Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Главы Тербунского района
от 25 декабря 2007 г. N 43-РР
Стратегия
социально-экономического развития Тербунского района
на период до 2020 года.
14 апреля 2010 г., 9 августа 2013 г.
Стратегия социально-экономического развития Тербунского района на период до 2020 года (далее Стратегия) основывается на следующих положениях:
- социальная ориентация, полагающая главной целью Стратегии повышение уровня и качества жизни населения Тербунского района;
- устойчивое развитие Тербунского района как необходимая система ограничений для требуемой динамики социально-экономических процессов в районе, их сбалансированность и экологичность (в широком смысле этого понятия);
- межрайонное и межрегиональное сотрудничество для создания условий сочетания районных, межрайонных, региональных и межрегиональных интересов при решении стратегических проблем экономического социального, экологического и территориального развития.
Целевая направленность Стратегии ориентирована, прежде всего, на обеспечение повышения устойчивого уровня и качества жизни населения Тербунского района, сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями района.
Достижение целей стратегии возможно путем последовательного формирования в районе рыночной и социально-ориентированной экономики с четко ориентированной законодательной базой.
Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в районе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов местного самоуправления в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. Также необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ. Достигнутые районом в последние годы отдельные положительные результаты могут рассматриваться как формирование условий для дальнейших позитивных изменений.
Оценка социально-экономической ситуации
Экономика Тербунского района, несмотря на сложность и противоречивость процессов, происходящих в российском обществе и регионе, характеризуется динамичным поступательным развитием.
За последние годы был проделан большой объем работы по реформированию хозяйств, что положительным образом сказалось на эффективности ведения этой отрасли, причем более быстрыми темпами развивается растениеводство.
В развитие сельскохозяйственного производства за последние пять лет привлечено более 1,5 млрд. руб., в том числе средств инвесторов 530 млн. руб. в расчете на 1 га пашни объем вложенных средств составил 18 тыс. руб.
Основные инвестиции социально-экономического развития Тербунского района определяются существенным наращиванием инвестиций в основной капитал, началом реализации крупных инвестиционных проектов: в 2005 году - реализация инвестиционного проекта по строительству кирпичного завода производительностью 40 млн. штук кирпича в год; в 2006 году - пуск завода с объемом инвестиций в основной капитал - 1092 млн. рублей. В настоящее время ООО "АЭМ - Липецк" ведет строительство завода мощностью 30 тыс. тонн металлических конструкций и 1 млн. кв. м сэндвич панелей в год для промышленного и гражданского строительства. Инвестиционные вложения с начала строительства составили 215 млн. рублей.
Некоммерческая организация Фонд поддержки здравоохранения "Здоровье" приступили к реализации крупного проекта "Организация промышленного производства антибиотиков", целью которого является организация производства отечественных препаратов для обеспечения Российского потребительского рынка жизненно необходимыми антибиотическими лекарственными средствами. Стоимость проекта более 4 млрд. рублей.
Также на территории Тербунского района реализуется крупный проект по строительству сахарного завода мощностью переработки 12000 тонн сахарной свеклы в сутки. Инвестиционная стоимость проекта - 7008 млн. рублей.
В рамках национального проекта "Развитие АПК" по направлению ускоренное развитие животноводства ООО "Трио Тербуны" с. Покровское ведет строительство молочного комплекса на 2000 голов дойного стада.
КХ "Рассвет" осуществляет строительство молочного комплекса на 1000 голов дойного стада в с. Большая Поляна.
ОАО "Липецкмясопром" начало строительство свиноводческого комплекса мощностью 110 тыс. голов в с. Тульское.
В условиях положительных тенденций, наметившихся в развитии экономики Тербунского района, особую значимость приобретает вопрос эффективного включения ресурса малого бизнеса в ускорение экономического роста, борьбу с бедностью и улучшение социального климата в обществе. "Центр тяжести" малого предпринимательства постепенно смещается в сторону производственной деятельности - сельского хозяйства, промышленности, строительства. Выпуск товаров и оказание услуг малыми предприятиями в 2006 году превысил 115 млн. руб. Общее количество занятых в сфере малого бизнеса составляет более 1600 человек или 12% экономически активного населения района.
В результате проводимых мероприятий по мобилизации денежных средств в Бюджет Тербунского района объем собственных доходов возрос с 30 млн. руб. в 2002 году до 95,8 млн. руб. в 2006 году.
За последние годы состояние потребительского рынка района можно охарактеризовать как стабильное, с высокой предпринимательской активностью, имеющее устойчивые тенденции дальнейшего динамичного развития.
В районе активно развиваются новые форматы торговых предприятий. Растет число магазинов оборудованных современным оборудованием. В целом за последнее десятилетие торговая сеть увеличилась в 2,2 раза, сеть общественного питания - в 1,3 раза.
Дальнейшее развитие экономики района, создание предприятий в особой экономической зоне с. Тербуны требует увеличения масштабов жилищного строительства. За последние пять лет средняя обеспеченность жильем по району возросла с 23,8 кв. м на человека до 25,5 кв. м. Общая площадь вводимого в эксплуатацию жилья возросла с 2449 кв. м до 7106 кв. м. Увеличился ввод в эксплуатацию индивидуального частного жилья.
За последние пять лет в Тербунском районе произошло существенное улучшение финансирования системы образования. В 2002 году на эти цели было выделено 60692,0 тыс. руб. в 2006 году - 128193,0 тыс. руб.
