Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы администрации Тербунского района
от 9 марта 2006 г. N 41
Положение
о ежегодных докладах о результатах и основных направлениях
деятельности распорядителей и получателей средств
районного бюджета
Настоящее Положение о ежегодных докладах о результатах и основных направлениях деятельности распорядителей и получателей средств районного бюджета (далее - Положение) устанавливает основные правила и методические подходы подготовки и представления ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности распорядителей и получателей средств районного бюджета (далее - доклады).
1. Подготовка докладов осуществляется распорядителями средств с участием заинтересованных подведомственных организаций и учреждений - получателей бюджетных средств по показателям, самостоятельно разрабатываемым распорядителями средств районного бюджета и заявленным ими для утверждения администрацией района в структуре докладов в преддверии предстоящего финансового года.
2. Форма, структура докладов, основные понятия, используемые в них, устанавливаются настоящим Положением.
3. Понятия, используемые в настоящем Положении:
распорядители средств - муниципальные учреждения, отделы, являющиеся получателями средств районного бюджета;
бюджет распорядителя средств - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, представляемая распорядителем средств при формировании бюджетных заявок в отдел финансов администрации района (включая оценку расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), и распределяемая распорядителем средств;
отчетный период - период, составляющий 3 года (включая текущий), предшествующий году, на который разрабатывается проект районного бюджета;
плановый период - период, составляющий 3 года, в том числе год, на который разрабатывается, проект районного бюджета, и последующие 2 года;
стратегическая цель - краткое описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких задач в сфере деятельности распорядителя средств;
тактическая задача - краткое описание ожидаемых конечных количественно измеримых общественно значимых результатов деятельности распорядителя средств по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей;
расходные обязательства распорядителя средств - включенные в бюджет распорядителя средств расходы на исполнение федеральных и областных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, администрации области, администрации района, предусматривающие предоставление средств районного бюджета;
бюджетная целевая программа - реализуемая одним и (или) несколькими распорядителями средств программа, утвержденная районным Советом депутатов;
результативность бюджетных расходов - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, степень достижения планируемых результатов деятельности.
4. Доклад включает следующие разделы:
- цели и задачи деятельности;
- расходные обязательства и формирование доходов;
- бюджетные целевые программы и не программная деятельность;
распределение расходов по целям, задачам и программам; результативность бюджетных расходов.
5. В первом разделе доклада формулируются стратегические цели распорядителя средств подведомственных ему бюджетных организаций.
В первом разделе доклада должна быть представлена структура целей и задач, дающая ясное представление об основных значимых для общества целях деятельности распорядителя средств, направлениях и механизма, реализации этих целей. Основными уровнями такой структуры являются стратегические цели распорядителя средств, тактические задачи и цели бюджетных программ.
Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности распорядителя средств. Необходимо определить приоритетные цели для планового периода исходя из нормативно-правовых актов и иных официальных документов, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции распорядителя средств - Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, послания Президента Российской Федерации, концепции политики области в соответствующих направлениях, долгосрочных и среднесрочных программных документов Правительства Российской Федерации, администрации области, администрации района. Количество приоритетных целей, как правило, не должно превышать пяти, и они должны быть выделены при заполнении указанных форм.
При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
- специфичность (цели должны соответствовать компетенции распорядителя средств);
- измеримость (достижение цели можно проверить, в том числе и прежде всего - с помощью учитываемых количественных показателей);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
- указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
- описания путей, средств и методов достижения цели.
Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (т.е. подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности распорядителя средств - при формировании тактических задач и подготовке бюджетных целевых программ.
Основным принципом формирования тактических задач является конкретизация отдельных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач.
Сроки решения каждой из тактических задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, не должны превышать срока достижения цели, для достижения которой выделяется задача. Для целей, соответствующих основным задачам, выполняемым на постоянной основе, тактические задачи, как правило, должны предусматривать достижение определенных целевых значений показателей на срок до 3 лет, по истечении которого будет производиться анализ достигнутых результатов и установление целевых значений на следующий период.
