Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 4 декабря 2003 г. N 412-пс
Программа
"Переселение граждан Липецкой области
из ветхого и аварийного жилищного фонда
на 2003-2010 годы"
23 декабря 2004 г., 28 июля 2005 г.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 июля 2005 г. N 886-пс в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
программы "Переселение граждан Липецкой области
из ветхого и аварийного жилищного фонда
на 2003-2010 годы"
Наименование Программы "Переселение граждан Липецкой области из
ветхого и аварийного жилищного фонда на
2003-2010 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки
Программы Постановление Правительства РФ от 22.01.2002
г. N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан
Российской Федерации из ветхого и аварийного
жилищного фонда", входящей в состав
федеральной целевой программы "Жилище" на
2002-2010 годы"
Государственный заказчик Администрация Липецкой области
Разработчик Программы Управление жилищно-коммунального хозяйства
администрации Липецкой области (далее -
управление ЖКХ)
Цели и задачи Программы Основными целями Программы являются:
- переселение в благоустроенное жилье
граждан, проживающих в ветхом и аварийном
жилищном фонде;
- ликвидация или реконструкция ветхого и
аварийного жилищного фонда, признанного
таковым на 01.01.2003 года.
Программа предусматривает решение следующих
основных задач:
- нормативное правовое и методологическое
обеспечение мероприятий по улучшению
жилищных условий граждан, проживающих в
ветхом и аварийном жилищном фонде;
- обеспечение реализации права граждан,
проживающих в ветхих и аварийных жилых
домах, на улучшение жилищных условий;
- мобилизация внебюджетных и бюджетных
ресурсов на финансирование строительства и
реконструкции жилья для переселения граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- организация выполнения мероприятий по
упорядочению развития территорий, на которых
находится аварийный и ветхий жилищный фонд
Сроки и этапы реализации
Программы 2003-2010 годы
1-й этап - 2003-2005 годы;
2-й этап - 2006-2007 годы;
3-й этап - 2008-2010 годы
Перечень основных
мероприятий 1. Формирование нормативной правовой базы
для переселения граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда.
2. Инвентаризация ветхих и аварийных жилых
домов, установление очередности ликвидации.
3. Привлечение бюджетных и внебюджетных
финансовых ресурсов для реализации Программы
4. Переселение граждан и ликвидация ветхого
и аварийного жилищного фонда
Исполнители Программы Департамент топливно - энергетического
комплекса и реформирования
жилищно - коммунального хозяйства
администрации области (далее - департамент
ТЭК и реформирования ЖКХ), главное
управление строительства и архитектуры
администрации области совместно с органами
местного самоуправления
Объемы финансирования
Программы Объем финансирования мероприятий Программы
составляет 1321,08 млн. рублей, в том числе
средства областного бюджета - 172,75 млн.
рублей
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы Реализация Программы позволит:
- переселить из ветхого и аварийного
жилищного фонда 6,2 тысячи граждан;
- построить и провести реконструкцию жилья
общей площадью 111,9 тыс. кв. м;
- ликвидировать 52,1 тыс. кв. м ветхого и
аварийного жилищного фонда
Система организации
исполнения Программы Государственный заказчик осуществляет общее
руководство реализацией Программы,
организует формирование нормативной правовой
базы, управляет средствами, выделяемыми из
федерального и областного бюджетов.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Настоящая Программа разработана в соответствии с подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
По состоянию на 1 января 2003 года государственный и муниципальный жилищный фонд Липецкой области составил 12,9 млн. кв. м общей полезной площади, в том числе 96,58 тыс. кв. м жилья признано ветхим и аварийным (приложение N 2). В ветхих и аварийных жилых домах в настоящее время проживает более 6,2 тыс. человек.
