Постановление Липецкого областного Совета депутатов
от 15 декабря 2005 г. N 1073-пс
"Об областной программе
"Развитие образования Липецкой области
(2006 - 2008 годы)"
18 апреля, 30 мая, 9 ноября 2006 г.
Рассмотрев представленный главой администрации области проект областной программы "Развитие образования Липецкой области (2006 - 2008 годы)", принимая во внимание необходимость создания условий для обеспечения доступного и качественного образования для всех слоев населения на территории Липецкой области, руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, учитывая решение комитета областного Совета депутатов по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи, областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить областную программу "Развитие образования Липецкой области (2006 - 2008 годы)" (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать аналогичные программы, предусмотрев их финансирование из местных бюджетов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Липецкого областного Совета депутатов |
П.И. Путилин |
Областная программа
"Развитие образования Липецкой области
(2006 - 2008 годы)"
(утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов
от 15 декабря 2005 г. N 1073-пс)
18 апреля 2006 г., 30 мая, 9 ноября 2006 г.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 9 ноября 2006 г. N 44-пс в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Областная программа "Развитие образования Липецкой области (2006 - 2008 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Липецкой области от 22.12.2004 г. N 147-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года" |
Государственный заказчик |
Администрация Липецкой области (далее - администрация области) |
Разработчик Программы | Департамент образования и науки администрации области |
Цель и задачи Программы |
Основной целью Программы является создание оптимальных условий и дополнительных механизмов для обеспечения доступного, качественного, безопасного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов. Программа предусматривает решение основных задач: - удовлетворение различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, общего (включая коррекционное), профессионального и дополнительного образования; - укрепление статуса образования как фактора социально-культурного и экономического развития области; - укрепление материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования; - сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса; - усиление воспитательных функций образования; - создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях; - повышение эффективности экономической и управленческой деятельности в системе образования; - совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли; - усиление ориентации деятельности учреждений профессионального образования на потребности рынка труда области |
Сроки реализации Программы |
2006 - 2008 годы |
Основные исполнители мероприятий Программы |
Департамент образования и науки администрации области; управление культуры и искусства администрации области; управление финансов администрации области; управление здравоохранения администрации области; управление экономики администрации области; управление делами администрации области; архивный отдел администрации области |
Объемы и источники финансирования |
Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 772679,2 тыс. рублей. Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Устойчивое, поступательное развитие системы образования на основе более полного удовлетворения различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, общего (включая коррекционное), профессионального и дополнительного образования. 2. Достижение нового качественного уровня в ресурсном обеспечении образовательного процесса. 3. Создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания. 4. Расширение возможностей для выявления и развития способностей и интересов детей. 5. Многоуровневая поддержка воспитания и социализации детей. 6. Формирование у детей и молодежи патриотизма и гражданственности, основных социальных навыков, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, здорового образа жизни. 7. Противодействие негативным социальным процессам. 8. Создание условий для перехода общеобразовательных учреждений на профильное обучение. 9. Структурно-содержательная модернизация сети учреждений профессионального образования областного подчинения. 10. Повышение эффективности использования бюджетных средств и расширение возможностей для привлечения в сферу образования внебюджетных средств. 11. Обеспечение гарантий социальной поддержки учащимся и студентам образовательных учреждений, повышение их социальной защищенности |
Организация контроля за исполнением Программы |
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация области. Департамент образования и науки администрации области представляет ежегодный отчет об исполнении Программы в администрацию области |
Введение
Сфера образования оказывает все более активное влияние на развитие общества в условиях происходящих в нем технологических и информационных преобразований, когда от использования инновационного потенциала зависит будущее области, страны. Переход от локальных изменений к системным преобразованиям делает образование наиболее динамичной сферой. В этом проявляется ее важнейшая опережающая функция, позволяющая соответствовать долговременным объективным потребностям общества и усиливать действенность всех остальных, в том числе и экономических, составляющих общественного прогресса.
Для успешной реализации этой функции требуется качественное обновление традиционных подходов к образованию. Гарантией социальной стабильности, культурного и экономического развития области станет преобладание среди ее жителей людей, прошедших в системе образования процесс личностного, гражданского, культурного и профессионального становления. Таким образом, влияние образования на область носит стратегический характер.
Под системой образования в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "Об образовании" понимается совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Сложившаяся в области система образования обеспечивает непрерывность, доступность и качество всех ступеней и уровней образования. За годы своего существования она сохранила и приумножила лучшие традиции отечественного образования, реализовала стабильное и надежное функционирование своих компонентов, предоставила широкие возможности всем жителям области реализовать право на образование, обеспечила кадровый потенциал области и страны.
Нормативная правовая база позволяет в целом успешно решать многие возникающие в деятельности системы образования проблемы. Комплексное и эффективное развитие образования области требует принятия многоуровневой и межведомственной программы. Среди проблем, требующих первоочередного внимания, находятся следующие:
- недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса во всех типах учреждений;
- несовершенство или отсутствие федеральных правовых и организационно-экономических механизмов осуществления образовательной политики;
- недостаточная концентрация потенциала системы образования на ключевых направлениях развития.
Решению названных вопросов будет способствовать областная программа "Развитие образования Липецкой области (2006 - 2008 годы)" (далее - Программа), представляющая собой анализ современного состояния образования в области, определение потребностей областных, муниципальных и федеральных учреждений образования по конкретным направлениям развития, определение цели и задач развития образования, прогнозный план на среднесрочную перспективу, комплекс мероприятий по достижению намеченных результатов.
Основными принципами, лежащими в основе Программы как инструмента, обеспечивающего развитие социально значимой отрасли области, являются:
- доступность качественного образования;
- целостность и системность образования;
- вариативность учреждений и программ;
- непрерывность и преемственность образования;
- ресурсная обеспеченность развития образования.
В ходе реализации Программы должна быть обеспечена гарантия доступности и качества конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов на основе создания для этого оптимальных условий и дополнительных механизмов.
Значение государственного масштаба имеет ориентация всей системы образования на воспитание здорового, грамотного гражданина России, имеющего достаточные навыки для обеспечения собственного благополучия и процветания области и страны.
В качестве основных направлений образовательной политики области, на достижение которых направлено содержание программных мероприятий, рассматриваются:
- поддержание основных показателей, достигнутых в сфере непрерывного образования;
- обеспечение их соответствия потребностям развития области;
- максимальная поддержка и активизация творческого потенциала обучающих и обучаемых на основе традиционных культурных ценностей, современного содержания образования и эффективных педагогических технологий;
- обеспечение комплексных безопасных условий учебно-воспитательной деятельности.
1. Состояние и проблемы образования Липецкой области
В последние годы образовательная система области, претерпев некоторые изменения, в целом сохранила, а по многим аспектам и расширила спектр предоставляемых услуг и возможностей.
