Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена целевая программа.
Анализ социально-экономического положения Липецкой области выявил ряд проблем, вызванных сокращением численности трудоспособного населения, дефицитом кадров рабочих профессий в связи с созданием особых экономических зон, несовершенством системы межбюджетных отношений и недостатком доходов регионального бюджета на фоне увеличивающихся расходных обязательств, что потребовало изменения подходов к государственному управлению, переориентации направленности социально-экономической политики на повышение эффективности государственного управления и непосредственно на повышение качества жизни населения.
Изменение подходов к государственному управлению требует проведения комплексной реформы системы управления областными финансами, которая позволит внедрить в деятельность органов исполнительной власти Липецкой области программно-целевые методы, позволяющие на системной основе сконцентрировать усилия на достижении стратегических целей и задач, стоящих перед Липецкой областью.
2. Цели и задачи целевой программы.
Цель 1. Модернизированный, высокоэффективный государственный сектор экономики Липецкой области, использующий современные методы управления и бюджетирования по результатам.
Достижение первой цели предполагает коренную модернизацию всей системы управления государственным сектором в Липецкой области (включая и систему бюджетных учреждений) на основе принципов бюджетной и административной реформ. В рамках этой цели планируется решение следующих задач.
Задача 1.1. Интеграция методов управления по результатам в бюджетный процесс.
Решение задачи будет осуществляться в направлении внедрения в бюджетный процесс области принципов бюджетирования и управления по результатам, а также среднесрочного планирования, что создаст предпосылки для укрепления стабильности и повышения предсказуемости бюджетного процесса в Липецкой области.
В рамках решения задачи предполагается:
- усовершенствовать систему отчетности об исполнении и оценки докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных
- распорядителей средств областного бюджета и использовать результаты этой оценки в бюджетном процессе;
- усовершенствовать методы разработки и мониторинга исполнения ведомственных и областных целевых программ;
- сформировать реестр расходных обязательств области на основе разделения расходных обязательств на действующие и вновь принимаемые с тем, чтобы повысить эффективность и результативность бюджетных расходов;
- внедрить автоматизированную систему управления бюджетным процессом для главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета Липецкой области.
Задача 1.2. Повышение качества управления общественными финансами Липецкой области
В рамках задачи предусмотрено проведение следующих мероприятий, позволяющих повысить эффективность расходов и мобилизовать дополнительные доходные источники за счет повышения качества управления финансами:
- осуществлять оценку экономической, бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот, рассрочек и отсрочек по платежам в бюджетную систему Липецкой области;
- осуществлять мониторинг за кассовым исполнением областного бюджета с целью управления остатками на бюджетных счетах и своевременного финансирования временных кассовых разрывов;
- развивать рынок ценных бумаг Липецкой области;
- совершенствовать систему управления государственным долгом, а также кредиторской задолженностью бюджета, бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий.
Задача 1.3. Совершенствование системы управления нефинансовыми активами Липецкой области
В рамках решения задачи предполагается проделать работу, направленную на приведение состава областной собственности к закрепленным за региональным уровнем полномочиям. Кроме того, будет проведена оценка финансово-экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, а также акционерных обществ, доли уставного капитала которых принадлежат области.
Необходимость повышения эффективности и результативности управления государственным сектором Липецкой области диктует следующие меры по совершенствованию системы управления нефинансовыми активами (включая имущественный комплекс):
- оптимизацию состава областной собственности;
- мониторинг финансово-экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ со значительной долей собственности Липецкой области;
- организацию оценки стоимости основных объектов областной собственности.
Цель 2. Доступные и качественные бюджетные услуги
Достижение второй цели непосредственно влияет на уровень и качество жизни населения Липецкой области.
Задача 2.1. Расширение предложения бюджетных услуг и поощрение конкуренции между производителями бюджетных услуг
Расширение предложения на рынках бюджетных услуг должно содействовать росту их доступности для разных групп населения и повышению качества (за счет формирования конкурентной среды) бюджетных услуг. В рамках решения задачи намечается:
- содействие образованию автономных учреждений и иных производителей бюджетных услуг, что предполагает анализ бюджетного сектора, выявление учреждений, способных существовать вне его рамок, и перевод этих учреждений в иную организационно-правовую форму со сменой формы собственности или с ее сохранением;
- распространение принципов подушевого финансирования, что будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов и повышению качества услуг.
