Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению сессии Долгоруковского районного Совета депутатов
от 30 марта 2005 г. N 112-рс
Программа
поддержки малого предпринимательства
в Долгоруковском районе на 2005-2008 гг.
31 мая 2006 г.
Паспорт
программы поддержки малого предпринимательства
в Долгоруковском районе на 2005-2008 гг.
Наименование Программа поддержки малого предпринимательства
Программы: в Долгоруковском районе на
2005-2008 гг. (далее - Программа)
Заказчик Администрация Долгоруковского района
Программы: (далее - администрация района)
Разработчик Отдел экономики и прогнозирования
Программы: администрации района
Цели - совершенствование внешней среды для развития
Программы: предпринимательства;
- снижение уровня административных
барьеров;
- формирование конкурентной среды;
- определение перспективных для района
направлений развития малого
предпринимательства и приоритетных видов
деятельности субъектов малого
предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и
повышение уровня его благосостояния.
Сроки 2005-2008 гг.
реализации
Программы:
Перечень 1. Совершенствование внешней среды для
основных развития малого предпринимательства.
разделов: 2. Совершенствование финансово-кредитной,
инвестиционной и имущественной поддержки
малого предпринимательства.
3. Ориентация малого предпринимательства в
социально-значимые сферы.
4. Информационное, методическое обеспечение
сферы малого бизнеса.
Формирование положительного имиджа малого
предпринимательства.
4. Социальная защита работников,
занятых в сфере малого бизнеса.
Исполнители Отдел экономики и прогнозирования
Программы: администрации района;
Отдел по защите прав потребителей
администрации района;
Отдел по производству и переработке
продукции растениеводства
администрации района;
Отдел труда администрации района;
Отдел по управлению муниципальным
имуществом и земельным отношениям
администрации района;
Отдел финансов администрации района.
По согласованию: Центр занятости
Ожидаемые Создание дополнительных рабочих мест, прирост
результаты: числа занятых в малом бизнесе до 2008 года на
7%.
Увеличение вклада малого предпринимательства в
пополнение доходной части местного бюджета.
Увеличение налоговых поступлений от субъектов
малого бизнеса с 2 млн. руб. в 2004 году до 3
млн. руб. в 2008 году.
Насыщение рынка товарами (услугами) местного
производства, повышение уровня конкуренции.
Система Рассмотрение на Совете администрации района
контроля: при подведении итогов социально-экономического
развития района.
Введение
Развитие малого предпринимательства является одним из стратегических факторов социально-экономического развития, неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующим целям экономических реформ в России: созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечению высокого уровня и качества жизни населения. Значение и роль малого предпринимательства заключается в оптимизации структуры экономики, обеспечении условий для создания среднего класса населения, повышении уровня занятости трудоспособного населения, увеличении доходной части бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы, снижении социальной напряженности и достижении в обществе политической стабильности.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) и Программой поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2005-2008 гг.
Программа соотнесена со следующими программами, реализуемыми на территории Долгоруковского района и Липецкой области:
- Программа социально-экономического развития Долгоруковского района на 2005-2008 г.г.;
- Программа развития бытовых услуг населению Долгоруковского района на 2005 г.;
- Программа содействия занятости населения Долгоруковского района на 2002-2005 гг.
- Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2004-2005 гг.;
- Программа развития промышленности Липецкой области на 2002-2005 гг.;
- Программа "Сельское подворье Липецкой области на 2003-2005 гг.".
Настоящая Программа сформирована, исходя из принципа преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области законодательной, финансово-кредитной, информационной и иных форм поддержки малого предпринимательства.
I. Состояние развития предпринимательства в районе
1.1. Малые предприятия района, их распределение по численности
персонала, сферам деятельности.
Экономические аспекты деятельности малого бизнеса
По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) на 1.01.2005 г. на территории Долгоруковского района зарегистрировано 29 малых предприятий, что составляет 16% от общего количества предприятий и организаций района.
По состоянию на 1 января 2005 г. зарегистрировано 15 предприятий торговли и общественного питания (52% от общего числа малых предприятий), 7 сельскохозяйственных предприятий, 2 строительные организации и 5 предприятий занимающихся предоставлением услуг населению.
Распределение малых предприятий по видам деятельности отражено на рисунке N 1.
В 2004 году на малых предприятиях работало около 270 человек без учета совместителей и работающих по договору подряда и другим гражданско-правовым договорам.
Распределение численности постоянно работавших на малых предприятиях представлено на диаграмме (рис. 2).
Из рис. 2 следует, что постоянно занятые распределились близкими по значению долями в большей степени между сельским хозяйством- 35% и торговой деятельностью - 44%.
Заметную роль в малом бизнесе района играют индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. По состоянию на 1 января 2005 г. их в районе насчитывалось более 180 человек. Так же как и малые предприятия, индивидуальные предприниматели отдают предпочтение торговой деятельности, около 70% занято в этой сфере.
Необходимо отметить, что на долю индивидуальных предпринимателей приходится более 20% оборота розничной торговли и около 4% объема бытовых услуг населению.
