Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета депутатов Воловского района
от 25 ноября 2005 г. N 233
Программа
содействия занятости населения
Воловского района на 2006-2008 годы
1. Занятость населения и рынок труда
Содержание проблемы
Согласно данным межрайонного отдела федеральной службы государственной статистики в Воловском районе, на территории района проживает 15,7 тысячи человек, из них в селах и деревнях 11,3 тысячи человек, что составляет 72 процента по отношению к общей численности населения. Продолжается сокращение численности как всего, так и сельского населения. За последние годы с 2000-го по 2004-й включительно население нашего района сократилось более чем на 1,6 тысячи человек. Произошло это в основном из-за роста естественной убыли населения (смертность превышает рождаемость более чем в 2,4 раза) и невозможности компенсации естественной убыли за счет миграционных процессов. Структура населения по половозрастному составу характеризуется преобладанием численности женщин - 8,3 тысячи человек (или 52,8 процента) над мужчинами - 7,4 тысячи человек.
Численность экономически активного сельского населения района по материалам отдела труда и занятости администрации района уменьшилась с 8764 человек в 2003 году до 8011 человек по оценке 2005 года.
Несмотря на издержки демографических процессов, в последние годы удалось остановить наиболее опасные тенденции в экономике и социальной сфере. Итогом этого периода стали не только стабилизация в экономике, но и ее ежегодный прирост на 4,5 процента;
погашение задолженности по заработной плате и выплатам в бюджетной сфере малоимущим слоям населения, детским пособиям;
значительно снизилась задолженность по заработной плате в сельском хозяйстве с 17145 тыс. руб. по состоянию на 1 января 2004 года до 4872 тыс. руб. по состоянию на 1 июля 2005 года;
созданы нормальные условия для функционирования социальной инфраструктуры и т.д.
Принят ряд мер по оздоровлению финансово-экономического состояния предприятий за счет привлечения инвестиций (привлечено около 50 млн. руб.), смены собственности и реорганизации производства (МУП "Свобода", СХПК "Октябрьский", СХПК "Рассвет", ПСХК "Восход", ПСХК "Звезда", ПСХК "Кировский", СХПК "Васильевский" и др.). На сельскохозяйственных предприятиях начали создаваться новые рабочие места, например, ООО "Племенное" - 52 человека.
Проблема обеспечения занятости населения района решается также через развитие предпринимательской инициативы в сфере малого бизнеса. В настоящее время в районе зарегистрировано 23 малых предприятия, 138 индивидуальных предпринимателей и 32 крестьянско-фермерских хозяйства. Всего в малом бизнесе занято 1040 человек, что составляет 15 процентов от общего числа занятых в экономике района.
Вместе с тем начавшиеся положительные тенденции в сельской экономике, в развитии новых рабочих мест, предпринимательской инициативы в сфере малого бизнеса еще не обеспечивают положительной динамики в сфере занятости населения.
За последние три года численность занятых в сельскохозяйственном производстве сократилась на 238 человек. Реорганизационные процессы сопровождаются, как правило, значительным высвобождением работников. Причем не только управленческого аппарата, но и работников массовых профессий (механизаторы, животноводы и т.д.). В результате наблюдается рост численности сельского населения, обращающегося за содействием в службу занятости, - с 713 в 2002 году до 863 по оценке за 2005 год. Ожидается дальнейшее увеличение. За 2006-2008 годы общее число нуждающихся в содействии службы занятости населения составит 2870 человек (приложение 1).
Активизировались процессы высвобождения работников. За 2002 год в службу занятости населения поданы списки на высвобождение на 119 граждан, тогда как за 2004 год - на 216 человек. Ожидается сохранение этих процессов в 2005-м и последующие годы.
Увеличилась численность регистрируемых безработных граждан с 27 человек на начало 2003 года до 37 человек по состоянию на 1 июля 2005 года.
Анализ сложившейся ситуации на рынке труда района в последние годы отмечается значительным увеличением численности безработных граждан на селе. Если в 2001-2003 годах в структуре безработных граждан 80-90 процентов занимали жители райцентра, то в последние два года их доля снизилась до 35-40 процентов.
