Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы администрации г. Липецка
от 8 сентября 2006 г. N 1459
Концепция
развития потребительского рынка города Липецка на 2006 - 2009 годы
Введение
Концепция развития потребительского рынка города Липецка на 2006 - 2009 годы (далее - Концепция) разработана в рамках реализации основных направлений социально-экономического развития города Липецка
Концепция определяет цели, задачи и приоритеты в области развития и совершенствования потребительского рынка на среднесрочный период.
Концепция включает мероприятия, направленные на достижение нормативов проживания в Липецке в области потребительского рынка.
Концепция рассматривает область потребительского рынка, включающую сферы деятельности: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, за исключением обрядовых и ритуальных услуг.
Стандарты проживания в Липецке в области потребительского рынка основываются на рекомендуемые нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков, разработанные Строительными нормами и правилами - СНиП 2.07.01-89*.
Определения, используемые в Концепции, соответствуют определениям, принятым в следующих актах:
ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения. Издательство стандартов, 1999.
ГОСТ Р 50647-99 Общественное питание. Термины и определения. Издательство стандартов, 1999.
ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий. Издательство стандартов, 2001.
ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению. Издательство стандартов, 1994.
Основные определения, используемые в Концепции
Базовое значение - достигнутое значение стандарта на начало периода действия стандартов.
Бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам, предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению.
Гарантируемое значение - минимально или максимально допустимое значение норматива стандарта, обеспечить которое обязаны органы местного самоуправления города Липецка.
Гипермаркет - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 кв. м.
Городской уровень обслуживания (с радиусом обслуживания 15-40 минут транспортно-пешеходной доступности) обеспечивает удовлетворение потребности населения в товарах периодического и эпизодического спроса с размещением объектов торговли свыше 1500 кв. м на основных транспортных узлах.
Инфраструктурный стандарт - установленный стандарт в области потребительского рынка, который входит в состав стандарта проживания в Липецке и включает систему показателей и значений нормативов стандартов гарантируемого и целевого значений.
Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Магазин - специальное оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Магазин-дискаунт - предприятие розничной торговли, постоянно применяющее сниженные цены и торговые скидки.
Межрегиональный уровень (с радиусом обслуживания - город - районный центр области, свыше 40 минут транспортной доступности) предназначен для эпизодического специализированного обслуживания на основных магистралях города.
Мелкорозничная (торговая) сеть - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.
Местный уровень обслуживания (с радиусом обслуживания до 500 м, 7-10 минут пешеходной доступности) обеспечивает социально гарантированный набор услуг населению, предоставляющий товары и услуги повседневного и частично периодического спроса вблизи жилья.
Обеспеченность населения торговой площадью (посадочными местами, рабочими местами) - показатель, характеризующий фактическое наличие торговой площади (посадочных мест, рабочих мест) в расчете на 1000 жителей.
Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Потребительский рынок - сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами и исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.
Предел территориальной доступности - максимальная удаленность размещенного и/или размещаемого объекта потребительского рынка по оказанию услуг населению от места жительства населения или остановки общественного транспорта с установленным радиусом пешеходной доступности.
Предприятие общественного питания - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания. К данной категории относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные и другие.
Пропускная способность - количественный показатель, характеризующий возможность объектов потребительского рынка по оказанию услуг населению (обеспеченность площадью, посадочными местами, рабочими местами).
Розничная (торговая) сеть - торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.
Рынок - организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.
Сеть предприятий общественного питания - совокупность предприятий общественного питания, расположенных в пределах конкретной территории мни находящихся под общим управлением.
Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Супермаркет - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественного по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 кв. м.
Территориальная доступность - наличие соответствующих объектов на территории города Липецка, обеспечение пешеходной доступности и доступности на общественном транспорте.
Торговая сеть - совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Целевое значение - значение норматива стандарта на конец периода действия стандартов, на достижение которого направлена деятельность органов местного самоуправления города Липецка.
1. Рекомендуемые стандарты проживания в городе Липецке
в области потребительского рынка
Основной целью в области потребительского рынка является обеспечение обслуживания населения в соответствии со стандартами проживания в городе Липецке.
Рекомендуемые стандарты проживания в городе Липецке
(в области потребительского рынка)
Показатель стандарта | Ед. изм. | Нормативные значения | ||
Базовое/ гарантируемое |
Целевое/ прогнозное |
|||
Продовольственные и непродовольственные (торговая площадь до 500 кв. м), Местный уровень (с радиусом обслуживания до 500 м, 7-10 минут пешеходной доступности) |
||||
Пешеходная доступность до предприятия от места жительства |
Минут | 10 | 7 | |
Количество предприятий на город | Ед. | 860 | 1134 | |
В том числе по округам: | ||||
Левобережный | Ед. | 98 | 120 | |
Правобережный | Ед. | 165 | 207 | |
Советский | Ед. | 345 | 454 | |
Октябрьский | Ед. | 252 | 353 | |
Пропускная способность: | ||||
Обеспеченность торговыми площадями, всего |
кв. м/1000 чел. |
183,3 | 254,7 | |
В том числе по округам: | ||||
Левобережный | кв. м/1000 чел. |
164,8 | 189,2 | |
Правобережный | -II- | 197,3 | 308,5 | |
Советский | -II- | 234,8 | 307,9 | |
Октябрьский | -II- | 141,4 | 207,3 | |
Продовольственные и непродовольственные магазины (торговая площадь от 500 до 1500 кв. м), Городской уровень (с радиусом обслуживания 15-40 минут транспортно-пешеходной доступности) |
||||
Пешеходная доступность до предприятия от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта |
Минут | 40-10 | 30-10 | |
Количество предприятий на город, всего |
Ед. | 41 | 78 | |
В том числе по округам: | ||||
Левобережный | Ед. | 3 | 6 | |
Правобережный | -II- | 11 | 15 | |
Советский | -II- | 17 | 28 | |
Октябрьский | -II- | 10 | 29 | |
Пропускная способность: | ||||
Обеспеченность торговыми площадями, всего |
кв. м/1000 чел. |
56,7 | 111,5 | |
В том числе по округам: | ||||
Левобережный | -II- | 39,0 | 74,2 | |
Правобережный | -II- | 99,2 | 125,7 | |
Советский | -II- | 75,3 | 135,3 | |
Октябрьский | -II- | 29,4 | 95,7 | |
Продовольственные и непродовольственные магазины (торговая площадь свыше 1500 кв. м), Межрегиональный уровень (радиус обслуживания - город - районный центр области, свыше 40 минут транспортной доступности) |
||||
Транспортная доступность до предприятия от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта |
Минут | 40-60 | 40 | |
Количество предприятий на город,всего |
Ед. | 6 | 28 | |
В том числе по округам: | ||||
Левобережный | Ед. | 1 | 1 | |
Правобережный | -II- | - | 3 | |
Советский | -II- | 3 | 8 | |
Октябрьский | -II- | 2 | 16 | |
Пропускная способность: | ||||
Обеспеченность торговыми площадями, всего |
кв. м/1000 чел. |
35 | 265,6 | |
В том числе по округам: | ||||
Левобережный | -II- | 43,4 | 43,4 | |
Правобережный | -II- | - | 211,9 | |
Советский | -II- | 59,1 | 149,1 | |
Октябрьский | -II- | 26,8 | 438,2 | |
Предприятия общественного питания | ||||
Пешеходная доступность до предприятия от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта |
Минут | 10 | 8 | |
Количество предприятий на | Ед. | 254 | 296 | |
город, всего открытая сеть | ||||
В том числе по округам: | ||||
Левобережный | -II- | 34 | 38 | |
Правобережный | -II- | 51 | 54 | |
Советский | -II- | 103 | 120 | |
Октябрьский | -II- | 66 | 84 | |
Пропускная способность: | ||||
Обеспеченность посадочными местами, всего |
П.м./1000 ч. |
21,1 | 22,7 | |
В том числе по округам: | ||||
Левобережный | -II- | 28,5 | 29,6 | |
Правобережный | -II- | 25,6 | 26,3 | |
Советский | -II- | 25,5 | 29,7 | |
Октябрьский | -II- | 13,9 | 16,9 | |
Предприятия бытового обслуживания населения | ||||
Пешеходная доступность до предприятия от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта |
Минут | 10 | 8 | |
Количество предприятий, всего стационарная сеть |
Ед. | 466 | 529 | |
В том числе по округам: | ||||
Левобережный | Ед. | 50 | 58 | |
Правобережный | Ед. | 81 | 93 | |
Советский | Ед. | 165 | 186 | |
Октябрьский | Ед. | 170 | 192 | |
Пропускная способность | ||||
Обеспеченность рабочими местами |
Мест на 1000 чел |
4,2 | 4,8 | |
В том числе по округам: | ||||
Левобережный | -II- | 3,4 | 4,0 | |
Правобережный | -II- | 5,4 | 6,2 | |
Советский | -II- | 4,3 | 4,8 | |
Октябрьский | -II- | 3,9 | 4,4 |
Основным нормативом инфраструктурного стандарта является обеспечение пешеходной доступности потребительских услуг для населения города Липецка, гарантируемое значение которого определено в пределах 10 минут от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта до объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Ответственным за обеспечение отраслевого стандарта проживания в Липецке в области потребительского рынка, включая инфраструктурный стандарт, является департамент экономики администрации г. Липецка.
2. Анализ состояния потребительского рынка города
и основные тенденции его развития в краткосрочной перспективе
Потребительский рынок города Липецка функционирует как одна из составных частей единого комплекса городского хозяйства. В городе созданы благоприятные условия для развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
По состоянию на 01.01.06 г. насчитывается около четырех тысяч субъектов потребительского рынка, в том числе 907 продовольственных и непродовольственных предприятий стационарной торговли, 473 предприятия общественного питания, 1953 объекта мелкорозничной торговли, 466 стационарных объекта бытового обслуживания, 9 рынков и 14 мини-рынков.
Среднегодовая численность занятых в сфере торговли и общественного питания составляет более 30 тысяч человек или 10% трудоспособного населения.
Удельный вес оборота розничной торговли города Липецка в общем объеме оборота розничной торговли области в 2005 году составил 76%.
В целом состояние потребительского рынка можно охарактеризовать как стабильное, с высокой предпринимательской и инвестиционной активностью, имеющее устойчивые тенденции дальнейшего динамичного развития.
Основные показатели развития торговли, общественного питания и бытовых услуг города за период 2003-2005 гг. и по оценке на 2006 год приведены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Основные показатели развития торговли и общественного питания г. Липецка | |||||||
Показатели | ед. изм. | Отчет | Оценка 2006 |
Темп роста,% | |||
2003 | 2004 | 2005 | 2005 к 2004 |
2006 к 2005 |
|||
Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям |
млн. руб. | 2299,6 | 3715 | 8142,8 | 10808 | 120,3 | 122 |
Количество магазинов розничной торговли |
ед. | 821 | 875 | 907 | 940 | 102,9 | 103,6 |
Торговая площадь магазинов розничной торговли |
кв. м. | 112158 | 129290 | 149011 | 171020 | 115,3 | 114,7 |
Введено в действие магазинов розничной торговли Торговая площадь |
ед. кв. м. |
128 11653 |
159 25056,9 |
109 28413 |
95 32400 |
68,5 113,3 |
87,2 114,0 |
Оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям |
млн. руб. |
237,5 | 235,2 | 243,1 | 245,3 | 91,2 | 93 |
Количество предприятий общественного питания, в том числе: муниципальных |
ед. ед. |
461 1 |
470 1 |
473 1 |
480 1 |
100,6 100 |
101,5 100 |
Количество посадочных мест в предприятиях общественного питания, в том числе муниципальных |
ед. ед. |
31165 400 |
31847 140 |
31975 40 |
32060 40 |
100,4 28,5 |
100,3 100 |
Введено в действие предприятий общественного питания |
ед. | 31 | 33 | 39 | 35 | 118,2 | 89,7 |
Количество вещевых, смешанных и продовольственных рынков, В них торговых мест |
ед. ед. |
9 7924 |
9 7905 |
9 7105 |
9 7105 |
100 89,9 |
100 100 |
Количество мини-рынков | ед. | 26 | 19 | 14 | 13 | 78,9 | 100 |
Введено в действие - рынков - торговых павильонов |
ед. ед. |
0 22 |
0 13 |
0 11 |
0 10 |
0 84,6 |
0 90,9 |
Таблица 2
Основные показатели предоставления бытовых услуг населению г. Липецка | |||||||
Показатели | ед. изм. | Отчет | Оценка 2006 |
Темп роста,% | |||
2003 | 2004 | 2005 | 2005 к 2004 |
2006 к 2005 |
|||
Объем бытовых услуг населению (по полному кругу предприятий) |
млн. руб. | 832,1 | 1037,1 | 1363 | 1642 | 102,2 | 103,5 |
Объем бытовых услуг на душу населения (в действующих ценах) |
руб. | 1675 | 2053 | 2709 | 3271 | 132 | 120,7 |
Количество предприятий бытового обслуживания стационарная сеть |
ед. | 332 | 355 | 466 | 470 | 106,9 | 100,1 |
Проводить анализ текущего состояния потребительского розничного рынка и делать прогноз его развития, правильно с учетом основных демографических показателей, а также особенностей развития города.