Индивидуальные предприниматели также участвуют в решении проблем занятости населения, привлекая наемных работников по трудовым договорам (контрактам).
Часть крестьянских фермерских хозяйств перерегистрировалась в малые предприятия. Фермерский сектор района в настоящее время насчитывает 17 хозяйств. В среднем на одно хозяйство приходится 49 га.
За 2004 год в сфере малого бизнеса было выпущено товаров, работ и услуг на 155млн. руб. При этом из общего объема произведенной продукции 62% составил объем торговли и общественного питания, 25%относится к сельскохозяйственному производству (рис. 3).
В 2004 году оборот розничной торговли в малом бизнесе сложился в сумме 88 млн. руб., что составляет около 40% всего оборота розничной торговли.
Малые предприятия, КФХ и индивидуальные предприниматели обрабатывают более 4.5 тыс. га. В структуре посевных площадей 40% занимают зерновые культуры, сахарная свекла - 32%. На долю малого бизнеса приходится около 12% общего объема производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий.
Уровень урожайности зерновых культур в хозяйствах малого бизнеса в 2004 г. приблизился к уровню урожайности в сельхозпредприятиях (31 цн/га). Урожайность сахарной свеклы в малых хозяйствах составила 385 ц/га.
В 2004 году субъектами малого бизнеса оказано населению района платных услуг на 1,9 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 57% больше чем в 2003 году.
Две малые строительные организации осуществляют производство общестроительных и земляных работ. В 2004 г. объем подрядных работ, выполненных малыми предприятиями по договорам строительного подряда, составил 1,5 млн. рублей, что на 38% выше уровня 2003 года.
От субъектов малого бизнеса поступило налогов в территориальный бюджет 2,2 млн. руб.
II. Основные цели и приоритеты программы поддержки
малого предпринимательства
В целом малое предпринимательство в Долгоруковском районе развивается с положительной динамикой и занимает достаточно прочные позиции. Вместе с тем, влияние малого предпринимательства на экономику района существенно различается в районном центре и сельских населенных пунктах, что связано с наличием или отсутствием промышленного производства, уровнем платежеспособного спроса и другими факторами.
Несмотря на отмеченные положительные тенденции в развитии предпринимательства, его потенциал используется не в полной мере.
Не получает развитие инновационная деятельность, новые технологии и информационные системы. Приоритетные направления деятельности малого бизнеса, как уже отмечалось, торговля.
В целях обеспечения ежегодного прироста количества субъектов малого предпринимательства, изменений в их отраслевой структуре и территориальной принадлежности, увеличения объемов производимой продукции необходима поддержка малого бизнеса как со стороны органов государственной власти, так и органов местного самоуправления.
В течение последних лет в целях стимулирования малого бизнеса предпринят ряд важных шагов. Введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, сокращающие налоговое бремя и упрощающие администрирование налогов; ограничено количество проверок, осуществляемых контролирующими органами; упрощен порядок регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей сферу малого бизнеса, в том числе и по налогообложению.
Субъекты малого предпринимательства не всегда (особенно на ранних стадиях деятельности) имеют возможность получить заемные средства, а также предоставить под них высоколиквидное обеспечение. Предстоит реализовать комплекс мер, направленных на формирование страховых, залоговых, гарантийных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
Одним из основных направлений, упрощающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, является микрофинансирование. Планируется уделять особое внимание развитию микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства.
Для малого предпринимательства очень важна информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка, особенно в процессе регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности и на начальной стадии функционирования.
Учитывая возможности малого бизнеса в создании рабочих мест и обеспечении сельского населения необходимыми товарами и услугами, большое внимание будет уделяться развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства в сельской местности. Необходимая инфраструктура должна быть максимально приближена к малому бизнесу. Планируется создание объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.
Актуальной проблемой для малого бизнеса является недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей, предполагается организация обучения на основе специальных программ бизнес-образования, охватывающих различные категории предпринимателей. В соответствии с этими образовательными программами должна осуществляться подготовка универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга, менеджмента. Также будет реализован комплекс мероприятий по обеспечению субъектов малого предпринимательства печатными материалами информационного характера.
Одним из приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства будет являться ориентация малого предпринимательства в сельскую местность, также будет реализован комплекс мероприятий по ориентации малого предпринимательства в принципиально новые и социально-значимые сферы. К таким сферам относятся жилищно-коммунальное хозяйство, оказание услуг населению: бытовых, медицинских, физической культуры и спорта. В целях формирования позитивного имиджа предпринимательства и распространения передового опыта необходима популяризация деятельности субъектов малого бизнеса через средства массовой информации. Субъектам малого предпринимательства будет оказываться содействие по привлечению их для участия в отраслевых экономических соревнованиях, конкурсах профессионального мастерства. Также будет продолжена работа по привлечению субъектов малого бизнеса к участию в ежегодном областном конкурсе "Лидер малого бизнеса".
В среднесрочной перспективе необходимо оказывать содействие малым предприятиям в сфере выставочно-ярмарочной деятельности. Значительная часть малых предприятий работает на внутреннем, локальном рынке, поэтому особое значение для них имеет участие в межрегиональных и областных выставках и ярмарках.
