Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть областной целевой программы
"Охрана окружающей природной среды
Липецкой области на 2009 - 2012 годы"
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Актуальность проблемы сохранения окружающей природной среды в Липецкой области продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся в регионе на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.
Основными экологическими проблемами в области являются:
- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта;
- загрязнение водных объектов области;
- образование и накопление отходов;
- сокращение видового состава флоры и фауны.
Главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленные предприятия и автотранспорт.
Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух Липецкой области от стационарных источников в 2007 году составили 382,9 тыс. т, выбросы вредных веществ от автотранспорта Липецкой области выросли до 144,5 тыс. т. за счет увеличения количества автотранспортных средств.
Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят: ОАО "НЛМК" - 308,3 тыс. тонн, ОАО "Липецкцемент" -15,5 тыс. тонн, Донское УМГ филиал ООО "Мострангаз" - 17,8 тыс. тонн. В области 8 предприятий выбрасывают загрязняющие вещества с превышением норм: ОАО " НЛМК", ОАО ЛМЗ "Свободный Сокол", вагонное депо "Грязи" и "Казинка" филиалы ОАО "РЖД", ОАО "Рождественский карьер", ОАО "Талицкий мясокомбинат", Елецкая дистанция гражданских сооружений и войсковая часть 55207.
Несмотря на постоянное снижение комплексного индекса загрязнения атмосферы по г. Липецку (в 2007 г. ИЗА=8,05), областной центр по прежнему относится к городам с высоким уровнем загрязнения (ИЗА=7-14). При этом недостаточно сформирована сеть наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории региона - в населенных пунктах с развитой промышленной инфраструктурой не ведется постоянный мониторинг атмосферного воздуха, данные по качеству воздуха крупных населенных пунктов (за исключением г. Липецка) отсутствуют. Это влечет за собой необходимость формирования и обеспечения функционирования системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта.
Водные объекты являются важнейшим компонентом окружающей природной среды и наиболее уязвимыми природными ресурсами. В условиях повышенной антропогенной нагрузки состояние водных объектов Липецкой области определяется степенью влияния производственной, хозяйственно-бытовой и иной деятельности населения на исходное состояние водных объектов.
При этом достаточно известным и находящимся под контролем вопросом является влияние сосредоточенных сбросов сточных вод предприятий промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.
Рассредоточенные источники загрязнения водных объектов, такие как сток с водосборных площадей земель сельскохозяйственного назначения, ливневые стоки с территорий населенных пунктов и т.д. оказывают более существенное влияние на гидрохимию поверхностных вод. Избыточные концентрации биогенных элементов, в первую очередь азота и фосфора, вызывают бурный рост водорослей, цветение воды. Отмирающая растительность создает вторичное загрязнение водных объектов.
Значительное влияние на состояние водных объектов оказывают объекты транспортной инфраструктуры и иные сооружения, создающие подпор и изменяющие естественные процессы руслоформирования. Гидротехнические сооружения в отсутствие надлежащей эксплуатации и необходимых экологических попусков оказывают очень значимое влияние на водность зарегулированных водотоков в летний период, когда пруды и водохранилища являются активными испарителями.
Поверхностные и подземные воды находятся в тесной взаимосвязи. В связи с повсеместным использованием подземных вод для хозяйственно - бытового водоснабжения населения, развитием коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах области одним из побочных результатов явилось прогрессирующее подтопление многих населенных пунктов.
В этих условиях настоятельной необходимостью стала комплексная оценка гидрологического и гидрогеологического состояния рек, протекающих по территории области, их влияния на населенные пункты и влияния населенных пунктов на реки, определение путей и методов решения неотложных экологических проблем, в первую очередь проблем подтопления, организация действенной системы наблюдения за динамикой русловых процессов и состоянием водных объектов.
На протяжении последних лет все больше усугубляется проблема изменения режима поверхностного стока поверхностных водных объектов. В результате пруды и водохранилища заиливаются, происходит ухудшение гидрологических, морфометрических, гидробиологических показателей. Загрязняются водные ресурсы области, при этом возникает угроза здоровью и жизни населения области.
Для восстановления режима поверхностного стока и оздоровления водных объектов необходимо выполнить их расчистку от наносов и растительности.
В областную собственность планируется принять водные объекты, образованные 125 гидротехническими сооружениями, из них в расчистке нуждаются 18. Исходя из того, что данные водоохранные мероприятия дорогостоящие (стоимость 1 м куб. расчистки пруда составляет 150 рублей) к исполнению выбраны три наиболее неблагополучных объекта.
