Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 18 ноября 2004 г. N 628-пс
Программа
государственной поддержки малого предпринимательства
в Липецкой области на 2005-2008 гг.
26 мая 2005 г., 30 марта, 10 августа 2006 г., 27 марта, 24 мая, 19 июля, 4 октября 2007 г.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27 марта 2007 г. N 195-пс в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы: | Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2005-2008 гг. (далее - Программа) |
Заказчик Программы: | Администрация Липецкой области (далее - администрация области) |
Разработчик Программы: | Комитет по развитию малого бизнеса администрации области |
Цели Программы: | - совершенствование внешней среды для развития предпринимательства; - снижение уровня административных барьеров; - формирование конкурентной среды; - продвижение продукции отечественных товаропроизводителей на межрегиональный и международный рынок; - создание и развитие объектов инфраструктуры для обеспечения цивилизованных форм ведения бизнеса; - определение перспективных для области направлений развития малого предпринимательства и приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства; - обеспечение занятости населения и повышение уровня его благосостояния |
Сроки реализации Программы: |
2005-2008 гг. |
Перечень основных разделов: |
1. Совершенствование внешней среды для развития малого предпринимательства в Липецкой области. 2. Совершенствование финансово-кредитной, инвестиционной и имущественной поддержки малого предпринимательства. 3. Развитие созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. 4. Ориентация малого предпринимательства в социально значимые сферы. 5. Информационное, методическое обеспечение сферы малого бизнеса. Подготовка кадров для малого бизнеса. Формирование положительного имиджа малого предпринимательства. 6. Социальная защита работников, занятых в сфере малого бизнеса |
Исполнители Программы: | Комитет по развитию малого бизнеса Липецкой области; Управление потребительского рынка Липецкой области; Управление сельского хозяйства Липецкой области; Управление инвестиций и международных связей Липецкой области; Управление промышленности Липецкой области Управление труда и занятости населения Липецкой области; Управление экономики Липецкой области; Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области; Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области; Управление образования и науки Липецкой области; Управление финансов Липецкой области. по согласованию: Органы местного самоуправления; Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области; (далее - Липецкстат); Государственное учреждение - отделение Пенсионного Фонда РФ по Липецкой области; Липецкая торгово-промышленная палата (далее - ТПП); Липецкая областная общественная организация содействия малому бизнесу (далее - ЛОООСМБ); Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее - АККОР); Профессиональный союз работников малых и инновационных предприятий; Социальное некоммерческое партнерство "Объединение работодателей г. Ельца"; Коммерческие банки; Фонд Поддержки организаций финансовой взаимопомощи (г. Москва); Обучающие компании; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Фонд поддержки малого предпринимательства "Фора" (филиал в г. Липецке); Бизнес-инкубаторы |
Объемы и источники финансирования: |
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 129,0 млн.руб., в том числе: 2005 год - 30,0 млн. руб.; 2006 год - 32,3 млн. руб.; 2007 год - 33,6 млн. руб.; 2008 год - 33,4 млн. руб. Основными источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета в соответствии с законом об областном бюджете на соответствующий год. Объемы бюджетного финансирования будут уточняться в процессе принятия бюджета на соответствующий год. В максимальном варианте бюджетного финансирования будут задействованы все мероприятия и направления, в минимальном - только те, которые являются наиболее необходимыми |
Ожидаемые результаты: | Создание дополнительных рабочих мест, прирост числа занятых в малом бизнесе с 95 тыс. человек в 2004 году до 102 тыс. человек в 2008 году (7%). Увеличение вклада малого предпринимательства в пополнение доходной части областного и местных бюджетов. Увеличение налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса с 700 млн. руб. в 2004 году до 900 млн. руб. в 2008 году. Насыщение рынка товарами (услугами) местного производства, повышение уровня конкуренции |
Система контроля: | Ежеквартальное рассмотрение на Совете администрации области при подведении итогов социально-экономического развития области. Не реже одного раза в год - отчет о ходе реализации Программы в средствах массовой информации |
Введение
Развитие малого предпринимательства является одним из стратегических факторов социально-экономического развития области, неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующим целям экономических реформ в России: созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечению высокого уровня и качества жизни населения. Значение и роль малого предпринимательства заключается в оптимизации структуры экономики, обеспечении условий для создания среднего класса населения, повышении уровня занятости трудоспособного населения, увеличении доходной части бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы, снижении социальной напряженности и достижении в обществе политической стабильности.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Программа соотнесена со следующими программами, реализуемыми на территории Липецкой области:
- Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2004 год;
- Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2004-2005 гг.;
- Программа развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003-2005 гг.;
- Программа развития промышленности Липецкой области на 2002-2005 гг.;
- Программа содействия занятости населения Липецкой области на 2002-2005 гг.
