Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тербунского районного Совета депутатов
от 29 сентября 2006 г. N 255
Районная целевая программа
"О совершенствовании работ
по социально-гигиеническому мониторингу
на 2006-2010 годы"
Наименование Программы: |
Районная целевая программа "О совершенствовании работ по социально-гигиеническому мониторингу в Тербунском районе на 2006-2010 годы" |
Основание для разработки Программы: |
Федеральный Закон от 30.03.99 г. N 52 ФЗ "О санэпидблагополучии населения"; Закон Липецкой области от 22.12 2004 г. N 147-ОЗ "О программе социально-экономического развития Липецкой области на 2005 г. и на период до 2008 года |
Государственный заказчик: |
администрация Тербунского района |
Разработчик Программы: |
Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Задонском районе (по Тербунскому району) |
Основные исполнители Программы: |
МУЗ "Тербунская ЦРБ", Территориальный отдел территориального Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Задонском районе (Тербунский район), Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тербунском районе", территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области в Тербунском районе |
Цель Программы: |
- стабилизация уровня заболеваемости и улучшение здоровья населения; - снижение уровня загрязнения и оздоровление среды обитания населения |
Задачи Программы: |
- гигиеническая оценка факторов среды обитания и здоровья населения; - выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения, прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации; - ведение Регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга (далее - СГМ) - выработка предложений для принятия управленческих решений органами исполнительной власти, местного самоуправления в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
Сроки реализации Программы: |
2006-2010 годы |
Программные мероприятия: | Программные мероприятия реализуются по следующим направлениям: - совершенствование системы мониторинга за состоянием среды обитания и здоровьем населения района с использованием современных информационных технологий; - внедрение методологии оценки риска влияния неблагоприятных факторов среды обитания на состояние здоровья населения района; - совершенствование лабораторного контроля и инструментальных методов исследования за факторами окружающей среды; - совершенствование компьютерного, программного и информационно-аналитического обеспечения СГМ; - подготовка кадров; - информационное обеспечение Программы |
Объем и источник финансирования Программы: |
Мероприятия финансируются за счет средств районного бюджета. Прогнозируемый объем финансирования из районного бюджета на 2006-2010 годы - 40 тыс. рублей, в том числе на 2007 год - 40 тыс. рублей. Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы уточняются в процессе исполнения и формирования районного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты Программы: |
- улучшение условий труда, быта, отдыха, проживания, обучения и воспитания населения Тербунского района путем снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и физических факторов; - стабилизация и последующее улучшение состояния здоровья населения района |
Контроль за исполнением Программы: |
администрация Тербунского района |
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами:
За последние десятилетия проблема окружающей среды и здоровья населения приобрела приоритетное значение в кругу проблем, стоящих перед Тербунским районом. Принятие и реализация районных целевых программ "Организация социально-гигиенического мониторинга в Тербунском районе в 1996-1999 годах", "О дальнейшем развитии работ по социально-гигиеническому мониторингу на 2003-2005 г.г." способствовало созданию и развитию системы социально-гигиенического мониторинга - государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования состояния здоровья и среды обитания, установления причинно-следственных связей между здоровьем населения и факторами окружающей среды.
Результаты анализа состояния здоровья населения и среды обитания Тербунского района, полученные в рамках работ по социально - гигиеническому мониторингу, используются для целесообразности проведения санитарно-гигиенических мероприятий по снижению антропотехногенной нагрузки на здоровье населения, а также принятие нормативных правовых актов района по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
За последние 5 лет произошло ухудшение качества питьевой воды, подаваемой населению по микробиологическим показателям на ведомственных и коммунальных водопроводах от 2,9 до в 2001 году до 4,0 в 2005 году.
В целях профилактики элементарно-зависимых заболеваний в районе частично проводится обогащение продуктов питания массового потребления витаминами и микроэлементами.
В 2005 году общая смертность населения по сравнению с предыдущими годами находится на одном уровне и составляет 19,4 на 1000 населения. В 2005 г. смертность незначительно снизилась и показатель ее составил 19,4 на 1000 населения против 21,6 в 2004 году.