Характеристика ветхого и аварийного жилищного фонда
N п/п | Показатель измерения | Единица | Количество |
1. 1.1 1.2 |
Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе: подлежащая сносу подлежащая реконструкции |
тыс. кв. м тыс. кв. м тыс. кв. м |
96,58 52,10 44,48 |
2. | Количество проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде |
семей человек |
2393 6217 |
3. | Площадь аварийного и ветхого жилищного фонда, приходящаяся на одного человека |
кв. м | 15,53 |
4. | Площадь жилья, требуемого для переселения |
тыс. кв. м | 111,91 |
5. | Планируемый ввод нового жилья | тыс. кв. м | 67,43 |
Исходя из объемов ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан, на реализацию Программы в целом необходимо 1321,08 млн. руб. (приложение N 3).
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных ресурсов. В процессе реализации Программы будет ликвидирован (и) или реконструирован ветхий и аварийный жилищный фонд, признанный таковым на 1 января 2003 года. По мере улучшения социально-экономической ситуации в области возможно финансирование переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, ставшего таковым после 1 января 2003 г.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- ликвидация или реконструкция ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2003 года.
В Программе решаются следующие основные задачи:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- обеспечение реализации права граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, на улучшение жилищных условий;
- мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства и реконструкции жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийный и ветхий жилищный фонд.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализацию программы "Переселение граждан Липецкой области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы" планируется провести в три этапа.
I этап - 2003-2005 годы:
- создание необходимых методических, организационных и правовых условий для реализации задач Программы;
- установление очередности сноса непригодных для проживания и не подлежащих восстановлению домов (по микрорайонам, участкам, зданиям);
- решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
II этап - 2006-2007 годы:
- создание маневренного фонда для отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
- начало переселения граждан в реконструированный жилищный фонд и дома, законченные строительством;
- создание предпосылок для привлечения внебюджетных средств.
III этап - 2008-2010 годы:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, за счет строительства нового жилья, реконструкции имеющегося и реализации других возможностей увеличения количества жилищного фонда, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям;
- поэтапное переселение граждан в капитально отремонтированное, реконструированное или вновь построенное благоустроенное жилье из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- снос ветхого и аварийного жилищного фонда, не подлежащего восстановлению;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя три основных направления (приложение N 1):
- правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
- ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение Программы
4.1.1. Формирование нормативной правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда регулируется жилищным законодательством, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и Липецкой области. Реализация Программы предполагает формирование нормативной правовой базы Липецкой области, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. При этом должны учитываться следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, признанное непригодным для проживания, должны быть обеспечены благоустроенным жильем в порядке, установленном действующим законодательством;
б) при желании граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
в) очередность ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда определяется муниципальной программой в соответствии с требованиями плана развития муниципальных образований.
4.1.2. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда муниципальные образования области составляют реестры ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняют численность проживающего в них населения и потребность в новом жилье, при этом необходимо выделить две категории домов и помещений, непригодных для проживания:
- дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
- дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
С учетом показателей реестра планируется сформировать перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определить объемы финансирования, исходя из региональных цен на строительную продукцию.
Указанный перечень будет использоваться при заключении государственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком Программы.
4.1.3. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, возможно:
- предоставление жилья на условиях социального найма органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;
- предоставление жилья за счет инвесторов или застройщиков, осуществляющих отселение из аварийного и ветхого жилищного фонда при подготовке земельных участков под строительство.
Предоставляемое муниципальное жилье на условиях социального найма может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным в качестве муниципального социального жилья.
Для строительства муниципального социального жилья необходимо использовать специальные проекты, предназначенные для жилья именно такого типа. При заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для использования в целях социального найма.
4.1.4. Реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда
Одно из основных направлений реализации обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.
Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риск собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения государства и муниципальных образований. Создание института страхования жилья не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2004 г. N 732-пс в пункт 4.2 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
4.2. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет бюджетных и внебюджетных средств. Расходы на реализацию Программы составят 1321,08 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета - 172,75 млн. руб. (приложение N 4). На первом этапе предполагается направлять средства преимущественно на завершение строительства жилых домов высокой степени готовности. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов на реализацию Программы.