- Программа "Сельское подворье Липецкой области на 2003-2005 гг.".
Настоящая Программа сформирована исходя из принципа преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области законодательной, финансово-кредитной, информационной и иных форм поддержки малого предпринимательства.
I. Состояние развития предпринимательства в области
1.1. Малые предприятия области, их распределение
по численности персонала, сферам деятельности.
Экономические аспекты деятельности
По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), за 2003 год на территории Липецкой области зарегистрировано 5612 малых предприятий, что составляет 29% от общего количества предприятий и организаций области.
Сохраняется значительная территориальная дифференциация в развитии малых предприятий. Наибольшее их количество функционирует в г. Липецке (72% от общего числа) и 28% - в районах области.
По видам деятельности малый бизнес охватил практически все отрасли экономики. В процентном отношении распределение малых предприятий таково: промышленность - 16%, строительство - 15%, торговля и общепит - 48%, общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка - 4%, транспорт и связь - 2%, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение - 2%, сельское хозяйство - 1%, другие отрасли - 12%. Тенденции развития малого бизнеса в промышленности, строительстве, торговле в 2003 году совпадают с тенденциями, характерными для данных отраслей в целом. Значительная часть субъектов малого бизнеса осуществляет свою деятельность в сфере торговли и общественного питания. Однако необходимо отметить положительную динамику изменения их количества в сфере материального производства, главным образом строительства и промышленности (рис. 1).
В 2003 году на малых предприятиях работало около 32,9 тысяч человек без учета совместителей и работающих по договору подряда и другим гражданско-правовым договорам.
Отличительной особенностью малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях вторичной занятости. В 2003 году по совместительству работало около 1,2 тысячи человек, свыше тысячи человек выполняли работу по гражданско-правовым договорам.
Распределение численности постоянно работавших на малых предприятиях представлено на диаграмме (рис. 2).
Из рис. 2 следует, что постоянно занятые распределились близкими по значению долями в большей степени между тремя сферами малого бизнеса: строительством - 23%, промышленностью - 23%, торговой деятельностью и посредническими услугами в торговле - около 32%.
Удельный вес постоянно занятых работников в других сферах деятельности колеблется от 4% - на транспорте до 1% - в культуре и искусстве, научных организациях, менее 1% - в здравоохранении и в народном образовании.
Среднемесячная начисленная заработная плата на малых предприятиях за 2003 год составила 3042 рубля (4395 рублей по области в целом). Оплата труда работающих на малых предприятиях различна в зависимости от вида деятельности и специфики их работы. На малых промышленных предприятиях среднемесячная заработная плата составила 3064 рубля, в торговле и общественном питании - 2245 рублей, в строительстве - 4275 рублей, в информационно-вычислительном обслуживании - 8550 рублей, в народном образовании - 4127 рублей.
За 2003 год малыми предприятиями было выпущено товаров и услуг на 7,3 млрд. рублей. В основном предприятия малого бизнеса являются многопрофильными, но большая часть их продукции, работ, услуг (6,4 млрд. рублей, или 88%) относится к основному виду деятельности.