Младенческая смертность по сравнению с 2002-2004 г.г. вообще не регистрировалась, а в 2005 г. показатель ее составил 5,4 на 1000 родившихся живыми. По сравнению со средним значением за 2001-2004 г.г. в 2005 году отмечен рост смертности населения от болезней системы кровообращения на 23,9%, от несчастных случаев, травм и отравлений - на 12,3%, от новообразований - 6,2%,от прочих болезней и состояний - на 31%.
В 2005 году со сравнению со средним значением за 2001-2004 г.г. темп прироста общей заболеваемости всего населения района составил 9,2%. Рост общей заболеваемости среди всего населения района по сравнению с 2001 годом составил 12,5%. Общая заболеваемость всего населения района за 2001-2004 г.г. ниже среднеобластных показателей в 1,5 раза. В 2005 году произошел рост заболеваемости, по большинству классов болезней:
у взрослых - болезней органов дыхания на 3,1% болезней системы кровообращения на 23,2%, новообразований на 8,4%, болезней костно-мышечной системы на 7,1%;
у подростков - рост болезней мочеполовой системы на 28,8%, болезней костно-мышечной системы на 19,5% и рост врожденных аномалий на 9,3;
у детей - рост среди болезней органов пищеварения на 6,0%, мочеполовой системы на 3,7%, кожи и подкожной клетчатки на 12,8%, и новообразований на 5,4%.
В Тербунском районе отмечается высокий уровень смертности и естественной убыли населения, смертность в 2,5 раза превышает рождаемость. За последние 5 лет численность населения сократилась на 1505 человек и только за последний год она сократилась на 335 человек. Проблемами в демографическом плане остается снижение численности населения вследствие высокого уровня смертности, прежде всего, преждевременной смертностью от болезней системы кровообращения, мужской смертности от несчастных случаев, травм и отравлений, болезней органов дыхания и низкого уровня рождаемости. Старение населения вследствие низкого уровня рождаемости (пок. рождаемости 8,0) и роста смертности у населения в трудоспособном возрасте. Высокая смертность в трудоспособном возрасте и большой разрыв ожидаемой продолжительности жизни у мужчин и женщин, а также снижение общего показателя ожидаемой жизни. Половая структура населения характеризуется преобладанием доли женщин. Из общей численности населения 46,5% составляют мужчины, а 53,4% женщины. Удельный вес женщин преобладает над мужчинами на 6,9%.
Наряду с этим произошло снижение заболеваемости взрослого населения по следующих классах болезней: нервной системы на 49,2%, болезней мочеполовой системы на 8,2%; кожи и подкожной клетчатки на 7,1%, травм и отравлений на 9,2%. У подростков: болезни эндокринной системы в 1,2 раза, психические расстройств в 1,4 раза, болезни нервной системы в 1,3 раза, болезни уха на 26,8%, новообразований в 1,1 раза. У детей: психические расстройства на 28,4%, болезни нервной системы на 17,0%, болезни костно-мышечной системы на 3,5%, травмы и отравления - на 8,8%.
Несмотря на положительные сдвиги по ряду показателей здоровья населения и качества среды обитания, в районе остаются проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха, почвы, источников питьевого водоснабжения. Установлена корреляционная зависимость различной степени выраженности заболеваемости взрослого и детского населения от комплексного показателя антропотехногенной нагрузки и суммарных показателей качества питьевой воды, пищевых продуктов. Эта зависимость прослеживается по многим классам болезней и отдельным нозологиям.
В районе имеется 1 полигон для сбора твердых бытовых отходов. Существующие мусоросвалки в сельских администрациях не отвечают санитарным требованиям.,
Таким образом, сложившаяся ситуация с состоянием здоровья населения и средой обитания на территории Тербунского района определяет необходимость дальнейшего совершенствования работ по социально-гигиеническому мониторингу, внедрения перспективных подходов к оценке влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, включая методологию оценки риска и внедрение современных лабораторных и инструментальных методов исследования.
Решение актуальных проблем сохранения и улучшения здоровья населения, выявления факторов риска окружающей среды и прогнозирования ситуации должно осуществляться в рамках целевых программ, совместными действиями органов законодательной, исполнительной власти района, местного самоуправления и всех заинтересованных служб и ведомств.