Развитие сферы культуры в Тербунском районе направлено на сохранение и развитие его культурного потенциала, повышение качества жизни населения района путем удовлетворения культурных и духовных потребностей. На достижение этих целей ориентированы 45 учреждений культуры, в том числе 26 библиотек, 19 культурно-досуговых учреждений. Тербунский район обладает значительными возможностями и потенциалом экономического роста и социального развития, а по целому ряду направлений рыночных преобразований, реструктуризации экономики, социального реформирования в#
3. Увеличение объемов инвестирования за счет развития новых производств и увеличения объемов жилищного строительства. 4. Производство строительной продукции, ввозимой в район полностью или частично. Наращивание объемов реализуемой продукции и услуг за счет мультипликации действия ОЭЗ. 6. Рост эффективности сельскохозяйственного производства. |
продукции. 3. Рост тарифов на электроэнергию, газ и топливо. 4. Низкая конкурентоспособность существующих производств. |
(Социальная сфера)
4.2. Итоговый SWOT-анализ
Таблица 4.2.1
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т)
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Общие показатели | |
1. Реализация на территории района приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". 2. Потенциал роста благосостояния населения и, как следствие, увеличение объемов реализации торговых и бытовых услуг. 3. Благоприятная среда для развития малого бизнеса и рост числа занятых в сфере малого бизнеса. 4. Реализация "Программы содействия переселению соотечественников" 5. Наличие программ предоставления субсидий и льгот гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. 6. Обеспечивается финансирование территориальной Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в полном объеме. 7. Продолжительность жизни населения выше среднеобластного показателя. 8. Рост объемов финансирования социальной защиты населения. |
1. Низкий уровень заработной платы 2. Недостаточная обеспеченность населения района жильем 3. Проблемы с финансированием реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения населенных пунктов района. 4. Дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий в связи с созданием на территории района особой экономической зоны регионального уровня "Тербуны". 5. Низкий уровень доходов части населения. 6. Неполный охват территорий, особенно в отдаленных селах, услугами малого предпринимательства (торговля, бытовое обслуживание, платные услуги и др.). 7. "Старение" педагогических кадров (4% педагогов района достигли пенсионного возраста). 8. Возможный высокий уровень негативного влияния ОЭЗ РУ на окружающую среду (выбросы, сбросы вредных веществ, отходы производства и потребления, загрязнение подземных и поверхностных вод). 9. Неполная обеспеченность населенных пунктов очистными сооружениями, полигонами ТБО. 10. Устаревшая материально-технической база не обеспечивает достаточно высокое качество медицинского обслуживания. 11. Затруднено социальное обслуживание населения, проживающего в малонаселенных пунктах. |
Благоприятные возможности (О) |
Потенциальные угрозы (Т) |
Общие показатели | |
1. Улучшение демографической ситуации и стабилизация количества трудовых ресурсов. 2. Снижение процентных ставок по ипотеке до 1/2 ставки рефинансирования (5%). 3. Дальнейшее развитие экономики района, создание предприятий в ОЭЗ РУ "Тербуны" требует увеличения масштабов жилищного строительства. 4. Привлечение средств как из бюджетных, так и внебюджетных фондов в первую очередь для жилищного строительства. 5. Рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в связи с ростом субъектов малого бизнеса. 6. Востребованность в кадрах рабочих специальностей в связи с созданием ОЭЗ РУ. 7. Повышение эффективности использования существующей материально-технической базы и ее развитие. 8. Повышение общего уровня заработной платы в районе. 9. Переподготовка кадров на базе существующих профессионального образовательного учреждения района. 10. Внедрение мобильных систем медицинского обслуживания, иммунизации и диспансеризации населения района по месту жительства. 11. Повышение качества и уровня жизни сельского населения, за счет трудоустройства и соответствующего социального обслуживания. |
1. Увеличение нагрузки на компоненты окружающей природной среды 2. Усиление социального неравенства и расслоения 3. Дальнейший рост цен на недвижимость. 4. Отток коренных квалифицированных трудовых ресурсов, в районы с более высоким уровнем жизни и заработной платы. 5. Увеличение доли ветхого и аварийного жилья (количество домов, не требующих капитального ремонта, составляет только 10,0%). 6. Сдерживание развития малого бизнеса из-за отсутствия квалифицированных кадров. 7. Отсутствие системы мотивации для молодых педагогических кадров. 8. Потеря квалифицированных работников в бюджетной сфере, в связи с непривлекательностью работы (низкая зарплата). 9. Старение медицинских кадров в районе негативно отразится на полноте и качестве медицинского обслуживании населения в прогнозируемом периоде. 10. Устойчивая тенденция снижения численности сельского населения. |
На основе проведенных исследований и анализа наиболее реалистичных вариантов развития Тербунского района до 2020 года определена миссия Тербунского района
Тербунский район - перспективная территория Липецкой области, на которой будут созданы комфортные условия для жизни и повышения реального благосостояния населения на основе динамичного развития сельского хозяйства и промышленного комплекса, близкого к мировым стандартам.
Тербунский район - территория, где хочется жить!
В результате выделяются следующие цели и задачи.
В отрасли промышленности:
1. Обеспечение устойчивых темпов роста производства товаров и услуг, повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, внедрение в производство новых технологий и изделий с помощью вложения масштабных инвестиций в основной капитал.
2. Интенсификация инновационных процессов, максимальное использование научно-технического и интеллектуального потенциала.
3. Создание условий для роста производительности труда.
4. Повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов промышленности путем дальнейшего совершенствования государственной поддержки.
5. Диверсификация промышленности района, в том числе за счет развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
6. Вовлечение в производственную деятельность формально не занятого в экономике соседних районов населения.
7. Совершенствование работы с отходами предприятий с целью улучшения экологической ситуации.
8. Ускоренное развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа регионального уровня "Тербуны".
9. Снижение техногенной нагрузки промышленности на окружающую природную среду и здоровье человека, сохранение природных комплексов, повышение экологической культуры населения.
В отрасли сельского хозяйства:
1. Дальнейшее создание и развитие крупных агрофирм, холдингов, компаний по производству сельскохозяйственной продукции.
