Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 4 декабря 2003 г. N 412-пс
Программа
"Переселение граждан Липецкой области
из ветхого и аварийного жилищного фонда
на 2003-2010 годы"
23 декабря 2004 г., 28 июля, 22 декабря 2005 г.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 22 декабря 2005 г. N 1092-пс в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
программы "Переселение граждан Липецкой области
из ветхого и аварийного жилищного фонда
на 2003-2010 годы"
Наименование Программы "Переселение граждан Липецкой области из
ветхого и аварийного жилищного фонда на
2003-2010 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки
Программы Постановление Правительства РФ от 22.01.2002
г. N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан
Российской Федерации из ветхого и аварийного
жилищного фонда", входящей в состав
федеральной целевой программы "Жилище" на
2002-2010 годы"
Государственный заказчик Администрация Липецкой области
Разработчик Программы Управление жилищно-коммунального хозяйства
администрации Липецкой области (далее -
управление ЖКХ)
Цели и задачи Программы Основными целями Программы являются:
- переселение в благоустроенное жилье
граждан, проживающих в ветхом и аварийном
жилищном фонде;
- ликвидация или реконструкция ветхого и
аварийного жилищного фонда, признанного
таковым на 01.01.2003 года.
Программа предусматривает решение следующих
основных задач:
- нормативное правовое и методологическое
обеспечение мероприятий по улучшению
жилищных условий граждан, проживающих в
ветхом и аварийном жилищном фонде;
- обеспечение реализации права граждан,
проживающих в ветхих и аварийных жилых
домах, на улучшение жилищных условий;
- мобилизация внебюджетных и бюджетных
ресурсов на финансирование строительства и
реконструкции жилья для переселения граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- организация выполнения мероприятий по
упорядочению развития территорий, на которых
находится аварийный и ветхий жилищный фонд
Сроки и этапы реализации
Программы 2003-2010 годы
1-й этап - 2003-2005 годы;
2-й этап - 2006-2007 годы;
3-й этап - 2008-2010 годы
Перечень основных
мероприятий 1. Формирование нормативной правовой базы
для переселения граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда.
2. Инвентаризация ветхих и аварийных жилых
домов, установление очередности ликвидации.
3. Привлечение бюджетных и внебюджетных
финансовых ресурсов для реализации Программы
4. Переселение граждан и ликвидация ветхого
и аварийного жилищного фонда
Исполнители Программы Департамент топливно - энергетического
комплекса и реформирования
жилищно - коммунального хозяйства
администрации области (далее - департамент
ТЭК и реформирования ЖКХ), главное
управление строительства и архитектуры
администрации области совместно с органами
местного самоуправления
Объемы финансирования
Программы Объем финансирования мероприятий Программы
составляет 1321,08 млн. рублей, в том числе
средства областного бюджета - 216,75 млн.
рублей
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы Реализация Программы позволит:
- переселить из ветхого и аварийного
жилищного фонда 6,2 тысячи граждан;
- построить и провести реконструкцию жилья
общей площадью 111,9 тыс. кв. м;
- ликвидировать 52,1 тыс. кв. м ветхого и
аварийного жилищного фонда
Система организации
исполнения Программы Государственный заказчик осуществляет общее
руководство реализацией Программы,
организует формирование нормативной правовой
базы, управляет средствами, выделяемыми из
федерального и областного бюджетов.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Настоящая Программа разработана в соответствии с подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
По состоянию на 1 января 2003 года государственный и муниципальный жилищный фонд Липецкой области составил 12,9 млн. кв. м общей полезной площади, в том числе 96,58 тыс. кв. м жилья признано ветхим и аварийным (приложение N 2). В ветхих и аварийных жилых домах в настоящее время проживает более 6,2 тыс. человек.
