Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текстовая часть
1) Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков в сфере муниципального управления
В Чаплыгинского муниципальном районе, как и во всей стране, продолжается реформирование системы муниципального управления, что является одним из важнейших условий ускорения социально-экономического развития. Необходимо повысить эффективность муниципального управления, добиться строгого соблюдения муниципальными служащими законности при предоставлении ими качественных услуг населению, обеспечить право граждан на объективную информацию.
Одним из базовых условий развития района является:
- формирование эффективной системы органов местного самоуправления, которая была бы способна решать вопросы модернизации экономики;
- эффективное управление муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися на территории Чаплыгинского муниципального района;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Чаплыгинского муниципального района.
Выполнение этих условий создаст предпосылки для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации производства и повышения конкурентоспособности района.
Эффективность работы любого муниципального образования напрямую связана с наличием в муниципальной службе эффективной системы кадрового управления и во многом зависит от профессионализма, гибкости и ответственности муниципальных служащих и системы их подготовки.
Обучение кадров рассматривается как процесс, в ходе которого решаются следующие задачи: формирование высокопрофессионального кадрового корпуса муниципальных служащих; выявление потенциальных возможностей муниципальных служащих с целью их наиболее эффективного использования, стимулирование их профессиональной компетентности и повышения квалификации работников, повышение организованности, ответственности и дисциплинированности.
Кадровая работа должна обеспечить сознательное и активное участие муниципального служащего в реализации поставленных целей, они должны постоянно повышать свои профессиональные знания, умения и навыки.
Важным показателем в деятельности органов местного самоуправления является предоставление муниципальных и государственных услуг в электронной форме.
Однако доля граждан, получающих электронные услуги, пока невелика. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть не менее 70%. Для его достижения требуется не только реализация технической возможности оказания услуг в электронной форме, но и работа с населением по информированию и стимулированию взаимодействия с органами власти в электронной форме.
Управление муниципальной собственностью также является неотъемлемой частью деятельности администрации района. От эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами в значительной степени зависят объемы поступлений в бюджет Чаплыгинского муниципального района.
Динамика поступлений от пользования муниципальным имуществом и земельными ресурсами за последние годы выглядит следующим образом:
2010 год - 17433 тыс. руб.;
2011 год - 21161 тыс. руб.;
2012 год - 16347 тыс. руб.
В результате проводимой бюджетной реформы обеспечивается предсказуемость бюджетной политики, обоснованность планирования бюджетных расходов. Для улучшения качества налогового администрирования в администрации района на постоянной основе ведется работа по координации контролирующих органов в вопросах обеспечения доходов бюджета района.
В консолидированный бюджет района в 2012 году поступило 675596 тыс. руб., в том числе: собственных доходов - 236614 тыс. руб., дотаций, субсидий и субвенций - 438982 тыс. руб. Из общей суммы собственных доходов в районный бюджет поступило 172375 тыс. руб., в бюджет городского и сельских поселений - 64315 тыс. руб. Уточненное годовое плановое задание по собственным доходам выполнено на 105,7% (в т.ч. по налоговым доходам - 104,2%, по неналоговым доходам - 124,1%). Темп роста по сравнению с 2011 годом составил 118,8%.
Основная доля поступлений - 70,1% в бюджет муниципального района приходится на налог на доходы физических лиц, за 2012 год поступление НДФЛ составило 165850 тыс. руб. Исполнение годового плана составило 105,4%.
В сфере муниципального управления существует ряд проблем, которые необходимо решать в ближайшее время:
- сокращение физического объема муниципальной собственности вследствие обветшания объектов;
- необходимость завершения процедуры разграничения собственности на федеральную, областную и муниципальную;
- недостаточное внедрение инновационных программ профессионального развития кадров, современных образовательных и информационных технологий в процесс обучения муниципальных служащих;
- необходимость совершенствования профессиональных знаний муниципальных служащих в связи с внедрением новых технологий;
- недостаточная увязка стратегического и бюджетного планирования, включая ограниченность практики планирования и применения всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных) и нормативного регулирования для достижения целей муниципальной политики;
Кроме того, на развитие сферы муниципального управления могут оказать влияние следующие риски:
- изменения федерального и регионального законодательства, уменьшающие доходы и (или) увеличивающие расходы бюджета района;
- ухудшение внешней экономической ситуации, что может привести к снижению доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции и снижению темпов экономического роста, что в свою очередь может негативно сказаться на выполнении заложенных в муниципальной программе показателей;
- неэффективное и ненадлежащее выполнение обязательств хозяйствующими субъектами по использованию муниципального имущества.
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы относятся:
- принятие мер по развитию налогового потенциала района, в том числе его диверсификации;
- повышение эффективности бюджетных расходов и их оптимизация при обеспечении гарантированного качества государственных и муниципальных услуг;
- снижение инертности органов местного самоуправления, исключение формального подхода к решению поставленных задач;
- своевременное внесение изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных планом реализации программы на соответствующий год;
- формирование и использование современной системы мониторинга на всех стадиях реализации Программы;
- тесная взаимосвязь исполнителей программы с целью раннего выявления негативных тенденций;
- контроль за соблюдением налогового законодательства хозяйствующими субъектами на территории района.