При этом из общего объема произведенной малыми предприятиями продукции 26% составил объем продукции предприятий торговли и общественного питания, 26% - объем промышленной продукции, 30% - объем строительной продукции, 3% - услуги транспорта и связи, 2,2% - объем продукции сельского хозяйства, 2,4% - объем общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, 11% - других отраслей (рис. 3).
В расчете на одно предприятие больше всего продукции выпущено на малых предприятиях строительства (2,3 млн. руб.), сельского хозяйства (2,2 млн. руб.), промышленности (2 млн. руб.), связи (1,6 млн. руб.).
Промышленность
По состоянию на 01.01.2004 в области зарегистрировано 924 малых промышленных предприятия, что составляет 43% от общего количества предприятий промышленности, из них реально осуществляют хозяйственную деятельность около 50%.
За истекший год ими было произведено промышленной продукции на 1,9 млрд. руб. (в т.ч. по основному виду деятельности - 1,6 млрд. руб.); 26% из этого объема приходится на продукцию пищевой промышленности, 24% - машиностроения и металлообработки, 16% - промышленности строительных материалов, 2,2% - химической, 2,8% - мукомольно-крупяной, 3,6% - легкой. В общем объеме промышленного производства доля малых предприятий составляет около 2%.
Развитие малого предпринимательства предусматривает насыщение потребительского рынка разнообразной продукцией. В ассортименте малых предприятий - мясная и цельномолочная продукция, колбасные и хлебобулочные изделия, лакокрасочные и строительные материалы, мебель, швейные изделия и ряд другой продукции.
Удельный вес конкретных видов продукции малых предприятий в общем объеме производства различен. По производству безалкогольных напитков он составил 65%, колбасных изделий - 45%, макаронных - 13%, хлебобулочных - 3%, швейных: юбок - 32%, платьев - 88%, мебели: шкафов - 87%, диванов - 100%, лакокрасочных материалов - 78%.
В различных отраслях промышленности малый бизнес развивался неравномерно. Наиболее широкое развитие получила пищевая отрасль. Производство колбасных изделий возросло в 2,2 раза к уровню 2002 года, выпуск хлеба и хлебобулочных изделий увеличился на 16%, в 1,5 раза вырос выпуск минеральной воды.
Заметно оживление в промышленности строительных материалов, рост производства наблюдается по всем видам выпускаемой продукции.
Весь объем производимых в области металлопластиковых окон и дверей, керамической плитки для полов приходится на малые предприятия.
Химическая отрасль представлена производством лакокрасочных материалов, их выпуск увеличился на 16%.
Незначительный объем - около 3,4% в общем объеме произведенной продукции малых предприятий занимает продукция легкой промышленности. Вместе с тем отдельные виды продукции, такие как пальто и полупальто, куртки из натурального меха, крытые тканью, плащи, головные уборы из натурального меха, производят только малые предприятия.
Строительство
По состоянию на 1 января 2004 г. в области зарегистрировано 857 малых строительных организаций, что составляет 44% от общего количества предприятий в строительстве. Численность работающих в них 7,7 тыс. человек, или 23% от численности занятых в малых предприятиях всех отраслей экономики.
В 2003 г. объем подрядных работ, выполненных малыми предприятиями по договорам строительного подряда, составил 1,6 млрд. рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2002 года. В общем объеме подрядных работ доля малых строительных предприятий составляет 38%.
Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве в 2003 году фактически действовало 66 малых предприятий (3% от общего количества предприятий сельского хозяйства).
По основному виду деятельности малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг на 140,2 млн. рублей, что составляет 1% выпуска продукции, работ и услуг всех предприятий сельского хозяйства области.
Торговля и общественное питание
По состоянию на 1 января 2004 г. зарегистрировано 2707 предприятий торговли и общественного питания (43% от общего числа предприятий в торговле и общественном питании).