Характеристика ветхого и аварийного жилищного фонда
N п/п | Показатель измерения | Единица | Количество |
1. 1.1 1.2 |
Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе: подлежащая сносу подлежащая реконструкции |
тыс. кв. м тыс. кв. м тыс. кв. м |
96,58 52,10 44,48 |
2. | Количество проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде |
семей человек |
2393 6217 |
3. | Площадь аварийного и ветхого жилищного фонда, приходящаяся на одного человека |
кв. м | 15,53 |
4. | Площадь жилья, требуемого для переселения |
тыс. кв. м | 111,91 |
5. | Планируемый ввод нового жилья | тыс. кв. м | 67,43 |
Исходя из объемов ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан, на реализацию Программы в целом необходимо 1321,08 млн. руб. (приложение N 3).
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных ресурсов. В процессе реализации Программы будет ликвидирован (и) или реконструирован ветхий и аварийный жилищный фонд, признанный таковым на 1 января 2003 года. По мере улучшения социально-экономической ситуации в области возможно финансирование переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, ставшего таковым после 1 января 2003 г.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- ликвидация или реконструкция ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2003 года.
В Программе решаются следующие основные задачи:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- обеспечение реализации права граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, на улучшение жилищных условий;
- мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства и реконструкции жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийный и ветхий жилищный фонд.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализацию программы "Переселение граждан Липецкой области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы" планируется провести в три этапа.
I этап - 2003-2005 годы:
- создание необходимых методических, организационных и правовых условий для реализации задач Программы;
- установление очередности сноса непригодных для проживания и не подлежащих восстановлению домов (по микрорайонам, участкам, зданиям);
- решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
II этап - 2006-2007 годы:
- создание маневренного фонда для отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
- начало переселения граждан в реконструированный жилищный фонд и дома, законченные строительством;
- создание предпосылок для привлечения внебюджетных средств.
III этап - 2008-2010 годы:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, за счет строительства нового жилья, реконструкции имеющегося и реализации других возможностей увеличения количества жилищного фонда, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям;
- поэтапное переселение граждан в капитально отремонтированное, реконструированное или вновь построенное благоустроенное жилье из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- снос ветхого и аварийного жилищного фонда, не подлежащего восстановлению;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя три основных направления (приложение N 1):
- правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
- ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение Программы
4.1.1. Формирование нормативной правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда регулируется жилищным законодательством, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и Липецкой области. Реализация Программы предполагает формирование нормативной правовой базы Липецкой области, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. При этом должны учитываться следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, признанное непригодным для проживания, должны быть обеспечены благоустроенным жильем в порядке, установленном действующим законодательством;
б) при желании граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
в) очередность ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда определяется муниципальной программой в соответствии с требованиями плана развития муниципальных образований.
4.1.2. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда муниципальные образования области составляют реестры ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняют численность проживающего в них населения и потребность в новом жилье, при этом необходимо выделить две категории домов и помещений, непригодных для проживания:
- дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
- дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
С учетом показателей реестра планируется сформировать перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определить объемы финансирования, исходя из региональных цен на строительную продукцию.
Указанный перечень будет использоваться при заключении государственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком Программы.
4.1.3. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, возможно:
- предоставление жилья на условиях социального найма органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;
- предоставление жилья за счет инвесторов или застройщиков, осуществляющих отселение из аварийного и ветхого жилищного фонда при подготовке земельных участков под строительство.
Предоставляемое муниципальное жилье на условиях социального найма может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным в качестве муниципального социального жилья.
Для строительства муниципального социального жилья необходимо использовать специальные проекты, предназначенные для жилья именно такого типа. При заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для использования в целях социального найма.
4.1.4. Реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда
Одно из основных направлений реализации обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.
Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риск собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения государства и муниципальных образований. Создание института страхования жилья не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 22 декабря 2005 г. N 1092-пс в пункт 4.2 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
4.2. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет бюджетных и внебюджетных средств. Расходы на реализацию Программы составят 1321,08 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета - 216,75 млн. руб. (приложение N 4). На первом этапе предполагается направлять средства преимущественно на завершение строительства жилых домов высокой степени готовности. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов на реализацию Программы.
