Главной целью Стратегии социально-экономического развития Данковского района на период до 2020 года является повышение уровня и качества жизни населения и устойчивое развитие динамики социально-экономических процессов в районе, их сбалансированность.
Стратегия основана на положениях, разработанных Правительством Российской Федерации, программных документов: основных направлений социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу, Концепции Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года.
Достижение целей Стратегии возможно только путем последовательного формирования в районе рыночной и социально ориентированной экономики с четким и стабильным законодательством. Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в районе потенциала.
Достигнутые районом в последние годы отдельные положительные результаты могут рассматриваться как формирование условий для дальнейших позитивных изменений.
Стратегия разработана под руководством главы администрации Данковского района В.В.Осипова.
Обобщение материалов Стратегии выполнено отделом экономики и имущественных отношений администрации Данковского района.
В 1-й главе дано описание социально-экономического положения Данковского района, на основе которых выявлены проблемы.
2-я глава посвящена проблемам социально-экономического развития района.
В социально-экономическом развитии района можно выделить 5 групп основных проблем: экономические структурные, социальные, экологические, инфраструктурные и проблемы, связанные с недостаточной эффективностью управления региональным развитием.
В числе экономических структурных проблем главная - моноотраслевая структура экономики, зависимость бюджета от одного крупного налогоплательщика, наличие серьезных рисков, в т.ч. для социальной сферы при изменении экономических условий.
Во многом проблемы пищевой промышленности являются следствием проблем агропромышленного комплекса. Снижение использования посевных площадей, устойчивые темпы сокращения поголовья скота, неэффективное ведение хозяйства являются основными проблемами сельского хозяйства в районе.
Недостаточный объем инвестиций для устойчивого социально-экономического развития района.
Социальные проблемы
Продолжается сокращение численности населения вследствие естественной убыли.
Миграционные процессы не оказывают существенного влияния на улучшение демографической ситуации и не компенсируют естественные потери населения.
За последние десять лет население района уменьшилось на 5,9 тыс. человек, или на 15,4%. Каждый год данковчан становится меньше примерно на 500 человек.
Практически необратимым стало старение населения. Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения района составляет 36%.
Район остается одним из регионов области с высоким уровнем официально зарегистрированной безработицы. Вместе с тем, снижается трудовой потенциал, остро ощущается дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий.
Экологические проблемы
Данковский район вследствие большой техногенной нагрузки относится к регионам с высокой экологической напряженностью.
Инфраструктурные проблемы
При достаточно высоких показателях заболеваемости и смертности уровень развития системы здравоохранения не обеспечивает в полном объеме реализацию прав граждан на получение доступного и качественного медицинского обслуживания.
Региональный рынок труда испытывает потребность в специалистах рабочих профессий, при этом потенциальные возможности системы образования района вследствие слабой материально-технической базы явно недостаточны.
В районе имеются серьезные проблемы с водоснабжением.
Не в полной мере удовлетворяются потребности населения в транспортных услугах.
Несовершенная материально-техническая база социальной сферы.
Низкий уровень социальной защищенности работников социальной сферы.
Проблемы управления развитием
Доминирующая в районе внутренняя производственно-территориальная организация муниципальных поселений не обеспечивает их самодостаточность. Все они дотационны.
В условиях действия Федерального закона N 131-ФЗ это приводит к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отражающихся на устойчивости социально-экономической ситуации как в отдельных поселениях, так и на развитии района в целом.
Для разработки стратегии развития Данковского района с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT. Результаты анализа приводятся в 3 главе.
На основе стратегического (SWOT) анализа были определены цели и задачи по всем отраслям экономики, производства и социальной сферы.
Итоговый SWOT-анализ сильных и слабых сторон по отраслям, приведенный в 3 главе, позволил сформулировать итоговый стратегический анализ для развития района в целом. Поэтому в 4 главе Стратегии определено стратегическое видение и миссия Данковского района.
Анализ итоговой SWOT-таблицы предполагает сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.
Сильные стороны:
1. Наличие природных ресурсов.
2. Трудовых ресурсов (не занято в экономике 3,6 тыс. человек).
3. Наличие условий для дальнейшего развития промышленного комплекса.
4. Наличие черноземов (плодородных почв) и условий развития растениеводства и животноводства.
5. Сложившаяся практика привлечения инвестиций, прочные контакты с корпоративными инвесторами.
6. Дотационный бюджет, зависимость от регионального центра.
7. Гласность, прозрачность и обеспечение конкуренции в размещении заказов для государственных нужд района.
Слабые стороны:
1. Моноструктурная экономика.
2. Производство продукции с низкой долей добавленной стоимости.
3. Старение кадров.
4. Уменьшение доходов районного бюджета на фоне увеличивающихся расходных обязательств.
Выявлены следующие возможности и угрозы
Возможности:
1. Вовлечение в производственную деятельность формально не занятых в экономике района трудовых ресурсов.
2. Развитие производств с высокой долей добавленной стоимости.
3. Инструментом, позволяющим решать поставленные задачи, является создание на территории района особых экономических зон регионального уровня.
Создание зон регионального уровня позволит придать ускорение развитию муниципального образования посредством создания и развития новых высокотехнологичных производств, расширить доходную базу бюджета, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, привлечь инвестиции в реальные активы и создать привлекательную инвестиционную среду в муниципальном образовании.
4. Вовлечение в севооборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
5. Развитие малого бизнеса.
6. Усиление роли бюджетных и налоговых отношений в региональных экономических процессах.