В 2003 г. оборот розничной торговли малых предприятий всех отраслей экономики составил 5,4 млрд. рублей (118% к уровню 2002 года), общественного питания - 213 млн. руб.(158% к уровню 2002 года), оптовой торговли - 27 млрд. рублей (103% к уровню 2002 года). В общем объеме оборота розничной торговли доля малых предприятий составляет 21%, оптовой торговли - 57%, общественного питания - 17%.
Доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли малых предприятий составляет 29%, у крупных и средних - 26%.
Следует отметить, что в основном малые торговые предприятия прибыльны, по итогам 2003 г. их суммарная прибыль составила 194 млн. рублей (135% к уровню прошлого года).
Платные услуги населению
В 2003 году населению области малыми предприятиями было оказано платных услуг на 718,1 млн. рублей (10% от общего объема платных услуг в области), что в сопоставимых ценах на 74% больше, чем в 2002 году. В общем объеме платных услуг, предоставляемых малыми предприятиями, 22% составляют бытовые услуги, 19% - транспортные услуги, 44% - услуги связи.
Объем бытовых услуг составил 154,4 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 14% больше, чем в 2002 году. Современный рынок услуг, предоставляемых малыми предприятиями, отличается относительно высокой насыщенностью. Малыми предприятиями оказывается 39% услуг по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, пошиву и вязанию трикотажных изделий, 35% парикмахерских услуг, 24% услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
1.2. Предприниматели без образования юридического лица
Заметную роль в малом бизнесе области играют индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. По состоянию на 1 января 2004 г. их насчитывалось 50 тысяч человек. Так же как и малые предприятия, индивидуальные предприниматели отдают предпочтение торговой деятельности, более 70% занято в этой сфере. Отмечается следующая территориальная дифференциация: 58% действуют в г. Липецке, 13% - в г. Ельце и лишь 29% - в районах области. Необходимо отметить, что на долю индивидуальных предпринимателей приходится более 50% оборота розничной торговли и 41% объема бытовых услуг населению. Более 42% объема услуг по ремонту, пошиву одежды выполняется индивидуальными предпринимателями, 60% - по ремонту обуви, 26% - парикмахерских услуг. В общем объеме транспортных услуг 19% приходится на индивидуальных предпринимателей, они оказывают 32% объема туристских услуг, 36% - услуг по ремонту и строительству жилья, 45% - медицинских услуг, 34% - услуг по техническому ремонту и обслуживанию транспортных средств, 93% - услуг правового характера. Ассортимент продукции, производимой индивидуальными предпринимателями, разнообразен: в основном это потребительские товары - мебель, одежда, головные уборы, обувь, постельное белье, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные, кондитерские, макаронные изделия.
Индивидуальные предприниматели также участвуют в решении проблем занятости населения, привлекая наемных работников по трудовым договорам (контрактам).
1.3. Развитие фермерства в Липецкой области
Фермерский сектор области в настоящее время насчитывает 1223 хозяйства. В данном секторе экономики занято около 5 тысяч человек. Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обрабатывается 123 тыс. га, или 6% от общей площади сельхозугодий области. В среднем на одно хозяйство приходится по 101 га. В структуре посевных площадей 63% занимают зерновые культуры, сахарная свекла - 11%, кормовые культуры - 8,6%, на долю картофеля и овощей приходится менее 1%. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств в 2003 году приходилось 4% общего объема производства продукции в хозяйствах всех категорий. В крестьянских (фермерских) хозяйствах производится около 11% зерна, 16% сахарной свеклы, 12% подсолнечника.
Уровень урожайности зерновых культур в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2003 г. сравнялся с уровнем урожайности в сельхозпредприятиях. Урожайность сахарной свеклы в данных хозяйствах в 1,12 раза превысила аналогичный показатель по сельхозпредприятиям и составила 328 ц/га.
В общем объеме производства продукции животноводства доля фермерских хозяйств составляет менее 1%.
