Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Формы участия населения района
в осуществлении местного самоуправления
Статья 8. Права граждан на осуществление местного самоуправления
1. Граждане, проживающие на территории района, осуществляют свое право на местное самоуправление путем референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Иностранные граждане постоянно или преимущественно проживающие на территории района, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 9. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются:
1) местный референдум;
2) муниципальные выборы;
3) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ района, преобразования района;
4) правотворческая инициатива граждан;
5) публичные слушания;
6) собрание граждан;
7) конференция граждан (собрание делегатов);
8) опрос граждан;
9) обращения граждан в органы местного самоуправления района;
10) другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Статья 10. Местный референдум
1. На территории района для решения вопросов местного значения может проводиться местный референдум.
2. Местный референдум проводится на всей территории района.
3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом района:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе представительного органа района и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 в пункт 4 статьи 10 настоящего Устава внесены изменения
4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Липецкой области и составляет 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории района в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и законом Липецкой области.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом района и главой района, оформляется правовыми актами представительного органа района и главы района.
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 пункт 5 статьи 10 настоящего Устава изложена в новой редакции
5. Представительный орган района обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган района документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае, если местный референдум не назначен представительным органом района в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы района, органов государственной власти Липецкой области, избирательной комиссии Липецкой области или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией района, а обеспечение его проведения осуществляется администрацией Липецкой области или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 в пункт 6 статьи 10 настоящего Устава внесены изменения
6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах района. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории района и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.
9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 пункт 10 статьи 10 настоящего Устава изложен в новой редакции
10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Липецкой области.
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 статья 11 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 11. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов районного Совета, главы района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Муниципальные выборы назначаются решением районного Совета. В случаях, установленных федеральным законодательством, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией района или судом.
3. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
4. Днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных законодательством, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов, указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
5. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов органов местного самоуправления, влекущего за собой неправомерность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
6. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Липецкой области и настоящим Уставом.
7. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 статья 12 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 12. Голосование по отзыву депутата, главы муниципального района голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района
1. Голосование по отзыву депутата, главы муниципального района проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Липецкой области для проведения местного референдума.
Выдвижение и реализация инициативы по проведению голосования по отзыву депутата Совета депутатов, главы муниципального района осуществляется инициативной группой, образуемой и действующей в порядке, установленном федеральными законами и законом Липецкой области для проведения местного референдума.
2. Для назначения голосования по отзыву депутата Совета депутатов, главы муниципального района инициативной группой должны быть собраны и представлены подписи граждан, имеющих право на участие в голосовании по отзыву в порядке, установленном федеральными законами и законом Липецкой области для проведения местного референдума Количество указанных подписей должно составлять 5 процентов от числа избирателей муниципального района, зарегистрированных в соответствии с федеральным законом на территории соответствующего избирательного округа.
3. Основаниями для отзыва депутата Совета депутатов, главы муниципального района являются конкретные противоправные действия (бездействие) указанных лиц, установленные вступившим в законную силу решением суда.
Глава муниципального района может быть отозван в случаях:
1) если им не был отменен им же изданный правовой акт или отдельные его положения, которые вступившим в законную силу решением суда были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам Липецкой области, настоящему Уставу и повлекли нарушение (ограничение) прав и свобод человека и гражданина или причинили иной вред;
2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий муниципальному району и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, установленный вступившим в законную силу решением суда;
3) если установленное вступившим в законную силу решением суда систематическое неисполнение им своих полномочий создает препятствия для надлежащего осуществления полномочий органами местного самоуправления муниципального района, а равно для участия населения муниципального района в осуществлении местного самоуправления;
4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, предусмотренного пунктом 4 статьи 39 устава, и данное нарушение было установлено вступившим в законную силу решением суда.
4. Депутат Совета депутатов муниципального района может быть отозван в случае, если установлено вступившим в законную силу решением суда его систематическое неучастие в заседаниях Совета депутатов, а также неучастие в другой депутатской деятельности в соответствии с Законом Липецкой области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Липецкой области" без уважительных причин в течение года. При этом перечень причин, признаваемых уважительными, устанавливается регламентом Совета депутатов.
5. Решение о назначении голосования по отзыву депутата Совета депутатов муниципального района, главы муниципального района принимается Советом депутатов муниципального района. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании Совета депутатов муниципального района, представлять депутатам Совета депутатов муниципального района письменные возражения, а также в устном выступлении давать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва. О заседании Совета депутатов муниципального района указанное лицо извещается не позднее, чем за три дня до его проведения.
Решение о назначении голосования по отзыву депутата Совета депутатов, главы муниципального района подлежит опубликованию в течение пяти дней со дня его принятия.
Одновременно с публикацией решения Совета депутатов о назначении голосования по отзыву депутата Совета депутатов, главы муниципального района должны быть опубликованы объяснения отзываемого лица.