Численность населения города по состоянию на 01.01.2006 г. составила 502,0 тыс. чел., сократившись за 2005 г. на 1,1 тыс. человек.
Уменьшение численности населения связано, в первую очередь, с естественной убылью населения (в 2005 г. смертность превысила рождаемость в 1,54 раза).
Численность населения по округам (по оперативным данным):
- Советский округ - 168,1 тыс. чел.
- Правобережный округ - 79,0 тыс. чел.
- Октябрьский округ - 204,1 тыс. чел.
- Левобережный округ - 50,8 тыс. чел.
из них:
- женщины - 53,2%
- мужчины - 46,8%
- лица до 18 лет - 20,1%
- пенсионеры - 19,9%
- работающие - 51,0%,
- неработающие трудоспособного возраста - 9%
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях в 2005 г. составила 175,2 тыс. человек или 68,4% всего работающего населения.
Количество семей, исходя из средней численности семьи 3 человека, - 167,3 тыс.
Доля расходов на покупку товаров и услуг в общих расходах - 68%.
Величина прожиточного минимума в 2005 г. возросла на 18,8% и составила 2275 руб.
Стоимость потребительской корзины в структуре величины прожиточного минимума составляет 97,8%.
Среднемесячная заработная плата в 2005 г. возросла на 25% и составила 8850,6 руб.
С ростом реальных доходов населения растет удельный вес непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота. По состоянию на 01.01.06 г. он составил 58,7% против 41,3% по продовольственной группе.
Основным нормативным критерием оценки состояния потребительского рынка является уровень обеспеченности населения торговыми площадями.
Показатель обеспеченности торговыми площадями на 1 тысячу жителей постоянно повышается, и в среднем по городу по состоянию на 01.01.06 года составил 296 кв. м, в 2004 году - 256 кв. м.
Обеспеченность жителей торговыми площадями,
кв. м. на 1000 жителей
Норматив, согласно СНиП 280 кв. м. на 1000 жителей
В перспективе до 2009 года, с учетом динамики развития торговых площадей, показатель обеспеченности населения торговыми площадями в г. Липецке составит 581,4 кв. м. на одну тысячу жителей.
Динамика обеспеченности жителей торговыми площадями,
кв. м. на 1000 жителей
Анализ состояния потребительского рынка города за 2005 год показал, что по различным товарным группам торговая отрасль характеризуется следующими показателями:
непродовольственная группа:
Количество магазинов по состоянию на 01.01.2006 г. - 556 предприятий, в том числе:
Левобережный округ - 54
Правобережный округ - 115
Советский округ - 242
Октябрьский округ - 145
Как видим, наблюдается диспропорция в размещении торговых объектов на территории города. Наибольшее количество магазинов, а именно 43,5% от общего количества, расположено в Советском округе, то есть в центре города.
Торговая площадь магазинов - 102949,6 кв. м.
в том числе:
Левобережный округ - 7753,9 кв. м.
Правобережный округ - 15582,3 кв. м.
Советский округ - 47251,8 кв. м.
Октябрьский округ - 32361,6 кв. м.
С учетом нового строительства и реконструкции действующих объектов к 2009 году величина торговых площадей по непродовольственной группе достигнет 191,0 тыс. кв. м.
Динамика развития торговых площадей в г. Липецке,
тыс. кв. м, непродовольственная группа
Торговая площадь на 1000 жителей факт - 205,1 кв. м.
Норматив (согласно строительным нормам и правилам) -180 кв. м.
Уровень обеспеченности - 113,9%.
Следовательно, в целом по городу обеспеченность торговыми площадями по непродовольственным товарам выше норматива.
Однако, по округам степень обеспеченности различна:
Советский округ - 156,2%
Правобережный округ - 109,6%
Октябрьский округ - 88,1%
Левобережный округ - 84,8%
В последнее время широкое распространение получило узкоспециализированных магазинов-бутиков, расположенных на первых этажах жилых домов, а также сетевое развитие торговли.
На сегодняшний день в Липецке представлены сети магазинов по продаже бытовой техники, мебели, книжной продукции, обуви, товаров для дома. Практически все сетевые операторы пришли на потребительский рынок города из других регионов.
По непродовольственной группе "сетевики" составляют более 10% от общего числа магазинов.
Причем, если раньше расширялась сеть магазинов, реализующих бытовую технику, то сейчас доминируют торговые предприятия по продаже одежды, обуви, товаров для дома, автотоваров.
Среди сетевых операторов можно выделить ключевые: "Эльдорадо", "СГ Центр", "Легкий шаг", "Теплый Дом", "Книжный клуб 36,6", "Регард Тур", "Фолиум".
Ранжирование сетевых магазинов
по количеству предприятий
В последующие годы тенденция сетевой направленности в развитии торговли сохранится.
Анализ обеспеченности по более укрупненным товарным группам показал, что в части предложения непродовольственных товаров рынок достаточно развит. Некая неравномерность обеспеченности торговыми площадями по округам объясняется, прежде всего, тем, что районы с низкой обеспеченностью, а именно районы ЛТЗ и НЛМК, на сегодняшний момент являются наименее рентабельны, с точки зрения развития торговой отрасли. Наиболее удовлетворен спрос в "нижнем" и "среднем" ценовых сегментах. Предложение здесь формируют вещевые рынки и небольшие отделы в промышленных магазинах.
Существует ограниченное предложение по отдельным товарным группам, таким как "Одежда" (для "премиум" сегмента), "Спортивные товары", "Парфюмерия", "Галантерея", "Музыкальные инструменты".