1.4. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях области
Продолжает расти инвестиционная активность малых предприятий: в 2003 году объем инвестиций в основной капитал составил в целом по малым предприятиям 614 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2% выше уровня 2002 года (рис. 4).
Наибольший объем инвестиций освоен малыми предприятиями торговли и общественного питания, строительства. Их доля инвестиций в основной капитал составила, соответственно, 56% и 27%. Следует отметить, что малые предприятия направляют большую часть капитальных вложений на обновление машин и оборудования.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 4 октября 2007 г. N 410-пс в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
II. Основные цели и приоритеты Программы государственной поддержки
малого предпринимательства в Липецкой области
В целом малое предпринимательство в Липецкой области развивается с положительной динамикой и занимает достаточно прочные позиции. Вместе с тем влияние малого предпринимательства на экономику области существенно различается в городах и сельских районах области, что связано с наличием или отсутствием крупного промышленного производства, уровнем платежеспособного спроса и другими факторами. Различны и отраслевые ниши, которые занимают малые предприятия, а также приоритетные направления их развития. В городах преобладает инновационная деятельность, новые технологии и информационные системы, на селе - производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Несмотря на отмеченные положительные тенденции в развитии предпринимательства, его потенциал используется не в полной мере.
В целях обеспечения ежегодного прироста количества субъектов малого предпринимательства, изменений в их отраслевой структуре и территориальной принадлежности, увеличения объемов производимой продукции необходима поддержка малого бизнеса как со стороны органов государственной власти, так и органов местного самоуправления.
В течение последних лет в целях стимулирования малого бизнеса в области предпринят ряд важных шагов. Введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, сокращающие налоговое бремя и упрощающие администрирование налогов; ограничено количество проверок, осуществляемых контролирующими органами; упрощен порядок регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности.
Вместе с тем необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы области, регулирующей сферу малого бизнеса, в том числе и по налогообложению.
Субъекты малого предпринимательства не всегда (особенно на ранних стадиях деятельности) имеют возможность получить заемные средства, а также предоставить под них высоколиквидное обеспечение. Предстоит реализовать комплекс мер, направленных на формирование страховых, залоговых, гарантийных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
Одним из основных направлений, упрощающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, является микрофинансирование. Планируется уделять особое внимание развитию микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства.
В целях устранения излишнего административного регулирования малого предпринимательства необходимо реализовать комплекс мер по снижению избыточных административных барьеров, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В этом направлении будет продолжено обеспечение деятельности межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров, а также проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих сферу малого предпринимательства.
Для малого предпринимательства очень важна информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка, особенно в процессе государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности и на начальной стадии функционирования. Планируется повышать эффективность работы действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
При создании новых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства приоритет будет отдаваться их развитию на муниципальном уровне. Необходимая инфраструктура должна быть максимально приближена к малому бизнесу и охватывать все города и районы области. Учитывая возможности малого бизнеса в создании рабочих мест и обеспечении сельского населения необходимыми товарами и услугами, большое внимание будет уделяться развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства в сельской местности.
Актуальной проблемой для малого бизнеса является недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей. Планируется организация обучения на основе специальных программ бизнес-образования, охватывающих различные категории предпринимателей. В соответствии с этими образовательными программами должна осуществляться подготовка универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга, менеджмента. Также будет реализован комплекс мероприятий по обеспечению субъектов малого предпринимательства печатными материалами информационного характера.
Одним из приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства будет являться ориентация малого предпринимательства в сельскую местность, также будет реализован комплекс мероприятий по ориентации малого предпринимательства в принципиально новые и социально значимые сферы. К таким сферам относятся жилищно-коммунальное хозяйство, природоохранная деятельность, оказание услуг населению: бытовых, медицинских, физической культуры и спорта. В целях формирования позитивного имиджа предпринимательства и распространения передового опыта необходима популяризация деятельности субъектов малого бизнеса через средства массовой информации. Субъектам малого предпринимательства будет оказываться содействие по привлечению их для участия в отраслевых экономических соревнованиях, конкурсах профессионального мастерства. Также будет продолжена работа по проведению ежегодного областного конкурса "Лидер малого бизнеса".