В настоящее время в области функционируют 1202 образовательных учреждения всех типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников 234020 человек и количеством педагогических работников 30763 человек.
Затраты на образование составляют пятую часть объема расходов бюджета области. В 2005 году они выросли до 5337 млн. руб. против 3676 млн. руб. в 2004 году. В целом по области рост составил 1661 млн. руб. (45%).
Освоение капиталовложений по строительству объектов образования за 2004 год составило 223,8 млн. руб., из них доля областного бюджета - 139,7 млн. руб.
Возрастающие требования к системе образования вызывают необходимость наращивания ее ресурсного потенциала. Увеличения объемов затрат по-прежнему недостаточно для удовлетворения потребностей образовательных учреждений в материально-техническом оснащении.
В последние годы наиболее существенные количественные и качественные изменения произошли в системе дошкольного образования. Сеть дошкольных образовательных учреждений сократилась по сравнению с началом 90-х годов на 43% в связи с закрытием детских садов по экономическим причинам и уменьшением рождаемости детей.
В настоящее время контингент детей дошкольного возраста увеличивается. Очередь на получение места в дошкольных образовательных учреждениях превысила 5 тысяч детей, переуплотненность групп в городских детских садах доходит до 35%. Учитывая это, администрация области и органы местного самоуправления приняли меры по восстановлению сети дошкольных образовательных учреждений и созданию групп кратковременного пребывания детей.
Только в 2004-2005 учебном году восстановлено 3 дошкольных образовательных учреждения (в с. Синявка Грязинского района; с. Борисовка Добровского района; с. Березовка Становлянского района), открыт филиал дошкольного образовательного учреждения детского сада N 6 г. Липецка на 4 группы. Это позволило за последние 3 года увеличить охват детей дошкольным образованием с 52 до 56% (свыше 31 тысячи детей получают дошкольное образование и воспитание). Созданы и функционируют свыше 50 групп кратковременного пребывания детей с охватом около 500 человек, что дает реальную возможность большему количеству детей получать дошкольное образование, не нарушается "единый старт" при поступлении их в школу.
Основными задачами дошкольного уровня образования области являются создание условий для увеличения охвата детей в возрасте до 6 лет разными формами дошкольного образования, сохранение и укрепление их здоровья.
Реализация этих задач потребует:
- развития вариативных форм организации дошкольного образования;
- дальнейшего укрепления материально-технической базы дошкольных учреждений;
- улучшения учебно-методического оснащения образовательно-воспитательного процесса.
Базовым звеном системы образования является основное общее образование. Именно здесь должны произойти значительные перемены.
В последние годы успешно решена задача обеспечения стабильности функционирования сферы среднего (полного) общего образования, сохраняется его престижность (до 70% выпускников основной школы продолжают обучение в 10-11 классах).
Уменьшение на 20% по сравнению с 2000 годом числа обучаемых в школах области не привело к существенному сокращению сети этих учреждений, которая полностью удовлетворяет образовательные потребности населения.
С 2003 года липецкие школьники и абитуриенты участвуют в эксперименте по введению Единого государственного экзамена, показывая высокие результаты по сдаваемым дисциплинам в сравнении с другими регионами.
16% детей школьного возраста учатся в инновационных образовательных учреждениях, продолжается процесс их создания (в 2004-2005 учебном году статус инновационных получили МОУ N 47 г. Липецка с углубленным изучением отдельных предметов, лицей с. Долгоруково). В образовательных учреждениях области открыто 180 классов с углубленным изучением предметов, в 129 школах созданы профильные классы. Сохранена сеть вечерних (сменных) школ, специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, общеобразовательных школ-интернатов.
Конкурентоспособное образование есть образование качественное, которое предполагает поддержку наиболее одаренных и высокомотивированных детей. В последние годы эта работа приобретает более системный характер, создаются условия для развития и поддержки учреждений, работающих с одаренными детьми, осуществляется социальная поддержка одаренных детей.
Одним из основных направлений работы с одаренными и высокомотивированными школьниками являются школьные, районные (городские), областные, всероссийские предметные олимпиады. Сформирована система олимпиад всех уровней, включая олимпиады вузов. Олимпиады проводятся по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов, за последние десять лет число этих предметов возросло с 6 до 20. На муниципальном уровне в них принимает участие каждый третий ученик 9-11 классов, на областной этап выходят более 800 школьников (3% от их общего числа). Ежегодно от 4 до 7 липецких школьников становятся призерами всероссийских олимпиад.
Для творчески одаренной молодежи проводятся различные спортивные соревнования, творческие конкурсы, конкурсы профессионального мастерства. Традиционными стали профильные смены юных умников и умниц, участие в программе "Шаг в будущее". В прошлом учебном году впервые была проведена олимпиада среди учащихся учреждений начального профессионального образования по предметам "Основы экономики" и "Черчение". Липецкие школьники участвуют в финальных всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях.
Остаются проблемы, связанные с оптимизацией сети учреждений общего образования, обновлением учебно-лабораторного оборудования, переподготовкой кадров, разработкой и созданием муниципальной системы управления качеством образования.
Произошли существенные изменения в финансово-материальном обеспечении общего образования.
Осуществлен переход на нормативное финансирование из областного и местных бюджетов. Расходы областного бюджета на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования за 2004-2005 годы составили 2871 млн. руб.
Для материально-технического обеспечения учебного процесса общеобразовательных школ в 2004-2005 гг. приобретено оборудования и инвентаря за счет средств областного бюджета на сумму 104 млн. 094 тыс. руб. В расчете на одного учащегося это составило 0,8 тыс. руб.
В ходе реализации областных комплексных программ по улучшению положения детей в основном решены вопросы оснащения школ компьютерной техникой, спортивным оборудованием и инвентарем, начато их обеспечение учебно-наглядными пособиями, лабораторным и кухонно-технологическим оборудованием. Приобретено 34 школьных автобуса.
Освоение капиталовложений под строительство объектов общего образования за 2004 год составило 147,5 млн. руб. В 2004 и 2005 годах введены в эксплуатацию школы в с. Студеные Выселки Липецкого района, с. Захаровка Воловского района, с. Сотниково Краснинского района, г. Данкове и пристройка к школе N 2 с. Доброе.
Вместе с тем 2% школьников все еще обучаются в ветхих и аварийных зданиях. В нетиповых и приспособленных помещениях осуществляют образовательную деятельность 292 школы, 190 школ не имеют спортивных залов.
Серьезную социальную и экономическую проблему представляет сегодня сельская школа. Количество малочисленных и малокомплектных школ увеличивается. Доля сельских образовательных учреждений составляет 77% от общего количества школ, в них обучаются 36% всех школьников. Стоимость обучения одного ученика городской школы составляет 6,6 тыс. руб., сельской школы - от 7,8 до 15,4 тыс. руб. Налицо весьма существенная разница в стоимости обучения при том, что повышенные затраты не компенсируются качеством полученного образования.