Цели, задачи, сроки реализации Программы
Целью Программы являются:
- стабилизация уровня заболеваемости и улучшение здоровья населения;
- снижение уровня загрязнения и оздоровление среды обитания населения;
- достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач;
- гигиеническая оценка факторов среды обитания и здоровья населения;
- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием вредных факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения, прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации;
- обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению социально-гигиенического мониторинга;
- выработка предложений для принятия управленческих решений органами исполнительной власти и местного самоуправления в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Реализация Программы предусматривается на период с 2006 г. по 2010 г.
Программные мероприятия
В программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
Система мероприятий по реализации программы:
1. Совершенствование системы мониторинга за состоянием среды обитания и здоровьем населения района с использованием современных информационных технологий:
1.1. Совершенствование системы сбора и анализа данных социально-гигиенического мониторинга с использованием АС "Социально-гигиенический мониторинг" разработанной НПО "Криста", ГИС-технологий и других компьютерных программ.
1.2. Совершенствование системы сбора и учета персонифицированных случаев заболеваний по обращаемости за медицинской помощью.
1.3. Совершенствование ведения мониторинга острых отравлений химической этиологии.
1.4. Внедрение мониторинга физического развития детей, подростков.
1.5. Развитие донозоологической диагностики.
1.6. Совершенствование мониторинга за качеством водоснабжения населения района.
1.7. Сформирование Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга по показателям 2 этапа социально-гигиенического мониторинга, материалам паспортизации по социально-гигиеническому мониторингу, оценке риска и использованию информационных технологий и др.;
1.8. Сформирование Регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга всеми заинтересованными службами и ведомствами.
2. Внедрение в деятельность методологии оценки риска влияния неблагоприятных факторов среды обитания на состояние здоровья населения:
2.1. Выявление потенциально вредных факторов, оценка связи между изучаемым фактором и нарушениями состояния здоровья населения.
2.2. Выявление количественных связей между показателями состояния здоровья и уровнем загрязнения окружающей среды, выявление наименьшей дозы, вызывающей развитие вредного эффекта при действии данного вещества.
2.3. Анализ полученных данных, расчет рисков для населения, сравнительная оценка и ранжирование рисков по степени значимости, установление приоритетных проблем для здоровья населения.
2.4. Разработка и обоснование мероприятий по устранению или снижению риска, оценка эффективности оздоровительных мероприятий.
2.5. Корректировка планов проведения социально-гигиенического мониторинга с учетом приоритетных источников загрязнения среды обитания.
3. Совершенствование компьютерного, программного и информационно-аналитического обеспечения социально-гигиенического мониторинга:
3.1. Развитие информационных технологий хранения и анализа информации, полученной при проведении социально-гигиенического мониторинга;
3.1.1. Техническая поддержка и сопровождение компьютерной программы "Автоматизированная система "Социально-гигиенический мониторинг", разработанной НПО "Крист".
3.1.2. Внедрение современных технологий связи для оперативного сбора информации.
4. Информационное обеспечение Программы:
4.1. Информирование органов исполнительной власти, местного самоуправления о результатах ведения социально-гигиенического мониторинга.
4.2. Подготовка аналитической информации по результатам социально-гигиенического мониторинга:
4.2.1. Ежегодного доклада "О состоянии здоровья населения в Тербунском районе";
4.2.2. Ежегодного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Тербунском районе".
4.2.3. Ежегодного доклада "О состоянии окружающей среды Тербунского района".
4.2.4. Статистических сборников, информационных бюллетеней и др.
4.3. Обеспечение заинтересованных служб и ведомств, граждан информацией, полученной при проведении социально-гигиенического мониторинга.
4.4. Организация и проведение учебных семинаров с руководителями по вопросам гигиенической и экологической грамотности.
5. Контроль за реализацией программы.
5.1. Контроль за реализацией программы осуществляется администрацией района.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации
программы.
Эффективность реализации мероприятий, предусмотренных программой, будет оцениваться по:
- снижению уровня загрязнения окружающей среды района;
- стабилизации уровня заболеваемости и улучшению здоровья населения района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.