2. Стимулирование развития личных подсобных хозяйств и малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
3. Форсированное развитие животноводства в условиях постепенного импортозамещения и обеспечения внутреннего спроса.
4. Развитие зернового производства, которое будет способствовать росту производства продукции животноводства и увеличению его экспорта.
5. Развитие на базе сельскохозяйственного производства перерабатывающих отраслей промышленности.
6. Повышение качества жизни сельских тружеников, рост заработной платы, развитие сельской социальной инфраструктуры.
7. Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий.
8. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
9. Привлечение инвесторов в сельскохозяйственное производство.
10. Возрождение отрасли животноводства на новой технологической основе за счет совершенствования системы кормопроизводства, улучшения племенной работы, ориентированной на максимальное использование селекционных достижений.
11. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышению квалификации работников, улучшение социального положения сельского населения.
По строительному комплексу:
1. Улучшение качества жизни населения Тербунского района за счет увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья и социально-значимых объектов.
2. Обеспечение устойчивой и эффективной работы промышленности строительных материалов путем полной загрузки производственных мощностей в целях удовлетворения возрастающих потребностей строительства.
3. Ликвидация дефицита строительной продукции, не производимой в районе, за счет развития производства, основанного на местной сырьевой базе.
По развитию здравоохранения населения:
1. Создание системы здравоохранения, обеспечивающей доступную, качественную, всестороннюю и высококвалифицированную медицинскую помощь населению района.
2. Совершенствование профилактической направленности в системе здравоохранения района.
3. Внедрение современных технологий в сфере профилактики, диагностики, лечения и реабилитации социально значимых заболеваний.
4. Укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
5. Изучение и внедрение положительного опыта внедрения общеврачебных практик в системе первичной медико-санитарной помощи в сельской местности.
6. Активное участие медицинских работников в гигиеническом воспитании населения и формировании здорового образа жизни.
7. Повышение социального статуса и престижа в сельской местности медицинских работников, в том числе путем усиление мер по их социальной поддержке.
В области улучшения демографической ситуации:
1. Стабилизация численности населения района и формирование предпосылок к последующему росту:
- путем создания условий для проведения активной семейно-демографической политики, направленной на преодоление негативных тенденций в демографических процессах и укрепление семейных ценностей,
- восстановление рождаемости в репродуктивном возрасте до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (до двух рожденных детей в среднем на одну женщину или до 2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару);
- повышение средней ожидаемой продолжительности жизни на 5-10 лет, за счет комплекса медицинских мероприятий и повышения качества жизни населения;
- увеличение миграционного прироста до величины компенсирующей естественную убыль населения, за счет разработки мет по улучшения социально-экономических условий и повышения инвестиционной привлекательности района.
В области образования:
1. Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех социальных слоев населения района вне зависимости от места жительства и доходов.
2. Удовлетворение разнообразных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, школьного, дополнительного и профессионально-ориентированного образования.
3. Дальнейшее наращивание материально-технической базы и ресурсного обеспечения районной системы образования.
4. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования спортивно-оздоровительных комплексов учреждений образования и расширения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
В области развития культуры:
1. Сохранение и развитие творческого наследия края, его самобытной культуры, народных традиций, обычаев и промыслов, передаваемых молодому поколению, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам всех слоев населения.
2. Разработка мер по обеспечению социальных гарантий и материальному стимулированию работников культуры и искусства.
3. Разработка мер по повышению квалификации кадрового потенциала.
4. Выделение зданий для учреждений культуры.
5. Развитие коллективов художественной самодеятельности
6. Создание новых творческих коллективов.
7. Привлечения в сферу культуры талантливой молодежи в целях дальнейшего улучшения организации досуга населения.
В области развития трудовых ресурсов:
1. Полное использование резервов трудовых ресурсов для развития производства.
2. Более эффективное использование резерва наращивания объема подготовки кадров, востребованных на рынке труда.
3. Разработка комплекса мероприятий по сокращению оттока квалифицированных кадров.
4. Развитие учебно-материальной базы профессиональных образовательных учреждений в соответствии с требованиями производств, внедряющих новые технологии.
5. Расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение ее привлекательности.
6. Реализация Программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Открытие центра временного размещения переселенцев.
В сфере социальной защиты населения:
1. Снижение социального неравенства населения, улучшение качества жизни малоимущих и уменьшение доли бедных граждан.
2. Модернизация системы социального обслуживания населения.
3. Дальнейшее снижение численности населения, находящегося за чертой бедности.
3. Социальная поддержка семьи: увеличение размера ежемесячного пособия на детей, на рождение ребенка, многодетным семьям и молодой семье.
4. Социальное обслуживание населения путем создания отделений комплексной помощи на дому.
5. Создание консультационных центров по социальной и психологической помощи семьям с детьми, поддержка женщин, оказавшихся в кризисной ситуации.
6. Внедрение новых форм обслуживания пожилых людей и инвалидов.
Охрана окружающей среды и природопользования:
1. Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
2. Оптимизация объема водопотребления.
3. Рациональное использование природных ресурсов.
4. Использование вторичных ресурсов, обезвреживание и утилизация отходов производства и потребления.
5. Совершенствование систем очистки сточных вод.
Точка роста развития района - развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа регионального уровня Тербуны площадью 948,9 га и в связи с этим рост инвестиционного потенциала района, увеличение объемов производства промышленной продукции, создание рабочих мест.