6. Депутат Совета депутатов муниципального района, глава муниципального района считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины зарегистрированных избирателей.
7. Итоги голосования по отзыву депутата Совета депутатов, главы муниципального района и принятые решения подлежат официальному опубликованию.
8. Отзыв депутата Совета депутатов, главы муниципального района не освобождает указанных лиц от иной ответственности за допущенные нарушения законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, установленной в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
9. Голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района назначается решением Совета депутатов муниципального района и проводится на всей территории муниципального района или на части его территории в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Липецкой области для проведения местного референдума. При этом положения федерального закона, закона Липецкой области, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
10. Голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального района или части муниципального района, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального района, преобразование муниципального района считается полученным, если за указанное изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального района.
11. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района и принятые решения подлежат официальному опубликованию.
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 статья 13 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 13. Правотворческая инициатива граждан
1. Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения.
2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан района, обладающих избирательным правом в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа района.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа района и не может превышать 3 процента от числа жителей района, обладающих избирательным правом.
3. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должны быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
4. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа района, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Статья 14. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей района представительным органом района, главой района могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа района или главы района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа района, назначаются представительным органом района, а по инициативе главы района - главой района.
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект Устава района, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 в подпункт 3 пункта 3 статьи 14 настоящего Устава внесены изменения
3) проекты планов и программ развития района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании района.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами представительного органа района.
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 в пункт 5 статьи 14 настоящего Устава внесены изменения
5. Итоги обсуждения и принятое решение подлежат обязательному опубликованию.
Статья 15. Собрание граждан
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 в пункт 1 статьи 15 настоящего Устава внесены изменения
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на части территории района могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа района, главы района.
Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа района или главы района, назначается соответственно представительным органом района или главой района.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом района в порядке, установленном настоящим Уставом.
Решение о проведении собрания граждан по инициативе населения на территории района принимается правовым актом представительного органа района в течение 10 дней со дня поступления требования о созыве собрания. Одновременно определяется время и место проведения собрания граждан.
С инициативой о проведении собрания граждан могут выходить граждане - 5% от числа граждан, проживающих на территории района и имеющих право на участие в собраниях. Требование о проведении собрания по инициативе граждан направляется в представительный орган района и должно быть оформлено в виде подписных листов.
3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Уставом.
На собрание граждан могут выноситься следующие вопросы:
1) заслушивание отчетов депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
2) обсуждение вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством и предметами ведения района, закрепленными в настоящем Уставе.
Собрание граждан не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, включающей территорию района либо его часть.
Подготовка и проведение собрания граждан обеспечивается главой района.
О дате, месте, времени, повестке дня собрания граждан инициаторы его проведения оповещают население не позднее чем за 5 дней до проведения собрания, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, поквартальные (подворные) обходы, объявления и иные возможные средства.
Для ведения собрания граждан и их протоколов избираются президиум или председатель и секретарь собрания. Повестка дня утверждается большинством голосов от числа присутствующих участников собрания граждан.
В протоколе указывается дата и место проведения собрания, общее число граждан, проживающих на территории района и имеющих право участвовать в собрании, число присутствующих, состав президиума или фамилия, имя, отчество председателя и секретаря собрания, повестка дня, краткое содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения.
Протокол, составленный в двух экземплярах, подписывают председатель и секретарь собрания, один экземпляр его передается в представительный орган района, второй - остается у главы района.
6. Решения собрания граждан по вопросам повестки дня принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих граждан и направляются в представительный орган района, главе района, руководителям задействованных в решении предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории района.
Решения собрания граждан и информацию об их выполнении глава района, представительный орган района доводят доступными способами (с учетом местных условий) до сведения населения района не позднее 10 дней с момента принятия решения.
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 в пункт 7 статьи 15 настоящего Устава внесены изменения
7. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию.
Статья 16. Конференция граждан (собрание делегатов)
1. В случаях, когда созыв собрания граждан затруднен, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется настоящим Уставом.
Решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 21 июня 2006 г. N 274 в пункт 3 статьи 16 настоящего Устава внесены изменения
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию.
4. Представительный орган района либо по согласованию с ним глава муниципального образования принимает решение о проведении конференции и устанавливает норму представительства на ней граждан от конкретной территории, которая не может быть менее 10% от числа граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право на участие в конференциях граждан (собраниях делегатов).
5. В пределах установленных норм представители на конференцию граждан (собрание делегатов) избираются на собраниях граждан поселений.
6. Порядок подготовки и проведения конференции граждан (собрания делегатов) принятия его решений аналогичен порядку подготовки и проведения собрания граждан.
Статья 17. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории района или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители района, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа района или главы района - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель района для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа района.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом района.
6. Жители района должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 18. Обращение граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
2. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.
3. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законом Липецкой области и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами представительного органа района.
4. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления наступает административная ответственность в соответствии с законами области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.