Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 30 марта 2006 г. N 1198-пс
Областная целевая программа
"Население Липецкой области: стратегия народосбережения
(2006-2010 годы)"
14 сентября 2006 г., 1 февраля, 24 мая, 4 октября, 13 декабря 2007 г., 25 сентября 2008 г.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 25 сентября 2008 г. N 751-пс в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Население Липецкой области: стратегия народосбережения
(2006-2010 годы)"
/----------------------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы | Областная целевая программа "Население |
| | Липецкой области: стратегия |
| | народосбережения (2006-2010 годы)" |
| | (далее - Программа) |
|-----------------------------+----------------------------------------------|
|Государственный заказчик | Администрация Липецкой области |
|Программы | (далее - администрация области) |
|-----------------------------+----------------------------------------------|
|Основной разработчик | Комитет по делам женщин, семьи |
|Программы | и демографии Липецкой области |
|-----------------------------+----------------------------------------------|
|Основная цель | Создание условий для проведения активной |
|Программы | семейно-демографической политики, |
| | направленной на преодоление негативных |
| | тенденций в демографическом развитии |
| | области |
|-----------------------------+----------------------------------------------|
|Основные задачи | Программа предусматривает решение |
|Программы | основных задач: |
| | - создание правовых, информационных, |
| | научно-методических, организационных |
| | и финансовых условий для преодоления |
| | негативных тенденций в демографических |
| | процессах, обеспечение количественного |
| | и качественного роста населения; |
| | - принятие дополнительных мер по реализации |
| | имеющихся резервов в области рождаемости |
| | и укрепления института семьи |
|-----------------------------+----------------------------------------------|
|Сроки и этапы выполнения | 2006-2010 годы: |
|Программы | I этап: 2006 год; |
| | II этап: 2007-2010 годы |
|-----------------------------+----------------------------------------------|
|Объемы и источники | Сумма расходов на реализацию Программы |
|финансирования Программы | в 2006-2010 годах из областного |
| | бюджета прогнозно составит 46,455 млн. руб.,|
| | в том числе по годам (млн. руб.): |
| | |
| | /---------------------------------------\ | |
| | |2006 г.|2007 г.|2008 г.|2009 г.|2010 г.| | |
| | |-------+-------+-------+-------+-------| | |
| | | 1,9 | 13,88 | 9,875 | 9,9 | 10,9 | | |
| | \---------------------------------------/ | |
| | |
| | Объемы расходов на выполнение мероприятий |
| | Программы уточняются при формировании |
| | областного бюджета на очередной финансовый |
| | год; |
|-----------------------------+----------------------------------------------|
|Исполнители Программы | Комитет по делам женщин, семьи и демографии |
| | Липецкой области;управление образования и |
| | науки Липецкой области;управление социальной|
| | защиты населения Липецкой области;управление|
| | здравоохранения Липецкой области; управление|
| | по связям с общественностью Липецкой области|
| | управление по делам печати, телерадиовещания|
| | и связи Липецкой области; управление |
| | информационно-аналитической работы |
| | уадминистрации области; пресс-служба |
| | администрации области; |
| | |
|-----------------------------+----------------------------------------------|
|Ожидаемые результаты | Выполнение мероприятий Программы |
|выполнения Программы | предполагает: |
| | - создание условий для проведения |
| | активной демографической политики, |
| | направленной на преодоление негативных |
| | тенденций в демографическом развитии |
| | области; |
| | - принятие дополнительных мер |
| | по реализации резервов в области |
| | рождаемости, укрепления института |
| | семьи и обеспечение их выполнения; |
| | - осуществление новой стратегии |
| | активной семейной политики, |
| | направленной на повышение престижа |
| | семей, воспитывающих нескольких |
| | детей |
|-----------------------------+----------------------------------------------|
|Контроль за исполнением | Администрация области осуществляет |
|Программы | контроль за реализацией мероприятий, |
| | Программы, управляет средствами, |
| | выделенными из областного бюджета |
\----------------------------------------------------------------------------/
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Сложившаяся демографическая ситуация в Липецкой области не связана непосредственно и исключительно с экономическими трудностями переходного периода. Демографические процессы слишком инерционны и не могут быть объяснены изменениями в благосостоянии населения на таком промежутке времени. Сегодняшние тенденции имеют корни в процессах, искажавших структуру населения и влиявших на его численность на протяжении всего XX века.