Принимая во внимание тот факт, что доля рынков имеет тенденцию к снижению в общем объеме товарооборота (с 44,5% в 2001 г. до 30,5% в 2005 г.), и доходы населения растут (темп роста доходов 2004 г. к 2003 г. составляет 121,4%), можно рассматривать вопрос целесообразности открытия специализированных непродовольственных магазинов для ценовых сегментов выше среднего и "премиум".
Как правило, открытие специализированных магазинов (бутиков) осуществляется на базе приспособленных помещений, чаще путем перевода жилых квартир, расположенных на первых этажах, в нежилой фонд.
Учитывая то, что в настоящее время практически большинство центральных улиц города "освоено", а открытие узкоспециализированных магазинов экономически целесообразно все же в центре города, данный вопрос вполне можно решить путем открытия окружных торговых центров, где будут размещены все непродовольственные товарные группы для различных сегментов рынка.
По-прежнему актуальным остается вопрос строительства крупного специализированного автосалона или современного рыночного комплекса по продаже автотранспортных средств.
Наиболее остро стоит задача обеспеченности торговых объектов парковками и автостоянками.
Ввод в действие крупных торговых центров за период 2006 - 2009 годы (приложение N 2), а так же проведение поэтапной реконструкции на базе действующих предприятий, (приложение N 1), положительным образом отразится на качественных изменениях в обеспечении населения товарами непродовольственной группы.
Продовольственная группа:
По оперативным данным по состоянию на 01.01.2006 год в городе насчитывалось 351 предприятие по продаже продовольственных товаров. Торговая площадь объектов составила 46061,4 кв. м.
Размещение торговых объектов по округам, ед.
Размещение торговых объектов по округам неравномерное, отсюда и обеспеченность населения торговыми площадями по округам различная.
В целом по городу обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жит. по продовольственной группе составляет 91,8 кв. м. (только стационарная сеть), при нормативе (согласно СНиП) - 100 кв. м. Уровень обеспеченности - 91,8% (без учета объектов мелкорозничной сети).
В расчете не были учтены киоски, так как ассортимент предлагаемых к продаже товаров в указанных объектах очень ограничен и рассчитан в основном на "проходящего" покупателя. Нельзя рассчитывать, что торговые предприятия подобного типа могут и должны удовлетворить потребности населения в продовольственных товарах в полном объеме.
Однако для более реальной оценки уровня обеспеченности населения торговыми площадями по продовольственной группе целесообразно из категории объектов мелкорозничной торговли выделить сеть павильонов, которые подлежат реконструкции и переводу в статус магазина, торговая площадь которых по оперативным данным составляет более 17500 кв. м. С учетом этого, уровень обеспеченности составит 126,6%.
Обеспеченность населения торговыми площадями
по округам без учета объектов мелкорозничной сети,
%
Расширение сети продовольственных магазинов путем проведения реконструкции действующих объектов, (приложение N 3) и строительства новых позволит к 2009 году достичь отметки в 100,3 тыс. кв. м торговых площадей.
Заявленная ранее программа размещения крупных торговых объектов до 2009 года качественным образом отразится и на обеспечении населения продовольственными товарами, (приложение N 2).
Динамика развития торговых площадей в г. Липецке
тыс. кв. м, продовольственная группа
Для сегодняшнего состояния рынка продовольственных товаров характерно наличие крупных сетевых розничных операторов, относящихся к формату экономического класса, таких как: "Корзинка", "Покупайка", "Магнит", "Пролетарский", "Прогресс".
Данные предприятия реализуют наряду с продовольственными товарами и непродовольственные товары универсального ассортимента, работают по методу самообслуживания, имеют относительно большие торговые площади, оснащены современным оборудованием, применяя при этом торговую надбавку на товар в пределах 10%.
В каждом округе города имеются представители вышеуказанных операторов, что позволяет максимально приблизить услугу потребителю. На сегодняшний день доля магазинов экономического класса в общем количестве продовольственных магазинов составляет чуть более 14%. Открытие магазинов такого формата является положительной тенденцией в развитии потребительского рынка города и обеспеченности населения продовольственными товарами. В ближайшее время, скорее всего тенденция открытия подобных магазинов сохранится, как за счет появления на потребительском рынке города новых розничных операторов такого типа, так и за счет расширения уже действующей сети путем реконструкции торговых предприятий.
Кроме того, продолжают успешно развиваться и продовольственные магазины другого формата: супермаркеты, универсамы ("Калинка", "Солнечный", "Донской", "Слобода", "Перекресток" и т.п.). И хотя удельный вес их невысок, всего около 2%, они также имеют своего покупателя.
Вместе с тем, на сегодняшний момент наибольший удельный вес все же составляют предприятия другого типа, а именно магазины "Продукты", более 80%.
Структура предприятий
торговли продовольственной группы товаров
Позитивные изменения в развитии рынка продовольственных магазинов сопровождаются и негативными моментами. Возникла проблема "вымывания" магазинов "шаговой доступности". Явно прослеживается тенденция перепрофилирования небольших продовольственных магазинов, расположенных на центральных улицах города или вблизи магазинов экономического класса.
Сохраняется низкий уровень обеспеченности по отдаленным районам города.
Анализ обеспеченности продовольственными товарами населения в соответствии с рекомендуемыми стандартами проживания в городе по местному уровню (радиус обслуживания до 500 м) определил перечень улиц, не вошедших в зону охвата. Как правило, это улицы отдаленных районов города частного сектора, (приложение N 4).
В этой связи необходимо определить приоритетные направления развития предприятий потребительского рынка продовольственной специализации:
- качественной улучшение структуры сети за счет роста числа крупных торговых объектов, в соответствии с программой размещения крупных объектов потребительского рынка до 2009 года;
- обустройство всех торговых объектов парковками, а наиболее крупных автостоянками;
- развитие сетевого принципа организации торговли, как отражение качественных изменений в области развития инфраструктуры потребительского рынка, в том числе магазинов экономического класса;
- обеспечение условий для нормального функционирования сети "магазинов шаговой доступности";
- размещение торговых объектов продовольственного назначения в отдаленных районах города, с учетом технической возможности, в том числе с привлечением субъектов малого предпринимательства;
- создание совместных проектов, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан;
- проведение поэтапной реконструкции действующих предприятий.