Переход на нормативное финансирование с особой остротой высветил эту проблему. Затратность обучения сельского школьника обусловлена необходимостью обеспечения фонда заработной платы избыточного количества педагогов и содержания школьных помещений. Происходит процесс перенасыщения сельских школ педагогическими кадрами. Сегодня на одного сельского педагога области приходится 5, а в некоторых школах основного общего образования - 3 ученика (в целом по области - 9, по России - 17).
Решение проблем сельской школы видится в оптимизации сети школ, организации подвоза детей, создании ресурсных центров, повышении эффективности целевой подготовки педагогических кадров.
Приоритетным в развитии сельской школы остается создание максимально возможных условий для получения сельскими детьми качественного образования, что особенно актуально в условиях перехода системы общего образования к профильному обучению. Реализация идей профильного обучения в практике работы общеобразовательных учреждений области рассматривается как стратегическое направление обновления структуры и содержания общего образования.
Внедрение информационных технологий в образовательную деятельность предполагает совершенствование использования возможностей компьютерной техники и коммуникационных сетей. В образовательных учреждениях 1 компьютер приходится на 20 обучаемых, к 1 сентября 2005 года к сети Интернет подключено более 400 школ.
Особое внимание в деятельности учреждений образования уделяется сохранению и укреплению здоровья детей. Лишь каждый десятый выпускник школы может считаться абсолютно здоровым. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает как развитие учреждений физкультурно-спортивной направленности, так и более интенсивную работу по обеспечению здоровьесберегающих форм и технологий педагогического процесса.
В большинстве общеобразовательных учреждений области введен третий дополнительный час физической культуры, основной смысловой нагрузкой которого является усиление ее воспитательного значения. Реализуются мероприятия по развитию сети доступных детско-юношеских спортивных секций и популярных видов спорта. Для развития детского спорта и туризма за 2004 - 2005 годы приобретено спортивного оборудования и инвентаря на общую сумму в 11,5 миллиона рублей.
Организация полноценного питания детей - один из существенных элементов деятельности образования по охране здоровья подрастающего поколения. 86% школьников и все учащиеся профессиональных училищ получают горячее питание.
Система образования использует и такой ресурс охраны здоровья детей, как организация их отдыха. Всеми видами отдыха и занятости детей в 2005 году было охвачено около 110 тыс. учащихся (86%). В лагерях дневного пребывания отдохнуло 49% школьников 5-11 классов, в загородных - 18%. Каждый третий школьник был занят общественно полезным трудом. Санаторно-курортное лечение прошли около 9000 детей (7%).
Сохранение здоровья детей путем введения новых здоровьесберегающих образовательных технологий и активного развития физической культуры и спорта предусматривает оборудование спортивных площадок и обновление спортивного инвентаря в учреждениях образования. Восстановление воспитательных функций образования рассматривается как одна из главных задач профессионального вклада педагогов в оздоровление общества.
Текущее состояние системы профессионального образования области можно охарактеризовать как динамичный процесс ее качественных и количественных изменений, затрагивающих учреждения всех уровней образования - начального, среднего и высшего. Одним из примеров этой динамики служит значительный рост студенчества: в 2000 году на 10000 жителей области приходилось 21,2 студента, в 2004 году - 27 студентов.
Система начального профессионального образования области в наибольшей степени испытывает сложности, характерные для всей отрасли. За последнее время произошло старение основных фондов, оснащенность техникой и оборудованием не соответствует требованиям времени, происходит старение кадрового потенциала, не ликвидирован отрыв от потребностей рынка труда. Многолетнее недофинансирование привело к проблеме нехватки средств не только на развитие системы начального профессионального образования, но и на его функционирование.
С 1 января 2005 года в связи с разграничением полномочий в ведение области были переданы 24 учреждения начального профессионального образования, на федеральном бюджете осталось всего 3 учреждения. Контингент обучающихся составляет 14088 человек. В профессиональных училищах и лицеях области реализуются все уровни образовательных программ, предусмотренные в Государственном стандарте начального профессионального образования и Законе Российской Федерации "Об образовании".
Ежегодный объем подготовки квалифицированных рабочих кадров составляет 7,7 тыс. человек. Анализ потребности рынка труда области показывает, что наибольшее количество вакансий (87,7%) составляют рабочие профессии. Начиная с 2006 года, на основании распоряжения администрации области от 29 июля 2005 г. N 560-р "О Порядке определения объемов и профилей ежегодного приема учащихся в образовательные учреждения начального профессионального образования Липецкого области", численность приема учащихся и перечень профессий в учреждениях начального профессионального образования области устанавливается на основе обобщения по объемам и профилям территориальных заявок на подготовку кадров. Таким образом, будет формироваться система государственного (областного) заказа на рабочие профессии.
В области функционируют 25 учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 22 тыс. человек. Прием на обучение в 2004 году составил 6,8 тыс. человек, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием - 5,8 тыс. человек.
В области насчитывается 3 государственных высших учебных заведения и 8 филиалов государственных вузов. Помимо этого работают 3 негосударственных высших учебных заведения и 7 филиалов вузов гг. Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода и Орла. Число студентов учреждений высшего профессионального образования составляет 37,4 тыс. человек. В учреждениях высшего профессионального образования области работают 1,9 тыс. преподавателей, 60% из которых имеют ученую степень и звание.
Липецкая область, в частности Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, одной из первых в России начала работу по интеграции профессионального образования. Созданы образовательные комплексы на базе Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина, Липецкого государственного педагогического университета и Липецкого государственного технического университета.
Опыт их работы показывает, что в рамках новых образовательных структур достигается не только значительная экономия финансовых ресурсов, но и повышение качества образования за счет лучшего соотношения теоретической и практической подготовки, совершенствования кадрового потенциала.
В области сформирован значительный научный потенциал. Более 1000 докторов и кандидатов наук заняты в различных сферах социально-экономического комплекса, из них 80% трудится в системе высшего профессионального образования. В их числе действительные члены, члены-корреспонденты российских, международных и зарубежных академий.
Ежегодно растет число докторов и кандидатов наук в учреждениях высшего профессионального образования. В 2004 году защищено 63 диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Ученые и научные коллективы области участвуют в международных, федеральных и межрегиональных научных программах, конкурсах грантов различных уровней, занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями, успешно ведут работы на хоздоговорной основе с предприятиями области. За истекший год учеными области выполнено для предприятий и организаций области и других регионов научно-исследовательских работ на сумму свыше 24 млн. рублей, получено 52 патента на изобретения. В интересах сохранения и развития научного потенциала области, способствующего совершенствованию качества подготовки специалистов в вузах, областной Совет депутатов утвердил Порядок оказания целевой финансовой поддержки научных исследований и разработок ученых Липецкой области и Положение об областной стипендии докторам и кандидатам наук, работающим в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории области.
