс "Об областной целевой программе "Профилактика внутрибольничных инфекций на 2006-2010 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Липецкой газете" от 17 февраля 2006 г. N 31
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 25 сентября 2008 г. N 750-пс настоящее постановление признано утратившим силу