Общественное питание:
Одним из направлений развития потребительского рынка является развитие сети предприятий общественного питания.
По состоянию на 01.01.2006 г. количество предприятий общественного питания составило 473 объекта, в том числе общедоступная сеть - 254 предприятия на 10392 посадочных места, что практически на уровне прошлого года. Из общего количества 43,1% или 218 предприятий несут социальную нагрузку - обслуживают студентов высших и средних учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, рабочих и служащих производственных предприятий и учреждений.
Динамика развития предприятий
общественного питания общедоступной сети, ед.
Размещение предприятий общественного питания общедоступной сети по округам неравномерное. Явное преимущество за центром города, а именно Советский округ - 103 предприятия на 4649 посадочных места, наименьшее количество предприятий размещено в Левобережном округе - 34 предприятия на 1296 п/м.
Наличие сети предприятий общественного питания
в разрезе по типам предприятий по состоянию
на 01.01.2006 год (общедоступная сеть)
Тип предприятия | Октябрьский округ |
Советский округ |
Левобережный округ |
Правобережный округ |
Всего предприятий |
Бары | 8 | 10 | 1 | 4 | 23 |
рестораны | 3 | 6 | 1 | 3 | 13 |
Кафе | 22 | 51 | 9 | 24 | 106 |
Столовые | 2 | 2 | 3 | 4 | 11 |
Закусочные | 31 | 34 | 20 | 16 | 101 |
Итого | 66 | 103 | 34 | 51 | 254 |
Наибольший удельный вес в структуре предприятий общественного питания открытой сети занимают кафе - 42% и закусочные - 40%, а наименьший - рестораны (5%), столовые (4%).
Структура сети предприятий общественного питания
Оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям в 2005 году 243,1 млн. руб., что в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года составило 91,2%, то есть увеличение оборота происходит в основном за счет роста цен.
Оборот общественного питания по крупным
и средним предприятиям, млн. руб.
Основным нормативным критерием оценки обеспеченности населения услугами общественного питания является уровень обеспеченности населения посадочными местами. Согласно СНиП норматив составляет 40 п/м на 1 тыс. жителей. В городе Липецке по открытой сети данный показатель равен 21 п/м, то есть почти в 2 раза ниже норматива. Исходя из этого, следует, что в городе необходимо активно развивать сеть предприятий общественного питания, хотя с другой стороны, проведенный мониторинг свидетельствует об относительно низкой посещаемости существующих предприятий общественного питания. Совершенно очевидно на сегодняшний момент преимущество предприятий быстрого питания, пиццерий, молодежных кафе и т.п. Приоритетом пользуются предприятия, где можно не только недорого и вкусно покушать, но и отдохнуть, в том числе всей семьей. Следовательно, развитие должны получить предприятия данного типа. В краткосрочной перспективе в плане развития деятельности предприятий общественного питания речь в большей степени идет о качественных преобразованиях.
С целью дальнейшего развития сети предприятий общественного питания и качественных преобразований в этой сфере необходимо содействовать:
- размещению стационарных объектов питания различных типов, ориентированных на различные группы потребителей, в том числе в местах массового пребывания населения;
- развитию предприятий питания с различными национальными кухнями;
- выделению земельных площадей для строительства объектов в жилых массивах, включая отдаленные.
Основным принципом развития общественного питания должно стать соответствие структуры, объема и качества услуг платежеспособному спросу населения.
Для предприятий общественного питания закрытой сети необходимо совершенствовать систему услуг в общеобразовательных учебных заведениях.
Бытовое обслуживание:
По состоянию на 01.01.2006 г. в городе насчитывалось 647 объектов бытового обслуживания, в том числе 181 предприятие мелкорозничной сети, что составляет 28% от общего количества предприятий бытового обслуживания.
Графический объект
В сфере бытового обслуживания занято 2382 человек. Населению предоставляется более 20 видов различных услуг.
Объем бытовых услуг, оказанных населению в 2005 году, составил 1,36 млрд. руб., что на 30% больше, чем в 2004 году.
Если рассматривать предприятия бытового обслуживания по типам, то наибольший удельный вес занимают парикмахерские и салоны красоты. Их число составляет 159 или 34% от общего числа стационарных объектов.
Количество предприятий бытового обслуживания
в разрезе по типам
Анализ наличия сети предприятий бытового обслуживания свидетельствует о недостаточном уровне развития сферы услуг. Недостаточное количество бань, прачечных, химчисток, швейных ателье, предприятий по ремонту бытовой техники и т.п. Открытие сервисных центров по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники в крупных магазинах частично удовлетворяет потребности населения в данной услуге. Развитие сферы оказания бытовых услуг населению идет практически в 2-3х направлениях: парикмахерские и салоны красоты, автосервисы, автостоянки. Отсутствует сеть комплексных пунктов по приему заказов на бытовые услуги.
Среди имеющихся объектов бытового обслуживания отмечается неравномерное распределение по округам. Наибольшее количество предприятий расположено в Октябрьском и Советском округе, соответственно 244 и 224 объекта; Правобережный округ - 111; Левобережный округ - 68.
Основным нормативным критерием оценки состояния сферы бытового обслуживания населения (согласно СНиП 2.07.01-89) является норматив численности работающих в БО на 1000 чел., который равен 9 р/м на 1 тыс. чел. (фактически 4,7 р/м). То есть по нормативу численность людей, занятых в БО должна составлять 4518 чел., фактически занято - 2382 чел. Таким образом:
Уровень обеспеченности населения в целом по городу составляет 52,7%,
в том числе по округам:
Правобережный округ - 67,8%;
Советский округ - 52,6%;
Октябрьский округ - 49,0;
Левобережный округ - 44,4%.
Несмотря на то, что за последние 3 года наблюдается тенденция увеличения количества предприятий бытового обслуживания, нормативный показатель в данной сфере остается по-прежнему низким.
Динамика развития предприятий бытового обслуживания,
стационарная сеть, ед.