В условиях повышения требований к качеству образовательных услуг, предоставляемых профессиональными образовательными учреждениями, наиболее актуальным становится:
- укрепление их материально-технической базы, для чего необходимо приобретение учебного оборудования, компьютерной техники, спортивного оборудования, мебели, учебной литературы;
- усиление кадрового потенциала путем заключения договоров с учреждениями высшего профессионального образования на целевую подготовку специалистов;
- более тесная связь с потребностями рынка труда и ориентация на международные стандарты обучения, чему будут способствовать оптимизация и реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования области, создание ресурсных центров в системе начального профессионального образования;
- создание условий для привлечения в учреждения высшего профессионального образования области перспективных научных кадров и формирования научного потенциала в интересах развития социально-экономического комплекса области, чему должно способствовать участие ученых области в семинарах и конкурсах научных исследований.
Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования и воспитания детей. В области работают 72 учреждения дополнительного образования детей по различным направлениям и профилям: спортивное, эколого-биологическое, техническое, туристическо-краеведческое и др. Их посещают более 53 тыс. учащихся (40% всех школьников).
Очевидна высокая востребованность программ дополнительного образования и воспитания. В городах области у детей имеется больше возможностей получать дополнительное образование по различным направлениям подготовки. Вместе с тем в сельской местности ситуация значительно сложнее. В 18 сельских районах расположено лишь 24 учреждения дополнительного образования детей. Только 19 тысяч детей (44%), живущих в сельской местности, посещают секции, кружки, клубы соответственно своим склонностям и интересам.
Остается нерешенным вопрос привлечения в учреждения дополнительного образования подростков 12-15 лет, в том числе по причине недостаточного оснащения техническими средствами и спортивным инвентарем кружков и клубов соответствующей направленности.
Улучшение материально-технической базы, расширение спектра и объема услуг дополнительного образования области будет способствовать интеграции системы общего образования с дополнительным в условиях усиления воспитательной составляющей образовательного процесса. Это позволит в большей степени обеспечить доступность услуг дополнительного образования.
Государственные меры по социальной поддержке детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, осуществляются путем развития института, замещающего семью, и обеспечения функционирования учреждений государственной поддержки детства.
В области существует нормативно-правовая база для материальной поддержки приемных и опекунских семей. В настоящее время 2935 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают в семьях усыновителей, опекунов и попечителей. Созданы 86 приемных семей, в которые переданы на воспитание 134 ребенка. За последние четыре года из учреждений государственной поддержки детства на воспитание в новые семьи переданы 265 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящий момент актуальной является пропаганда и распространение опыта семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого регулярно проводятся слеты опекунских и приемных семей, приемы у главы администрации области.
Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, последовательно развивают адаптационную и образовательную среду для воспитанников, которая обеспечивает необходимый уровень самостоятельности при решении жизненно важных проблем.
В области работает 31 учреждение государственной поддержки детства, в которых обучаются и воспитываются 3413 детей, в том числе 1556 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создается единое образовательное пространство, включающее в себя сеть специализированных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную, профессиональную и социальную реабилитацию детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Развивается сеть учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям.
Одним из способов создания оптимальных условий для обеспечения полноценного физического, нравственного, психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание кадетских классов.
Особое внимание необходимо уделять вопросу трудоустройства детей-сирот, совершенствованию форм защиты личных имущественных прав несовершеннолетних, а также обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следует улучшить деятельность уполномоченных служб по работе с семьей и предупреждению социального сиротства.
Для 1709 детей с нарушениями интеллекта и недостатками физического развития организовано обучение в школах (31,7%), школах-интернатах (51,9%), специальных (коррекционных) школах-интернатах (16,4%). Такие дети требуют повышенного внимания. Необходимо создание условий для:
- получения ими специального дополнительного образования;
разработки специализированных образовательных программ дополнительного образования и воспитания;
- функционирования комплексных воспитательных систем в учреждениях государственной поддержки детства;
- разработки педагогических средств, коррекционных и реабилитационных технологий, методик дистанционного обучения для работы с больными детьми и инвалидами;
- решения вопросов, связанных с профориентационной работой и последующим трудоустройством детей с особыми проблемами в развитии.
В конечном итоге вся деятельность в сфере образования направлена на ребенка. Негативные явления в детской и молодежной среде, связанные с недостатками воспитания, ростом асоциального поведения, обязывают направлять силы на сохранение и развитие духовного здоровья подрастающего поколения. Образовательные учреждения играют ведущую роль в духовном формировании и развитии подростков. Образование рассматривается как действенная воспитательная система, которая помогает ребенку в формировании его богатого внутреннего мира и самоопределении.
2. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является создание оптимальных условий и дополнительных механизмов для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
- удовлетворение различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, школьного (включая коррекционное), дополнительного и профессионального образования;
- укрепление статуса системы образования как фактора социально-культурного и экономического развития области;
- укрепление материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса;
- усиление воспитательных функций образования;
- создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях;
- повышение эффективности экономической и управленческой деятельности в сфере образования;
- совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли;
- усиление ориентации деятельности учреждений профессионального образования на потребности рынка труда области.
Реализация Программы рассчитана на период с 2006 по 2008 год.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 18 апреля 2006 г. N 1231-пс в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Структура Программы и система программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на содействие в развитии научных исследований через организацию профильных семинаров для ученых области, проведение научных конференций, укрепление материально-технической базы учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, финансовую поддержку студентов дневной формы обучения из малоимущих семей, постоянно проживающих на территории Липецкой области и обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Финансовая поддержка оказывается в размере 50% стоимости обучения за семестр, начиная со второго семестра первого курса обучения.
Программа является основанием для принятия областных нормативных правовых актов, обеспечивающих необходимые условия для развития системы образования.
Программа предусматривает реализацию комплекса мер по приоритетным направлениям развития образования области. Это дает возможность концентрации ресурсов, точного определения стратегии и тактики решения практических задач, привлечения федеральных и других источников финансирования.
Система программных мероприятий включает следующие разделы.
Раздел 1. Ресурсное обеспечение качества
и доступности образования
В данный раздел входят мероприятия, финансируемые как напрямую из областного бюджета и адресованные областным образовательным учреждениям всех типов и видов, так и через выделение субсидий органам местного самоуправления. Перечень мероприятий включает в себя: обновление компьютерной техники, программное обеспечение информатизации образовательного процесса, обновление спортивного инвентаря, оборудование спортивных площадок, закупку современного медицинского оборудования, обновление кухонно-технологического оборудования, приобретение учебной мебели, оборудования и музыкальных инструментов, обновление парка автотранспорта, оснащение образовательного процесса игровым материалом. Предусмотрены мероприятия по обеспечению работы оздоровительного лагеря "Березка" для учащихся и студентов областных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Мероприятия по повышению эффективности кадрового обеспечения призваны укрепить кадровый потенциал учреждений образования. Для этого предусмотрена разработка научно обоснованной методики расчета прогноза потребности области в педагогических кадрах, кадровое обеспечение инновационной деятельности ресурсных центров общего образования, проведение конкурсов профессионального мастерства, проведение приемов и церемоний награждения работников отрасли наградами, организация областного праздника "День учителя". Важную роль в этом направлении должно сыграть создание музея "История образования Липецкой области".