Липецкая область (далее - область) входит в группу регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, которые имеют в основном однотипные негативные проблемы демографического развития: уменьшение численности населения вследствие депопуляции (высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости); старение населения вследствие одновременного снижения рождаемости и роста смертности; высокая смертность среди мужчин в трудоспособном возрасте и связанный с ней большой разрыв в ожидаемой продолжительности предстоящей жизни у мужчин и женщин; недостаточный миграционный прирост населения.
В то же время в области наметились положительные тенденции в демографическом развитии.
Средняя продолжительность жизни населения области, по предварительным данным за 2005 год, составила 67 лет, увеличившись за 5 последних лет на 2 года, превысив аналогичные показатели по России (65) и ЦФО (66).
Сохраняется рост рождаемости. В 2005 году рождаемость на 1000 человек населения в области составила 9,4 человек против 7,3 в 1999 году, сократилась естественная убыль населения.
Несмотря на рост младенческой смертности в 2005 году до 9,3 на 1000 родившихся, этот показатель гораздо ниже среднероссийского - 11,5 на 1000 родившихся.
Сохраняется тенденция к повышению стабильности браков и снижению уровня разводимости: с 6,2 на 1000 населения в 2003 году до 4,7 на 1000 населения в 2005 году.
Вместе с тем прогноз численности и состава населения области до 2050 года показывает, что при наиболее вероятных перспективных тенденциях рождаемости, смертности и миграции численность населения с 1200,9 тыс. человек на начало 2004 года сократится к началу 2010 года до 1161,6 тыс. человек (- 59,3 тыс. человек), к началу 2025 года - до 1027,4 тыс. человек (- 173,5 тыс. человек), к началу 2050 года до 789,9 тыс. человек (- 411,0 тыс. человек), т.е. будет в 1,5 раза меньше нынешней. При общем сокращении численности населения области число лиц пенсионного возраста увеличится к началу 2050 года (по сравнению с переписью населения 2002 года) на 11,1 тыс. человек, численность населения трудоспособного возраста сократится на 320,0 тыс. человек (в 1,8 раза), моложе трудоспособного возраста - на 114,4 тыс. человек (в 2,26 раза).
Существенно ухудшится демографическая динамика. Если у большинства семей условия реализации складывающихся репродуктивных ориентаций не будут заметно отличаться от нынешних, не удастся снизить общий уровень смертности и не будет миграционного прироста, то численность населения области может сократиться до 636,5 тыс. человек к началу 2050 года, или почти в 2 раза.
Последствия существенного сокращения численности населения области могут быть крайне негативными.
Существенное сокращение численности населения трудоспособного возраста затруднит экономическое развитие области. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности трудоспособного населения вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой миграции. В то же время рост доли населения пенсионного возраста заставит выделять все большие средства на пенсионное, социальное и медицинское обслуживание.
Заметно затормозить убыль населения Липецкой области может проведение активной демографической политики, что могло бы привести к тому, что количество жителей области сократится к началу 2050 года до 1014,0 тыс. человек, т.е. на 186,9 тыс. человек меньше, чем в 2004 году.
Современные социально-экономические условия (продолжающийся устойчивый рост экономики, развитие здравоохранения, улучшение состояния окружающей природной среды) создают благоприятную основу для проведения активной демографической политики.
Среди основных направлений демографической политики в области приоритетным является повышение рождаемости, ибо при ее уровне ниже рубежа простого воспроизводства населения никакая даже самая низкая смертность не обеспечит прекращение убыли населения и стабилизацию ее численности.