В среднесрочной перспективе необходимо оказывать содействие малым предприятиям в сфере выставочно-ярмарочной деятельности. Значительная часть малых предприятий работает на внутреннем, локальном рынке, поэтому особое значение для них имеет участие в межрегиональных и областных выставках и ярмарках.
Особое внимание должно уделяться мероприятиям по охране труда и социальной защите работников малых предприятий. Необходимо добиться обеспечения социальных гарантий всех занятых в малом бизнесе.
Важным направлением является обеспечение занятости населения путем профессионального обучения и переобучения безработных граждан с последующим трудоустройством в сфере малого бизнеса. Также необходимо реализовать комплекс мероприятий, содействующих развитию самозанятости и предпринимательской инициативы граждан.
Основным инструментом государственной поддержки малого предпринимательства является данная Программа, в которой определена концепция такой поддержки и сформирован комплекс мероприятий по ее выполнению.
Программой определены следующие перспективные для области направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных, промышленных товаров;
- оказание услуг: жилищно-коммунальных, бытовых, медицинских, общественного питания, физической культуры и спорта;
- строительство объектов производственного, социально-культурного назначения;
- инновационная деятельность;
- природоохранная деятельность;
- переработка вторичного сырья;
- транспортная деятельность;
- торговая деятельность в сельских населенных пунктах, за исключением районных центров;
- заготовительная деятельность;
- создание новых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- оказание услуг в системе дошкольного воспитания.
Государственная поддержка не может осуществляться в отношении субъекта малого предпринимательства, по которому было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.
III. Основные мероприятия Программы
Основные мероприятия Программы включают следующие разделы:
Раздел I. Совершенствование внешней среды для развития
малого предпринимательства в Липецкой области
Мероприятия данного раздела направлены на:
- дальнейшее совершенствование налоговой системы в отношении субъектов малого предпринимательства;
- минимизацию административно-разрешительной и контролирующей практики;
- устранение бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых субъектов малого предпринимательства;
- обеспечение безопасности, защиты личности и собственности.
Раздел II. Совершенствование финансово-кредитной,
инвестиционной и имущественной поддержки
малого предпринимательства
Применение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства предусматривает мероприятия, направленные на:
- расширение возможности кредитования и микрокредитования субъектов малого предпринимательства с применением схемы государственных гарантий и субсидирования процентной ставки по кредитам с использованием залогового фонда области;
- дальнейшее развитие кредитной потребительской кооперации граждан;
- привлечение начинающих и действующих предпринимателей к участию в областном заказе.
Реализация комплекса мер по имущественной поддержке субъектов малого бизнеса позволит осуществить передачу неиспользуемых помещений эффективным собственникам и будет содействовать организации новых производств.
Раздел III. Развитие созданной инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства
Раздел включает в себя мероприятия, направленные на:
- дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая позволит предоставлять целый комплекс услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности;
- повышение результативности работы действующей инфраструктуры за счет повышения квалификации и профессиональной подготовки ее персонала;
- повышение роли объединений предпринимателей в процессе регулирования предпринимательской деятельности и принятия управленческих решений по вопросам, затрагивающим интересы малого бизнеса, в том числе путем расширения практики привлечения общественности к участию в нормотворческой деятельности.
Раздел IV. Ориентация малого предпринимательства
в социально значимые сферы
Мероприятия данного раздела направлены на:
- развитие малого предпринимательства в сельской местности;
- государственную поддержку малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства (ЖКХ, экология), в производственной и инновационной сферах, в сфере оказания услуг населению.
Раздел V. Информационное, методическое обеспечение
сферы малого бизнеса. Подготовка кадров для малого бизнеса.