В плане научно-методического обеспечения предусмотрено осуществление мероприятий по подготовке и изданию региональных учебных пособий, создание при образовательных учреждениях медиатек, внедрение образовательных инноваций, обеспечение учебниками учащихся льготных категорий.
Раздел 2. Совершенствование структуры
и содержания общего образования
Область продолжит участие в экспериментах по введению Единого государственного экзамена и совершенствованию общего образования. Предусматривается содействие муниципальным образовательным учреждениям по открытию экспериментальных площадок и реализации программ духовно-нравственного воспитания, организация областных конкурсов "Школа года", "Лучший детский сад года" и других.
Раздел 3. Развитие профессионального образования и науки
Программные мероприятия направлены на укрепление материально-технической базы учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, финансовую поддержку студентов из малообеспеченных семей, содействие в развитии научных исследований через организацию профильных семинаров для ученых области, проведение научных конференций.
Предусмотрено создание областной экспериментальной площадки "Разработка модели социально-культурного образовательного комплекса в условиях малого города" на базе Лебедянского педагогического колледжа и разработка концепции создания и функционирования специального учреждения начального профессионального образования для детей с девиантным поведением на базе профессионального училища N 18.
Раздел 4. Поддержка одаренных детей
в общеобразовательных учреждениях и детей, нуждающихся
в социальной защите
В Программу включены мероприятия по организации отдыха для детей-сирот, проведение для них областных праздников, слетов, конкурсов, обеспечение их участия во всероссийских акциях, предоставление им жилья; будет продолжено осуществление социальной рекламы по усыновлению сирот. Предусмотрено создание для детей-сирот кадетских классов.
Мероприятия для детей-инвалидов включают в себя создание для них отдельных групп и классов в школе-интернате и детских домах, участие в областных и всероссийских конкурсах.
Для одаренных детей предполагается проведение олимпиад, выставок, конференций и выпускного бала, организация их отдыха.
Раздел 5. Повышение эффективности управления образованием
Мероприятия данного раздела призваны оптимизировать работу органов управления образованием, Советов руководителей и Попечительских советов всех типов учреждений образования области.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 9 ноября 2006 г. N 44-пс в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Прогнозируемый объем финансирования мероприятий на весь период реализации Программы за счет средств областного бюджета составит 772679,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2006 год - 170999,2 тыс. рублей; 2007 год - 294978 тыс. рублей; 2008 год - 306702 тыс. рублей.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
5. Механизм реализации и контроль
за исполнением Программы
Исполнителями Программы являются департамент образования и науки администрации области, управление культуры и искусства администрации области, управление финансов администрации области, управление экономики администрации области, управление здравоохранения администрации области, управление делами администрации области, архивный отдел администрации области.
Программные мероприятия реализуются в виде прямого финансирования за счет средств областного бюджета, финансирования через выделение субсидий муниципальным образованиям, долевого финансирования из федерального бюджета.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация области. Департамент образования и науки представляет ежегодный отчет об исполнении Программы в администрацию области.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить:
1. Устойчивое, поступательное развитие системы образования на основе более полного удовлетворения различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, школьного (включая коррекционное), дополнительного и профессионального образования.
2. Достижение нового качественного уровня в ресурсном обеспечении образовательного процесса.
3. Создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания.
4. Расширение возможностей для выявления и развития способностей и интересов детей.
5. Многоуровневую поддержку воспитания и социализации детей.
6. Формирование у детей и молодежи патриотизма и гражданственности, основных социальных навыков, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, здорового образа жизни.
7. Противодействие негативным социальным процессам
8. Создание условий для перехода общеобразовательных учреждений на профильное обучение.
9. Структурно-содержательную модернизацию сети учреждений профессионального образования областного подчинения.
10. Повышение эффективности использования бюджетных средств и расширение возможностей для привлечения в сферу образования внебюджетных средств.
11. Обеспечение гарантий социальной поддержки учащимся и студентам образовательных учреждений, повышение их социальной защищенности.
Эффективное использование потенциала системы образования Липецкой области должно стать гарантией роста ее конкурентоспособности и превращения в существенный фактор устойчивого развития области.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 9 ноября 2006 г. N 44-пс раздел 6 настоящей Программы дополнен пунктом 12
12. Удовлетворение потребностей в дошкольном образовании и повышение его качества.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 9 ноября 2006 г. N 44-пс в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к областной Программе
"Развитие образования Липецкой области
(2006 - 2008 годы)"
Основные мероприятия
областной программы "Развитие образования
Липецкой области (2006 - 2008 годы)"
18 апреля, 30 мая, 9 ноября 2006 г.