Значительную долю в структуре регистрируемых безработных составляют женщины - 60 процентов, молодежь в возрасте 16-29 лет - 33,3 процента.
Увеличивается численность граждан, обращающихся за содействием в службу занятости населения, из числа особо нуждающихся в социальной защите, особенно инвалидов. В общем числе безработных, зарегистрированных в службе занятости населения по состоянию на 1 июля 2005 года, инвалиды составляли более 8 процентов.
На рынке труда сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Среди заявленной потребности работодателей преобладают рабочие специальности и профессии, тогда как претендентами на трудоустройство в службе занятости стоят бухгалтеры, экономисты, юристы и другие специалисты (приложение).
В 2006-2008 годах суммарный спрос на дополнительную рабочую силу на предприятиях, в учреждениях и организациях района, включая и подразделение сельского хозяйства, ожидается около 350 человек. Причем 75,8 процента из них потребуются на рабочие профессии, потребность в специалистах прогнозируется в размере 24,2 процента. Наибольшим спросом будут пользоваться квалифицированные рабочие следующих профессий: водитель автомобиля, оператор котельной, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электромонтер, электрогазосварщик, слесарь аварийно-восстановительных работ, продавец и др.
Для обеспечения в 2006-2008 годах положительной динамики в сфере занятости сельского населения, снижения напряженности на рынке труда, уменьшения уровня безработицы предполагается в рамках различных районных программ реализация системы мероприятий по:
- развитию рабочих мест в сфере сельской экономики сельскохозяйственных производств;
- повышению роли личных подсобных хозяйств и поддержке их развития;
- развитию системы закупок излишков сельхозпродукции у населения организациями потребительской кооперации, а также на договорных условиях через посредников перерабатывающими предприятиями района и другое;
- дальнейшему развитию сектора ЖКХ.
Определяющее влияние на состояние рынка труда, масштабы занятости и безработицы в 2006-2008 годах окажут меры оздоровительного характера, направленные на развитие отраслей сельскохозяйственного производства, малого бизнеса, увеличение количества вводимых рабочих мест на строящихся объектах социальной инфраструктуры.
2. Основные направления по содействию занятости населения
в 2006-2008 годах
Информирование населения о рынке труда
С целью повышения информированности населения в вопросах занятости, выработки оптимальной модели поведения при решении возникающих в этой сфере проблем, а также для удовлетворения потребностей различных групп пользователей в конкретной, адресной информации, планируется проведение в 2006-2008 годах комплекса мер по рекламной и информационно-просветительской деятельности.
Основные направления этой работы:
- целенаправленное информирование граждан о ситуации на рынке труда и тенденциях его развития;
- пропаганда возможностей и услуг службы занятости;
- представление информации о трудоустройстве, профобучении, организации предпринимательской деятельности;
- разъяснение основных принципов государственной, региональной и местной политики в сфере занятости;
- повышение эффективности информационного взаимодействия службы занятости, работодателей и граждан, ищущих работу, координация усилий всех субъектов рынка труда.
Профессиональная ориентация населения
и профессиональное обучение безработных граждан
С целью содействия эффективной занятости населения продолжится работа по дальнейшему развитию системы оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке граждан в службе занятости.
Особое внимание будет уделяться молодежи. Ежегодно помощь в профессиональном самоопределении с учетом ситуации на рынке труда будут получать более 900 учащихся школ. Планируется проведение профориентационной работы, включая проведение ярмарок учебных и рабочих мест в общеобразовательных школах и других учреждениях, расположенных на территории района.
С целью социальной адаптации безработных граждан предусматривается реализация программы "Клуб ищущих работу", в которой ежегодно примут участие не менее 25 человек, в основном категории граждан, испытывающих трудности в поисках работы.
Всего в течение 2006-2008 годов профориентационными услугами будет охвачено 4130 человек, в том числе несовершеннолетней молодежи 2750 человек.
С целью повышения конкурентоспособности и профмобильности на рынке труда безработных граждан будет организовываться их профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.