Решением Совета депутатов Тербунского муниципального района Липецкой области от 14 апреля 2010 г. N 185 глава 6 настоящего приложения изложена в новой редакции
6. Приоритеты развития Тербунского района
6.1. Создание точек роста
Тербунский район является одним из перспективных районов области в плане экономического развития. Стратегическим направлением экономики Тербунского района станет развитие особой экономической зоны регионального уровня, в состав которой вошли:
- завод по производству керамического кирпича мощностью 40 млн. шт., объем инвестиций - 1,2 млрд. руб.; создано 112 рабочих мест. Проект направлен на расширение номенклатуры и качества производства строительных материалов, снижение стоимости и расширение возможностей использования в их производстве местных сырьевых ресурсов;
- завод по производству строительных металлоконструкций. Строительство завода запланировано на площади 20 тыс. кв. метров, мощность - 45 тыс. тонн каркасов, сэндвич-панелей и другой продукции в год. Общий объем инвестиций составит более 700 млн. руб. Реализация проекта обеспечит создание 200 дополнительных рабочих мест;
- крупнейший в Европе агропромышленный холдинг по производству и переработке сахарной свеклы мощностью 12 тыс. т в сутки. Проектом предусматривается строительство комбината с внедрением передовых технологий и применением современного импортного оборудования для выработки конкурентоспособной продукции. Производительность завода 352 тыс. тонн сахара- песка, в том числе из сахарной свеклы - 174 тыс. тонн, из сахара-сырца - 178 тыс. тонн. Общая потребность в инвестициях составляет 8 млрд. руб. Реализация проекта обеспечит создание более 400 рабочих мест. Производство сахара из отечественного сырья увеличится в целом по России на 6,5%, что позволит сократить импорт сахара-сырца и уменьшить зависимость от конъюнктуры цен на мировом рынке;
- строительство группы предприятий (пяти заводов) фармацевтического профиля по производству антибиотиков и растительных лекарств на площади 30 тыс. кв. м. В апреле 2012 года будет пущена первая очередь по производству антибиотиков и построен склад для хранения продукции площадью 10 тыс. кв. метров. Общая стоимость проекта составляет 4 млрд. руб;
- строительство центра переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на площади 100 тыс. кв. м, инициатор проекта ЗАО "Хладокомбинат "Западный". Проектом предусматривается переработка с/х сырья местных производителей для производства овощных полуфабрикатов глубокой заморозки, объем инвестиций составляет 758 млн. рублей. Количество созданных рабочих мест (с учетом сезонных рабочих) - 500, подобраны земельные участки площадью 2000 га для создания собственной сырьевой базы на территории Тербунского, Задонского и Хлевенского районов;
- строительство завода по производству стеновых панелей и несъемной опалубки из цементного фибролита с объемом производства 250 тыс. куб. м. строительных материалов в год. Планируемый срок ввода завода в эксплуатацию: 2 квартал 2011 года, количество дополнительно созданных рабочих мест 31 (1 этап). Объем инвестиций составляет 683,5 млн. рублей.
Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа позволит в период до 2011 года создать 9 новых предприятий. Общее их количество возрастет к концу 2012 года до 20 предприятий, обеспеченных необходимыми объемами всех видов энергоресурсов.
Привлечение инвесторов в различные отрасли промышленности (производство строительных материалов, переработку сельскохозяйственной продукции и выпуск пищевой продукции) позволит не только диверсифицировать экономику района, но и будет способствовать развитию смежных производств: добывающих и сельскохозяйственных.
Развитие особой экономической зоны регионального уровня в Тербунском районе даст импульс развитию территорий Воловского, Долгоруковского, Хлевенского, Измалковского, Задонского районов за счет ускоренного инфраструктурного развития, размещения крупных объектов и учреждений социальной сферы, повышения занятости населения, увеличения посевных площадей по выращиванию пивоваренного ячменя до 400 тыс. га, сахарной свеклы на 30 тыс. га, или в 3 раза.
Создание условий для повышения конкурентноспособности# сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках будет обеспечиваться в рамках реализации мероприятий программ "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области на 2009-2012 годы" и "Социальное развитие села до 2012 года".
6.2. Улучшение демографической ситуации, создание системы управления
человеческими ресурсами, обеспечение эффективного миграционного баланса,
обеспечение занятости населения
Целью демографической политики района является стабилизация численности населения района и формирование предпосылок к последующему росту:
- восстановление рождаемости в репродуктивном возрасте до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (до двух рожденных детей в среднем на одну женщину, или 2,4-2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару) и сокращение числа разводов с 63 до 20-25 на 100 браков;
- повышение средней ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет у мужчин и 80 лет - у женщин;
- увеличение миграционного прироста до величины, компенсирующей естественную убыль населения, при доминировании среди прибывающих желательных для района контингентов мигрантов.
На основе реализации основных направлений демографической политики в Тербунском районе приоритетными являются задачи по повышению рождаемости и /креплению семьи:
- переход от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3-4 ребенка в семье), повышение престижа благополучной семьи;
- реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
- формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости;
- создание для семей комфортных условий жизнедеятельности, возможности воспитания в них нескольких детей;
- создание для женщин возможности (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома;
- повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций, формирование ориентации на вступление в брак и его регистрацию.
В районе сохраняется значительная дифференциация в сфере занятости населения в территориальном разрезе, которая в значительной мере обусловлена различиями в экономическом и социальном развитии. Наибольшее количество занятого трудоспособного населения в экономике района на территориях Тербунского (88%), Солдатского (85%), Б-Полянского и Тульского (78%) поселений. При этом в Озерском поселении процент занятых в экономике района от количества трудоспособного населения составляет 48%, Новосильском - 59%, Березовском и Кургано-Головинском - 67%.
Решение проблемы выравнивания ситуации с занятостью предполагает реализацию комплекса мер как в экономической, так и в социально-трудовой сфере: обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников на базе ГООУНПО ПУ N 4 с. Тербуны;
- развитие малого бизнеса с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения, развитие и поддержка предпринимательской инициативы граждан;
- разработка и реализация территориальных стратегий социально- экономического развития поселений.