/----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятий Программы | Исполнители мероприятий | Финансирование по годам (тыс. руб.) |
| | |-------------------------------------------|
| | | 2006 г. | 2007 г. |2008 г.|
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Ресурсное обеспечение качества и доступности образования |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1. Индустрия образования |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Обновление и замена морально устаревшей компьютерной |Департамент образования и науки|3400 |5000 |2600 |
|техники в областных образовательных учреждениях |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|2. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|9663 |7500 |9600 |
|для обновления и замены морально устаревшей компьютерной |администрации области, | | | |
|техники в образовательных учреждениях |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|3. Программное обеспечение информатизации |Департамент образования и науки|500 |700 |600 |
|образовательного процесса в областных образовательных |администрации области | | | |
|учреждениях | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|4. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|900 |1000 |1100 |
|для программного обеспечения образовательного процесса |администрации области, | | | |
| |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|5. Оборудование спортивных и детских площадок в учреждениях |Департамент образования и науки|1000 |3000 |3000 |
|государственной поддержки детства |области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|6. Укрепление материальной базы учреждений |Департамент образования и науки|500 |1000 |6000 |
|государственной поддержки детства и начального |администрации области, |2200 |2500 |- |
|профессионального образования: |управление здравоохранения | | | |
|- закупка современного медицинского оборудования; |администрации области | | | |
|- замена устаревшего банно-прачечного оборудования | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|7. Обновление спортивного инвентаря в областных |Департамент образования и науки|1600 |3000 |1000 |
|образовательных учреждениях |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|8. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|4400 |7500 |8000 |
|для обновления спортивного инвентаря в образовательных |администрации области, | | | |
|учреждениях |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|9. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|2400 |2600 |1300 |
|для укрепления материально-технической базы |администрации области, | | | |
|детско-юношеских клубов физической подготовки |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|10. Обновление кухонно-технологического оборудования |Департамент образования и науки|2400 |3300 |5000 |
|областных образовательных учреждений |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|11. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|2000 |2500 |2500 |
|для обновления кухонно-технологического оборудования |администрации области, | | | |
|в образовательных учреждениях |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|12. Приобретение мебели для классных комнат областных |Департамент образования и науки|2800 |3500 |4000 |
|образовательных учреждений |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|13. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|13600 |10000 |11000 |
|для приобретения мебели для классных комнат |администрации области, | | | |
|образовательных учреждений |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|14. Оснащение техническим оборудованием областного |Департамент образования и науки|200 |300 |400 |
|Центра детского (юношеского) технического творчества |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|15. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|1000 |1500 |1600 |
|для оснащения техническим оборудованием учреждений |администрации области, | | | |
|дополнительного образования |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|16. Выделение субсидий муниципальным образованиям на приобретение |Департамент образования и науки|5000 |16800 |13100 |
|автотранспорта для подвоза детей в обоазовательные учреждения |области, | | | |
| |управление финансов | | | |
| |области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|17. Обновление парка автотранспорта областных |Департамент образования и науки|6640 |8800 |9700 |
|образовательных учреждений для реализации областных |администрации области | | | |
|образовательных мероприятий | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|18. Приобретение музыкальных инструментов для реализации |Департамент образования и науки|1200 |3000 |3700 |
|учебной и внеучебной деятельности областных учреждений |администрации области | | | |
|общего и дополнительного образования | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|19. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|7000 |7700 |8500 |
|с целью приобретения музыкальных инструментов |администрации области, | | | |
|для реализации учебной и внеучебной деятельности |управление финансов | | | |
|учреждений общего и дополнительного образования |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|20. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|- |28900 |29400 |
|для поэтапного оснащения учебным оборудованием школ, |администрации области, | | | |
|реализующих программы профильного обучения |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|21. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|4000 |5000 |6000 |
|для оснащения образовательного процесса игровым |администрации области, | | | |
|материалом в дошкольных образовательных учреждениях |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|22. Оснащение оздоровительного комплекса государственных |Департамент образования и науки|- |3500 |3900 |
|(областных) учреждений начального и среднего |администрации области | | | |
|профессионального образования | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|23. Приобретение оборудования для проведения предмета |Департамент образования и науки|- |1000 |1000 |
|"Технология" в областных образовательных учреждениях |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|24. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|- |5000 |5000 |
|в целях приобретения оборудования для проведения |администрации области, | | | |
|предмета "Технология" |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|25. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|- |3000 |3000 |
|для создания и внедрения интегрированной, |администрации области, | | | |
|автоматизированной информационной системы управления |управление финансов | | | |
|качеством образования |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|25. Выделение субсидий муниципальным образованиям, обеспечивающим рост |Департамент образования и науки|- |40000 |45000 |
|предоставления дошкольных образовательных услуг, в порядке, определяемом|области, | | | |
|Приложением 2 к Программе |управление финансов области | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.2. Повышение эффективности кадрового обеспечения |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Разработка концепции повышения квалификации |Департамент образования и науки|- |100 |- |
|и переподготовки педагогических и руководящих кадров |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|2. Разработка научно-обоснованной методики расчета |Департамент образования и науки|- |150 |- |
|прогноза потребности Липецкой области в педагогических |администрации области, | | | |
|кадрах |управление экономики | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|3. Проведение ежегодных конкурсов профессионального |Департамент образования и науки|710 |1100 |1000 |
|мастерства |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|4. Проведение ежегодного областного праздника "День |Департамент образования и науки|200 |250 |300 |
|Учителя" |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|4.1. Награждение победителя и лауреатов ежегодного |Департамент образования и науки|633 |700 |750 |
|областного конкурса "Учитель года" в порядке, |администрации области | | | |
|установленном администрацией области | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|5. Проведение приемов и церемоний награждения работников |Департамент образования и науки|250 |320 |390 |
|отрасли государственными и ведомственными наградами |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|6. Создание музея "История образования Липецкой области" |Департамент образования и науки|- |30 |1000 |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|7. Проведение ежегодного приема ветеранов |Департамент образования и науки|170 |200 |220 |
|педагогического труда в департаменте образования и науки |администрации области | | | |
|администрации области | | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.3. Научно-методическое обеспечение |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Осуществление мероприятий по подготовке и изданию |Департамент образования и науки|447 |500 |550 |
|региональных учебных и методических пособий |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|2. Подготовка и проведение конкурса на лучшую медиатеку |Департамент образования и науки|- |150 |200 |
|образовательного учреждения |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|3. Модернизация издательского комплекса Липецкого |Департамент образования и науки|1200 |300 |300 |
|института развития образования |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|4. Обеспечение льготных категорий учащихся бесплатными |Департамент образования и науки|17700 |25000 |25000 |
|учебниками федерального перечня: |администрации области | | | |
|- воспитанников школ-интернатов и детских домов всех | | | | |
|типов и видов; | | | | |
|- учащихся специальных (коррекционных) школ; | | | | |
|- детей из многодетных семей; | | | | |
|- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения | | | | |
|родителей; | | | | |
