Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Воловского районного Совета депутатов
от 2 июня 2006 г. N 328
Районная целевая программа
"О совершенствовании работ
по социально-гигиеническому мониторингу
в Воловском районе на 2006-2010 годы"
Паспорт
районной целевой программы
"О совершенствовании работ
по социально-гигиеническому мониторингу
на 2006-2010 годы"
Наименование программы:
Районная целевая программа "О совершенствовании работ по социально-гигиеническом мониторингу в Воловском районе на 2006-2010 годы" (далее - Программа).
Основание для разработки программы:
Федеральный Закон от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санэпидблагополучии населения"; Закон Липецкой области от 22.12.2004 г. N 147-ОЗ "О программе социально-экономического развития Липецкой области на 2005 г. и на период до 2008 года, постановление областного Совета депутатов от 29 ноября 2005 года N 1027-пс "Об областной целевой программе "О совершенствовании работ по социально-гигиеническому мониторингу в Липецкой области на 2006-2010 годы".
Муниципальный заказчик программы:
Администрация Воловского района.
Разработчик Программы:
Территориальный отдел территориального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Задонском районе (по Воловскому району).
Основные исполнители Программы:
МУЗ Воловская ЦРБ, Администрация района, по согласованию:
Территориальный отдел территориального Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Задонском районе (Воловский район), Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тербунском районе", территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области в Воловском районе.
Цель Программы:
- стабилизация уровня заболеваемости и улучшение здоровья населения;
- снижение уровня загрязнения и оздоровление среды обитания населения.
Задачи Программы:
- гигиеническая оценка факторов среды обитания и здоровья населения;
- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения, прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации;
- ведение районного информационного фонда социально-гигиенического мониторинга (далее - СГМ);
- выработка предложений для принятия управленческих решений органами исполнительной власти, местного самоуправления в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Сроки реализации Программы: 2006-2010 годы.
Программные мероприятия:
Программные мероприятия реализуются по следующим направлениям:
- совершенствование системы мониторинга за состоянием среды обитания и здоровьем населения района с использованием современных информационных технологий;
- внедрение методологии оценки риска влияния неблагоприятных факторов среды обитания на состояние здоровья населения района;
- информационное обеспечение Программы.
Объем и источник финансирования Программы:
Мероприятия финансируются за счет средств районного бюджета.
Прогнозируемый объем финансирования из районного бюджета на 2006-2010 годы - 175 тыс. рублей, в том числена 2006 год - 35 тыс. рублей; 2007 год - 35 тыс. руб.; 2008 год - 35 тыс. руб.; 2009 год - 35 тыс. руб., 2010 год - 35 тыс. руб.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения и формирования районного бюджета на очередной финансовый год.
Ожидаемые конечные результаты Программы:
Улучшение условий труда, быта, отдыха, проживания, обучения и воспитания населения Воловского района путем снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и физических факторов;
- стабилизация и последующее улучшение состояния здоровья населения района.
Контроль за исполнением Программы:
Администрация Воловского района.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
За последние десятилетия проблема окружающей среды и здоровья населения приобрела приоритетное значение в кругу проблем, стоящих перед Воловским районом. Принятие и реализация районных целевых программ "Организация социально-гигиенического мониторинга в Воловском районе в 1996-1999 годах", "О дальнейшем развитии работ по социально-гигиеническому мониторингу на 2000-2004 г.г." с продлением срока действия на 2005 год способствовало созданию и развитию системы социально-гигиенического мониторинга - государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования состояния здоровья и среды обитания, установления причинно-следственных связей между здоровьем и факторами окружающей среды.
Результаты анализа состояния здоровья населения и среды обитания Воловского района, полученные в рамках работ по социально-гигиеническому мониторингу, используются для целесообразности проведения санитарно-гигиенических мероприятий по снижению антропотехногенной нагрузки на население, а также принятия нормативных правовых актов района по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
За последние 5 лет произошло ухудшение качества питьевой воды, подаваемой населению по микробиологическим показателям на ведомственных и коммунальных водопроводах от 2% в 2002 году до 12,2% в 2005 году.
В целях профилактики алиментарно-зависимых заболеваний в районе частично проводится обогащение продуктов питания массового потребления витаминами и микроэлементами.
В области химической безопасности и качества пищевых продуктов и продовольственного сырья продукция отвечает требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям.
В 2005 году общая смертность населения по сравнению с 4-мя предыдущими годами повысилась на 14,4% и составила 22,8 на 1000 населения.
Младенческая смертность по сравнению с 2001-2004 г. в 2005 г. снизилась в 1,7 раза и показатель составил 8,3 на 1000 родившихся. За предыдущие 4 года (2001-2004 г.г.) младенческая смертность в районе выше среднеобластного показателя в 1,89 раза (район - 19,5; область - 10,3). По сравнению со средним значением за 2001-2004 г.г. в 2005 году отмечен рост смертности от болезней системы кровообращения на 24,1%, от несчастных случаев - на 19,0%, от прочих болезней и состояний - на 22%.
В 2005 году по сравнению со средним значением за 2001-2004 г.г. темп прироста общей заболеваемости всего по району составил 6,9%, а по сравнению с 2004 годом общая заболеваемость снизилась на 10,2%. Рост общей заболеваемости по сравнению с 2001 годом составил 30,5%. Общая заболеваемость всего населения района за 2001-2004 г.г. ниже среднеобластных показателей в 1,7 раза. За последние 5 лет самая высокая обращаемость населения района в ЛПУ зарегистрирована в 2004 году.
Обращаемость населения района с хроническими заболеваниями в 2001-2005 г.г. ниже, чем в области на 15,1%.