2) Приоритеты муниципальной политики в сфере развития системы эффективного муниципального управления, краткое описание целей и задач муниципальной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Целью Программы является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Чаплыгинского муниципального района.
Индикатором цели муниципальной Программы является уровень удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления, отражающий качество предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления, который предоставляется по данным независимого мониторинга управлением внутренней политики администрации Липецкой области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие и совершенствование муниципальной службы, а также формирование высококвалифицированного кадрового состава муниципальных служащих;
- создание условий для эффективного управления муниципальным имуществом;
- создание условий для повышения эффективности использования средств бюджета Чаплыгинского муниципального района;
- эффективное управление муниципальным долгом Чаплыгинского муниципального района;
При решении поставленных задач будут достигнуты следующие результаты:
- вырастет доля граждан, использующих механизмы получения муниципальных услуг в электронной форме;
- возрастет уровень доходности от использования имущества Чаплыгинского муниципального района;
- повысится обоснованность и прозрачность бюджетных расходов в результате качественной организации исполнения районного бюджета, полное и своевременное исполнение расходных обязательств.
3) Краткое описание этапов и сроков реализации муниципальной Программы с указанием плановых значений индикаторов целей и показателей задач по годам реализации муниципальной Программы
Реализация муниципальной Программы планируется в период 2014 - 2020 годов без выделения этапов.
Результатом реализации Программы является создание к 2020 году целостной системы муниципальной службы, формирование высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, повышение качества муниципальных услуг, оказываемых муниципальными органами гражданам и организациям, эффективной системы управления муниципальными финансами, муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися на территории Чаплыгинского муниципального района.
Эффективность реализации Программы оценивается по уровню достижения целевых индикаторов и показателей задач, характеризующих положение в сфере муниципальной службы, управления муниципальным имуществом и финансами района.
4) Перечень подпрограмм, сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами муниципальной Программы
Для решения поставленной цели и задач программы реализуются три подпрограммы:
1. Подпрограмма "Развитие кадрового потенциала муниципальной службы Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы".
2. Подпрограмма "Совершенствование системы управления муниципальным имуществом и земельными участками Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы".
3. Подпрограмма "Долгосрочное бюджетное планирование, совершенствование организации бюджетного процесса и управление муниципальным долгом".
Подпрограмма "Развитие кадрового потенциала муниципальной службы Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" направлена на повышение эффективности муниципальной службы и совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальных служащих.
Подпрограмма "Совершенствование системы управления муниципальным имуществом и земельными участками Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" направлена на обеспечение эффективного управления муниципальным имуществом, находящимся в собственности Чаплыгинского муниципального района, и земельными участками, находящимися в ведении Чаплыгинского муниципального района.
Подпрограмма "Долгосрочное бюджетное планирование, совершенствование организации бюджетного процесса и управление муниципальным долгом" направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района за счет координации стратегического и бюджетного планирования.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
1. Развитие и совершенствование муниципальной службы, а также формирование высококвалифицированного кадрового состава муниципальных служащих.
2. Создание условий для эффективного управления муниципальным имуществом.
3. Создание условий для повышения эффективности использования средств бюджета и эффективное управление муниципальным долгом Чаплыгинского муниципального района.
В результате выполнения задач муниципальной Программы к 2020 году ожидается:
- количество муниципальных служащих администрации муниципального района, прошедших повышение квалификации, увеличится до 55%;
- повысится профессиональный уровень муниципальных служащих, доля муниципальных служащих с высшим образованием достигнет 100%;
- доля объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право собственности муниципального района, е общем количестве объектов недвижимого имущества, учитываемых в реестре муниципальной собственности, увеличится до 100%;
- доля площади земельных участков, облагаемых земельным налогом и арендной платой, в общей площади территории муниципального района увеличится до 99,4%.
- отношение краткосрочных долговых обязательств к объему привлечения в соответствующем финансовом году не превысит 20%.
5) Краткое описание ресурсного обеспечения муниципальной Программы за счет бюджетных ассигнований по годам реализации муниципальной Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы в 2014 - 2020 годах планируется осуществлять за счет бюджетных ассигнований районного бюджета в пределах предусмотренных лимитов финансирования, а также средств областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы за весь период реализации прогнозно составит 102338 тыс. руб., в том числе:
- подпрограмма "Развитие кадрового потенциала муниципальной службы Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" - предположительно 570 тыс. руб.;
- подпрограмма "Совершенствование системы управления муниципальным имуществом и земельными участками Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" - предположительно 3687 тыс. руб.;
- подпрограмма "Долгосрочное бюджетное планирование, совершенствование организации бюджетного процесса и управление муниципальным долгом" - предположительно 98081 тыс. руб.
Финансовое обеспечение реализации Программы в 2014 - 2020 годах планируется осуществлять за счет бюджетных ассигнований бюджета Чаплыгинского муниципального района в пределах предусмотренных лимитов финансирования, а также средств областного бюджета.
6) Мониторинг реализации муниципальной Программы
Управление реализацией Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, утвержденным Постановлением администрации муниципального района от 12.08.2013 г. N 725. Реализация программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ежегодно с учетом приоритетов Программы.
Мониторинг реализации Программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной Программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) программы (подпрограмм) и основных мероприятий.
Мониторинг реализации Программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.