|- детей-инвалидов; | | | | |
|- детей, находящихся в федеральном государственном | | | | |
|учреждении УИН по Липецкой области; | | | | |
|- детей одиноких родителей, вдов, вдовцов; | | | | |
|- детей, у которых один из родителей имеет ограничение | | | | |
|способности к трудовой деятельности II и III степени; | | | | |
|- детей, у которых один из родителей является студентом | | | | |
|дневной формы обучения; | | | | |
|- детей из семей со среднедушевым доходом, | | | | |
|не превышающим прожиточный минимум по Липецкой области; | | | | |
|- детей военнослужащих срочной службы; | | | | |
|- детей, родители которых являются ветеранами военных | | | | |
|действий, а также детей военнослужащих и сотрудников | | | | |
|МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей; | | | | |
|- детей граждан, подвергшихся воздействию радиации | | | | |
|вследствие Чернобыльской катастрофы, и граждан, | | | | |
|постоянно проживающих в зоне с льготным | | | | |
|социально-экономическим статусом; | | | | |
|- учащихся 1-х классов общеобразовательных школ; | | | | |
|- учащихся, имеющих по итогам года отличные отметки | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|5. Создание областных экспериментальных площадок |Департамент образования и науки|- |400 |500 |
|по внедрению образовательных инноваций и исследованию |администрации области | | | |
|эффективности образовательного процесса | | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2. Совершенствование структуры и содержания общего образования |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Участие в федеральном эксперименте по введению |Департамент образования и науки|8800 |15000 |15000 |
|единого государственного экзамена и его внедрению |администрации области | | | |
|как альтернативной формы итоговой аттестации | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|2. Проведение конкурса образовательных программ |Департамент образования и науки|150 |200 |250 |
|"Образование и здоровье" (среди образовательных |администрации области | | | |
|учреждений) | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|3. Оказание содействия муниципальным образовательным |Департамент образования и науки| |150 |150 |
|учреждениям по открытию экспериментальных площадок |администрации области | | | |
|по апробации моделей: | | | | |
|- общеобразовательной основной школы, реализующей | | | | |
|программы дополнительного и дошкольного образования; | | | | |
|- сельского социокультурного комплекса; | | | | |
|- школы полного дня; | | | | |
|- школы здоровья | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|4. Проведение областного конкурса "Школа года" и участие |Департамент образования и науки|700 |800 |900 |
|во Всероссийском конкурсе "Лучшая школа России" |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|5. Проведение областного конкурса "Лучший детский сад |Департамент образования и науки|200 |250 |300 |
|года" |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|6. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|6348 |- |- |
|на проведение мероприятий по оказанию содействия |администрации области, | | | |
|в деятельности негосударственных образовательных |управление финансов | | | |
|учреждений в соответствии в постановлением Липецкого |администрации области | | | |
|областного Совета депутатов от 25.08.2005 N 936-пс | | | | |
|"О финансировании негосударственных образовательных | | | | |
|учреждений на территории Липецкой области" | | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|3. Развитие профессионального образования и науки |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Оказание содействия в развитии материальной базы |Департамент образования и науки| | | |
|профессионального образования: |администрации области | | | |
|- учреждения высшего профессионального образования; | |18700 |13000 |15000 |
|- учреждения среднего профессионального образования | |5600 |7000 |7000 |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|2. Приобретение оборудования для обеспечения |Департамент образования и науки|14180 |22200 |20000 |
|учебно-производственной деятельности государственных |администрации области | | | |
|(областных) учреждений начального и среднего | | | | |
|профессионального образования | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|3. Разработка концепции создания и функционирования |Департамент образования и науки|100 |- |- |
|специального учреждения начального профессионального |администрации области | | | |
|образования для детей с девиантным поведением | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|4. Оказание финансовой помощи обучающимся на контрактной |Департамент образования и науки|2500 |2000 |2500 |
|основе из малоимущих семей в учреждениях высшего |администрации области, | | | |
|профессионального образования в порядке, установленном |управление финансов | | | |
|администрацией области |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|5. Обеспечение обучения студентов из Наурского района |Департамент образования и науки|503 |600 |640 |
|Чеченской республики в учреждениях высшего |администрации области, | | | |
|профессионального образования, расположенных |управление финансов | | | |
|на территории области, в порядке, установленном |администрации области | | | |
|администрацией области | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|6. Обеспечение деятельности экспертных советов |Департамент образования и науки|50 |50 |50 |
|и комиссий по рассмотрению научно-исследовательских |администрации области | | | |
|разработок липецких ученых при проведении конкурсов | | | | |
|и получении грантов | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|7. Организация областных профильных семинаров "Школа |Департамент образования и науки|- |360 |420 |
|молодых ученых" |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|8. Проведение Всероссийской научно-практической |Департамент образования и науки|1500 |- |- |
|конференции, посвященной 150-летию со дня рождения |администрации области, | | | |
|Г.В. Плеханова, и изготовление, установка памятного |управление культуры и искусства| | | |
|знака на его родине |администрации области, | | | |
| |архивный отдел | | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|9. Проведение семинаров для ученых области по проблемам |Департамент образования и науки|300 |360 |420 |
|гуманитарных, естественных и технических наук |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|10. Проведение научных конференций |Департамент образования и науки|450 |500 |550 |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|11. Ежегодные торжественные приемы одаренной |Департамент образования и науки|110 |160 |150 |
|студенческой и учащейся молодежи в администрации области |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|12. Создание областной экспериментальной площадки |Департамент образования и науки|700 |1200 |1200 |
|"Разработка модели социально-культурного |администрации области | | | |
|образовательного комплекса в условиях малого города", развитие ее | | | | |
| материальной базы | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|13. Участие во Всероссийских, межригиональных выстовочных мероприятиях, |Департамент образования и науки|- |300 | |
|конференциях, семинарах, конкурсах |области | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|4. Поддержка одаренных детей в общеобразовательных учреждениях и детей, |
|нуждающихся в социальной защите |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|4.1. Дети-сироты |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Создание материальной базы для функционирования |Департамент образования и науки|1500 |2000 |2200 |
|кадетских классов в учреждениях государственной |администрации области | | | |
|поддержки детства | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|2. Проведение ежегодных приемов детей-сирот, приемных |Департамент образования и науки|165 |180 |200 |
|и опекунских семей в администрации области, посвященных |администрации области | | | |
|Международному дню защиты детей | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|3. Проведение ежегодных слетов приемных и опекунских |Департамент образования и науки|440 |480 |530 |
|семей области |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|4. Организация отдыха детей-сирот |Департамент образования и науки|440 |490 |540 |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|5. Проведение ежегодного областного новогоднего |Департамент образования и науки|470 |520 |570 |
|праздника для детей-сирот и детей, оставшихся |администрации области, | | | |
|без попечения родителей |управление культуры и искусства| | | |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|6. Проведение ежегодного областного конкурса |Департамент образования и науки|500 |550 |600 |
|художественного творчества "Созвездие" для воспитанников |администрации области | | | |
|учреждений государственной поддержки детства | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|7. Участие воспитанников учреждений государственной |Департамент образования и науки|45 |50 |55 |
|поддержки детства во Всероссийской акции "Театры |администрации области | | | |
|Москвы - детям" в рамках празднования Международного | | | | |
|дня защиты детей | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|8. Проведение ежегодного областного конкурса театральных |Департамент образования и науки|250 |275 |300 |
|коллективов учреждений государственной поддержки детства |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|9. Участие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в |Департамент образования и науки|150 |165 |180 |
|мероприятиях, проводимых на Всероссийском уровне |области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|10. Информационное обеспечение устройства детей в семью |Департамент образования и науки|370 |200 |300 |