В течение 2006-2008 годов на профессиональное обучение планируется направить не менее 75 безработных граждан, в том числе в 2006 году 25 человек. Обучение планируется организовать не менее чем по 10 профессиям (приложение). Обучающиеся будут осваивать профессии, пользующиеся спросом на рынке труда, обучаться под конкретные рабочие места по договорам с работодателями с последующим трудоустройством, получать профессии, с помощью которых возможно обеспечить занятость самостоятельно. Чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке труда, более чем половине обучающихся будет предоставлена возможность овладеть второй, третьей смежной специальностью.
Основные цели программы содействия занятости населения на 2006-2008 годы в части профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения заключаются в:
- повышении конкурентоспособности на рынке труда рабочей силы с целью трудоустройства посредством организации их профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки на основе согласования потребностей личности, работодателей, прогноза рынка труда;
- обеспечении возможностей профессионального обучения безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- содействии предпринимательству и самозанятости безработных граждан;
- оказании содействия работодателям в обеспечении потребности предприятия в кадрах путем организации профессионального обучения безработных, опережающего обучения высвобождаемых работников.
При необходимости может быть создан временный учебный пункт для обучения безработных граждан непосредственно на базе работодателя.
Программа ориентирована на те категории безработных граждан, которые не могут быть обеспечены работой и заработком без предварительного соответствующего профессионального обучения.
Содействие занятости граждан, ищущих работу
Главными направлениями работы службы занятости будут: социальное развитие и укрепление контактов с работодателями в целях пополнения банков вакансий, принятие активных мер по сокращению времени поиска гражданами подходящей работы и периода безработицы.
Будет развиваться и повышаться эффективность действующей системы по формированию и использованию в работе районного, регионального и территориальных банков вакансий, а также других регионов России. Будет совершенствоваться система организации временного трудоустройства безработных граждан, в том числе граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Обеспечение работы по содействию занятости гражданам будет также осуществляться посредством:
- представления работодателям базы данных о профессиональном составе безработных;
- ведения банка высококвалифицированных специалистов;
- подбора персонала для работодателей по заявленным требованиям с использованием профориентационных методик;
- проведения ярмарок вакансий.
В целях смягчения социально-психологических последствий безработицы и материальной поддержки безработных граждан в период поиска постоянной работы, сохранения мотивации к труду в 2006-2008 годах предусматривается организация временных оплачиваемых общественных работ с использованием различных источников финансирования. Занятость граждан планируется организовать в отраслях сельскохозяйственного производства, потребительской кооперации, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения, здравоохранении и социальном обеспечении, органах статистики, РВК, администрациях сельсоветов и др.
В районе продолжится работа по созданию рабочих мест для временной занятости подростков в свободное от учебы время и в период летних каникул, что позволит ежегодно трудоустраивать не менее 450 человек. Приоритетное право при трудоустройстве будет предоставлено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, из семей, особо нуждающихся в социальной поддержке, а также подросткам, состоящим на учете в органах системы профилактики правонарушений.
Для сдерживания роста безработицы и обеспечения социальной защиты высвобождаемых работников в 2006-2008 годах планируется:
- реализация механизмов социального партнерства (заключение и реализация соглашений, коллективных договоров);
- обеспечение работы постоянно действующих правовых лекториев для руководителей и работников кадровых служб предприятий и организаций;
- оказание предувольнительных консультаций работникам на предприятиях, наметивших высвобождение, и подбор им вариантов трудоустройства до увольнения;
- создание на крупных сельскохозяйственных предприятиях временных консультационных пунктов службы занятости;
- организация службой занятости населения выездных приемов высвобождаемых граждан.
За 2006-2008 годы будет оказано содействие в трудоустройстве на постоянную и временную работу более 2700 гражданам, прогнозируется увеличить долю трудоустроенных в общем числе обратившихся (приложение 1).
Содействие самой занятости
и предпринимательской инициативе в малом бизнесе
В целях выполнения областной программы поддержки малого предпринимательства Липецкой области на 2005-2008 годы программой "Содействия занятости населения Воловского района на 2006-2008 годы" предусматриваются мероприятия по оказанию безработным гражданам содействия в развитии самозанятости и предпринимательской инициативы, адаптации к условиям рынка труда, оказанию содействия различного характера, включая и оказание финансовой помощи на подготовку учредительных документов, оплату госпошлины за регистрацию малого предприятия, получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, приобретение бланочной документации, изготовление печатей и штампов.
