Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Лебедянского районного Совета депутатов Липецкой области от 23 декабря 2008 г. N 85 в настоящее приложение внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2008 г.
Приложение
к решению
Лебедянского районного Совета депутатов
от 25 апреля 2007 г. N 300
Районная целевая Программа
"Население Лебедянского района: стратегия
народосбережения (2007-2010 годы)
23 декабря 2008 г.
Паспорт
районной целевой программы
"Население Лебедянского района: стратегия
народосбережения (2007 - 2010 годы)"
Наименование Программы Районная целевая программа "Население
Лебедянского района: стратегия
народосбережения (2007-2010 годы)"
(далее - Программа)
Заказчик Программы Администрация Лебедянского района
(далее - администрация района)
Основной разработчик Администрация района
Основная цель Программы 1. Создание условий для проведения
активной семейно-демографической
политики, направленной на
преодоление негативных тенденций в
демографическом развитии района
2. Снижение заболеваемости,
инвалидности и смертности, в том
числе младенческой, увеличение
продолжительности жизни
Основные задачи Программы Программа предусматривает решение
основных задач:
- создание правовых, информационных,
научно-методических, организационных
и финансовых условий для
преодоления негативных тенденций в
демографических процессах,
обеспечение количественного и
качественного роста населения;
- принятие дополнительных мер по
реализации имеющихся резервов в
области рождаемости и укрепления
института семьи
- укрепление материально-технической
базы здравоохранения
- развитие профилактики и
диспансеризации - повышение
доступности медицинской помощи,
в том числе высокотехнологичной
- улучшение медицинского обслуживания
женщин в период беременности и родов
- улучшение медицинского обслуживания
детей
- развитие профилактического
направления медицинской помощи,
пропаганда здорового образа жизни
Сроки и этапы выполнения Программы 2007-2010 годы
Объем и источники Сумма расходов на реализацию
Программы в 2007-2010 финансирования
из районного бюджета прогнозно
составит 1402,2 тыс. рублей, в том
числе по годам
(тыс. руб.):
2007 год - 113,0
2008 год - 368,4
2009 год - 451,8
2010 год - 469,0
Объемы расходов на выполнение
Программы уточняются при
формировании районного бюджета на
очередной финансовый год
Исполнители Программы Отдел социального развития
администрации района МУЗ
"Лебедянская ЦРБ" Отдел образования
администрации района
Отдел культуры администрации района
Отдел ЗАГС администрации района
Отдел социальной защиты населения
администрации района
МУ КЦСОН Отдел реформирования ЖКХ,
отдел архитектуры и
градостроительства администрации района
Ожидаемые результаты Выполнение мероприятий Программы
выполнения Программы предполагает:
- создание условий для проведения
активной демографической политики,
направленной на преодоление
негативных тенденций в
демографическом развитии района;
- принятие дополнительных мер по
реализации резервов в области
рождаемости, укрепления института
семьи и обеспечение их выполнения;
- осуществление новой стратегии
активной семейной политики,
направленной на повышение престижа
семей, воспитывающих нескольких детей
- сохранение роста рождаемости
- снижение заболеваемости,
инвалидности, смертности от
социально-значимых заболеваний
- улучшение репродуктивного здоровья
- увеличение продолжительности жизни
Контроль за исполнением Программы Администрация района осуществляет
контроль за реализацией мероприятий,
Программы, управляет средствами,
выделенными из районного бюджета
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Сложившаяся демографическая ситуация в Лебедянском районе не связана непосредственно и исключительно с экономическими трудностями переходного периода. Демографические процессы слишком инерционны и не могут быть объяснены изменениями в благосостоянии населения на таком промежутке времени. Сегодняшние тенденции имеют корни в процессах, искажавших структуру населения и влиявших на его численность на протяжении всего XX века.
Лебедянский район (далее - район) как и Липецкая область имеет в основном однотипные негативные проблемы демографического развития: уменьшение численности населения вследствие депопуляции (высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости); старение населения вследствие одновременного снижения рождаемости и роста смертности; высокая смертность среди мужчин в трудоспособном возрасте и связанный с ней большой разрыв в ожидаемой продолжительности предстоящей жизни у мужчин и женщин; недостаточный миграционный прирост населения.
Население Лебедянского района составляет 43,9 тыс.человек, в т.ч. трудоспособного населения 59%, дети от 0 до 15 лет - 16%, лица старше трудоспособного возраста - 25%.