4.2.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Бюджетными ресурсами являются средства федерального и областного бюджетов. Средства федерального бюджета используются в качестве источника софинансирования предусмотренных мероприятий в рамках подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Средства областного бюджета, направляемые на реализацию Программы, ежегодно подлежат уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.
4.2.2. Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся: кредиты банков; облигационные займы; средства предприятий и организаций, направляемые на предоставление ссуд и займов своим работникам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде; средства населения, направляемые на долевое участие в строительстве жилья, реконструкцию жилья, непригодного для проживания, с использованием субсидий и кредитов (займов). На первом этапе реализации Программы участие внебюджетных ресурсов будет составлять не более 30,0 процентов от сметной стоимости строительства или реконструкции жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
На втором и третьем этапах доля внебюджетных средств будет возрастать и к 2010 году составит 50% от средств, необходимых на строительство и реконструкцию жилищного фонда.
4.3. Обеспечение развития территорий,
на которых ликвидирован аварийный и ветхий жилищный фонд
Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилья, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Необходимо рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков (в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство). Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе могут быть:
- кредиты банков;
- муниципальные облигационные займы;
- капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора.
Использование в качестве обеспечения кредитных ресурсов будущих платежей потребителей коммунальных услуг требует разработки специальных финансовых схем привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2004 г. N 732-пс в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком, исполнителями Программы.
Государственный заказчик:
- разрабатывает областную нормативную правовую и методологическую базу для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилья;
- определяет приоритеты в выполнении Программы, способные привлечь наибольшие объемы внебюджетных средств;
- составляет отчеты об использовании средств, направленных на реализацию Программы. В отчет должна включаться информация о наличии муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, процедуре и результатах проведения конкурса предложений и проектов муниципальных образований, а также сведения об объеме направленных на реализацию Программы средств и результатах мониторинга принятых к финансированию предложений и проектов;
- проводит ежегодный мониторинг целевого использования средств, выделенных из федерального и областного бюджетов, и соблюдения соответствующих процедур при выполнении проектов, на реализацию которых были выделены указанные средства.
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными муниципальными программами.
Реализация Программы осуществляется путем предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в соответствии с законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и порядком, устанавливаемым администрацией области.
6. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком.
Государственный заказчик осуществляет общее руководство реализацией Программы, организует формирование нормативной правовой базы, решает вопросы ее бюджетного и внебюджетного финансирования, предоставления муниципальным образованиям финансовой помощи в пределах имеющихся ресурсов, включая средства федерального и областного бюджетов.
Предлагаемый подход к управлению реализацией Программы позволит:
- проводить единую политику переселения граждан из аварийного жилищного фонда, исходя из приоритетов развития отдельных муниципальных образований;
- стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования;
- создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки Программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- создать систему мониторинга реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на областном уровне.
7. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий от реализации Программы
Основными критериями эффективности реализации Программы будут являться количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда и объем ликвидированного ветхого и аварийного жилья.
В процессе реализации Программы планируется переселить из ветхого и аварийного жилищного фонда 6217 человек, в том числе:
- в 2003-2005 годах - 1917 человек;
- в 2006-2007 годах - 1720 человек;
- в 2008-2010 годах - 2580 человек.
До конца 2010 года будет ликвидировано 52,1 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе:
- в 2003-2005 годах - 23,94 тыс. кв. метров;
- в 2006-2007 годах - 11,72 тыс. кв. метров;
- в 2008-2010 годах - 16,44 тыс. кв. метров.
Реализация Программы обеспечит:
- выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
- создание благоприятных условий на территории области для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
- снижение социальной напряженности в обществе;
- создание дополнительных рабочих мест;
- улучшение демографической ситуации в области;
- улучшение состояния здоровья населения.
Кроме того, критериями эффективности Программы станут размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и улучшение городской среды за счет освоения территорий ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.