Планируется также задействовать следующие направления:
- консультирование и профессиональная ориентация не занятых граждан с целью определения их возможностей к деятельности в качестве предпринимателей, обучение основам предпринимательской деятельности, оказание им организационной, методической и другой поддержки на стадии формирования и становления собственного дела;
- обучение безработных в образовательных учреждениях по профессиям и специальностям, позволяющим работать в сфере предпринимательской деятельности, организовать собственное дело.
3. Социальная поддержка безработных граждан
В течение 2006-2008 годов в целях обеспечения социальной поддержки безработных граждан и лиц, находящихся на их содержании, предусматриваются следующие меры:
- выплата пособий по безработице в среднем ежегодно 232 человекам;
- назначением досрочных пенсий безработным гражданам. За период действия программы такими услугами воспользуются 27 человек;
- выплата стипендии в период прохождения безработными гражданами профподготовки, повышения квалификации или переподготовки ежегодно в количестве 25 человек.
На социальную поддержку безработных граждан из средств федерального бюджета на 2006-2008 годы потребуется 3205,1 тыс. руб., в том числе в 2006 году 997,5 тыс. руб. (приложение).
4. Ресурсное обеспечение программы
Реализацию мероприятий программы в 2006-2008 годах предполагается обеспечивать за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников. Всего на программные мероприятия потребуется 5202,7 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета 4181,5 тыс. руб. или 80,4 процента (приложение). Из федерального бюджета предполагается в полном объеме финансирование социальной поддержки безработных граждан (пособия по безработице, стипендии, досрочные пенсии) и на условиях софинансирования с другими источниками - мероприятий по трудоустройству населения.
Ожидаемое финансирование мероприятий программы "Содействие занятости населения в 2006-2008 годах":
Годы реализации программы |
Всего | Объемы и источники финансирования (предположительно) |
|||
федеральный бюджет |
областной бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||
2006 | 1628,1 | 1307,5 | 60,0 | 46,0 | 214,6 |
2007 | 1749,8 | 1409,4 | 60,0 | 46,0 | 234,4 |
2008 | 1824,8 | 1464,6 | 60,0 | 46,0 | 254,2 |
Итого | 5202,7 | 4181,5 | 180,0 | 138,0 | 703,2 |
Объемы и источники финансирования программы подлежат ежегодной корректировке, исходя из возможностей бюджетов всех уровней и инфляционных процессов.
5. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
от реализации программы
Эффективность программы будет определяться позитивными изменениями занятости населения, обеспечением отраслей экономики в работниках требуемых профессий и квалификации, повышением уровня жизни, обеспечением социальных гарантий безработных граждан, совершенствованием работы администраций муниципальных образований и государственной службы занятости в этой области.
Ожидается, что за содействием службы занятости населения за 2006-2008 годы обратятся 2870 человек, в том числе в 2006 году - 900 человек (приложение 1).
Реализация программных мероприятий содействия занятости населения в течение 2006-2008 годов позволит оказать содействие различного характера около 6,0 тыс. человек (приложение 3), в том числе:
1. Содействие в трудоустройстве населения на постоянной и временной основе 2700 человек, в том числе в 2006 году - 900 человек.
- временное трудоустройство 127 человек взрослого населения на общественных работах, в том числе в 2006 году - 42 человека и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период летних каникул - 1434 человека, в том числе в 2006 году - 459 человек.
2. Направить на профессиональное обучение, повышение квалификации или переподготовку с целью последующего трудоустройства 75 человек безработных граждан, из них в 2006 году - 25 человек.
3. Провести профориентационную работу с 4130 гражданами, в том числе в 2006 году - с 1350 гражданами.
4. Оказать содействие в трудоустройстве 14 гражданам, в том числе в 2006 году - 4 безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, испытывающим трудности в поиске работы.
5. Обеспечить социальные выплаты безработным гражданам (пособия по безработице, досрочные пенсии, стипендии в период прохождения профобучения и др.) - 696 человек, в том числе в 2006 году - 216 человек.
<< Назад |
||
Содержание Решение Воловского районного Совета депутатов Липецкой области от 25 ноября 2005 г. N 233 "О программе содействия занятости... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.