Средняя продолжительность жизни населения составляет 66,9 лет: мужчины - 60,7 лет, женщины -73,5 лет. Разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин составляет 12,8 лет. Низкая продолжительность жизни связана с высоким уровнем смертности, особенно мужчин. Коэффициент смертности мужчин от всех причин в 1,2 выше, чем у женщин. В трудоспособном возрасте смертность мужчин в 3 раза превышает смертность женщин. Общий коэффициент смертности населения в 2006 году увеличился на 11% и составил 20,1 на 1000 человек населения. Основными причинами смерти остаются неинфекционные заболевания. В 2006 году основными причинами смерти являлись болезни системы кровообращения - 55,7%, внешние причины (травмы, отравления, самоубийства, несчастные случаи) -16,1%, новообразования - 7,6%, болезни органов дыхания - 4,5%, болезни органов пищеварения - 2,9%, от инфекционных болезней умерло - 0,57% населения.
Несмотря на положительную динамику коэффициента рождаемости, регистрируемого в последние годы (в 2006 году - 11,3 на 1000 населения), показатель естественной убыли населения увеличился на 6%, население района в 2006 году уменьшилось на 722 человека или 1,6%. Наиболее неблагополучная демографическая ситуация складывается в сельской местности, где показатель рождаемости составил 8,7, смертности - 23,8 на 1000 человек населения.
В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья населения района. Число случаев болезней, приводимых к высокой смертности (болезни системы кровообращения и новообразования) увеличилось на 10%, число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводимые к высокой доле инвалидности, возросло на 6%, осложнения беременности, родов и послеродового периода на 18%. Наряду с большой долей болезней кровообращения - 23,7%, очень высока доля болезней органов дыхания - 16,8%.
Наряду с учащением осложнений беременности, родов и послеродового периода, в 2006 году, увеличилась заболеваемость беременных, особенно анемией, артериальной гипертензией, болезней почек и щитовидной железы. Отмечается рост заболеваемости детей на 5%.
В структуре первичного выхода на инвалидность на долю инвалидов в трудоспособном возрасте приходится 40%.
Всего инвалидов в районе 5885 человек.
Если не преодолеть демографический кризис, то к 2010-2015 годам население района может уменьшиться на 10%.
В то же время демографическую ситуацию нельзя изменить, не подготовив систему здравоохранения. Большинство структурных подразделений ЦРБ требуют ремонта: хирургическое, реанимационное, терапевтическое отделения ЦРБ, Агрономовская и Куйманская участковые больницы, федшерско-акушерские пункты. 5 ФАП находятся на печном отоплении и не имеют водопровода и канализации. Сохраняется недоукомплектованность средними медицинскими работниками.
Среди основных направлений демографической политики приоритетным является повышение рождаемости, улучшение репродуктивного здоровья, снижение количества абортов, санитарное просвещение населения по вопросам сохранения здоровья.
Важной стороной социальной сферы деятельности государства является организация работы с семьей. Создание семейных клубов является частью семейной и демографической политики государства.
На уровень рождаемости и состоянии брачных отношений сказывается распространение в молодежной среде особого типа демографического поведения, преобладающими ценностно-целевыми установками которого является предпочтение однодетной семье.
На фоне роста численности молодежи самого активного репродуктивного возраста (2002 г. - 18,9%, 2005 г. - 20,7% в общей численности населения) хотя и идет повышение уровня рождаемости, но крайне низко. Что является результатом откладывания рождения детей или отказа от их рождения. Значительное число женщин отказывается от рождения детей с помощью аборта. В 2005 году было сделано 207 абортов, в 2006 году - 203.
Не наблюдается стабильности в семейно-брачных отношениях: официально оформлено брачных союзов в 2004 г. - 302, 2005 г. - 355, 2006 г. - 354. Количество разводов составляет более половины от числа браков.
Большая подверженность молодых людей социальным рискам в обществе требует гарантированной поддержки института молодой семьи во всех сферах жизнедеятельности.
Позитивные изменения в репродуктивном поведении молодой семьи могут стать устойчивой тенденцией только при условии ее постоянной государственной поддержки.
Для укрепления статуса семьи, обеспечения демографической безопасности, повышения авторитета, значимости и ответственности материнства, отцовства в РФ и области учреждены праздники день отца, День Матери, День семьи.
Совершенствуется система морального и материального поощрения родителей за рождение и воспитание детей: Почетный знак Липецкой области "Слава матери", Почетный знак Липецкой области "За верность отцовскому долгу", денежная премия для родителей многодетных семей.
В условиях кризиса семьи, роста разводов, семейного неблагополучия, назрела острая необходимость для принятия мер по укреплению здоровых семейных отношений, включая повышение роли отцовства и материнства.
2. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для проведения активной семейно-демографической политики, направленной на преодоление негативных тенденций в демографическом развитии района.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- создать правовые, информационные, научно-методические, организационные и финансовые условия для преодоления негативных тенденций в демографических процессах, обеспечить количественный и качественный рост населения;
- принять дополнительные меры по реализации имеющихся резервов в области рождаемости и укрепления института семьи;
Обеспечить:
- снижение заболеваемости социально-значимыми заболеваниями, инвалидности, смертности, увеличение продолжительности жизни;
- укрепление материально-технической базы здравоохранения;
- развитие профилактики и диспансеризации;
- повышение доступности медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
- улучшение медицинского обслуживания женщин в период беременности и родов;
- улучшение медицинского обслуживания детей;
- развитие профилактического направления медицинской помощи, пропаганда здорового образа жизни.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации программы 2007-2010 годы.
4. Система программных мероприятий
Мероприятиями Программы предусматривается создание условий для проведения активной семейно-демографической политики, направленной на преодоление негативных тенденций в демографическом развитии района.
В этих целях предусматриваются основные направления реализации Программы.
Повышение рождаемости и укрепление института семьи:
- повышение престижа семей, воспитывающих нескольких детей, путем совершенствования системы их морального и материального поощрения;
- повышение авторитета родителей в воспитании детей, особенно отцов;
- проведение комплекса мероприятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья населения и противодействие абортам.
Информационное обеспечение:
- создание условий для действенного влияния на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, определенных социальных установок и духовно-нравственных ценностей в обществе преимущественно через различные виды социальной рекламы;
- проведение санитарно-просветительной работы, подготовкой и распространением памяток и другой печатной продукции, организация встреч с населением по вопросам охраны здоровья.
Научно-методическое обеспечение, управление демографическими процессами:
- реализация мер по подготовке повышения квалификации муниципальных служащих органов местного самоуправления, занимающихся вопросами демографии;
- осуществление мероприятий в области управления демографическими процессами;
- внедрение новых технологий в оказании медицинской помощи;
- повышение доступности населения высокотехнологичным видам медицинской помощи.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется исполнителями Программы. Администрация района:
- осуществляет корректировку Программы по промежуточным итогам ее реализации;
- проводит ежегодный мониторинг целевого использования средств, выделенных на реализацию Программы;
- разрабатывает предложения по объемам финансовых средств районного бюджета, направленных на реализацию Программы;
- проводит информационную и разъяснительную работу среди населения по освещению целей и задач Программы через средства массовой информации.
Исполнители Программы:
- осуществляют ежегодную подготовку предложений по объемам финансовых средств, направляемых на выполнение мероприятий Программы за счет бюджетных средств;
- составляют отчет об использовании средств, направленных на реализацию Программы.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Выполнение мероприятий программы позволит:
- сохранить рост рождаемости в районе;
- повысить брачность населения и снизить разводимость;
- сформировать не только у молодежи, но и у всего населения района общую социально-демографическую культуру, обеспечивающую возможность рождения и воспитания в семьях двух и более детей;
- снизить заболеваемость, инвалидность, смертность от социально-значимых заболеваний;
- улучшить репродуктивное здоровье населения района;
- увеличить продолжительность жизни.
Критериями оценки являются:
- количество амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя;
- уровень диспансеризации населения на 1000 населения;
- уровень дополнительной иммунизации;
- уровень заболеваемости населения на 1000 населения;
- впервые выявленная заболеваемость;
- общая заболеваемость;
- хронический алкоголизм на 100 000 населения;
- подушевнее финансирование здравоохранения, рублей;
- снижение показателя абортов;
- экологические факторы:
- состояние питьевого водоснабжения;
- состояние атмосферного воздуха;
- накопление отходов производства;
- экономические факторы:
- уровень оплаты труда;
- своевременность выплаты зарплаты;
- жилищный фонд и его благоустройство;
- социальные факторы:
- ресурсное обеспечение социальной защиты населения;
- количество предоставляемых социальных услуг, приходящихся на 1 жителя;
- охват школьников горячим питанием;
- обеспечение теплыми туалетами в системе образования в соответствии с санитарными нормами;
- доля учебных заведений, ведущих занятия во 2-ую смену;
- обеспеченность мебелью классных комнат;
- охват детей отдыхом в оздоровительных учреждениях;
- уровень преступлений, повлекших гибель людей на 10000 населения;
- нарушение правил дорожного движения, повлекших смерть человека;
- преступления в сфере семейно-бытовых отношений;
- безопасность дорожного движения, последствия ДТП;
- охват населения физической культурой и спортом;
- обеспеченность объектами спортсооружениями на 10000 населения;
- охват населения организованным досугом;
- показатель выданной литературы на 1 жителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.