Формирование положительного имиджа малого предпринимательства
Мероприятия данного раздела направлены на:
- совершенствование системы подготовки кадров и методического обеспечения малого предпринимательства, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- обеспечение доступа субъектам малого предпринимательства к информационным ресурсам;
- использование средств массовой информации с целью формирования положительного имиджа предпринимателей, их вклада в экономику и решение социальных задач Липецкой области.
Важное место в этом разделе уделяется организации участия субъектов малого бизнеса в конференциях, выставках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства.
Раздел VI. Социальная защита работников, занятых
в сфере малого бизнеса
Мероприятия данного раздела направлены на:
- оказание практической помощи субъектам малого предпринимательства в области охраны труда и техники безопасности;
- обеспечение работников малых предприятий необходимым социальным пакетом и защиту их прав;
- повышение социальной ответственности малого бизнеса;
- осуществление взаимодействия Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Липецкой области и Программы содействия занятости населения.
IV. Механизм реализации Программы
Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий государственной поддержки в сфере малого предпринимательства.
Оперативное управление ходом реализации мероприятий и координацию деятельности исполнителей Программы осуществляет комитет по развитию малого бизнеса администрации области.
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет администрация области.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Одной из составляющих ресурсного обеспечения развития предпринимательства и реализации Программы должно стать выделение средств областного бюджета. При этом средства из бюджета на реализацию предпринимательских проектов в приоритетных для области направлениях должны выделяться при безусловном конкурсном распределении ресурсов в форме субсидирования процентной ставки по кредитам коммерческих банков, направляемым на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, в виде субвенций для развития малого бизнеса в муниципальных образованиях, предоставления субсидий на развитие кредитных потребительских кооперативов граждан (в порядке, установленном администрацией области), на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, на подготовку кадров для малого бизнеса.
Финансовое обеспечение Программы:
- средства областного бюджета в соответствии с законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
- средства из иных источников.
Всего потребность в средствах областного бюджета на реализацию мероприятий составляет 126,0 млн. руб., в том числе:
2005 г. - 30,0 млн. руб.,
2006 г. - 32,0 млн. руб.,
2007 г. - 33,6 млн. руб.,
2008 г. - 30,4 млн. руб. (приложение к Программе).
Структура Программы обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки в интересах малого бизнеса, причем в каждом направлении предусматриваются свои цели, ставятся определенные задачи и реализуются программные мероприятия. Такой принцип позволяет выбирать и изменять стратегию реализации Программы при разном ресурсном обеспечении. В максимальном варианте бюджетного финансирования будут задействованы все направления и мероприятия, в минимальном - только те, которые являются необходимыми.
Объемы финансирования за счет областного бюджета на 2005-2008 гг. будут уточняться в процессе составления областного бюджета на соответствующий год.
VI. Оценка ожидаемой эффективности
Ожидаемые результаты:
- обеспечение прироста количества субъектов малого предпринимательства с 58,9 тысячи в 2004 г. до 63,8 тысячи в 2008 г. (на 8%).
- насыщение рынка товарами (услугами) местного производства, обеспечение ежегодного прироста доли малых предприятий в выпуске продукции, работ, услуг. Изменение доли малого предпринимательства в общих объемах следующих отраслей экономики к концу 2008 года составит:
промышленность - с 1% в 2004 году до 5% в 2008 году;
строительство - с 32% в 2004 году до 40% в 2008 году;
торговля - с 65% в 2004 году до 70% в 2008 году;
платные услуги - с 27% в 2004 году до 35% в 2008 году;
- увеличение вклада малого предпринимательства в пополнение доходной части областного и местных бюджетов. Увеличение налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса с 700 млн. руб. в 2004 году до 900 млн. руб. в 2008 году в бюджеты указанных уровней.
- создание дополнительных рабочих мест. Прирост числа занятых в малом бизнесе с 95 тыс. чел. в 2004 г. до 102 тыс. чел. в 2008 г. (на 7%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.