Совокупность тактических задач (как правило, от 3 до 7 для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности распорядителя средств по достижению соответствующей стратегической цели. Выделение тактических задач должно производиться с учетом необходимости обеспечения подотчетности и ответственности за их реализацию. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной цели, а также сферам деятельности и функциям органа исполнительной власти - распорядителя средств, подведомственных учреждений и организаций, по которым распорядитель средств осуществляет бюджетные проектировки.
6. Во втором разделе доклада дается оценка объема и структуры исполняемых расходных обязательств распорядителя средств.
Данные об исполняемых расходных обязательствах представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению. Приводится анализ изменения структуры расходных обязательств за отчетный, текущий и плановый годы.
Для каждого исполняемого расходного обязательства приводится ссылка на конкретные положения нормативных правовых актов и решений (название, номер, дата принятия или утверждения, номер статьи, пункта, подпункта, абзаца или раздела) и указывается один из следующих методов оценки объема затрат на его исполнение:
- нормативный, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется исходя из удельных нормативов и числа физических или юридических лиц, Органов местного самоуправления или учреждений, имеющих право на получение бюджетных средств;
- метод индексации расходов, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции);
- плановый, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе ранее определенного плана графика, в том числе с возможной корректировкой для разных лет;
- формульный, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов;
- иной, для которого должно быть приведено краткое описание применяемого метода оценки.
Данные должны быть структурированы в сводных таблицах. В строках сводной таблицы представляются обобщенные данные об исполняемых расходных обязательствах по каждому нормативному правовому акту (договору, соглашению), устанавливающему расходное обязательство, без детализации по номерам статей, пунктов, подпунктов, абзацев или разделов. В случае необходимости дополнительно в отдельной таблице по каждому нормативному правовому акту (договору, соглашению) представляется полная детализация соответствующих исполняемых расходных обязательств. При этом в сводной таблице приводится ссылка на дополнительные таблицы по каждому нормативному правовому акту (договору, соглашению), по которому представлена полная детализация расходных обязательств. Нумерация дополнительных таблиц включает номер сводной таблицы и осуществляется путем добавления к нему порядкового номера после точки (таблица 1.1, таблица 1.2, таблица 1.3. и т.д.).
Распорядители средств, в ведении которых находятся бюджетные учреждения, имеющие право на предоставление платных услуг, дополнительно представляют данные о фактических и планируемых объемах соответствующих видов доходов (в том числе доходов от приватизации и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходов от платных услуг) по форме согласно приложению 2.
7. В третьем разделе доклада приводятся значения показателей, характеризующих результаты деятельности распорядителей средств, сгруппированные по стратегическим целям, тактическим задачам и бюджетным целевым программам, а также краткие характеристики действующих и (или) планируемых бюджетных целевых программ.
По каждой стратегической цели, тактической задаче и соответствующим им бюджетным целевым программам приводится фактические (ожидаемые) и целевые (планируемые) значения основных показателей, характеризующих результаты деятельности распорядителей средств, по форме согласно приложению 3.
Представляется система показателей (индикаторов), необходимых для осуществления мониторинга и оценки результатов деятельности распорядителя средств и оценки степени достижения поставленных перед ним целей.
По каждому показателю приводятся:
- фактические значения за отчетные два года;
- плановые или ожидаемые/прогнозируемые значения за текущий год;
- целевые (планируемые) значения.
При обосновании целевых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым инерционным уровнем, определенным исходя из предположения о сохранении сложившихся тенденций (соотношений).
Каждая цель, тактическая задача или бюджетная целевая программа (мероприятия) может описываться более чем одним показателем. Количество показателей для одной цели (задачи, программы), как правило, не должно превышать 3-5 (в случае использования большего количества показателей рекомендуется разделить их на основные и дополнительные).
Основными видами индикаторов, используемых для проведения мониторинга и оценки, являются показатели:
непосредственных результатов деятельности, характеризующие объем и качество государственных услуг, оказанных распорядителем средств и подведомственными ему получателями бюджетных средств внешним потребителям;
конечных результатов деятельности распорядителя средств, характеризующих эффект для внешних потребителей от государственных услуг, оказанных распорядителем средств и подведомственными ему получателями бюджетных средств.
В качестве показателей, характеризующих степень решения тактической задачи, используются исключительно показатели конечных общественно значимых результатов.