Повышение качества рабочей силы должно быть достигнуто на основе проведения реформирования системы профессионального образования всех уровней, включающего:
- развитие профессиональной ориентации, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
- развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.
6.3. Повышение уровня и качества жизни населения
Социальная политика в сфере повышения общего уровня благосостояния населения будет направлена на решение следующих задач:
- Улучшение положения наименее обеспеченных слоев населения на основе дифференцированной социальной поддержки.
В районе более 8 тыс. человек получают различного рода льготы, социальные выплаты и компенсации. При этом сохраняется социально неоправданная система льгот и компенсаций обеспеченным слоям населения в ущерб адресной поддержке малообеспеченным группам, людям с ограниченными физическими и социальными возможностями. Необходимо повысить эффективность существующей системы социальной помощи путем адресной социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в государственной поддержке.
Создание условий положительной социально-экономической мобильности населения, возможностей перехода все большей части населения из менее обеспеченных групп в более благополучные. Данная задача сводится к созданию экономических условий, позволяющих трудоспособному населению за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая приобретение и содержание комфортного жилья, пользование улучшенными услугами в сфере образования и здравоохранения, а также достойный уровень жизни в пожилом возрасте. В средствах массовой информации необходимо постоянно поднимать престиж труда как основы жизненного успеха.
Легализация доходов населения. Необходима разработка муниципальных механизмов повышения заинтересованности граждан в легализации доходов (ипотека, потребительский кредит, пропаганда значимости экономического успеха и т.п.). На уровне района необходимо постоянное разъяснение рациональности введения индивидуальных накопительных пенсионных схем. Это будет вынуждать работников беспокоиться о том, чтобы зарплата получалась не в конверте, а проходила легально, поскольку от этого зависят их отчисления на собственный будущий пенсионный счет. Общее направление действий: создание благоприятного налогового климата и внедрение таких механизмов, которые побуждают работника договариваться с работодателем о легальных конструкциях выплаты доходов. Значительную роль в формировании таких механизмов могут сыграть профсоюзы.
Общий рост доходов населения и их легализация увеличит финансовые поступления в бюджет района.
Задача обеспечения населения района доступным и комфортным жильем будет решаться в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и четырех областных жилищных программ: "Свой дом", "Ипотечного жилищного кредитования Липецкой области", "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года", "Социальное развитие села до 2010 года", направленных на обеспечение государственной поддержки населения в строительстве и приобретении жилья.
Основными направлениями решения жилищной проблемы станут:
- увеличение объемов строительства жилья;
- обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
- использование механизмов ипотечного кредитования для субсидирования граждан при приобретении (строительстве) жилья;
- обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями на условиях социального найма.
Важнейшим фактором формирования рынка доступного жилья является увеличение предложения жилых помещений, которое в условиях значительного дефицита жилья может быть обеспечено только за счет увеличения объемов жилищного строительства.
Для обеспечения устойчивого роста объемов жилищного строительства:
- в границах с. Тербуны определен участок в 26 га для индивидуальной жилищной застройки, так как строительство жилых домов усадебного типа является наиболее перспективным направлением;
- ОГУП "Свой дом" запланировано строительство 33-квартирного жилого дома и с.Тербуны;
- в целях решения проблемы обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в 2009 году по программе "Газификации газораспределительных сетей по Липецкой области до 2010 года" проведено 1268 м. газопроводов высокого и низкого давления. ОАО "Липецкэнерго" за счет инвестиционной программы провело строительство более 4 км. электролиний ВЛ-0,4 кВ.
По инвестиционной программе ОАО "Липецкэнерго" в 2010 году будут построены линии к жилым домам в с. Б-Поляна, по улицам Садовая, Первомайская, Спортивная, Зеленая, Южная и т.д.;
- имеется в наличии 48 земельных участков на улицах с коммунальными сетями;
- активно осваиваются и применяются прогрессивные технологии, такие как монолитное и сборно-монолитное домостроение. Достоинства этих технологий заключаются в возможностях новых планировочных решений квартир, экономии строительных материалов, снижении расхода тепла на обогрев дома, увеличении срока его эксплуатации.
6.4. Повышение доступности муниципальных услуг
На протяжении последних лет взят четкий курс на всемерное укрепление системы здравоохранения.
Значительное внимание уделяется развитию первичной медико-санитарной помощи. Увеличено количество подворных обходов, проводится работа с жителями, ведущими асоциальный образ жизни, осуществляются комплексные обследования мужского и женского населения на поступившем современном оборудовании. Своевременное выявление заболеваний, их диагностика позволяет начать лечение, которое в большинстве случаев может и должно оказаться эффективным. Увеличилась доля посещений на дому с 4,7 до 5.
На базе ЦРБ открыт Центр здоровья, прием ведется на бесплатной основе, имеющееся оборудование позволяет проводить широкую диагностику состояния здоровья человека, на основании которой даются рекомендации по укреплению здоровья и, При необходимости, назначается лечение. Завершается капитальный ремонт и оснащение Второй Тербунской участковой больницы, планируется строительство врача ОВП в Березовском поселении.
Одна из основных задач - внедрение современных технологий в сфере профилактики, диагностики, лечения и реабилитации социально значимых заболеваний. Этому будет способствовать и реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, в рамках которого предполагается внедрение перспективных медицинских технологий, укрепление материально- технической базы и кадрового потенциала.
Развитие инфраструктуры физкультуры и спорта является одним из важнейших условий улучшения здоровья населения, популяризации здорового образа жизни и стабилизации демографической обстановки. Основными задачами в этой области являются реконструкция имеющихся спортивных объектов и строительство новых, расширение ассортимента услуг, в том числе бесплатных, в области физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни.
В сфере образования проводится работа по повышению качества образования, приведению системы образования в соответствие с перспективными потребностями социально-экономического комплекса района.