Для повышения уровня обслуживания и качества оказываемых услуг необходимо не только расширение видов оказываемых услуг, но и в первую очередь создание условий путем взаимодействия органов власти с коммерческими и некоммерческими организациями для стабильного развития сферы оказания бытовых услуг населению. Прежде всего, это:
- определение условий в договоре на строительство крупных торговых объектов на стадии проектирования и создание механизмов дополнительного выделения части площадей под объекты бытового обслуживания;
- внесение изменений в правовые акты, касающиеся предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности города, для строительства и реконструкции, в части включения условий в инвестиционный договор выделения части объекта недвижимости под размещение объектов бытового обслуживания населения;
- способствование развитию сети комплексных предприятий бытового обслуживания, оказывающих услуги повседневного спроса, особо в районах массового проживания населения.
Рынки и мини-рынки:
По состоянию на 01.01.2006 г. на территории города расположено:
рынков - 9,
общая площадь - 173290 кв. м.
количество рабочих мест - 7193;
мини-рынков - 14,
общая площадь - 29518,5 кв. м.
количество рабочих мест - 1269.
Количество рынков на протяжении последних 3-х лет остается постоянным, а вот по мини-рынкам наблюдается тенденция к снижению. Их число сократилось с 26 в 2003 г. до 14 в 2005 г.
Количество рынков и мини-рынков, ед.
Оборот рынков неуклонно снижается. Доля рынков в общем объеме товарооборота снизилась с 44,5% в 2001 году до 30,5% в 2005 году, что свидетельствует о стремлении покупателя к более цивилизованным форматам торговли.
В этой связи необходимо сделать основной упор на качественные преобразования рынков, осуществлять постепенный перевод объектов в многопрофильные торговые комплексы, при этом сохраняя сельскохозяйственные рынки и мини-рынки. В рамках этого на 2006 год разработаны и утверждены мероприятия по реконструкции (благоустройству, модернизации) рынков и мини-рынков, расположенных в городе Липецке.
Мероприятия
по реконструкции (благоустройству, модернизации) рынков
и мини-рынков, расположенных в г. Липецке на 2006 год
N пп |
Наименование рынка, мини-рынка |
Запланированные мероприятия на 2006 год |
1. | Центральный рынок пл. Победы, 6 (филиал "Коопрынокторга") |
- надстройка 2-го этажа; - реконструкция фасада здания; - текущий ремонт; - проведение теплосети к павильону; - оборудование кровли для рядов летней торговли плодово-ягодной продукцией с личных подворий; - ремонт асфальтового покрытия; - приобретение холодильного оборудования; - приобретение компьютерной техники |
2. | Рынок пос. Свободный Сокол пл. Заводская.ю, 2 |
- текущий ремонт; - ремонт асфальтового покрытия |
3. | Рынок Советского района 9 микрорайон, ул. Космонавтов, 96 |
- ремонт мягкой кровли; - текущий ремонт; - приобретение холодильного оборудования; - реконструкция фасада здания; - ремонт асфальтового покрытия |
4. | Оптово-розничный рынок ООО "Центр" ул. Союзная, 6 |
- вывод контейнеров с территории рынка; - реконструкция бытовых помещений (80 кв. м.); - реконструкция торговых площадей (200 кв. м.); - строительство туалета (80 кв. м.); - реконструкция административного здания |
5. | Рынок строительных материалов факт.: ул. 50 лет НЛМК |
- расширение торговых площадей за счет постройки второго этажа; - облицовка павильонов |
6. | Петровский рынок ул. Неделина |
- строительство моста через р. Липовка; - строительство и перенос Центрального входа; - реконструкция объектов общественного питания; - строительство 4-х торговых павильонов на месте торговых рядов в торговой зоне N 2 |
7. | Рынок поселка НЛМК ул. Суворова, 14 |
- строительство двух павильонов по продаже промтоваров; - ремонт в павильоне по продаже промтоваров; - ремонт асфальтового покрытия; - строительство летней площадки для торговли плодоовощной продукцией |
8. | Рынок "Октябрьский" ул. П.Смородина, 13 юр.: пр. 60 лет СССР.206 |
строительство павильона по торговле промышленными товарами (общая площадь - 3380 кв. м, торговая площадь - 2114 кв. м) |
Мини-рынок "На Кольцевой" пр. Победы, 104-а |
строительство культурно-торгового центра (3-х этажный дом торговли, специализированные магазины, предприятия общественного питания, автомобильная стоянка, дневная парковка, парковая зона) |
|
9. | мини-рынок по ул. Водопьянова юр.: ул. Толстого, 1-304 |
- покраска металлоконструкций; - ямочный ремонт асфальтового покрытия; - замена торговых палаток |
10. | мини-рынок пос. Матырский ул. Моршанская-1в |
- ямочный ремонт асфальтового покрытия; - покраска ограждения мини-рынка |
11. | мини-рынок ул. Ушинского | - установка ограждения мини-рынка; - ямочный ремонт асфальтового покрытия; - согласовывается проект на реконструкцию мини-рынка |
12. | мини-рынок по ул. Спиртозаводская | - строительство шести торговых мест (100 кв. м) по левой стороне мини-рынка |
13. | мини-рынок в районе Центрального рынка ул. Союзная, 6 |
- реконструкция торговых площадей |
14. | мини-рынок "Товары для дома" ул. Союзная, 6 |
- реконструкция помещений и торговых площадей |
15. | мини-рынок 24 микрорайона ул. 60 лет СССР, 37 |
- реконструкция восточной стороны мини-рынка (строительство трех стационарных объектов из металлоконструкций и стекла) |
16. | ООО ТК "Олимпийский" факт.: п. Сырскнй Рудник, ул. Юношеская; юр.: пр. Победы, 69-а |
- ввод в эксплуатацию мясного павильона; - начало строительства магазинов по периметру мини-рынка в количестве 10 штук (площадью от 25 до 50 кв. м); - строительство кафе |
Особо остро для данных объектов стоит вопрос обустройства парковок,
Согласно нормам расчета стоянок автомобилей число машино-мест для рынков и мини-рынков, исходя из фактического наличия торговых мест, должно составлять 3385 мест. Фактически - 1012, что составляет 30% от норматива.
3. Задачи и основные приоритеты развития
потребительского рынка
Потребительский рынок, как одна из сфер экономики города, призванная обеспечить решение комплекса задач, ориентированных на наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары, торговые и бытовые услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве и безопасности.