При разработке системы показателей (индикаторов) следует руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее представления.
При выборе показателей для проведения мониторинга и оценки программ предпочтение также должно отдаваться показателям конечных результатов деятельности, при обосновании невозможности их использования - показателям непосредственных результатов. В случае невозможности определения достоверных показателей непосредственных результатов при приведении соответствующих обоснований для характеристики процесса реализации программ допускается использование:
показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики;
показателей ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации программ.
Включаемые в систему оценки деятельности показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
адекватность отражения происходящих социально-экономических изменений: отчетные данные должны быть достаточно точными, погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности распорядителя средств;
объективность: показатели не должны приводить к искажению деятельности организации, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности, полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей;
экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны представляться не реже 1 раза в год и, как правило, не более чем через 2-3 месяца после окончания отчетного периода);
полнота: отчетные показатели не должны приводить к искажениям значимости отдельных функций.
По каждой бюджетной целевой программе указываются сроки действия, цели, перечень показателей, характеризующих результаты реализации программы, бюджет программы в отчетном и плановом периоде.
8. В четвертом разделе доклада приводится распределение отчетных и планируемых расходов распорядителя средств по целям, задачам и бюджетным целевым программам по форме согласно приложению 4.
Приводится краткое пояснение (обоснование) сложившейся и (или) планируемой структуры расходов, дается характеристика тенденций ее изменения в отчетном и плановом периоде, рассматриваются факторы, влияющие на эти тенденции.
Приводится краткая характеристика бюджетных целевых программ распорядителя средств с указанием по каждой программе сроков реализации, целей, перечня показателей, характеризующих результаты реализации программы (уровень достижения целей), бюджета программы в отчетном и плановом периоде.
В соответствующем приложении к докладу приводится аналитическое распределение расходов распорядителя средств по целям, задачам и бюджетным целевым программам. При отсутствии данных для полного распределения отчетных и (или) планируемых расходов могут приводиться выборочные данные по отдельным целям, задачам и (или) бюджетным программам с указанием объема (доли) не распределенных в соответствующем году расходов распорядителя средств.
Для подготовки аналитического распределения расходов по программам для каждой тактической задачи формируется перечень мероприятий, осуществление которых должно обеспечить ее решение, и относится к компетенции распорядителя средств.
Основой для объединения проводимых в процессе деятельности субъекта бюджетного планирования мероприятий в ведомственные целевые программы является их направленность на оказание определенной государственной услуги (или ряда услуг) внешним потребителям для решения тактической задачи и достижения соответствующего конечного общественно значимого результата. Под внешними потребителями услуг для целей составления доклада понимаются физические и юридические лица, их группы, а также органы местного самоуправления, за исключением органа исполнительной власти - распорядителя средств и подведомственных ему органов и учреждений.
В условиях расширения методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, при аналитическом выделении программ в существующей структуре расходов распорядителя средств основной подход к оценке объема финансовых затрат на их реализацию состоит в выделении (группировке) статей функциональной и экономической классификации, которые могут быть увязаны (полностью или частично) с достижением целей программ, указанных в первом разделе доклада. За исходное значение при определении объема финансирования, необходимого для реализации программы, принимается текущий уровень финансирования по тем статьям бюджета, на основе которых формируется бюджет новой программы.
Аналогичный подход применяется при оценке объема финансовых затрат на решение тактических задач и достижение стратегических целей.
В случае, если при реализации программы предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких тактических задач, расходы на реализацию указанной программы следует относить к задаче, в решение которой программа вносит наибольший вклад.
При определении объема расходов в плановом периоде текущий уровень финансирования корректируется с учетом основных факторов, влияющих, в рамках рассматриваемой программы (задачи, цели), на объем потребности в оказании государственных услуг и исполнении установленных правовыми актами Российской Федерации, Липецкой области, Тербунского района обязательств.
На основе выделения указанных факторов приводится анализ сложившейся и планируемой структуры расходов по целям, задачам, программам и тенденциям их изменений в отчетном и плановом периоде.