Актуальной причиной ухудшения качества окружающей среды и здоровья населения является загрязнение почв, подземных вод и воздуха, вызванное ежегодным ростом количества отходов производства и потребления. Уровень жизни населения растет, увеличивается потребительская способность, следовательно, растет количество твердых бытовых отходов (ТБО). На территории области накоплено свыше 8 млн. м3 ТБО. Во многих сельских поселениях отсутствует цивилизованный способ сбора и вывоза мусора, земли захламлены и превращены в стихийные свалки. В условиях отсутствия полигонов ТБО остро стоит проблема временного складирования отходов, которую можно решить путем организации площадок временного хранения.
Кроме того, в области слабо развита система приемки вторсырья (макулатуры, стекла, пищевого пластика), отсутствует кадастр отходов, позволяющий определить объемы, типы образующихся отходов, пути их дальнейшей переработки или утилизации.
Для улучшения экологического состояния населенных пунктов области необходимо комплексно решать проблему с отходами производства и потребления: вести кадастр отходов, способствовать организации раздельного сбора отходов, в сельских поселениях обустраивать площадки временного хранения ТБО.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира и относятся к объектам общенационального достояния. На территории области расположены 157 ООПТ, из них 151 - областного значения, 3 - местного, 3 - федерального. Для государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения, определения перспектив развития сети данных территорий, учета данных территорий при планировании социально-экономического развития региона необходимо располагать оперативными и достоверными сведениями о текущем состоянии ООПТ, их природной ценности, выполнении режима охраны. С этой целью необходимо путем натурного обследования осуществлять сбор данных для государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, обустраивать территории пограничными информационными знаками (аншлагами), проводить землеустройство земель, на которых расположены ООПТ.
На территории Липецкой области насчитывается 5532 видов животных, из них:
68 видов млекопитающих, к числу редких и находящихся под угрозой исчезновения относятся 18 видов;
269 видов птиц, среди них исчезнувших, редких и находящихся под угрозой исчезновения - 85;
8 видов пресмыкающихся, в том числе видов, занесенных в Красную книгу, - 6;
11 видов земноводных, включающих 3 краснокнижных вида;
предполагается обитание 56 видов круглоротых и рыб, к числу редких относятся 11 видов;
5120 видов насекомых, среди которых 73 вида редких и находящихся под угрозой исчезновения.
Растительный мир области представлен как северными видами хвойных, хвойно-широколиственных лесов и дубрав, так и представителями типичных "степняков". Общий видовой состав сосудистых растений насчитывает 1438 таксонов, 328 видов растений занесены в список редких. Кроме того, на территории области произрастает 38 краснокнижных видов грибов и 32 вида лишайников.
Для обеспечения сохранности видового разнообразия растительного и животного мира и воспроизводства объектов, находящихся под угрозой исчезновения в Липецкой области, необходимо проводить работы с привлечением ведущих биологов и зоологов по изучению численности и ареалов распространения редких видов флоры и фауны, организовывать ботанико-зоологические экспедиции, выявлять популяции видов, нуждающихся в охране, проводить просветительскую деятельность среди населения.
На решение данных проблем нацелена областная целевая программа "Охрана окружающей природной среды Липецкой области на 2009 - 2012 годы", предусматривающая принятие неотложных мер по решению экологических проблем в регионе.
Областная целевая программа "Охрана окружающей природной среды Липецкой области на 2009 - 2012 годы" основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, разработана во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
2. Цель и задачи Программы
Программа направлена на решение важнейшей комплексной проблемы обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Цель Программы - охрана и улучшение состояния окружающей природной среды в Липецкой области.
Задачи Программы:
- регулирование качества окружающей природной среды;
- поддержка особо охраняемых природных территорий;
- сохранение редких и исчезающих видов животных и растений;
- экологическое просвещение.
Сроки реализации Программы: 2009 - 2012 годы.
Постановлением Администрации Липецкой области от 29 октября 2012 г. N 432 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Предполагаемый общий объем финансирования на весь период реализации Программы составит 76754,1 тыс. рублей.
Объемы финансирования
областной целевой программы "Охрана окружающей природной среды
Липецкой области на 2009 - 2012 годы" по периодам реализации
Тыс. руб.
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей областного бюджета.
4. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Исполнителем Программы является управление экологии и природных ресурсов Липецкой области.
Исполнитель Программы:
- осуществляет реализацию мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключает государственные контракты и договоры;
- контролирует своевременность и качество выполнения мероприятий Программы;
- предоставляет в администрацию области отчеты о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением администрации области "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ" от 28.11.2007 года N 168;
- вносит в установленном порядке предложения по внесению изменений, приостановлению или прекращению действия Программы;
- участвует в комплексных проверках хода реализации Программы.