Задача 2.2. Совершенствование показателей качества бюджетных услуг
На использовании показателей качества бюджетных услуг базируется система контроля за качеством социально значимых услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями, а также за качеством услуг, предоставляемых автономными учреждениями и частными организациями.
В рамках решения задачи предполагается:
- формирование перечня государственных услуг Липецкой области;
- разработка и сведение в систему отраслевых показателей качества бюджетных услуг;
- широкое информирование населения Липецкой области о показателях качества бюджетных услуг.
Цель 3. Планомерно развивающийся и подконтрольный государственный сектор экономики
Государственный сектор экономики Липецкой области должен развиваться в соответствии со стратегией развития Российской Федерации и Липецкой области, повышать свою эффективность во взаимодействии с
негосударственным сектором. В рамках этой цели предполагается решить следующие пять задач:
Задача 3.1. Совершенствование инструментов стратегического планирования в Липецкой области
В рамках задачи предполагается:
- разработка Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности администрации Липецкой области на базе отраслевых докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета;
- корректировка стратегии социально-экономического развития Липецкой области с учетом развития социально-экономической ситуации на федеральном и региональном уровнях.
Задача 3.2. Создание механизмов мониторинга и раскрытия информации о результатах деятельности органов государственного управления
В ходе решения задачи намечено:
- совершенствовать областную систему мониторинга и' раскрытия информации о результатах деятельности органов государственного управления и подведомственных бюджетных учреждений Липецкой области, а также областных государственных унитарных предприятий;
- осуществлять оценку эффективности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета Липецкой области.
Задача 3.3. Создание механизмов публичной экспертизы решений, принимаемых в бюджетной сфере
В рамках задачи предполагается использовать механизмы и критерии, позволяющие предотвратить финансирование неэффективных проектов:
- создать систему предварительной оценки крупных инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств областного бюджета;
- проводить публичную независимую экспертизу всех законопроектов в сфере бюджетного и налогового законодательства.
Задача 3.4. Совершенствование механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства
Полноценное раскрытие возможностей развития малого и среднего бизнеса требует упрощения процедур открытия и ведения бизнеса, совершенствования информационного обеспечения деятельности малого и среднего бизнеса. Решение этой задачи позволит обеспечить увеличение доли продукции малых и средних предприятий в общем объеме производства области и создание новых рабочих мест.
Задача 3.5. Содействие реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Решение данной задачи позитивно скажется на формировании доходной части бюджета, укрепит материально-техническую базу жилищно-коммунального хозяйства и будет способствовать повышению качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
Цель 4. Эффективная система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории Липецкой области
Задача 4.1. Создание системы мониторинга результатов деятельности органов местного самоуправления
В ходе решения задачи намечено создать областную систему мониторинга и раскрытия информации о результатах деятельности органов местного самоуправления Липецкой области.
Задача 4.2. Создание системы межбюджетных отношений, стимулирующей эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления
Для решения задачи предусматривается:
- установить прозрачную и эффективную систему межбюджетных отношений в Липецкой области;
- выделить из областного бюджета ассигнования на стимулирование социально-экономического развития, качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов области.
3. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы.
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета с последующей компенсацией части расходов на условиях долевого софинансирования из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Общая стоимость реализации Программы в 2009 году составит 59100,8 тыс. рублей.
4. Механизм реализации целевой программы
и контроль за ходом ее выполнения.
Коллегиальным органом управления реализацией Программы является областная комиссия по реализации областной целевой программы "Реформирование региональных и муниципальных финансов Липецкой области" (далее - комиссия), образованная в соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 29.12.2007 г. N 950-р "О создании областной комиссии по реализации областной целевой программы "Реформирование региональных и муниципальных финансов Липецкой области".
Возглавляет комиссию заместитель главы администрации области. В состав комиссии входят следующие исполнительные органы государственной власти и структуры администрации Липецкой области:
- управление финансов области;
- управление экономики администрации области;
- правовое управление администрации области;
- управление образования и науки области;
- управление здравоохранения области;
- управление инвестиций и международных связей области;
- управление имущественных и земельных отношений области;
- управление культуры и искусства области;
- управление социальной защиты населения области;
- управление энергетики, тарифов и жилищно-коммунального хозяйства области;
- управление промышленности, развития малого и среднего бизнеса области.