В целях повышения системности и эффективности мер по решению проблем развития потребительского рынка можно определить четыре основных направления на период до 2009 года:
I. Расширение и совершенствование инфраструктуры
Общими задачами в данном направлении являются:
- формирование оптимального размещения сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, обеспечивающего территориальную доступность товаров и услуг во всех районах города не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов (нормативов) проживания;
- развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг: новое строительство, реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными схемами и планировками и новейшими научнотехническими достижениями в организации торговли, общественного питания и бытовых услуг;
- координация размещения крупных торговых объектов, с учетом развития инфраструктуры города в целом, социальной значимостью объекта, а также необходимости обеспечения того или иного района города услугами в сфере потребительского рынка;
- увеличение доли предложения на рынок качественных потребительских товаров местного производства;
- повышение уровня обеспеченности предприятий потребительского рынка автостоянками и парковками;
- упорядочение работы рынков и мини-рынков;
- преобразование рынков в современные многопрофильные торговые комплексы;
- упорядочение мелкорозничной сети, поэтапное сокращение числа киосков, реконструкция павильонов, строительство новых остановочных навесов в комплексе с объектами мелкорозничной торговли;
- развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания, оказывающих услуги повседневного спроса, особо в районах массового проживания населения;
- открытие предприятий общественного питания открытой се ориентированных на массового потребителя, в том числе молодежных и детских кафе, "народных" ресторанов;
- сохранение закрытой сети общественного питания;
- благоустройство территорий, прилегающих к торговым предприятиям, в том числе за счет собственных средств предприятия.
II. Стимулирование развития интегральных процессов
Общими задачами в данном направлении являются:
- привлечение в город крупных отечественных и зарубежных компаний для ведения бизнеса, а также активное внедрение современных сетевых технологий (в том числе сети нового типа: дискаунтеры, супермаркеты, магазины-склады и т.д.);
- привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников в развитие инфраструктуры города, реконструкцию и строительство объектов сферы потребительского рынка;
- создание дополнительных рабочих мест;
- увеличение бюджетных отчислений;
- укрепление положения г. Липецка как регионального центра с конкурентоспособной экономикой для эффективного ведения бизнеса;
- обеспечение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей, создание условий для освоения и внедрения новых видов продукции;
- создание условий для привлечения инвесторов в районы менее привлекательные для бизнеса, но важные с точки зрения удовлетворения потребностей населения.
III. Совершенствование правового регулирования в области
управления, координации и контроля деятельности
субъектов потребительского рынка
Общими задачами в данном направлении являются:
- выработка согласованной политики контролирующих и регулирующих органов муниципального и федерального уровня по отношению к объектам потребительского рынка;
- разработка комплекса мер для обеспечения правового регулирования основных процессов в современной торговле, общественном питании и в сфере оказания бытовых услуг населению, отношений с производителями, органами власти и контролирующими органами, с целью формирования условий для развития отрасли;
- принятие нормативного документа по информационному обеспечению потребительского рынка города с целью создания системы мониторинга потребительского рынка, способной отслеживать динамику и анализировать различные показатели для использования полученной информации в совершенствовании работы органов местного самоуправления с предпринимателями и горожанами;
- определение условий в договоре на строительство крупных торговых объектов на стадии проектирования и создание механизмов дополнительного выделения части площадей под объекты бытового обслуживания;
- внесение изменений в правовые акты, касающиеся предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности города, для строительства и реконструкции, в части включения условий в инвестиционный договор выделения части объекта недвижимости под размещение объектов потребительского рынка конкретного функционального назначения;
- защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности товаров потребительского назначения и услуг.
IV. Совершенствование системы кадрового обеспечения
Общими задачами в данном направлении являются:
- повышение квалификации кадров, занятых в отрасли;
- обеспечение новых рабочих мест квалифицированными кадрами;
- определение ежегодной потребности потребительского рынка в выпускниках учреждений профессионального образования на основе прогноза и перспективного планирования потребности объектов потребительского рынка в квалифицированных кадрах;
- участие в разработке типовых образовательных программ обучения специалистов для организации сферы потребительского рынка с учетом современных требований, предъявляемых к квалификации кадров рабочих и служащих;
- содействие в организации центров для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- проведение городских конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов, мастер-классов;
- проведение смотров-конкурсов на лучшее предприятие торговли, питания и бытовых услуг;
- организация и проведение обучающих и практических семинаров для работников сферы потребительского рынка.
4. Заключение
Реализация основных направлений Концепции позволит обеспечить правовое регулирование основных процессов в сфере потребительской) рынка, выработать согласованную политику стабильного развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания, направленную на обеспечение качества и безопасности товаров и услуг.
Стратегической целью развития потребительского рынка г. Липецка является удовлетворение потребностей всех слоев населения в доступных и качественных товарах и услугах в цивилизованных формах его организации.
За период до 2009 года, только за счет строительства новых объектов потребительского рынка, количество торговых площадей возрастет почти в 2 раза. Обеспеченность торговыми площадями в ходе реализации указанных мероприятий достигнет более 600 кв. м на 1000 чел., что позволит обеспечить территориальную доступность товаров и услуг во всех районах города не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов проживания. Ожидается развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания, оказывающих услуги повседневного спроса.
Путем поэтапного сокращения числа киосков, реконструкции павильонов, строительства новых остановочных навесов в комплексе с объектами мелкорозничной торговли будут достигнуты качественные преобразования, в сфере мелкорозничной сети, произойдет обновление рыночных комплексов.
В результате выполнения основных мероприятий, определенных Концепцией, ожидается увеличение доли предложения на потребительский рынок г. Липецка качественных товаров местного производства.
Развитие интегральных процессов позволит привлечь в развитие инфраструктуры города дополнительные инвестиционные ресурсы, создать дополнительные рабочие места, увеличит бюджетные отчисления и укрепит положение г. Липецка как регионального центра с конкурентоспособной и инвестиционно-привлекательной экономикой.
Совершенствование системы кадрового обеспечения обеспечит наличие на рынке труда специалистов необходимой квалификации.