Особое внимание должно уделяться мероприятиям по охране труда и социальной защите работников малых предприятий. Необходимо добиться обеспечения социальных гарантий всех занятых в малом бизнесе.
Важным направлением является обеспечение занятости населения путем профессионального обучения и переобучения безработных граждан с последующим трудоустройством в сфере малого бизнеса. Также необходимо реализовать комплекс мероприятий, содействующих развитию самозанятости и предпринимательской инициативы граждан.
Основным инструментом поддержки малого предпринимательства является данная Программа, в которой определена концепция такой поддержки и сформирован комплекс мероприятий по ее выполнению.
Программой определены следующие перспективные для района направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных, промышленных товаров;
- оказание услуг: жилищно-коммунальных, бытовых, медицинских, общественного питания, физической культуры и спорта;
- строительство объектов производственного, социально-культурного назначения;
- инновационная деятельность;
- переработка вторичного сырья;
- транспортная деятельность;
- торговая деятельность в сельских населенных пунктах, за исключением районного центра;
- заготовительная деятельность;
- создание новых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
III. Основные мероприятия программы
Основные мероприятия Программы включают следующие разделы:
Раздел I.
Совершенствование внешней среды для развития малого
предпринимательства
Мероприятия данного раздела направлены на:
- дальнейшее совершенствование налоговой системы в отношении субъектов малого предпринимательства;
- минимизацию административно-разрешительной и контролирующей практики;
- устранение бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых субъектов малого предпринимательства;
- обеспечение безопасности, защиты личности и собственности.
Раздел II.
Совершенствование финансово-кредитной, инвестиционной и
имущественной поддержки малого предпринимательства
Применение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства предусматривает мероприятия, направленные на:
- расширение возможности кредитования и микрокредитования субъектов малого предпринимательства с применением схемы государственных гарантий и субсидирования процентной ставки по кредитам с использованием залогового фонда;
- дальнейшее развитие кредитной потребительской кооперации граждан;
- привлечение начинающих и действующих предпринимателей к участию в районном заказе.
Реализация комплекса мер по имущественной поддержке субъектов малого бизнеса позволит осуществить передачу неиспользуемых помещений эффективным собственникам и будет содействовать организации новых производств.
Раздел III.
Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Раздел включает в себя мероприятия, направленные на:
- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая позволит предоставлять целый комплекс услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности;
- повышение роли объединений предпринимателей в процессе регулирования предпринимательской деятельности и принятии управленческих решений по вопросам, затрагивающим интересы малого бизнеса, в том числе путем расширения практики привлечения общественности к участию в нормотворческой деятельности.
Раздел IV.
Ориентация малого предпринимательства в социально-значимые сферы
Мероприятия данного раздела направлены на:
- развитие малого предпринимательства в сельской местности;
- поддержку малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в производственной и инновационной сферах, в сфере оказания услуг населению.
Раздел V.
Информационное, методическое обеспечение сферы малого бизнеса.
Подготовка кадров для малого бизнеса. Формирование положительного имиджа
малого предпринимательства
Мероприятия данного раздела направлены на:
- совершенствование системы подготовки кадров и методического обеспечения малого предпринимательства, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- обеспечение доступа субъектам малого предпринимательства к информационным ресурсам;
- использование средств массовой информации с целью формирования положительного имиджа предпринимателей, их вклада в экономику и решение социальных задач района.
Важное место в этом разделе уделяется организации участия субъектов малого бизнеса в конференциях, выставках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства.
Раздел VI.
Социальная защита работников, занятых в сфере малого бизнеса
Мероприятия данного раздела направлены на:
- оказание практической помощи субъектам малого предпринимательства в области охраны труда и техники безопасности;
- обеспечение работников малых предприятий необходимым социальным пакетом и защиту их прав;
- повышение социальной ответственности малого бизнеса;
- осуществление взаимодействия Программы поддержки малого предпринимательства в Долгоруковском районе и Программы содействия занятости населения.
IV. Механизм реализации программы
Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий поддержки в сфере малого предпринимательства.
Оперативное управление ходом реализации мероприятий и координацию деятельности исполнителей Программы осуществляет отдел экономики и прогнозирования администрации района.
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет администрация района.
V. Ресурсное обеспечение программы
Одной из составляющих ресурсного обеспечения развития предпринимательства и реализации Программы должно стать выделение средств областного бюджета. При этом средства из бюджета на реализацию предпринимательских проектов в приоритетных для района направлениях должны выделяться при безусловном конкурсном распределении ресурсов в форме субсидирования процентной ставки по кредитам коммерческих банков, направляемым на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, в виде субвенций для развития малого бизнеса в муниципальных образованиях, предоставления субсидий на развитие кредитных потребительских кооперативов граждан (в порядке, установленном администрацией области), на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, на подготовку кадров для малого бизнеса.
Объемы финансирования в 2005-2008 гг. будут уточняться в процессе составления бюджета на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.