Продолжается работа по созданию сети базовых школ как ресурсных центров, обеспечивающих реализацию программ профильного обучения, приобретаются специализированные автобусы для перевозки школьников.
Предполагается увеличение количества мест в детских дошкольных учреждениях за счет строительства новых зданий, реконструкции и строительства пристроек к действующим детским садам, открытия дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях и групп кратковременного пребывания в образовательных учреждениях.
Очевидно, что темпы экономических преобразований должны соответствовать динамике социокультурных изменений. Стратегия предполагает, что в процессе социальных преобразований в районе значение культуры должно возрасти.
Основные приоритеты культурной политики - сохранение и развитие культурного наследия, с целью формирования привлекательного образа российского народа и государства.
Главными задачами в сфере культуры будут сохранение и развитие культурного достояния района, творческого наследия Тербунского края, его самобытной культуры, народных традиций, обычаев, обрядов и промыслов, бережно передаваемых молодому поколению, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам всех слоев населения.
Намечается уделять особое внимание вопросам развития коллективов художественной самодеятельности, созданию новых творческих коллективов, привлечения в сферу культуры и искусства талантливой молодежи в целях дальнейшего улучшения организации досуга населения.
Продолжилась работа по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти района. Утверждено 36 административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг, что сделало порядок их оказания (предоставления) прозрачным и понятным для населения. Планируемое создание и развитие многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) позволит поднять на качественно левый уровень организацию информационного обмена и предоставления услуг населению.
Решением Совета депутатов Тербунского муниципального района Липецкой области от 9 августа 2013 г. N 411 раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции
7. Инвестиционная деятельность
Одним из условий динамичного развития экономики муниципального образования является развитие инвестиционных процессов, что находит свое отражение в состоянии инвестиционного потенциала района. Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы, определяя уровень технологической основы и эффективности материального производства.
Недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на структурных изменениях в экономике муниципального образования и не позволяет достичь желаемых темпов экономического роста, что определяет необходимость разработки эффективных инструментов для создания благоприятных инвестиционных условий в районе, способных обеспечить стабильный приток инвестиций.
Тенденции и закономерности развития инвестиционных процессов в современной экономике России имеют явный перекос в сторону коммерческих интересов, требуется разработка новых подходов их формирования с целью обеспечить не только количественный, но и качественный рост инвестиций, отражающийся в увеличении социальной и бюджетной эффективности.
В основу инвестиционного развития Тербунского района положена концепция ускорения социально-экономического развития района, кардинального повышения жизненного уровня населения путем развития инвестиционной деятельности, обеспечения благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику района, достижения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности отраслей хозяйственного комплекса района.
Ключевые показатели
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, тыс. руб. |
25,0 |
44,4 |
17,8 |
64,1 |
80,8 |
82,5 |
Доходы консолидированного бюджета района от предприятий-участников ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны", тыс. руб. |
10457,9 |
14274,6 |
9477,3 |
6573,4 |
5126,6 |
7625,9 |
Тенденции развития
1. Развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа регионального уровня "Тербуны" и в связи с этим рост инвестиционного потенциала района.
2. Появление средних предприятий, преимущественно осуществляющих деятельность в реальных секторах экономики, которые могут стать основой для формирования производственных кластеров.
3. Постепенное снижение территориальной дифференциации малого бизнеса за счет активного развития предпринимательства в сельской местности.
4. Существенное расширение форм поддержки предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Ключевые проблемы
1. Отсутствие стартового капитала для организации собственного дела у значительной части населения, особенно в сельской местности.
2. Недоступность банковских кредитов из-за отсутствия залоговой базы, высоких процентных ставок и жестких требований к заемщикам.
3. Недостаток квалифицированных кадров.
4. Высокие тарифы естественных монополий.
Риски
1. Нестабильная экономическая ситуация, снижение платежеспособного спроса населения.
2. Дальнейший рост тарифов на энергоносители и ГСМ.
3. Потеря рынков сбыта из-за вступления России в ВТО.
4. Ужесточение конкуренции за доступ к ресурсам.
Приоритетные цели и задачи по их достижению
Цели |
Задачи |
1. Дальнейшее создание и развитие различных производств в ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны" и на территориях муниципальных образований |
1. Привлечение инвесторов на территорию Тербунского района 2. Достижение устойчивого экономического роста и конкурентоспособности отраслей хозяйственного комплекса района |
2. Формирование благоприятных стартовых условий для организации малого предпринимательства и комфортной бизнес-среды для ведения предпринимательской деятельности |
3. Дальнейшее расширение видов поддержки и их адаптация к требованиям времени |
3. Преодоление территориальной асимметрии в социально-экономическом развитии района |
4. Повышение качества управления реализацией разработанных проектов с целью получения плановых показателей их эффективности |
7.1. Потенциал района
Тербунский район характеризуется выгодным географическим положением и значительным потенциалом (природно-ресурсным, производственным, трудовым, инфраструктурным, историко-культурным).
Протяженность автомобильных дорог составляет около 592 км, в том числе около 400 км - с твердым покрытием. В районе отсутствуют федеральные трассы, однако, региональные трассы связывают районный центр с г. Липецком, Ельцом, Воронежской, Тульской, Курской и Орловской областями, имеется выход на федеральную трассу М4 "Дон". По территории района проходит Юго-Восточная железная дорога.
Расстояние от с. Тербуны до г. Липецка - 126 км, г. Москвы - 495 км, г. Воронежа - 120 км.
Общая площадь пашни составляет свыше 88 тысяч га, земли фонда перераспределения - 0,8 тыс. га. Есть возможность выделения 850 га под инвестиционные площадки.