Функции координатора работы комиссии возложены на управление финансов Липецкой области.
Контроль за реализацией Программы в целом осуществляет комиссия. Основными формами контроля являются мониторинг выполнения мероприятий Программы (оперативный контроль) и отчеты ответственных исполнителей. Комиссия в соответствии с утвержденным графиком рассматривает на своих заседаниях отчеты ответственных представителей исполнительных органов государственной власти области о ходе реализации намеченных мероприятий.
Оперативный контроль за ходом выполнения отдельных мероприятий, запланированных в рамках Программы, осуществляет управление финансов Липецкой области.
Публичный контроль за реализацией Программы осуществляется на основе публикаций о ходе ее реализации в средствах массовой информации и сети Интернет.
5. Оценка эффективности целевой программы.
Наименование целей и показателей |
Величина показателя в базовом 2008 году |
Величина показателя в 2009 году |
Цель 1. Модернизированный, высокоэффективный государственный сектор экономики Липецкой области, использующий современные методы управления и бюджетирования по результатам. | ||
Задача 1.1. Интеграция методов управления по результатам в бюджетный процесс. | ||
Доля расходов, формируемых в рамках ведомственных целевых программ, в объеме расходов областного бюджета (без учета расходов, не относящихся к программной деятельности), % |
66 |
70 |
Задача 1.2. Повышение качества управления общественными финансами Липецкой области | ||
Доля расходов областного бюджета, регулируемых нормативными правовыми актами Липецкой области, детально определяющими порядок расчета стоимости реализации соответствующих расходных обязательств, % |
95,6 |
96 |
Задача 1.3. Совершенствование системы управления нефинансовыми активами Липецкой области | ||
Удельный вес государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Липецкой области, удовлетворяющих критериям их сохранения, % |
90 |
90 |
Цель 2. Доступные и качественные бюджетные услуги | ||
Задача 2.1. Расширение предложения бюджетных услуг и поощрение конкуренции между производителями бюджетных услуг | ||
Доля расходов на финансирование государственных услуг в рамках полномочий органов государственной власти Липецкой области, предоставляемых автономными учреждениями и организациями, не являющимися бюджетными и автономными учреждениями, от расходов на соответствующие услуги, % |
0 |
20 |
Задача 2.2. Совершенствование показателей качества бюджетных услуг | ||
Доля бюджетных расходов (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней и расходов на обслуживание государственного долга), имеющих показатели качества государственных услуг, % |
24,6 |
30 |
Цель 3. Планомерно развивающийся и подконтрольный государственный сектор экономики | ||
Задача 3.1. Совершенствование инструментов стратегического планирования в Липецкой области | ||
Доля расходов областного бюджета, распределенных на плановый период между главными распорядителями средств бюджета, % |
- |
80 |
Задача 3.2. Создание механизмов мониторинга и раскрытия информации о результатах деятельности органов государственного управления | ||
Доля реализуемых за счет средств областного бюджета инвестиционных проектов, по которым отсутствуют критерии, служащие основанием для досрочного прекращения (корректировки) инвестиционных проектов, % |
- |
100 |
Задача 3.3. Создание механизмов публичной экспертизы решений, принимаемых в бюджетной сфере | ||
Доля законопроектов в сфере бюджетного и налогового законодательства, прошедших публичную независимую экспертизу, % |
60 |
100 |
Задача 3.4. Совершенствование механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства | ||
Доля продукции малого и среднего предпринимательства в общем объеме промышленного производства Липецкой области за последний отчетный год, % |
3,045 |
3,05 |
Задача 3.5. Содействие реформированию жилищно-коммунального хозяйства | ||
Средний по области фактический уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, % |
95,3 |
95,4 |
Цель 4. Эффективная система взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления на территории Липецкой области | ||
Задача 4.1. Создание системы мониторинга результатов деятельности органов местного самоуправления | ||
Средняя за последний отчетный год по муниципальным образованиям оценка качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований, баллы |
89,7 |
90 |
Задача 4.2. Создание системы межбюджетных отношений, стимулирующей эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления | ||
Доля финансовой помощи, распределенной между муниципальными образованиями на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, в общих % расходах на предоставление финансовой помощи, |
|
|
|
|
|
94,6 |
95 |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.