|(усыновление, опека, приемная семья и др.) |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|11. Проведение акции "Найди меня, мама!" |Департамент образования и науки|70 |80 |90 |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|12. Выделение субсидий муниципальным образованиям |Департамент образования и науки|5000 |6000 |7000 |
|для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, |администрации области, | | | |
|оставшихся без попечения родителей |управление финансов | | | |
| |администрации области | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|4.2. Дети-инвалиды |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Совершенствование материально-технической базы |Департамент образования и науки|500 |550 |600 |
|производственного обучения детей с ограниченными |администрации области | | | |
|возможностями здоровья | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|2. Создание материальной базы для обучения и воспитания |Департамент образования и науки|500 |1000 |1000 |
|детей с нарушением опорно-двигательной системы |администрации области | | | |
|в учреждениях государственной поддержки детства | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|3. Проведение областного конкурса изобразительного |Департамент образования и науки|300 |330 |365 |
|искусства и прикладного творчества для детей |администрации области | | | |
|с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников | | | | |
|учреждений государственной поддержки детства | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|4. Участие детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников |Департамент образования и науки|100 |110 |125 |
|учреждений государственной поддержки детства в мероприятиях, проводимых |области | | | |
|на Всероссийском уровне | | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|4.3. Одаренные дети |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Проведение областной олимпиады учащихся |Департамент образования и науки|1600 |1800 |1900 |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|2. Участие в IV и V этапах Всероссийской олимпиады |Департамент образования и науки|361 |800 |900 |
|школьников |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|3. Проведение областного бала для выпускников (золотых |Департамент образования и науки|400 |500 |600 |
|медалистов) общеобразовательных учреждений области |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|4. Организация отдыха для победителей областных олимпиад |Департамент образования и науки|300 |350 |450 |
|(8-10 класс) за пределами области |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|5. Проведение областной творческой смены победителей |Департамент образования и науки|250 |300 |400 |
|областных, всероссийских, международных олимпиад |администрации области | | | |
|и конкурсов на базе загородных лагерей Липецкой области | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|6. Проведение мероприятий по организации ежегодного |Департамент образования и науки|500 |550 |600 |
|форума "Шаг в будущее" (выставка, конференция, |администрации области | | | |
|олимпиада) | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|7. Участие в Новогодней елке в Кремле |Департамент образования и науки|80 |95 |115 |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|8. Участие в бале выпускников в Кремле |Департамент образования и науки|70 |85 |100 |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|9. Проведение ежегодного открытого фестиваля экранного |Управление делами |769,9 |690 |760 |
|творчества детей "Весенняя капель" и эстафеты фестиваля в районах |администрации области | | | |
|области | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|10. Создание областной заочной школы для одаренных детей |Департамент образования и науки|- |- |250 |
| |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|11. Участие победителей ежегодного открытого фестиваля экранного |Управление делами администрации|58,3 |120 |132 |
|творчества детей "Весенняя капель" во Всероссийском форуме (фестивале) |области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|12. Создание еженедельной телевизионной программы для детей и |Управление делами администрации|- |528 | |
|подростков "Капельки" |области | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|5. Повышение эффективности управления образованием |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Оказание содействия в работе Советов руководителей |Департамент образования и науки|- |300 |300 |
|всех типов образовательных учреждений области |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|2. Проведение областных конкурсов на лучший |Департамент образования и науки|- |100 |150 |
|Попечительский совет образовательного учреждения |администрации области | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|3. Обеспечение образовательных учреждений области |Департамент образования и науки|2206 |2700 |3000 |
|бланками строгой отчетности, учебной документацией, |администрации области | | | |
|наградным материалом | | | | |
|------------------------------------------------------------------------+-------------------------------+----------------+------------------+-------|
|4. Освещение деятельности в сфере образования области в печатных |Департамент образования и науки|- |700 |800 |
|публикациях (газетах, журналах, теле-, радиопередачах); |области | | | |
| | | | | |
|изготовление и размещение социальной рекламы на рекламных щитах, | | |850 |700 |
|светодиодном экране, телевидении и радио; | | | | |
| | | | | |
|проведение мониторинга общественного менения по вопросам реализации | | |100 |150 |
|приорететного национального проекта "Образование" в области | | | | |
\----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 9 ноября 2006 г. N 44-пс в раздел "Финансовые затраты" настоящего приложения внесены изменения
Финансовые затраты
на реализацию областной программы
"Развитие образования Липецкой области
(2006 - 2008 годы)"
Всего затраты на реализацию Программы 772679,2 тыс. руб., в том числе по годам:
2006 год - 170999,2 тыс. руб.;
2007 год - 294978 тыс. руб.;
2008 год - 306702 тыс. руб.
Приложение 2
к областной программе
"Развитие образования Липецкой области
(2006 - 2008 годы)"
Порядок
выделения субсидий муниципальным образованиям,
обеспечивающим рост предоставления
дошкольных образовательных услуг
1. Настоящий Порядок определяет условия выделения субсидий муниципальным образованиям, обеспечивающим рост предоставления дошкольных образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях.
2. Субсидии направляются на увеличение охвата детей дошкольными образовательными услугами при:
- открытии дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях;
- увеличении числа мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- открытии групп кратковременного пребывания детей в образовательных учреждениях;
- реконструкции помещений под дошкольные группы, дошкольные учреждения и строительстве дошкольных образовательных учреждений, не предусмотренных областной программой "Государственная поддержка строительства, реконструкции и ремонта объектов социальной сферы в Липецкой области на 2006-2010 годы".
3. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям при условии выполнения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, увеличивающих охват детей дошкольными услугами не менее чем на 10% в год от общего числа нуждающихся.
4. Муниципальные образования подают заявки на получение субсидий в областную комиссию, создаваемую администрацией области, в срок до 1 июля текущего года с приложением следующих документов за подписью глав администраций:
- сведений об охвате детей дошкольными образовательными услугами и контингенте детей, нуждающихся в дошкольных образовательных услугах в муниципальном образовании на начало текущего года;
- сведений об увеличении количества дошкольных мест в муниципальном образовании в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка на конец отчетного года;
- ожидаемые расходы местного бюджета на оборудование и оснащение дополнительных помещений под вновь создаваемые дошкольные группы;
- расходы на реконструкцию и строительство, утвержденные в местном бюджете на очередной финансовый год и сведения об их ожидаемом исполнении.
5. Решение по итогам рассмотрения представленных заявок принимается областной комиссией.
6. Размер субсидий муниципальным образованиям определяется из расчета 50% от затрат на мероприятия, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
7. Распределение субсидий между муниципальными образованиями области осуществляется путем внесения изменений в закон области об областном бюджете на текущий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 15 декабря 2005 г. N 1073-пс "Об областной программе "Развитие образования Липецкой области (2006 - 2008 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Липецкой газете" от 20 января 2006 г. N 10
В настоящее постановление внесены изменения следующими документами:
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 3 апреля 2008 г. N 608-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 13 декабря 2007 г. N 493-пс
Пункт 2, абзац третий подпункта "д" пункта 4 части 1 названного постановления вступают в силу со дня официального опубликования.
Абзац пятый подпункта "г" пункта 4 части 1 названного постановления вступает в силу с 1 сентября 2008 г.
Абзацы девятый - одиннадцатый подпункта "д", абзацы четвертый и седьмой подпункта "е", абзац третий подпункта "ж", абзац второй подпункта "з", абзац шестой подпункта "и" пункта 4 части 1 названного постановления вступают в силу со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2007 г.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 16 августа 2007 г. N 392-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 21 июня 2007 г. N 300-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 24 мая 2007 г. N 253-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 9 ноября 2006 г. N 44-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 30 мая 2006 г. N 1285-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 18 апреля 2006 г. N 1231-пс
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 3 апреля 2008 г. N 608-пс