В районе имеются месторождения полезных ископаемых. Наиболее распространенные - трепельные глины, кирпично-черепичное сырье, цветные пески. Уникальное Казинско-Михайловское месторождение кремнисто-глинистого сырья имеет широчайший спектр применения в различных отраслях народного хозяйства.
Площадь лесов составляет около 5,5 тысяч га, по территории района протекают реки Олым, Кобылья Снова, Олымчик, имеется 52 водных объекта (прудов). Историко-культурное наследие района представлено 21 объектом, все - охраняемые.
На территории района расположены ландшафтно-геологические памятники природы: Тербунские песчаники, Конь-Камень, песчаники реки Олымчик, Апухтинские песчаники, ландшафтный памятник - Романов лес; дендрологические памятники: парк в с. Тульском и парк в селе Борки.
Трудовые ресурсы района (13,6 тыс. чел.) составляют 60,6% от общей численности населения. Из общей численности трудовых ресурсов занято в экономике района 10,9 тыс. чел. (80%), обучаются с отрывом от производства - 723 чел. (5%), работают за пределами района - 1057 чел. (7,8%), не занято в экономике района - 736 чел. (5,4%).
Не используется в экономике района свыше 27,7 тыс. кв. м помещений, в т.ч. 23 тыс. кв. м - животноводческих и 1,6 тыс. кв. м - производственных. Промышленный комплекс района состоит из 4 предприятий и представлен в основном обрабатывающей промышленностью.
Крупнейшие предприятия: филиал ЗАО МПБК "Очаково" и ООО "Тербунский Гончар".
К промышленно-ориентированным территориям относится Тербунское поселение, так как на его территории расположена ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны".
Основу экономического потенциала остальных сельских поселений составляет сельское хозяйство. Производством сельскохозяйственной продукции занимаются 6 крупных и средних предприятия, 2 обособленных подразделении, 11 малых предприятий, 108 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
В районе производится 6,7% зерна, более 6% сахарной свеклы, 11% молока и 6,3% мяса от общих объемов сельскохозяйственной продукции области.
Одно из приоритетных направлений сельского хозяйства - производство зерновых и зернобобовых культур, сахарной свеклы, молочное скотоводство и свиноводство.
Наиболее развитыми сельскохозяйственными территориями являются Борковское, Покровское, Березовское, Тульское, Казинское поселения. На их территории расположены такие предприятия, как ООО "Борковское", ОП "Агрофирма Трио", ОСП "Березовка", ОП ОАО "Липецкмясо" и ОП ЗАО "Липецкмясо", специализирующиеся на развитии растениеводства, молочного и мясного животноводства.
На фоне комплексно развивающихся поселений выделяются узко специализированные, где развитие получило лишь растениеводство. Ориентация на одну отрасль (производство зерна) Зареченского, Озерского, Новосильского и В-Полянского поселений в сочетании с периферийным положением тормозит их развитие.
В марте 2013 года утвержден комплексный план территориального развития Тербунского района до 2016 года, направленный на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Тербунского района на период до 2020 года.
Комплексный план в картографической форме разработан в целях повышения качества принимаемых управленческих решений, оптимального размещения производственной, инженерной и социальной инфраструктуры.
План развития учитывает цели, задачи и основные направления социально-экономической политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогнозы Липецкой области и Тербунского района и разработан на основе анализа сложившейся в районе социально-экономической ситуации, основных проблем и предпосылок для их решения, необходимости повышения конкурентоспособности экономики района за счет привлечения инвестиций, инновационного обновления, прежде всего, в целях выравнивания развития территорий.
Основными целями разработки комплексного плана являются:
1. Повышение благосостояния и качества жизни населения, формирование здорового образа жизни.
2. Создание инновационной и конкурентоспособной экономики в районе.
3. Гармоничное развитие личности через призму решения проблем молодежи.
В основу комплексного плана развития Тербунского района положено кластерное развитие территории района. Исходя из действующих в настоящее время объектов образования, здравоохранения, культуры, размещению промышленных предприятий и крупных сельхозтоваропроизводителей, анализа проведенной демографической ситуации, район условно разделен на 5 зон (кластеров).
Разработаны генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений, согласованные и утвержденные схемы территориального планирования размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
7.2. Территориальное развитие производительных сил
Целями развития производительных сил района являются:
- обеспечение динамичного социально-экономического развития;
- выравнивание территориальной дифференциации;
- обеспечение занятости населения, особенно сельского.
Задачи развития производительных сил района включают:
- привлечение инвесторов в экономику и социальную сферу;
- развитие особой экономической зоны регионального уровня промышленно-производственного типа "Тербуны" (далее ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны");
- создание новых и модернизацию существующих производств;
- вовлечение в экономический оборот потенциала района;
- развитие малого и среднего бизнеса в сельских поселениях.
Предполагается максимально сконцентрировать финансовые, трудовые, административно-управленческие ресурсы в секторах - "точках роста" экономики (Приложение N 3).
На развитие производств с высокой долей добавленной стоимости направлено создание на территории района ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны", где будет создано дополнительно более 1000 рабочих мест.
Создание "точки роста" промышленно-производственного типа на территории Тербунского поселения даст импульс развитию всех поселений района и будет иметь мультипликативный эффект, так как с развитием ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны" будут активизироваться все формы хозяйственной деятельности (строительство, логистика, риэлтерская деятельность, торгово-ярмарочная деятельность, гостиничный бизнес и др.), модернизироваться и создаваться новые рабочие места. Через развитие производственно-технологических связей, поставок комплектующих получит развитие межмуниципальная кооперация.
Размещение предприятий строительной отрасли в ОЭЗ РУ ППТ "Тербуны" повлечет развитие добывающей промышленности, в частности дальнейшую разработку уникального Казинско-Михайловского месторождения кремнисто-глинистого сырья.
В агропромышленном комплексе упор будет сделан на развитие мясного и молочного животноводства.