Мероприятия
по развитию потребительского рынка города Липецка
на 2006 - 2009 годы
N п/п |
Наименование мероприятия | Срок исполнения |
Исполнители | |
I. Развитие сети предприятий потребительского рынка | ||||
1.1. | Инвентаризация сети предприятий потребительского рынка, включая оптовые |
2007 год | Департамент экономики Департамент по работе с населением и связям с общественностью |
|
1.2. | Проведение анализа обеспеченности населения торговыми площадями, посадочными местами и бытовыми услугами с учетом градостроительных норм |
ежегодно | Департамент экономики |
|
1.3. | Мониторинг сети предприятий потребительского рынка, в том числе оборудованных для посещения лиц с ограниченными возможностями, ведение торгового реестра в целях выполнения стандартов проживания в Липецке в области потребительского рынка и нормативов их обеспеченности |
постоянно | Департамент экономики Департамент социальной защиты населения |
|
1.4. | Строительство новых объектов потребительского рынка, реконструкция и модернизация действующих объектов в соответствии с градостроительными схемами и планировками и новейшими научно-техническими достижениями в организации торговли, общественного питания и бытовых услуг |
постоянно | Департамент градостроительства и архитектуры Департамент экономики МУ "Городской центр рекламы" |
|
1.5. | Формирование оптимального размещения сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, включая крупные торговые объекты, с учетом развития инфраструктуры города в целом и с целью обеспечения территориальной доступности товаров и услуг во всех районах города не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов (нормативов) проживания |
постоянно | Департамент градостроительства и архитектуры Департамент экономики |
|
1.6. | Развитие сети магазинов экономического класса и других социально ориентированных объектов потребительского рынка в зонах пешеходной доступности |
постоянно | -/- | |
1.7. | Развитие сетевых принципов организации, формирования фирменных сетей предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения |
постоянно | Департамент экономики |
|
1.8. | Развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания, оказывающих услуги повседневного спроса в районах массового проживания населения |
до 2009 г. | Департамент градостроительства и архитектуры Департамент экономики |
|
1.9. | Содействие размещению стационарных объектов питания различных типов, ориентированных на различные группы потребителей, в том числе в местах массового пребывания населения, включая парки, досугово-развлекательные и культурные центры и т.п. |
постоянно | Департамент градостроительства и архитектуры Департамент экономики |
|
1.10. | Развитие предприятий питания с национальными кухнями |
-/- | Департамент экономики |
|
1.11. | Разработка и создание новой системы организации школьного питания, основанной на принципах использования продукции высокой степени готовности, произведенной организациями пищевой и перерабатывающей промышленности" Липецкой области |
2007 год | Департамент экономики Департамент образования |
|
1.12. | Проведение поэтапного сокращения числа киосков, реконструкция павильонов, строительство новых остановочных навесов в комплексе с объектами мелкорозничной торговли |
постоянно | Департамент экономики Департамент градостроительства и архитектуры Департамент городского транспорта |
|
1.13. | Упорядочение работы рынков и мини-рынков, преобразование рынков в современные многопрофильные торговые комплексы |
-/- | Департамент экономики Департамент градостроительства и архитектуры |
|
1.14. | Согласование и обустройство мест торговли для реализации населением излишков сельхозпродукции, выращенной на собственных садовых участках |
2007 год | Департамент по работе с населением и связям с общественностью Департамент экономики Департамент градостроительства и архитектуры |
|
1.15. | Повышение уровня обеспеченности предприятий потребительского рынка автостоянками и парковками |
постоянно | Департамент градостроительства и архитектуры Департамент экономики |
|
1.16. | Разработка схемы размещения стоянок автотранспортных средств на территории г. Липецка до 2009 года |
2007 год | Департамент градостроительства и архитектуры |
|
II. Развитие интегральных процессов | ||||
2.1. | Содействие развитию предприятий потребительского рынка на принципах сетевого ассоциирования и интегрирования |
постоянно | Департамент экономики |
|
2.2. | Привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников в развитие инфраструктуры города, реконструкцию и строительство объектов сферы потребительского рынка; |
-/- | -/- | |
2.3. | Создание условий для привлечения инвесторов в районы менее привлекательные для бизнеса, но важные с точки зрения удовлетворения потребностей населения |
-/- | -/- | |
2.4. | Создание совместных проектов, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан |
-/- | -/- | |
2.5. | Содействие расширению масштабов применения франчайзинга на потребительском рынке как средства повышения устойчивости и конкурентоспособности малых предприятий |
-/- | -/- | |
2.6. | Заключение соглашений об экономическом сотрудничестве с крупными торговыми структурами по вопросу минимального объема поставки продукции местных товаропроизводителей |
-/- | -/- | |
2.7. | Поддержка городских структур, организующих собственные сети оптовой и розничной торговли |
-/- | -/- | |
III. Нормативно-правовое обеспечение | ||||
3.1. | Инвентаризация действующих нормативных актов в сфере потребительского рынка и внесение соответствующих изменений |
2007 год | Департамент экономики | |
3.2. | Подготовка проектов нормативных правовых актов г. Липецка по основным вопросам в области потребительского рынка: - разработка Положения "О реестре предприятий бытового обслуживания населения"; - внесение изменений и дополнений в Положение "О торговой деятельности в городе Липецке"; - подготовка предложений в Закон Липецкой области "О системе информационного обеспечения потребительского рынка в Липецкой области"; - разработка и принятие нормативного документа по информационному обеспечению потребительского рынка города Липецка; |
2007 год 2007 год 2007 год 2007 год |
-/- -/- Департамент экономики -/- |
|
3.3. | Внесение изменений в правовые акты, касающиеся предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности города, для строительства и реконструкции, в части включения условий в инвестиционный договор выделения части объекта недвижимости под размещение объектов потребительского рынка конкретного функционального назначения |
2007 год | Департамент экономики | |
3.4. | Внесение предложений по созданию экономико-правовых инструментов для сохранения объектов потребительского рынка "шаговой доступности" |
2007 год | Департамент экономики | |
IV. Кадровое обеспечение | ||||
4.1. | Организация и проведение обучающих и практических семинаров для работников сферы потребительского рынка |
постоянно | Департамент экономики | |
4.2. | Проведение смотров-конкурсов на лучшее предприятие торговли, питания и бытовых услуг |
ежегодно | -/- | |
4.3. | Проведение конкурсов профессионального мастерства для повышения профессионального уровня персонала сферы торговли и услуг |
ежегодно | -/- | |
4.4. | Развитие и поддержка корпоративных систем обучения |
постоянно | Департамент экономики Предприятия потребительского рынка |
|
4.5. | Содействие заключению договоров социального партнерства между предприятиями потребительского рынка с учебными заведениями |
-/- | Департамент экономики Предприятия потребительского рынка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.