5. Оценка эффективности Программы
В соответствии с Конституцией Российской Федерации реализация Программы обеспечивает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Областная целевая программа "Охрана окружающей среды Липецкой области на 2009 - 2012 годы" позволит стабилизировать экологическую обстановку в области, создать более комфортные условия для проживания населения.
Эффективность Программы оценивается путем сравнения индикаторов целей Программы, указанных в таблице, к показателям непосредственных результатов.
Экологическая эффективность Программы выражается в:
развитии системы комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды;
улучшении экологического состояния водных объектов;
уменьшения негативного воздействия отходов на окружающую природную среду;
обеспечении охраны особо охраняемых природных территорий областного значения;
сохранении редких и исчезающих видов животных и растений;
повышении экологической культуры населения.
Социальная эффективность Программы заключается в оздоровлении экологической обстановки в Липецкой области и создании благоприятных условий для проживания и отдыха населения.
Экономический эффект от реализации программных мероприятий не поддается учету и оценке из-за влияния на его значение значительного числа неопределенных параметров и характеристик.
К концу 2012 года будут получены следующие результаты:
обеспеченность населенных пунктов стационарными постами наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха достигнет 10 шт.;
абзац пятнадцатый утратил силу
наблюдение (мониторинг) за состоянием водных объектов на 25% участков рек на территории области;
прирост водных ресурсов в результате проведения водоохранных мероприятий составит 208,7 тыс. м3;
исследование 500 объектов, деятельность которых приводит к образованию отходов производства и потребления;
обследование 151 ООПТ областного значения - (100%);
аншлагирование 131 ООПТ областного значения, что составит 87% общего числа ООПТ;
мониторинг состояния популяций редких видов растений и животных на территории области позволит оставить неизменным число сохраняемых редких и исчезающих 196 видов животных и 328 видов растений;
своевременное и качественное обеспечение населения области экологической информацией, пропаганда экологических знаний, формирование экологического сознания и культуры населения;
улучшение качества воды Матырского водохранилища по концентрации 4 химических элементов.
Выполнение мероприятий Программы в конечном итоге приведет к уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу на 2 тыс. тонн ежегодно и снижению объема сбросов загрязненных сточных вод на 2 млн. м3 ежегодно за счет природоохранных мероприятий.
Таблица 1
Показатели эффективности реализации Программы в 2009 - 2010 гг.
Наименование целей и показателей |
Величина показателя в 2008 году |
Период действия Программы |
|
2009 год |
2010 год |
||
Цель. Охрана и улучшение состояния окружающей природной среды в Липецкой области |
|
|
|
Показатель 1. Улучшение состояния окружающей среды (по оценке населения Липецкой области, данные соцопроса) (%) |
40 |
45 |
50 |
Задача 1. Регулирование качества окружающей природной среды |
|
|
|
Показатель 1.1. Обеспеченность населенных пунктов стационарными постами наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха (мониторинг атмосферного воздуха) (шт.) |
7 |
9 |
10 |
Показатель 1.2. Доля наблюдаемых участков рек в общем числе рек |
- |
0,16 |
0,22 |
Показатель 1.3. Прирост водных ресурсов в результате проведения водоохранных мероприятий (тыс. куб. м) |
- |
30,0 |
42,9 |
Показатель 1.4. Улучшение качества воды водохранилища по контролируемым параметрам (шт.) |
- |
3 |
3 |
Задача 2. Поддержка особо охраняемых природных территорий |
|
|
|
Показатель 2.1. Доля обследованных ООПТ областного значения |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
Показатель 2.2. Доля аншлагированных ООПТ в общем числе ООПТ области |
0,06 |
0,12 |
0,87 |
Задача 3. Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений |
|
|
|
Показатель 3.1. Количество сохраняемых редких и исчезающих видов животных (видов) |
196 |
196 |
196 |
Показатель 3.2. Количество сохраняемых редких и исчезающих видов растений (видов) |
328 |
328 |
328 |
Задача 4. Экологическое просвещение населения |
|
|
|
Показатель 4.1. Количество материалов, размещенных в СМИ (шт.) |
370 |
380 |
390 |
Постановлением Администрации Липецкой области от 29 октября 2012 г. N 432 в таблицу 2 подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Таблица 2
Показатели эффективности реализации Программы в 2011 - 2012 гг.