9. В пятом разделе доклада на основе оценки результативности бюджетных расходов распорядителя средств даются анализ и обоснование взаимности объема (структуры) расходов и результатов деятельности распорядителя средств в отчетном и плановом периоде, а также количественная оценка результативности бюджетных расходов и тенденций ее изменения, обосновываются меры, направленные на ее повышение (оптимизация бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, распределение ассигнований между получателями средств с учетом результатов их деятельности).
Производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности распорядителей средств в отчетном и плановом периоде, а также представляется анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.
На основании данных о динамике плановых и фактически достигнутых показателей деятельности (непосредственных и конечных), а также затрат по программам, тактическим задачам (возможным мероприятиям) производится оценка результативности деятельности распорядителей средств.
Оценка производится по следующим направлениям:
1) степень достижения целей, решения тактических задач;
2) степень соответствия запланированному уровню затрат;
3) отклонения показателей деятельности и затрат на очередной плановый год от плановых показателей предыдущих лет и аргументированное обоснование причин такого отклонения, включая:
- обоснование ситуаций, когда показатели по целям выполнены, а по соответствующим им задачам или программам не выполнены, а также ситуаций, когда показатели по целям не выполнены, а по соответствующим им задачам или программам выполнены;
- обоснование ситуаций, когда не достигнутые плановые показатели отчетного периода устанавливаются в качестве плановых показателей планового периода;
- обоснование ситуаций, когда сочетается значительное недовыполнение одних задач и перевыполнение других;
- обоснование ситуаций значительного перевыполнения по большинству плановых показателей;
4) экономическая эффективность, под которой понимается соотношение непосредственных результатов деятельности, результатов, планируемых для достижения в рамках тактических задач, программ, мероприятий, с затратами на их достижение (например, затраты на строительство/ремонт 1 км автодороги);
5) общественная эффективность, под которой понимается соотношение общественно значимого эффекта деятельности (показателя конечного результата деятельности или его изменения) по отношению к непосредственным показателям деятельности;
6) общественно-экономическая эффективность, под которой понимается соотношение величины достигнутого в результате реализации программы (мероприятий) конечного общественно значимого результата и величины затрат на его достижение.
Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений.
Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений. По капитальным затратам оцениваются объемы ввода в действие основных фондов на "вложенный рубль" и сокращение объемов незавершенного строительства.
Для выявления показателей экономической эффективности осуществляется сопоставление показателей экономической эффективности на плановый период с показателями прошлых лет, а также с доступными данными по другим главным распорядителям средств. По показателям общественно-экономической эффективности может быть произведен сравнительный анализ конечных показателей деятельности с другими странами по аналогичным сферам компетенции.
В рамках бюджетного цикла 2006 года оценка расходов производится по направлениям и показателям, по которым имеется информация по предыдущим годам.
По каждому направлению в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) данных между плановыми и фактическими значениями показателей, а также показателями разных лет должен быть проведен анализ факторов, повлиявших на данное расхождение. При этом рекомендуется выделять две группы факторов:
внутренние факторы (на которые распорядитель средств мог влиять);
внешние факторы (на которые распорядитель средств не мог влиять, включая форс-мажорные обстоятельства).
Для внешних факторов указываются другие распорядители средств, которые могли повлиять или повлияли на данный показатель (при пересечении целей деятельности главного распорядителя средств).
Для каждой группы факторов по возможности оценивается ее влияние на отклонение показателя от плановых (прогнозируемых) значений.
В данном разделе доклада также приводятся предложения (планы) распорядителя средств по повышению результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными средствами.
10. Начиная с формирования проекта районного бюджета на 2007 год проекты докладов распорядителей и получателей средств направляются в комиссию администрации района по рассмотрению и согласованию показателей результативности деятельности распорядителей и получателей средств в срок до 1 апреля соответствующего года.
11. По результатам работы администрации района по рассмотрению и согласованию показателей результативности деятельности распорядителей и получателей средств отдел финансов и отдел экономического прогнозирования и управления муниципальным имуществом готовят проект нормативного акта администрации района по утверждению докладов распорядителей и получателей средств.
12. Администрация района рассматривает и утверждает доклады распорядителей и получателей средств в срок до 1 июня соответствующего года. Утвержденные доклады распорядителей средств являются основой формирования районного бюджета на предстоящий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.