Оптимизация миграционных процессов, увеличение миграционного прироста населения не могут рассматриваться как панацея в решении проблем демографической динамики. Но в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения области, омоложению его возрастного состава.
Стратегическая цель демографической политики в области рождаемости - восстановление рождаемости до 2-3 детей в большинстве семей, постоянно проживающих на территории области.
В 2000-2005 годах в Липецкой области были приняты более 30 приоритетных нормативных правовых актов, определяющих деятельность органов государственной власти области по решению задач социальной политики в интересах детей, женщин, семьи и демографии, сформулированных в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р, Указе Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики" и ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Настоящая Программа предусматривает комплекс дополнительных правовых, информационных, научно-методических, организационных, финансовых мер для преодоления негативных тенденций в демографических процессах, обеспечения количественного и качественного роста населения, и в первую очередь - дополнительных мер по реализации имеющихся резервов в области рождаемости и укрепления института семьи.
2. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для проведения активной семейно-демографической политики, направленной на преодоление негативных тенденций в демографическом развитии области.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- создать правовые, информационные, научно-методические, организационные и финансовые условия для преодоления негативных тенденций в демографических процессах, обеспечить количественный и качественный рост населения;
- принять дополнительные меры по реализации имеющихся резервов в области рождаемости и укрепления института семьи.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в 2006-2010 годах.
На первом этапе (2006 год) будет осуществляться подготовка методологической базы реализации Программы, формирование и внедрение правовых, научно-методических, организационных механизмов.
На втором этапе (2007-2010 годы) предполагается совершенствование и развитие созданных на первом этапе механизмов реализации Программы, уточнение намеченных мероприятий с учетом их выполнения.
4. Система программных мероприятий
Мероприятиями Программы предусматривается создание условий для проведения активной семейно-демографической политики, направленной на преодоление негативных тенденций в демографическом развитии области.
В этих целях предусматриваются основные направления реализации Программы.
Повышение рождаемости и укрепление института семьи:
- повышение престижа семей, воспитывающих нескольких детей, путем совершенствования системы их морального и материального поощрения;
- повышение авторитета родителей в воспитании детей, особенно отцов;
- проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья населения и противодействие абортам.
Информационное обеспечение:
- создание условий для действенного влияния на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, определенных социальных установок и духовно-нравственных ценностей в обществе преимущественно через различные виды социальной рекламы.
Научно-методическое обеспечение, управление демографическими процессами:
- проведение комплекса научных исследований и социологических обследований для подготовки предложений о внесении необходимых изменений и дополнений в реализуемые на территории области нормативные правовые акты;
- реализация мер по подготовке повышения квалификации государственных служащих органов государственной власти области;
- осуществление мероприятий в области управления демографическими процессами.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется исполнителями Программы.
Администрация области:
- осуществляет корректировку Программы по промежуточным итогам ее реализации;
- проводит ежегодный мониторинг целевого использования средств, выделенных на реализацию Программы;
- разрабатывает предложения по объемам финансовых средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы;
- проводит информационную и разъяснительную работу среди населения по освещению целей и задач Программы через средства массовой информации.
Исполнители Программы:
- осуществляют ежегодную подготовку предложений по объемам финансовых средств, направляемых на выполнение мероприятий Программы за счет бюджетных средств;
- составляют отчет об использовании средств, направленных на реализацию Программы.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Критерии оценки эффективности реализации Программы:
- увеличение доли семей, воспитывающих 2-х и более детей, среди молодых семей с 17% до 25-30%;
- снижение доли бездетных молодых семей с 28% до 20-15%;
- сокращение числа прерываний беременностей по немедицинским показаниям в 2 раза;
- сокращение доли абортов у первобеременных с 11% до 5-6%;
- сокращение числа разводов с 65 на 100 браков до уровня 50-55 на 100 браков;
- рост суммарного коэффициента рождаемости с 1,25 до 1,5-1,8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.