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Величина в базовом году (до начала реализации программы) |
Плановые значения по периодам действия целевой программы |
Источник определения значения показателей |
||
2011 год |
2012 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Цель Охрана и улучшение состояния окружающей природной среды в Липецкой области |
||||||
2 |
Индикатор цели Улучшение состояния окружающей среды (по оценке населения Липецкой области) |
% |
40 |
50 |
55 |
Данные соцопроса |
|
3 |
Задача 1 Регулирование качества окружающей природной среды |
||||||
4 |
Показатель 1 задачи 1 Обеспеченность населенных пунктов стационарными постами наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха (мониторинг атмосферного воздуха) |
Шт. |
7 |
10 |
10 |
Ведомственная отчетность |
|
5 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
Тыс. руб. |
|
1345,4 |
|
|
|
6 |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (экономическая) |
Тыс. руб. Шт. |
|
134,5 |
|
|
|
7 |
Информация об изменениях:См. текст пункта 7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Информация об изменениях:См. текст пункта 8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
Информация об изменениях:См. текст пункта 9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Показатель 3 задачи 1 Доля наблюдаемых участков рек в общем числе рек |
% |
- |
24 |
25 |
Результаты обследования |
|
11 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
Тыс. руб. |
|
1450,0 |
1450,0 |
|
|
12 |
Эффективность мероприятий к показателю 3 (экономическая) |
Тыс. руб. % |
|
60,4 |
58 |
|
|
13 |
Показатель 4 задачи 1 Прирост водных ресурсов в результате проведения водоохранных мероприятий |
Тыс. куб. м |
- |
63,9 |
71,9 |
Ведомственная отчетность |
|
14 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
Тыс. руб. |
|
12290,0 |
11144,2 |
|
|
15 |
Эффективность мероприятий к показателю 4 (экономическая) |
Тыс. руб. Тыс. куб. м |
|
192,3 |
155,0 |
|
|
16 |
Показатель 5 задачи 1 Улучшение качества воды водохранилища по контролируемым параметрам |
Шт. |
- |
4 |
4 |
Результаты анализов |
|
17 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
Тыс. руб. |
|
2610,0 |
1120,3 |
|
|
18 |
Эффективность мероприятий к показателю 5 (экономическая) |
Тыс. руб. Шт. |
|
652,5 |
280,1 |
|
|
19 |
Задача 2 Поддержка особо охраняемых природных территорий |
||||||
20 |
Показатель 1 задачи 2 Доля обследованных ООПТ областного значения |
% |
70 |
100 |
25 |
Результаты обследования |
|
21 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
Тыс. руб. |
|
564,1 |
1339,9 |
|
|
22 |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (экономическая) |
Тыс. руб. % |
|
5,6 |
53,4 |
|
|
23 |
Показатель 2 задачи 2 Доля аншлагированных ООПТ в общем числе ООПТ области |
% |
6 |
87 |
87 |
Ведомственная отчетность |
|
24 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
Тыс. руб. |
|
498,5 |
|
|
|
25 |
Эффективность мероприятий к показателю 2 (экономическая) |
Тыс. руб. % |
|
5,7 |
|
|
|
26 |
Задача 3 Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений |
||||||
27 |
Показатель 1 задачи 3 Количество сохраняемых редких и исчезающих видов растений и животных |
Вид |
524 |
524 |
524 |
Результаты обследования |
|
28 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
Тыс. руб. |
|
1120,0 |
1108,0 |
|
|
29 |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (экономическая) |
Тыс. руб. Вид |
|
2,1 |
2,1 |
|
|
30 |
Задача 4 Экологическое просвещение населения |
||||||
31 |
Показатель 1 задачи 4 Количество материалов, размещенных в СМИ |
Шт. |
370 |
395 |
400 |
Ведомственная отчетность |
|
32 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
Тыс. руб. |
|
1442,4 |
1496,6 |
|
|
33 |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (экономическая) |
Тыс. руб. Шт. |
|
3,7 |
3,7 |
|
Источники сбора информации для оценки эффективности: данные текущего мониторинга, отчетов о выполненных работах. Периодичность сбора информации: по итогам года.
Показатель 1.2. Доля обследованных рек бассейна р. Воронеж в общем числе рек определяется как отношение числа обследованных рек к общему числу рек бассейнов р. Воронеж и р. Дон (125 шт.).
Показатель 1.3. Доля наблюдаемых участков рек в общем числе рек определяется как отношение числа наблюдаемых участков рек к общему числу рек, находящихся на территории области (127 шт.).
Абзац двадцать восьмой утратил силу
Показатель 1.6. Улучшение качества воды Матырского водохранилища по контролируемым параметрам определяется по отчетным данным лабораторных исследований.
Показатель 2.1. Доля обследованных ООПТ областного значения определяется как отношение числа обследованных территорий к общему числу ООПТ областного значения (151 шт.).
Показатель 2.2. Доля аншлагированных ООПТ в общем числе ООПТ области определяется как отношение числа аншлагированных территорий к общему числу ООПТ областного значения (151 шт.).
Показатель 3.1., 3.2. Количество сохраняемых редких и исчезающих видов животных (196 видов) и растений (328 видов) определено согласно списку, утвержденному постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2003 года N 280.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.