7. Развитие реального сектора экономики с учетом потенциальных возможностей территорий.
Угроз:
1. Снижение или потеря конкурентоспособности предприятий среднего и малого бизнеса при вступлении России в ВТО.
2. Ухудшение экологической ситуации.
3. Опасная демографическая ситуация.
4. Дефицит финансовых ресурсов.
Миссия и стратегические цели социально-экономического развития Данковского района подразумевают:
1. Создание "точек роста" с максимальной концентрацией финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов, оследующее распространение их опыта на другие территории.
2. Обеспечение равного доступа населения к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав.
3. Для муниципальных образований района в зависимости от наличия потенциалов развития будут сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения этих целей.
4. Государственная поддержка приоритетных проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления.
5. Получат развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов развития, будут выработаны меры по стимулированию местных инициатив.
Миссия Данковского района:
Миссией Данковского района является содействие социально-экономическому развитию района и муниципальных образований с целью:
- повышения благосостояния и качества жизни населения на территории района;
- обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;
- усиления конкурентных позиций района в области.
Миссия будет выполняться за счет мобилизации экономической активности территорий и повышения эффективности использования их ресурсов путем реализации социально-экономических и институциональных преобразований, которые позволят значительно увеличить ВРП и провести комплекс мер по снижению уровня бедности населения.
Данковский район позиционируется как:
- крупнейший отечественный, европейский производитель современной высокотехнологичной химической продукции, отвечающей требованиям самых высоких стандартов качества, в рамках международной интеграции и международного разделения труда;
- район подъема эффективности сельского хозяйства за счет использования новейших технологий производства, оптимального подбора сельскохозяйственных культур и плодородных почв;
- район демографического роста за счет повышения рождаемости, снижения уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, притока квалифицированных кадров из других регионов страны и привлечения соотечественников из стран СНГ.
Стратегическими целями развития района на период до 2020 года на данном этапе являются:
1. Обеспечение конкурентоспособности района в области.
Стимулирование процесса перехода от моноотраслевой структуры промышленности к развитию производств с более высокой долей добавленной стоимости.
Данная цель направлена на:
- создание и развитие на территории района "точек роста";
- устранение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов;
- развитие малого бизнеса на местном уровне.
2. Улучшение демографической ситуации, развитие человеческого капитала.
Достижение цели предполагается за счет:
- обеспечения воспроизводства населения и стабилизации его численности, поддержки молодых семей и молодежи, стимулирования подъема рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста;
- создания системы профессиональных образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала;
- содействия свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;
- реализации программы "По оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом" с целью обеспечения эффективного баланса демографических и трудовых ресурсов, а также адаптации (ассимиляции, интеграции и натурализации) мигрантов в районе.
3. Улучшение экологической ситуации в районе.
Улучшение экологической ситуации может быть достигнуто за счет:
- экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
- ведения хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.
4. Повышение качества управления региональным развитием:
- создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования,программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частногосударственного партнерства;
- стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий, развитие социальной инфраструктуры, создание условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличение доходов местных бюджетов, содействие местным органам власти в реализации таких проектов;
- проведение административной реформы.
В 5 главе Стратегии выявлены Приоритеты развития Данковского района, одним из которых является улучшение демографической ситуации, создание системы управления человеческими ресурсами, обеспечение эффективного миграционного баланса, обеспечение занятости населения.
Эти процессы будут достигнуты в результате:
- повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения доступным и комфортным жильем;
- улучшения положения наименее обеспеченных слоев населения на основе дифференцированной социальной поддержки;
- создания условий для положительной социально-экономической мобильности населения, возможностей перехода все большей части населения из менее обеспеченных групп в более благополучные;
- повышения стимулирующей роли заработной платы;
- легализации доходов населения;
- развития системы бюджетных услуг;
- достижения социальной консолидации;
- создания точек роста промышленного и агропромышленного типа;
- улучшения качества государственного (муниципального) управления;
- сочетания региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов.
Применительно к перспективному развитию района нужно продвигать и реализовывать проекты, выгодные району, области, соседним регионам, России в целом и западным партнерам, обеспечить стабильную и благоприятную для бизнеса (инвесторов) экономическую и социальную среду, в которой будут формироваться и реализовываться долгосрочные проекты. Это позволит создать необходимый спектр заинтересованностей (движущих сил) и привлечь в экономику и социальную сферу района финансовые средства из различных источников.
Экономическое значение района в долгосрочной перспективе состоит, в первую очередь, в использовании выгод его географического положения и имеющегося потенциала в социально-экономическом развитии.
Все группы интересов, учитываемых Стратегией социально-экономического развития района на период до 2020 года, рассматриваются в комплексе, обеспечивая их баланс.
Стратегия, основанная на сочетании интересов, позволит опираться не только на создание новых производств или только на восстановление имеющегося потенциала, а сочетать оба этих подхода.
Она даст возможность различным предприятиям ориентироваться на различные рынки - региональный, российский, зарубежный. В условиях реализации Стратегии следует ожидать большей свободы перетекания капитала и, соответственно, более интенсивного притока инвестиций - как отечественных, так и зарубежных - и реализации активного сценария регионального развития.
В качестве механизма обеспечения сочетания (баланса) интересов рассматривается формирование в районе развитой рыночной среды.
Администрация Данковского района |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проект Стратегии социально-экономического развития Данковского района на период до 2020 года
Текст проекта опубликован в газете Данковского района "Заветы Ильича" от 13 ноября 2007 г. N 137