Рост заболеваемости среди взрослого населения по сравнению со средним значением 2001-2004 г.г. в 2005 г произошел в следующих классах болезней:
болезни системы кровообращения - на 41,4%,болезни нервной системы - в 3,1 раза; у подростков 15-17 лет: болезни крови и кроветворных органов - в 3,1 раза, мочеполовой системы - в 1,6 раза; среди детей 0-14 лет: психические расстройства - на 65,5%,болезни мочеполовой системы - на 27,8%.
Наряду с этим произошло снижение заболеваемости взрослого населения в следующих классах болезней:
травмы и отравления - на 64%, болезни крови и кроветворных органов на 40,3%; у подростков 15-17 лет: болезни нервной системы в 16,1 раза, болезни костно-мышечной системы - в 3 раза; у детей 0-14 лет: болезни системы кровообращения - в 1,9 раза, травмы и отравления - в 2,2 раза.
Несмотря на положительные сдвиги по ряду показателей здоровья населения и качества среды обитания, в районе остаются проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха, почвы, источников питьевого водоснабжения, установлена корреляционная зависимость различной степени выраженности заболеваемости взрослого и детского населения от комплексного показателя антропотехногенной нагрузки и суммарных показателей качества питьевой воды, пищевых продуктов. Эта зависимость прослеживается по многим классам болезней и отдельным нозоологиям.
В Воловском районе, несмотря на наметившиеся тенденции к улучшению ситуации, наблюдается высокий уровень смертности и естественной убыли населения. Естественная убыль населения по сравнению с 2001-2004 г.г. повысилась на 34,6% и составила 15,21 на 1000 населения, естественная убыль населения за предыдущие 4 года выше среднеобластных показателей на 11,6%.
За последние 5 лет ухудшилось качество питьевой воды по санитарно-химическим показателям с 2% в 2001 г. до 17% в 2005 г.
В районе имеется 1 полигон для сбора твердых бытовых отходов. Существующие мусоросвалки в сельских администрациях не отвечают санитарным требованиям.
Таким образом, сложившаяся ситуация с состоянием здоровья населения и средой обитания на территории Воловского района определяет необходимость дальнейшего совершенствования работ по социально-гигиеническому мониторингу, внедрения перспективных подходов к оценке влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, включая методологию оценки риска и внедрение современных лабораторных и инструментальных методов исследования.
Решение актуальных проблем сохранения и улучшения здоровья населения, выявления факторов риска окружающей среды и прогнозирования ситуации должно осуществляться в рамках целевых программ, совместными действиями органов законодательной, исполнительной власти района, сельских поселений и всех заинтересованных служб и ведомств.
Принятие новой районной целевой программы "О совершенствовании работ по социально-гигиеническому мониторингу в Воловском районе на 2006-2010 годы".
Цели, задачи, сроки реализации программы
Целью Программы являются:
- стабилизация уровня заболеваемости и улучшение здоровья населения;
- снижение уровня загрязнения и оздоровление среды обитания населения;
достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
- гигиеническая оценка факторов среды обитания и здоровья населения;
- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения, прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации;
- обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению социально-гигиенического мониторинга;
- выработка предложений для принятия управленческих решений органами исполнительной власти и местного самоуправления в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Реализация Программы предусматривается на период с 2006 г. по 2010 г.
Программные мероприятия
В программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
Система мероприятий по реализации программы:
1. Совершенствование системы мониторинга за состоянием среды обитания и здоровьем населения района с использованием современных информационных технологий:
1.1. совершенствование системы сбора и анализа данных социально-гигиенического мониторинга с использованием автоматизированной системы "Социально-гигиенический мониторинг";
1.2. совершенствование системы сбора и учета персонифицированных случаев заболеваний по обращаемости за медицинской помощью;
1.3. совершенствование ведения мониторинга острых отравлений химической этиологии;
1.4. внедрение мониторинга физического развития детей, подростков;
1.5. развитие донозоологической диагностики;
1.6. совершенствование мониторинга за качеством водоснабжения населения района;
1.7. формирование районного информационного фонда социально-гигиенического мониторинга всеми заинтересованными службами и ведомствами.
2. Внедрение методологии оценки риска влияния неблагоприятных факторов среды обитания на состояние здоровья населения:
2.1. выявление потенциально вредных факторов, оценка связи между изучаемым фактором и нарушениями состояния здоровья населения;
2.2. анализ полученных данных, расчет рисков для населения, сравнительная оценка и ранжирование рисков по степени значимости, установление приоритетных проблем для здоровья населения;
2.3. разработка и обоснование мероприятий по устранению или снижению риска, оценка эффективности оздоровительных мероприятий;
2.4. корректировка планов проведения социально-гигиенического мониторинга с учетом приоритетных источников загрязнения среды обитания.
3. Информационное обеспечение Программы:
3.1. информирование органов исполнительной власти, местного самоуправления о результатах ведения социально-гигиенического мониторинга;
3.2. подготовка аналитической информации по результатам социально-гигиенического мониторинга:
3.2.1. ежегодного доклада "О состоянии здоровья населения в Воловском районе";
3.2.2. ежегодного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Воловском районе";
3.2.3. ежегодного доклада "О состоянии окружающей среды Воловского района";
3.2.4. информационных бюллетеней и др.;
3.3. обеспечение заинтересованных служб и ведомств, граждан информацией, полученной при проведении социально-гигиенического мониторинга;
4. Контроль за реализацией программы:
Контроль за реализацией программы осуществляется администрацией района.
5. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы:
Эффективность реализации мероприятий, предусмотренных Программой, будет оцениваться по:
- снижению уровня загрязнения окружающей среды района;
- стабилизации уровня заболеваемости и улучшению здоровья населения района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.