Для переработки собственной продукции растениеводства и обеспечения кормами животноводческой отрасли планируется в Тербунском поселении строительство элеватора и комбикормового завода, создание технопарка. В целях обеспечения животных минеральными подкормками планируется строительство завода по производству премиксов, объем инвестиций около 800 млн. руб.
Для развития новых производств предусматривается использовать такой резерв развития производительных сил, как неиспользуемые помещения (производственные, животноводческие, пустующие административные и находящиеся в муниципальной собственности), что позволит разместить новые предприятия на имеющихся площадях с минимальными затратами. (Приложение N 1).
Дополнительное развитие поселений района возможно с привлечением малого бизнеса и вовлечением в оборот неиспользуемого потенциала муниципальных образований.
Во всех сельских поселениях возможна реализация перспективных инвестиционных проектов:
- создание семейных молочных, откормочных, овцеводческих ферм;
- выращивание овощей открытого грунта, картофеля, в т.ч. для производства чипсов;
- выращивание цветочной рассады, саженцев декоративных культур;
- засолка и квашение овощей, грибов;
- организация семейного отдыха и сельского туризма. (Приложение N 2).
Предполагается возродить промышленное садоводство в Кургано-Головинском и Урицком поселениях. На территории Тербунского поселения планируется производство овощных, фруктовых (ягодных) полуфабрикатов глубокой заморозки. Это обеспечит переработку овощной и плодово-ягодной продукции, производимой внутри района, а также потребует расширения посевных площадей под этими культурами.
На территориях Березовского, В-Тербунского, Урицкого поселений будет продолжено выращивание картофеля на полях ОСП "Березовка", ИП Золотухин, ООО "Сельхозинвест", а также во всех поселениях на базе ЛПХ. Также планируется увеличение посевов подсолнечника и производство растительного масла.
Предполагается более широкое внедрение механизмов межмуниципальной кооперации.
Развитие деревообрабатывающих производств в Тербунском, Урицком, Новосильском поселениях обеспечит их сотрудничество с ЛОГУП "Тербунский лесхоз" и районами области, на территории которых расположены лесничества (Липецкий, Задонский и другие).
Выращивание саженцев декоративных культур, цветочной рассады предполагается на территориях всех сельских советов.
Планируется задействовать водные объекты практически во всех поселениях для организации спортивного рыболовства, семейного туризма и отдыха. В поселениях с богатым историко-культурным наследием перспективна организация туристских маршрутов по историческим местам. Так, в с. Борки (Борковский сельсовет) расположен памятник истории регионального значения - усадьба Великого Князя А.В. Романова начала XX века, в селе Бурдино (В-Тербунский сельсовет) - Вознесенская церковь 1790 года постройки, в селе Покровка (Покровский с/совет) - церковь Покровская. В Солдатском, В-Полянском, Озерском, Тульском поселениях находятся храмы постройки первой половины XIX века, относящиеся к памятникам местного значения.
Развитие в районе современного туристского бизнеса повлечет формирование сопутствующей инфраструктуры и услуг в Борковском, Тульском, В-Тербунском, Урицком, Зареченском, Озерском поселениях (ресторанный, гостиничный бизнес, автоперевозки, производство сувенирной продукции).
Придорожный сервис (предприятия общественного питания, гостиничного бизнеса, сервисного обслуживания автотранспорта, в том числе большегрузного) будет развиваться в с. Тербуны, В-Тербунском, Б-Полянском, Озерском, Солдатском поселениях, расположенных на региональной трассе Тербуны - Хлевное, выходящей на федеральную магистраль М4 "Дон".
Формирование новых производств приведет к снижению территориального неравенства и уменьшению диспропорции в развитии поселений района, обеспечению занятости сельского населения.
Прогнозные показатели
развития ОЭЗ в Тербунском районе
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
_ |
2015 г. |
2025 г. |
О Объем иинвестиций, млн.руб. |
1170 |
720 |
3020 |
4300 |
3100 |
2210 |
1700 |
_ |
- |
- |
ССоздание ррабочих мест, чел. |
260 |
500 |
1000 |
1700 |
2350 |
3100 |
3550 |
_ |
4000 |
8000 |
И Объем производства, млн. руб. |
697 |
1570 |
2245 |
7200 |
13175 |
14270 |
14800 |
_ |
18950 |
41690 |
Развитие ОЭЗ РУ промышленно-производственного типа способствует формированию других форм хозяйственной деятельности - строительства, логистики, торгово-ярморочной деятельности, гостиничного бизнеса и т.д.
Показатели
результативности реализации стратегических целей
Ожидаемые результаты реализации стратегии развития | ||||
Наименование параметра |
Значение параметра по годам |
|||
2006 |
2010 |
2015 |
2020 |
|
Объем промышленного производства в млн. рублей темпы роста, раз |
629 - |
14000 22 |
19650 31 |
31200 50 |
Продукция сельского хозяйства млн. руб. Темпы роста, раз |
645 - |
1220 1,89 |
1730 2,7 |
2000 3,1 |
Розничный товарный оборот в млн. рублей темпы роста, раз |
557 - |
1188 1,6 |
2090 2,8 |
3300 4,6 |
Денежные доходы на душу населения рублей темпы роста, раз |
4550 - |
8190 1,8 |
3260 2,9 |
9430 4,3 |
Средняя заработная плата дублей в месяц темпы роста, раз |
5631 - |
0700 1,9 |
7450 3,1 |
25900 4,6 |
Средняя продолжительность жизни |
67,5 |
71,9 |
72,1 |
72,8 |
Ввод жилья кв. м общей площади |
7106 |
5000 |
2000 |
0000 |
Доходы консолидированного бюджета в млн. рублей в том числе собственные в млн. рублей |
332 95 |
465 300 |
650 460 |
910 690 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.