4.2.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Бюджетными ресурсами являются средства федерального и областного бюджетов. Средства федерального бюджета используются в качестве источника софинансирования предусмотренных мероприятий в рамках подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Средства областного бюджета, направляемые на реализацию Программы, ежегодно подлежат уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.
4.2.2. Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся: кредиты банков; облигационные займы; средства предприятий и организаций, направляемые на предоставление ссуд и займов своим работникам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде; средства населения, направляемые на долевое участие в строительстве жилья, реконструкцию жилья, непригодного для проживания, с использованием субсидий и кредитов (займов). На первом этапе реализации Программы участие внебюджетных ресурсов будет составлять не более 30,0 процентов от сметной стоимости строительства или реконструкции жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
На втором и третьем этапах доля внебюджетных средств будет возрастать и к 2010 году составит 50% от средств, необходимых на строительство и реконструкцию жилищного фонда.
4.3. Обеспечение развития территорий,
на которых ликвидирован аварийный и ветхий жилищный фонд
Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилья, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Необходимо рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков (в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство). Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе могут быть:
- кредиты банков;
- муниципальные облигационные займы;
- капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора.
Использование в качестве обеспечения кредитных ресурсов будущих платежей потребителей коммунальных услуг требует разработки специальных финансовых схем привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 22 декабря 2005 г. N 1092-пс в раздела 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком, исполнителями Программы.
Государственный заказчик:
- разрабатывает областную нормативную правовую и методологическую базу для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилья;
- определяет приоритеты в выполнении Программы, способные привлечь наибольшие объемы внебюджетных средств;
- составляет отчеты об использовании средств, направленных на реализацию Программы. В отчет должна включаться информация о наличии муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, процедуре и результатах проведения конкурса предложений и проектов муниципальных образований, а также сведения об объеме направленных на реализацию Программы средств и результатах мониторинга принятых к финансированию предложений и проектов;
- проводит ежегодный мониторинг целевого использования средств, выделенных из федерального и областного бюджетов, и соблюдения соответствующих процедур при выполнении проектов, на реализацию которых были выделены указанные средства.
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными муниципальными программами.
Реализация Программы осуществляется путем предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в соответствии с законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и порядком, устанавливаемым администрацией области.
Пообъектный состав мероприятий по данной Программе для финансирования из областного бюджета утверждается администрацией Липецкой области в пределах средств, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
6. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком.
Государственный заказчик осуществляет общее руководство реализацией Программы, организует формирование нормативной правовой базы, решает вопросы ее бюджетного и внебюджетного финансирования, предоставления муниципальным образованиям финансовой помощи в пределах имеющихся ресурсов, включая средства федерального и областного бюджетов.
Предлагаемый подход к управлению реализацией Программы позволит:
- проводить единую политику переселения граждан из аварийного жилищного фонда, исходя из приоритетов развития отдельных муниципальных образований;
- стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования;
- создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки Программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- создать систему мониторинга реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на областном уровне.
7. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий от реализации Программы
Основными критериями эффективности реализации Программы будут являться количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда и объем ликвидированного ветхого и аварийного жилья.
В процессе реализации Программы планируется переселить из ветхого и аварийного жилищного фонда 6217 человек, в том числе:
- в 2003-2005 годах - 1917 человек;
- в 2006-2007 годах - 1720 человек;
- в 2008-2010 годах - 2580 человек.
До конца 2010 года будет ликвидировано 52,1 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе:
- в 2003-2005 годах - 23,94 тыс. кв. метров;
- в 2006-2007 годах - 11,72 тыс. кв. метров;
- в 2008-2010 годах - 16,44 тыс. кв. метров.
Реализация Программы обеспечит:
- выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
- создание благоприятных условий на территории области для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
- снижение социальной напряженности в обществе;
- создание дополнительных рабочих мест;
- улучшение демографической ситуации в области;
- улучшение состояния здоровья населения.
Кроме того, критериями эффективности Программы станут размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и улучшение городской среды за счет освоения территорий ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.